«Риска нет»: Хельга Воджик – о конкуренции с нейросетями

4 июня гостьей шоу Week&Star стала художница и писательница Хельга Воджик! Читай интервью ниже или подписывайся на подкаст, мы есть в Apple Podcasts, Google Podcasts, Castbox, «Яндекс.Музыке».

Александр Генерозов: На Европе Плюс сегодня с нами девушка, которая пишет книги, иллюстрирует их, рисует скетч-карточки, в том числе и для таких гигантов, как Marvel и DC, и она только что представила новую книгу. Рад представить всем, Хельга Воджик! Привет, Хельга! И привет всем-всем!

Хельга Воджик: Привет, Саша! Доброго всем вечера, очень рада быть с вами!

Александр Генерозов: Ты у нас, между прочим, самая первая летняя гостья. Ты как – кайфуешь, или как и твой, кстати, земляк NILETTO, ждёшь снега и зиму?

Хельга Воджик: О, знаешь, у меня очень специфическое отношение к лету, у меня есть некоторая аллергии на солнце и жару, поэтому я всё-таки предпочитаю, когда прохладно. Сюда я прилетела из Тюмени, где у нас +36.

Александр Генерозов: О, хочу в Тюмень!

Хельга Воджик: Приезжайте, у нас теперь не дубак, а Дубай, будем всем рады! И когда я прилетела в ваши +10, это было для меня потрясающе!

Александр Генерозов: Ну а вообще, планы на каждое лето, которые каждый из нас делает, по-моему для того, чтобы их не выполнить и потом сожалеть о них в сентябре, ну то есть встретить рассвет, больше купаться и всё такое – ты делаешь себе такие пометки?

Хельга Воджик: Да у меня очень нудные планы на праздники – это обычно новогодний период и лето, и этот план – работать. А отдыхать я предпочитаю весной и в ноябрь. Море в ноябре просто прекрасное, обожаю!

Александр Генерозов: Ну и что ж, плавно перейдём к твоим работам. И вот знаешь, коллекционные карточки в моем восприятии – это такая реальность уже из зумерских времён. Хотя, если почитать историю, им уже полтора века. Тебе часто приходилось объяснять, вообще: «Ну карточки, вот такие прямоугольные, ну которые коллекционируют»?

Хельга Воджик: О, да! И ты знаешь, я для себя нашла такой отличный пример, который всем знаком. Ну все же смотрели голливудские фильмы? И вот там все бегают с карточками бейсболистов. А вообще, карточки начались с вкладышей в сигаретные пачки. И именно это обусловило их размер – 2,5 на 3,5 дюйма. Размер всегда одинаковый, а дальше пошло развитие, пошло развитие в спорт. То есть это карточки с любимыми спортсменами, с автографами или без автографов. И дальше, буквально лет 20 назад, выделяется направление развлекательное. Это фильмы, игры, комиксы.

Александр Генерозов: Мне кажется, ты мангу забыла?

Хельга Воджик: В Японии карточки есть, но, всё-таки, чуть другой акцент, здесь всё-таки больше Америка. И Америка, она если делает сет, то есть выпуск, который включает какую-то франшизу, и вот что вы можете там найти? Ну, возьмём, к примеру, «Игру престолов», я туда тоже рисовала, и это была моя мечта – прикоснуться к великому, я очень люблю и жду продолжения… книг!

Александр Генерозов: Да, Мартин не торопится (смеётся)!

Хельга Воджик: Точно, не торопится, да. И вот в этом выпуске вы покупаете коробочку, в коробочке лежат так называемые бустера. А в этих бустерах по пять, шесть, восемь, в зависимости от франшизы и от выпуска, коллекционных карточек. И эти карточки имеют разную степень редкости. Есть бросовые, которых будет много, и которые не будут стоить ничего. Есть с автографами, автографы тоже разные. Есть приглашенные гости эпизодические, есть автограф, например, Дейнерис, который, понятно, что будет стоить на вторичном рынке сумасшедших денег! Есть кусочки ткани от костюмов, вмонтированные в карточку. Есть даже металлические карточки, есть с искусственными бриллиантами, вот, например, Marvel Diamonds был такой выпуск ограниченный. Они разные! И вот сейчас, чем дальше идёт развитие, тем более разными они становятся. Даже есть металлические плиты, те, которыми печатали сами карточки в четырёх цветах, как вы знаете, по типографскому методу. Их нарезают и тоже вкладывают, и вы можете получить тогда совершенно уникальную карточку, она в единственном экземпляре будет. И есть скетч-карточки, вручную нарисованные разными художниками под эту франшизу на специальном бланке. И именно поэтому они имеют ценность. Они проходят аппрувинг, непосредственно в Marvel, DC, и после этого могут забанить, могут принять, и даже когда вы рисуете каких-то звёзд, таких как Патрик Стюарт из «Стартрека» – он сам лично свои портреты осматривал. И прошло, по-моему, 25% всего. Но вот мой портрет его, к счастью, прошел. И вот знаешь, есть такое ощущение, когда ты это рисуешь, что вот ты рисуешь не только любимую франшизу, но ты рисуешь проект, который будоражит сердца и имеет какое-то культурное значение, какой-то культурный код, а ты просто маленькая частичка этого проекта. И это очень здорово!

