Алексей Мануйлов рассказал, как составляется чарт ЕвроХит Топ 40

25 декабря гостем шоу Week&Star стал автор и ведущий чарта ЕвроХит Топ 40 Алексей Мануйлов! Читай интервью ниже или подписывайся на подкаст, мы есть в Apple Podcasts, Google Podcasts, Castbox, «Яндекс.Музыке».

Александр Генерозов: На Европе Плюс сегодня с нами самый ожидаемый и самый неожиданный гость. Мне, кажется, в первый раз не приходится рассказывать, где у нас студия, нужны ли нам наушники и какую музыку мы обычно слушаем – он сам кому хочешь расскажет и про музыку, и про чарты, и про исполнителей, да скажу честно, для этого мы его и пригласили. Автор и ведущий чарта ЕвроХит Топ 40 – Алекс Мануйлов! Привет, дружище, и всем моё предновогоднее здравствуйте!

Алексей Мануйлов: Привет, Саша, и привет всем, кто нас слушает! Ты знаешь, я прежде всего вот что хотел сказать. Я себя ощущаю сейчас не очень привычно, не совсем обычно, потому что я привык уже много лет приходить в студию как домой, а сейчас себя ощущаю немножко «как в гостях», поэтому у меня какие-то противоречивые чувства. Но это состояние эксклюзивноеоно бодрит, поэтому спасибо тебе большое, что позвал в программу Week&Star, мне очень приятно, правда!

Александр Генерозов: Классно! Ребята, ну какой голос, как потрясающе это всё звучит! И скажи, а ты вообще когда-то с этой стороны сидел у микрофона, доводилось? У тебя нет ни ползунков, ни кнопочек любимых тут, да?

Алексей Мануйлов: Нет, с этой стороны у микрофона – нет, ни разу, ни разу! Да, и вот когда ты сказал сейчас «в Москве 17:00», я уже рот открыл, это же часовая обивка, и я должен был говорить, и тут Генерозов, нет!

Александр Генерозов: Ну смотри, ты ведь был столько раз интервьюером, и был интервьюируем неоднократно. Где, на твой взгляд, больше шансов проколоться, налететь на такое звонкое фиаско?

Алексей Мануйлов: Хмм… Ну всё очень относительно. Всё зависит от гостя, от твоего душевного состояния, от разных факторов, и можно проколоться и с той стороны, и с другой. Поэтому всё очень-очень непредсказуемо бывает.

Александр Генерозов: Ну что ж, давай про ЕвроХит Топ 40. И вот представь, я как слушатель «запал» на какой-то трек, я нажал кнопочку на сайте Европы Плюс, проголосовал, и моя работа закончилась. И тут начинается работа составителя чарта. Что дальше происходит, рассказывай!

Алексей Мануйлов: Ну давай так, я зайду издалека может, чтобы наша аудитория и наши слушатели понимали, о чём идёт речь. Я хочу сказать, прежде всего, что радио сегодня – это не только творчество, но ещё и математика. Да, просчитывается всё. А что касается чарта, то чартов в мире очень много, это и по стримам, по просмотрам, продажам физических носителей и так далее. Есть объединённые чарты, когда считается всё – и стримы, и продажи, радиопрокрутки, и так далее – как в Billboard 100. А наш ЕвроХит Топ 40 – это в чистом виде классический r-play, радиочарт. Принцип простой и понятный – это больше, чаще, выше. Чем больше хочется слушать ту или иную песню, тем она должна чаще крутиться в эфире, и тем выше у неё будет позиция в хит-параде. А вот как мы понимаем, что она должна быть востребована? Проводятся исследования, разумеется. Специальные компании – я сейчас не буду углубляться в какие-то дебри и подробности, но есть компании, которые проводят исследования выборки нашей целевой аудитории, в том числе музыкальной базы. И мы понимаем, приходят результаты, какая песня востребована, а какая угасает. Какую нужно почаще крутить, а какую нужно уже, ну немножко «задвинуть». В том числе и голосование на сайте – это тоже очень важная составляющая. И вот, суммируя все эти источники исследований, у нас складывается такая объективная картинка – кто востребован, а кто уже не очень. Вот эта математика заканчивается чартовая, и начинается уже творческий процесс, наполнение рубрик и так далее и тому подобное, информация про артистов, ну и вся вот эта творческая кухня. Вот в двух или в 22 словах примерно так наш чарт готовится, и что он из себя представляет. То есть всё честно: хотите слушать песню – она будет чаще звучать, нет – увы! Поэтому, если вам будут звонить и спрашивать: «Можно мы вам прокрутим несколько фрагментов» – этот звонок очень важен для нас! Ну и для вас, конечно!