Александр Генерозов: А как это получается, то есть ты фактически видишь всю эту переписку, вот эти вот заверения? То есть ты фактически общаешься со звёздами?

Хельга Воджик: Я – нет. Есть, грубо говоря, фирма, которая покупает лицензию, и весь процесс оформления она берет на себя. Я получаю бланки. То есть, получается, нельзя вырезать 2,5 на 3,5 дюйма бумажку, нарисовать скетчик, и сказать, что вот моя карточка готова.

Александр Генерозов: Ага, то есть из школьной тетради обложку не вырежешь?

Хельга Воджик: Нет, конечно! Даже из акварельной бумаги не надо пытаться вырезать, не будет того же самого эффекта. Присылают специальные бланки, все эти бланки наперечёт. Иногда они идут с какой-то голографической наклеечкой, рамка специальная. Ты рисуешь на этом, у тебя, как у сапера, один шанс. Потому что если ошибка – как ты будешь перерисовывать, как это сделать всё?

Александр Генерозов: Вообще, вообще по-другому это дело всё представлял, честно! Ну и что ж, давай поговорим и о твоем литературном опыте. У тебя вышла книга «Архив Тирха. Коготь Кулуфины», и даже по названию понятно, что это фэнтези, а этот жанр – всё-таки штука такая чуть двойственная. С одной стороны, там уже протоптали столько троп, и, кажется, что после Толкина или того же Мартина, да и ещё сотен авторов, просто уже и делать нечего. А с другой стороны, это один из самых растущих сегментов в литературе, это жутко популярно. Получается, это как Вселенная – сколько ни лети, будут новые и новые звезды, галактики. Как ты это видишь?

Хельга Воджик: Конечно! Фэнтези – это тот пласт, где ты можешь сотворить свой мир, почувствовать себя неким таким Демиургом. Ну не знаю, ты можешь интерпретировать реальность, окружающую тебя, через сказку, через миф, добавлять какие-то элементы, совмещать. Сейчас же фэнтези – это не всегда чистый жанр, это может быть технофэнтези, фэнтези с различными абсолютно дополнениями. Ну или иллюстрированная фэнтези, в случае как у меня (смеётся).

Александр Генерозов: Знаешь, я когда читал синопсис книги, подумал, что это прекрасно ложится на такую добротную игруху компьютерную! Там везде ловушки, секреты. Сама ты играешь, «гамаешь»?

Хельга Воджик: О, у меня был период, когда мне очень нравились игры, хотя я бы не сказала, что я играю онлайн. Сейчас, когда у меня бывает выходной, и я хочу от всего отвлечься – я, конечно, побегаю в «Ведьмака», в третьего-то! Того, где: «Где ваша Цири?» «Подождите партию в Гвинт!», а так, из любимых моих олдскульных игр – это «Arcanum», «Шизариум» и «Сибирь», конечно! Это просто классика квестов!

Александр Генерозов: А хотела бы, чтобы на твои книги сделали игру?

Хельга Воджик: Конечно, это было бы просто шикарно, и, кстати, кто уже успел прочитать «Архив Тирха» – они вот эту атмосферу игры тоже отмечают. Что сюжет и герои легко легли бы в открытый мир, большой и интересный.

Александр Генерозов: И по деталям. Что такое Мэйтару в этой книге? Звучит чуть по-японски, это от этого?

Хельга Воджик: Да нет, у меня Земля, в их понимании, это «Тару», и «Мэй» – это главное божество на этом материке, который полностью покрыт пустынями. Мэйтару – это один из материков большого мира, и этот мир лишен людей. То есть, если вы устали от соседей или ещё кого-то, или вы немножко мизантроп – добро пожаловать ко мне!

Александр Генерозов: Мне кажется, это ты так свою социофобию пролечиваешь маленько! Ладно, а кто такая Кулуфина?

Хельга Воджик: А это монстр Эпохи Легенд, и наши герои пойдут в поисках вот этого артефакта, они сами не знают, что это. То есть это «пойти туда, не знаю куда», но тебе за это заплатят!

Александр Генерозов: И там людей нет?

Хельга Воджик: Людей там нет, нам достаточно элвингов, вистов и алати – это три основные расы, прекрасные, которые совмещает в себе очень много человеческих качеств, но при этом и имеют ещё отличительные черты для того, чтобы их можно было визуализировать как-то более ярко, то, что собственно и требуются во вселенной фэнтези!

Александр Генерозов: Страшно! Очень страшно. Слушай, а как ты разрабатываешь сюжет, от действия или от персонажа?

Хельга Воджик: Знаешь, Саша, я разрабатываю сюжет от мира. То есть да, у меня есть персонажи, которые на себе тянут атмосферу, но, в основном, мир определяет, куда они пойдут и что они будут делать. То есть именно вот моделирование мира, флора, фауна, бестиарий – для меня это самое увлекательное!

Александр Генерозов: Ну а большие литераторы снисходительно на все это посматривают? Или ты не имеешь с ними никаких контактов?

Хельга Воджик: Большая литература – это прекрасно! Это нужно читать, но иногда хочется чего-то лёгкого, развлекательного. И после рабочего дня трудового, когда ты куда-то приходишь, открываешь книжечку и погружаешься в мир, в котором точно всё будет хорошо!

Александр Генерозов: Вопросы покороче, ответы в любом формате. Сколько всё-таки карточек может уйти в брак, когда рисуешь? Ну пусть не в таком строгом формате, как ты описывала, а вообще?

Хельга Воджик: Ни одной! На своей бумажке ты можешь, конечно, рисовать проект какой-то, но, по большому счёту, это не особо и нужно.

Александр Генерозов: А ты сразу знаешь, как будет выглядеть конечный результат? Или ты нащупываешь его?

Хельга Воджик: Если это касается карточек, то опять же, если это франшиза, где предполагаются актёры, то иногда присылают референсы, которые надо отразить. То есть прямо кадры. Если это комиксы, то там главное – это придерживаться костюма персонажа, заданного комиксного периода. И тогда мне нужно посмотреть референсы, чтобы не дай боже куда-нибудь не туда пояс или бляху поставить, и перчаточки чтобы нужного цвета были (смеётся).

Александр Генерозов: «Оля, это несерьезно! Найди себе правильную работу» – слышала? От кого?

Хельга Воджик: Скорее: «И кому это только надо, у них что, своих нет рисовашек»?

Александр Генерозов: Персонажи управляют творцами, как ты считаешь?

Хельга Воджик: Да, иногда они управляют. У меня был случай, когда я долго что-то не писала, и мне приснился укоризненный взгляд, мол, иди и пиши продолжение.

Александр Генерозов: Ты жестока со своими персонажами, Мартин отдыхает?

Хельга Воджик: Вообще, хотелось бы ответить «нет», но мне кажется, это будет не совсем правда (смеётся)!

Александр Генерозов: А как, собственно, ты стала иллюстратором? У тебя, если я не ошибаюсь, вообще другое образование, да?

Хельга Воджик: Мне нравилось рисовать с детства! И в детстве у меня было несколько мечтаний и желаний, я хотела копать динозавров в пустыне Гоби, рисовать мультики, ну а впоследствии – комиксы. Ну с динозаврами у меня вышло только выпустить скетч-карточки для одной из компаний, а вот с комиксами, когда я начала их рисовать, я поняла, что это очень долго, и нужно постоянно качать историю, поэтому будет неравномерно заполнено. И я подумала, что я немножечко напишу, но зато с картинками. И вот как-то это «немножечко напишу» затянулось. Так и тянется до сих пор. Я посмотрела, что наши японские коллеги прекрасно издают ранобэ, где текст может соседствовать с иллюстрациями, причём довольно-таки мрачный текст с довольно-таки милыми иллюстрациями, это создает такой потрясающий контраст. И вот я подумала – а почему бы и нет?