Александр Генерозов: Это точно! Ну и слушай, а на какую строчку максимально на твоей памяти мог запрыгнуть новичок, дебютант чарта? Или это всегда сначала 39-е и так далее?

Алексей Мануйлов: Нет, нет, не всегда! Чарт этим и интересен, что всё непредсказуемо, он может запрыгнуть куда угодно, и у нас, по-моему, было на третью или на вторую позицию сразу.

Александр Генерозов: Да ладно!

Алексей Мануйлов: Да, было такое, если я не ошибаюсь. Хотя ты знаешь, я не живу прошлым, я живу настоящим и будущим только. Есть люди, которые «историю тянут» – я понял, что нет, это не моя тема. Но могут быть совершенно неожиданные дебюты, и это нормально для чарта, он должен быть таким, обязан просто быть таким.

Александр Генерозов: Ну и этот турбо-старт, он собственно ни к чему не обязывает?

Алексей Мануйлов: Абсолютно! На этой неделе прокатил, а на следующий уже всё, может в минус уйти, запросто!

Александр Генерозов: Слушай, ну вот мы говорим «честный чарт», а всегда найдутся люди с такой универсальной реакцией: «Ага, конечно, да!» Не хейтеры, но скептики 99 уровня. Вот тебя цепляет такое, или это – ну хоть корявенькое, но внимание тоже?

Алексей Мануйлов: Ну нет, я уже привык ко всем инсинуациям, которые бывают и которые появляются порой. Я понимаю этих людей, потому что всем кажется, что если мне нравится эта песня, то она должна быть выше и под номером один – это нормально, нормально абсолютно. Но сегодня ты номер 22, а завтра ты будешь уже номер два, а потом номер один – это дело времени, вопрос времени. Поэтому, конечно пишут люди: «Вот почему эта песня не попала, почему она так низко?» Подождите, ребята, пройдёт пару недель, и она взлетит наверняка! Поэтому к таким обращениям я отношусь совершенно спокойно и нормально. Я даже рад этому, потому что люди неравнодушны, а реагируют на то, что происходит у нас в хит-параде.

Александр Генерозов: Ладно, вот трек пробился наверх. Как считаешь, он с этого момента живёт уже какой-то своей жизнью, независимой? То есть, продюсеры, музыкант – они сделали всё, что уже возможно, в студии? Или от того, как они будут поддерживать, прокачивать, снимут ли видео – зависит его судьба, в том числе ЕвроХит Топ 40?

Алексей Мануйлов: Дальше – нет, больше ничего не зависит. Всё, трек прокачанный, хит состоялся, он взлетел на самую вершину и всё, он достиг своего. А дальше уже продержаться может 2-3 недели, а может упасть на следующий, или через семь дней на какую-то другую позицию. Поэтому от продюсеров и от менеджмента артистов ничего не зависит, только зависит от наших слушателей, только от голосования, только от того, что люди хотят слышать. Понимаешь, чарт – пусть это будет звучать немножко пафосно, но это как зеркало, отображающее популярность той или иной песни. Сейчас вот в данный момент.

Александр Генерозов: Ну а ты для себя как-то объясняешь вот эту синусоиду, ну вот он сейчас там чуть популярнее, потом меньше, потом опять? Или это судьба, вот они вот такой вот волной потихоньку и уходят.

Алексей Мануйлов: Саш, я скажу честно: я никогда ничего не угадываю, я вот я тебе скажу больше, в музыкальной редакции, они получают цифры и считают, занимаются математикой и порой меня начинают мучить: «Ну что, кто сегодня, как ты думаешь, кто будет на этой неделе на первом месте?» Ну я там набрасываю пару-тройку вариантов и всегда мимо! Может быть, это и хорошо для меня тоже, я считаю. Потому что есть элемент неожиданности. Если всё предсказуемо – это очень скучно!

Александр Генерозов: Ну вот смотри, ты же должен по определению быть беспристрастен, а с другой стороны – такому не поверят, если ты абсолютно холоден? Ты вроде должен за кого-то болеть. И это получается какая-то Сцилла и Харибда? Ты должен проскочить, вроде и симпатии высказать, и должен остаться беспристрастным.