Александр Генерозов: А если бы тебе дали абсолютную свободу выбора, то в каком процентном соотношений у тебя пошли бы текст и графика, ведь есть абсолютно графические романы, а есть и фэнтези без иллюстраций.

Хельга Воджик: Я считаю, что «Архив Тирха» – это и есть оптимальный вариант того, что если у меня есть время и возможность творить, как я хочу и сколько хочу… Ну здесь у нас порядка 30 иллюстраций на том. Ну и ещё там форзацы и обложка.

Александр Генерозов: А иллюстрировать саму себя – это проще? Или тут тоже какие-то подводные камни есть?

Хельга Воджик: Есть такая фраза: «Я художник, я так вижу», и вот иногда, бывает, напишешь кусочек текста, рисуешь к нему иллюстрацию, и ты смотришь, что деталей к нему ты уже добавил тех, которых в тексте просто нет. И поэтому иногда я рисую иллюстрации, которые влияют на текст. Иногда текст влияет на иллюстрации, то есть вот здесь такой вот симбиоз. А иногда получается, что на иллюстрации есть нечто большее, для того чтобы читатель мог погрузиться в мир, чем в самом тексте.

Александр Генерозов: То есть твои иллюстрации могут заставить тебя переделать кусок текста, который ты сама написала?

Хельга Воджик: Да, могут, но небольшой кусочек всё-таки. Подрихтовать, скажем так.

Александр Генерозов: Хельга, прости, но я опять про Marvel и про DC. А как все же можно выйти с ними на контакт? Сложно это представить, потому что гигантские корпорации. Или они сами отбирают кого-то? А потом уже кидают письмо, которое важно не потерять, потому что, как известно, вся важная переписка очень любит пропасть куда-то.

Хельга Воджик: Да знаешь, здесь как везде. Вы смотрите, кто выпускает карточки, у производителя всегда есть сайт, определяете тематику на нём, и есть контакты, для того чтобы свое портфолио отправить. Рисуете несколько примеров, отправляете, вас отбирают и шанс есть у каждого, то есть никакого секрета.

Александр Генерозов: В общем, как всегда, нет ничего проще и нет ничего сложнее одновременно. Ну а само взаимодействие с такими гигантами тебя чему-нибудь научило? Какое послевкусие у тебя после всей этой истории?

Хельга Воджик: У меня очень положительные эмоции от того, что я участвовала в этих проектах, но не нужно брать слишком много, как бы это ни было интересно, потому что иначе выгораешь на больших объемах. И, конечно же, чем больше ты рисуешь, тем лучше.

Александр Генерозов: А ты сама за какую вселенную скорее? За Marvel? Или за DC?

Хельга Воджик: У меня есть личные симпатии не столько к вселенным, сколько к героям. Я обожаю «Стражей галактики», Ракету, причём именно киноверсию. Вот недавно как раз смотрели последнюю часть, и я просто израсходовала годовой запас слез. А в детстве я мечтала быть Бэтменом, практиковала даже вниз головой спящий режим, ну ничего не вышло, и вот стала иллюстратором и немножко писателем.

Александр Генерозов: А как ты работаешь, в смысле рисуешь, полностью в аналоговом формате, или всё-таки графический планшет ты используешь?

Хельга Воджик: Скетч-карточки – это всегда живые инструменты, это должен быть единственный экземпляр, нарисованный вручную, с душою, и, по возможности, красиво. Для иллюстрирования своих книг в последнее время я использую планшет. Это просто как ещё один инструмент, который позволяет файлы облегчить, быстро вносить правки. И при передаче изображения через сканеры детали очень сильно теряются, а здесь ты более властен над тем, как это будет выглядеть.

Александр Генерозов: А ты не опасаешься как-то иллюстраций от искусственного интеллекта, нейросетей? Это ведь очень популярной историей стала, ты задаешь какие-то ключевые слова, и сетка за тебя рисует, генерирует. Иногда неплохо даже.

Хельга Воджик: Я считаю, что тут никакого риска нет. Нейросети – это и отличный инструмент, который закрывает определённый сегмент, то есть если вам нужен контент для оформления каких-то социальных сетей, для быстрой обложки в электронной книге или ещё чего-то такого – это прекрасное решение. Легальное, быстрое, если вы освоите алгоритмы. Но если вам нужно проиллюстрировать конкретную вселенную с деталями – это пока искусственный интеллект не научился делать, тем более если ваши персонажи имеют какие-то ключевые особенности во внешности, это будет рулетка. Так что я не опасаюсь, на мой век хватит пока порисовать (смеётся)!

Александр Генерозов: А случались ли какие-то конфликты с авторами, что они не принимают иллюстрации, а ты говоришь, что нет, я вот так вижу?

Хельга Воджик: Мне повезло, мои клиенты просто замечательные люди. Мои редакторы, мои издатели – тоже прекрасные абсолютно. Каких-то таких конфликтов никогда не возникало, может быть, потому что те, кто заказывают у меня иллюстрации, они такие, смотрят, что я рисую вообще. И если они видят, что мой стиль более мультяшный, комиксный, какой-то позитивный, то они хотят получить более реалистичный дарк. То есть тут же важно понимать, в какой сфере действует художник и не выжимать из него того, что он не рисует.

Александр Генерозов: А много времени дается подумать о том, как иллюстрировать книгу? Я просто по аналогии с актёрами дубляжа, которые до самой озвучки ничего вообще не знают о действии, и все решения принимаются мгновенно?

Хельга Воджик: Конечно, время есть, но размышлять нужно быстро. Проекты разные, если мы возвращаемся к карточкам, на проект ну два месяца дадут, иногда больше, может четыре. За четыре месяца нарисовать 20 карточек по определённой франшизе – это вполне реально. А если ты берёшь несколько франшиз, то и думаешь быстрее. Если это книга – то тоже, в принципе, все сроки оговариваются, никто же не неволит! Если ты не можешь, ты отказываешься, если у тебя есть время, ты берёшь, но чтобы не подвести заказчика, не подвести редактора.

Александр Генерозов: А вот я ещё что хотел про карточки спросить, сама коллекционерская тусовка – она как-то разведена с художниками, чтобы избежать, может быть, злоупотреблений? Или ты как-то встречала, видела, общалась с ними?

Хельга Воджик: Очень милые люди разных возрастов, в основном, конечно, это мужская аудитория, но все зависит от тематики.

Александр Генерозов: И почему я не удивлён (смеётся)?

Хельга Воджик: Да-да, конечно же, я общалась посредством интернета, но вживую мы не пересекались, просто потому, что все они в основном живут за океаном. Есть и европейские коллекционеры тоже. А в последнее время появляется все больше китайских коллекционеров карточек.

Александр Генерозов: Почему я не удивлён, том второй!

Хельга Воджик: Да, и при этом китайская аудитория куда как младше, чем американская. То есть американцы – это такие олдскульные, которые помнят вот этих героев с детства, они тот же «Стартрек» смотрели ещё в молодости, «Звёздные войны», ещё что-то. А вот аудитория, которая приходит с Китая, – это уже 20-25 лет, вот такая. Очень интересные они, очень интересно общаться с людьми на ломаном английском.

Александр Генерозов: Ну, китайский английский – он ещё интереснее, чем наш ломаный.

Хельга Воджик: О, да (смеётся)!

Александр Генерозов: Ну и давай по вопросам от слушателей. Андрей вот спрашивает, рисовала ли ты лютоволков для «Игры престолов»?

Хельга Воджик: Да, я их и рисовала. И это потому, что там были чёткие правила, нельзя было рисовать актёров. А лютоволков – можно. Обожаю их.

Александр Генерозов: Иван спрашивает: «Как реагируете на хейт?»

Хельга Воджик: Мне повезло, не так много было хейтеров в моей жизни, но, отвечая на вопрос – предпочитаю игнорировать.

Александр Генерозов: Миша спрашивает: «В каких местах успели побывать?»

Хельга Воджик: Ну, если просто туристические, где я успела побывать, то это Венгрия, Швеция, Италия, Испания, чуть-чуть Австрии и кусочек Франции.

Александр Генерозов: Хельга, спасибо огромное за то, что приехала к нам, очень приятно пообщаться, желаем тебе ещё больше карточек, ещё больше книг и интересных историй!

Хельга Воджик: Спасибо, что пригласили! Была рада поучаствовать, надеюсь, что ответила на все вопросы!

Александр Генерозов: Хельга Воджик, иллюстратор, автор книг и популярных серий скетч-карточек, провела с нами свой воскресный вечер на Европе Плюс. Я же, Александр Генерозов, прощаюсь с вами на неделю, жду с новым выпуском Week&Star в воскресенье в 17:00. Будет звездно, будет интересно, пока!

Хельга Воджик: Пока!

Загружается ...