Алексей Мануйлов: Нет, дело не в симпатиях, а дело в том, что мне каждый хит, каждый трек интересен в нашей сороковке! Вот и всё, я понимаю, что даже если где-то мне какая-то песня может быть уже поднадоела, я прекрасно себя отдаю отчет, что для кого-то она – номер один в его личном рейтинге. И кто-то, может быть, получает заряд позитивных эмоций, когда её слышит, поэтому я не имею никакого морального права сказать: «Ну это так себе, ребята, история». Вот поэтому я должен оставаться беспристрастным, с одной стороны. А с другой стороны, я должен выказывать своё мнение, в том плане, что все 40 позиций, все 40 треков, все 40 хитов – это все сегодня the best для меня, все номер один, с 40-й по первую позицию.

Александр Генерозов: А бывала такая ситуация, что без единого русскоязычного трека – это теоретически может быть?

Алексей Мануйлов: Да не припомню такого, у нас русских песен не так много, они все заметны. И, как правило, всегда попадают в чарт. Вопрос, на какой позицию.

Александр Генерозов: А к какому ты типу артистов тогда отнёс бы моего нового любимчика Sheba? Это всё-таки наш артист, получается? Вот у него интересная история, потому что он поёт на безупречном английском, но, вроде бы, и для нашей аудитории?

Алексей Мануйлов: Sheba очень классный, это для меня открытие настоящее, парень, чувствуется, что живёт и горит этим делом, и у него очень хороший продакшн, очень хорошая музыка. Я думаю, что, если он не будет тормозить, не остановится на достигнутом, мы ещё очень-очень много услышим о Sheba в 2023 году. Но, конечно же, он наш. И я уверен, что он будет петь ещё и на русском в том числе.

Александр Генерозов: Да я тоже так думаю! Все они так начинают, а потом – раз, и как-то на русском.

Алексей Мануйлов: Обязательно он к этому придет, хотя английский у него и правда очень классный, и музыка на уровне. И, кстати, сейчас он в чате несколько недель, и он пока без провалов, только поднимается. Да, по чуть-чуть, по одной, по две позиции, но он идёт вверх, что радует. Тьфу-тьфу-тьфу, чтобы не сглазить!

Александр Генерозов: Минимум слов, максимум информации, вопросы покороче, а ответы в любом формате. Сложные имена музыкантов, которые странно пишутся, бывало, что на ком-то так на минуту: «Как, как это читать вообще?»

Алексей Мануйлов: Нет, не бывало, потому что я так долго работаю на радио в эфире, что уже нет никаких проблем с именами и запоминанием и с произнесением. Нет, такого не припомню!

Александр Генерозов: Любимая песня, трек в твоих наушниках или в аудиосистеме, на чем мы тебя могли поймать?

Алексей Мануйлов: Слушай, вот у меня в телефоне вообще нет музыки, я просто, знаешь, люблю прийти домой, я обожаю наушники хорошие, у меня дома целая коллекция. Прийти, надеть наушнички, открыть YouTube и посмотреть концертную версию чего-нибудь в хорошем качестве и оказаться как бы на концерте – вот это я обожаю!

Александр Генерозов: Голос – это инструмент. Что нельзя: кричать на футболе, есть орехи, расскажи нам свой личный стоп-лист?

Алексей Мануйлов: Да, нельзя есть, нельзя пить до. А после эфира уже можно расслабиться.

Александр Генерозов: Сажал голос сам когда-либо?

Алексей Мануйлов: Да, было дело, и это страшно, потому что больше ничего делать не умею, кроме как работать голосом, и ты понимаешь: «Чёрт, а что же будет дальше?» Надо беречь себя, чуть-чуть простываешь когда – связки садятся, и всё! Бывало такое, но лучше, чтобы это не повторялось!

Александр Генерозов: А кстати, постучал сейчас по столу – суеверен ли ты?

Алексей Мануйлов: Не всегда. Но бывает.

Александр Генерозов: Ты диджей на радио. А пробовал миксовать в клубном смысле?

Алексей Мануйлов: Нет, никогда, никогда. Я об этом иногда жалею, но уже лень начинать.

Александр Генерозов: Ладно, если не диджейский пульт, то клавиши или гитара?

Алексей Мануйлов: Я в детстве учился играть на фортепиано, сейчас вспомню один такт, «К Элизе» Бетховена даже могу сыграть, только один такт, и всё!

Александр Генерозов: Слушай, ну ты радиодиджей, ты же представляешь перед собой миллионную аудиторию, перед нами сейчас. Ты её как-то визуализируешь себе?

Алексей Мануйлов: Нет! Уже давно нет, у меня есть такой эффект раздвоения личности. То, что я говорю – я должен, прежде всего, сам оценить со стороны. И я как бы сам с собой разговариваю. Я никого не представляю, ну это я бы с ума сошёл, понимаешь?

Александр Генерозов: А бывает так, что подводку никак не можешь найти, вот и так, и сяк, думаешь – да что ж такое?

Алексей Мануйлов: Слушай, ну всегда всё по-разному бывает, так что какое-то слово просто зацикливается, и ты не можешь его найти. Вот просто одно слово, иногда бежишь к коллегам, и спрашиваешь: «Слушай, а как это можно обыграть?» Да, а бывает, что всё просто льётся как прямо ручеёк. От каких-то факторов зависит – я не понимаю, как это происходит всё. Бывает так, что одну подводку рожаешь несколько минут, а бывает, что за пару секунд рождается всё. Непредсказуемо!

Александр Генерозов: Ну ты себя гоняешь как-то из зоны комфорта, знаешь, как коучи нас учат: «Надо себя всегда подстёгивать», или уже «слушай, ну сколько можно?»

Алексей Мануйлов: Понимаешь, я могу прийти в любом настроении на эфир, но когда я включаю микрофон, я понимаю, что я погружаюсь совершенно в другой мир, в мир эфирный, в мир музыкальный и, надеюсь, что это получается!

Александр Генерозов: Хорошо. Как и сказал в начале, у нас год заканчивается! А это значит, что где-то через неделю подведутся итоги годового чата. И скажи, это совсем другая история ведь? Надо как-то учесть тех, кто сиял в марте, тех, кто блеснул в июне, когда люди в отпусках были, и тех, кто сейчас? Вот рассказывай!

Алексей Мануйлов: Да, 31 числа в 17:00 у нас итоги года – это главный чарт, и к нему пристальное внимание, будет лучшая сороковка 2022 года. Ну и понятное дело, что могли бы просто взять, посчитать количество первых мест артиста «X», например, и он станет первым в 2022 году, но это не так интересно, пропадает всякая интрига. Поэтому мы за месяц активируем голосование за лучшие хиты 2022 года. Потому что в нашей аудитории слушатели должны еще раз оценить, вспомнить: «Да, я голосовал вот за этого артиста, но все-таки в этом году вот этот был круче, и я все-таки отдам ему голос!» И поэтому появляется некая история и какая-то непредсказуемость итогового чарта. Этим-то он и интересен, поэтому это голосование может во многом повлиять. Даже если трек, если хит был несколько раз на первом месте, значит, в году он может легко не занять «номер один» по итогам года.

Александр Генерозов: Ну а январский трек – он уже отгремел, всё уже, вроде бы – бывало такое, что он год реально бомбил вот и остался в воспоминаниях и плейлистах?

Алексей Мануйлов: Да, конечно!

Александр Генерозов: Слушай, ну это вот меня просто натолкнуло на мысль, что это подобие уже какой-то наградной церемонии! И я вспомнил, что ты вёл и русскую трансляцию «Грэмми», и «Евровидения». И данный опыт вообще, скажи, это совсем другая история нежели радио? Или, в принципе, по большому счету это одно и то же?

Алексей Мануйлов: С одной стороны, это одно и то же, со стороны того, что мы в развлекательном формате работаем. С другой стороны, конечно, разница есть. Немножко другой подход, когда работаешь в кадре или за кадром, но на телевизионный продукт. И в радиоэфире больше степеней свободы, я бы сказал. Я здесь себе хозяин по всем параметрам, я здесь и автор, и исполнитель, и режиссёр – а там задействованы другие рычаги.

Александр Генерозов: Ну то есть, вот «на ухо» там тебе говорят: «Так, так, немножко не так, чуть сюда» – ты про это?

Алексей Мануйлов: Да. И когда мы комментировали с Яной Чуриковой «Евровидение» в Москве, и когда озвучивали, комментировали «Грэмми» и другие церемонии – всё это интересная работа и очень большой опыт для меня.

Александр Генерозов: Ну ладно, я хочу тебе предложить, дружище, такую авантюру: давай-ка мы попытаемся нарисовать идеальный портрет абсолютного хита 2022 года – взять… Ты что это?

Алексей Мануйлов: Да я напрягся прямо (смеётся)!

Александр Генерозов: Да не пугайся, ладно! Вот давай начнём с такого. На каком бульоне он – рок, поп, инди или хип-хоповом?

Алексей Мануйлов: Всего понемножку, но всё-таки, больше, мне кажется, уклон… Ну давай в поп-дэнс какой-нибудь возьмём, да, если ты конечно не против?

Александр Генерозов: Не против, хорошо! А чьим голосом – будет звонкий девчоночий или проникновенный мужской баритон?

Алексей Мануйлов: Ну, мне кажется, это должен быть мужской голос с элементами такого почти женского вокала, в идеале. Чтобы понравился и тем, и другим, потому что аудитория нужна… о-хо-хо.

Александр Генерозов: Ну мы же идеальный рисуем, там всё возможно! А по географии? Геотеги откуда? Если уж мы рисуем абсолютный, он может везде быть, коллабы какие мощные бывают по всем точкам планеты!

Алексей Мануйлов: Ну да, в 2022 году? Ну кто у нас там, ну, наверное, Румынии было много.

Александр Генерозов: Да, кивают нам Inna и Minelli!

Алексей Мануйлов: А итальянцы? Måneskin – яркие ребята, может быть что-то вот оттуда…

Александр Генерозов: Может, в бульончик рока немножко добавим тогда?

Алексей Мануйлов: Можно глэм-рока, потому что итальянская музыка, итальянская история – всегда нам исторически нравилась, и всегда мы западали на них. Да, вот и должно быть, поскольку мы здесь, в России – Made in Russia. Что-то может от Zivert – она прекрасно по-английски поёт, и её принимают везде и повсюду!

Александр Генерозов: Да, ну что ж, эта звезда – я имею в виду абсолютного хита 2022 года, она вспыхнула в этом году, или она могла быть уже замечена в нашем чарте?

Алексей Мануйлов: Я думаю, что это должна быть звезда всё-таки с историей какой-то, с бэкграундом, но вот в прошлые годы как-то: «Ну да, есть и есть». А в этом году вспыхнула настолько ярко, что «вау!», он открылся или она открылась для нас, просто, с другой стороны, я думаю это человек с историей, но с ярким хитом именно в 2022! А если добавить о стилистике, я тут подумал, может быть, это что-то от группы OneRepublic, там Райан Теддер – они такие мультижанровые, они и поп, и рок немножко, и дэнс. А что касается географии, то да, в общем, обширная, внекоординатная. Что касается мальчик-девочка, то, наверное, это всё-таки образ The Weeknd, как мне кажется, потому что у него там есть и женские интонации, и мужские, и поэтому у него миллионная аудитория… И Гарри Стайлс там, вот!

Александр Генерозов: Такой вот получился портрет идеального обобщенного трека 2022 года! Ладно, ускоряемся для того, чтобы хоть как-то по вопросам пробежать. Вот спрашивают – куда подевался «Взгляд в прошлое» в ЕвроХит Топ 40?

Алексей Мануйлов: О-о-о, понятно! Очень хорошая рубрика, но чарт – он такой организм, он нестабильный что ли в плане рубрик. Что-то уходит, что-то приходит, я не исключаю, что «Взгляд в прошлое» вернётся через какое-то время.

Александр Генерозов: Спрашивают, будешь ли ты в записи или в прямом эфире, когда будешь озвучивать итоговый чарт?

Алексей Мануйлов: Дам пищу для размышлений, давайте так – я буду в студии в этот день, я буду в студии! Думайте, как хотите (смеётся).

Александр Генерозов: И у тебя есть шанс поздравить всех с наступающим, потому что следующий Week&Star уже в январе!

Алексей Мануйлов: Ого! Всех-всех-всех с Новым годом, с наступающим! Ребята, удачи, побольше любимых песен в 2023 году, и чтобы всё задуманное непременно исполнилось, а то, что исполнится, нас ни в коем случае не разочаровало впоследствии. С Новым годом! Сашка, и тебя тоже!

Александр Генерозов: Спасибо большое, и всех, кто нас слышит – с наступающим замечательным праздником! Пусть год будет счастливый, Александр Генерозов, Week&Star, встретимся в 2023-м, пока!

Загружается ...