20 октября гостьей шоу Week&Star стала Арина Ростовская — автор крутейших пародий, пранков, телепроектов и блогов. Читай интервью ниже или подписывайся на подкаст, мы есть в Apple Podcasts, Castbox, «Яндекс.Музыке».
Александр Генерозов: На Европе Плюс сегодня у нас в гостях такая классная девушка! Она и актриса дубляжа, и ведущая рубрики в «Шоу Воли», и блогер с невероятными охватами. Ну и конечно же, она всем известна своими видео с пародиями звёздных голосов, видосиками, где она перевоплощается буквально за доли секунды. Арина Ростовская! Ариша, привет! И всем добрый вечер!
Арина Ростовская: Привет, привет, привет! Очень рада тебя видеть, Саша, и всем привет!
Александр Генерозов: Ты говорила, когда мы виделись в прошлый раз, что мечтала озвучивать мультики, и вот мы уже в твоём титре пишем «актриса дубляжа». Всё сбылось, да?
Арина Ростовская: Ну не совсем, Саш. Вот если говорить совсем честно, обычно мечты очень быстро сбываются, всё прямо по щелчку пальцев получается, но пока что я не озвучила ни одного полнометражного мультфильма, хотя такая мечта есть. Да, были небольшие мультсериалы, были коллаборации с другими телеканалами, но как такового большого проекта, где бы я озвучила всех зверей, например, не было. Так что это ещё впереди.
Александр Генерозов: Ну и припоминаю, ты тогда ещё только собиралась презентовать книгу «Озвучь мечту!». В итоге книга оправдала себя?
Арина Ростовская: Книга в итоге вышла, до сих пор мне пишут ещё люди, хотя и TikTok уже как таковой закрылся в России, но у меня там в книжке есть одна задача для тех людей, которые выполняют практические истории, — «если у тебя есть какие-то страхи относительно ведения социальных сетей, просто напиши мне на почту», и я в один прекрасный день просто соберу все страхи всех людей, которые мне написали, и пойду сожгу их все в поле!» Книга вышла три года назад, а люди до сих пор мне присылают свои письма и сообщения: «Я боюсь, что меня судят», «Я стесняюсь». И я говорю: «Не бойся!», я каждому стараюсь ответить по почте. И классно, что до сих пор книжка живёт, книжка читается, люди интересуются, как создавать такой контент, который вирусился бы в социальных сетях.
Александр Генерозов: Ну то есть ты уже почти коуч?
Арина Ростовская: Ой, сейчас это, конечно, так избито! Если говоришь: «Я наставник блогеров, и я знаю, как поработить мир при помощи вертикального контента», то конечно же, у всех сейчас на это аллергия! Нужно выбирать выражения, и я предпочитаю вообще не говорить, что я эксперт в чём-то, а лучше пусть люди сами зайдут к тебе на страницу и ознакомятся с тем, что ты делаешь, и для себя сделают выводы. Я — человек, который получает удовольствие от жизни и делает всё что можно. Я бы сказала, что я — человек, который генерирует нестандартные идеи. Потому что мне, бывает, придёт что-то в голову, и я не могу уснуть, я всё это записываю, и мне нужно это реализовать как можно скорее. Вот так и происходит с видеороликами, которые потом вирусятся. Приходит мысль, и я должна эту историю воплотить.
Александр Генерозов: Ну и вот ты в «Шоу Воли», как я и анонсировал. И вечернее шоу — это такая своя атмосфера, это всегда немножко нуар такой. Но у тебя рубрика всё равно в своём формате и со своим контентом. Ты её как-то адаптировала именно для формата вечернего шоу?
Арина Ростовская: Вначале сама рубрика лично у меня в соцсетях выглядела как небольшой формат, длиной не больше сорока секунд. Просто у социальных сетей есть свои определённые правила, а здесь же у нас была задача сделать историю долгой, чтобы она длилась минут шесть-десять. И вначале рубрика выглядела так: ко мне приходил гость, мы с ним вместе выбирали рандомно персонажей, которых должны были спародировать, то есть голос которых должны были повторить. Но, как выяснилось, народу и зрителям не столько интересно было смотреть, как мы это делаем, а им интереснее наблюдать, как мы пробуем. Как не получается поначалу, и как потом всё схватывается чуть попозже. То есть в этот момент зритель не чувствует себя неловко, что вот, мол, я такой бездарь, у меня так бы никогда не получилось с первого раза. Он понимает, что ни у кого с первого раза гладко не получается, нужно время для того, чтобы чуть самонастроиться, чуть вжиться в нужный образ, и так мы становимся чуть ближе к тому человеку, что сейчас за нами наблюдает, прямо сейчас. Всем интереснее наблюдать не за готовым результатом, а смотреть, как человек готовился, как он искал и пробовал. Готовый глянец — это уже моветон.
Александр Генерозов: А вот смотри, когда ты работаешь с соцсетями, то отклик мгновенный, и ты очень быстро понимаешь, хорошо получилось или нет. А на ТВ, да и на других медиа, да и на радио, такой подход не работает, есть какая-то отложенная реакция. К этому легко привыкаешь? Да и вообще, к этому надо привыкать?
Арина Ростовская: Здесь вопрос такой — а нужна ли тебе эта реакция и для чего нужна, если да?
Александр Генерозов: Ну чтобы подкорректировать, если вдруг понимаешь, что это не заходит. Или ты абсолютно уверена в себе?
Арина Ростовская: Если ты работаешь в какой-то сфере достаточно давно, если у тебя есть возможность посоветоваться с коллегами, которым ты доверяешь, если ты находишь опору в своём опыте и в опыте других коллег, которым ты доверяешь, и если ты ориентируешься на вот эту историю, то ты видишь мгновенный отклик в качестве положительного результата. И ты не сильно переживаешь, зайдёт ли людям, потому что ты просто уверен, что да, это рабочая история, и это классно! Потому что ты работаешь уже с такой командой, которая не допустит, чтобы ты сделал какую-то ерунду. И в данном случае команда «Шоу Воли» — ребята-креативщики, которые очень давно работают в этой индустрии. И я тоже нахожусь в ней достаточно давно. Мы работаем в коллаборации, мы просто не допускаем варианта, что это не зайдёт или не залетит.
Александр Генерозов: Ну это уже работа высшего порядка! Круто! А как, кстати, в своё время у тебя именно такая идея пришла — рандомные артисты, рулетка?
Арина Ростовская: Ну это очень старый формат, ещё со времён ковида, когда все сидели дома, было очень популярно участвовать в каких-то тестах, типа «какой ты лесной зверь» или «кто ты из этого сериала». И эти рулетки существовали как коллажи, как какие-то фильтры, которые ты мог использовать и снять какую-то историю. Ну типа я сижу и выясняю, например, какой у меня сейчас будет год, как он пройдёт. И по сути, наверное, саму рулетку придумала не я, это был какой-то тренд на рандом. И поэтому я стала просто с помощью рулетки выбирать голос того персонажа, которого хочу спародировать.
Александр Генерозов: И сколько тебе нужно минимально времени для переключения из образа в образ? Или прямо в реальном времени?
Арина Ростовская: В основном, чтобы я была довольна — а как мы выяснили, внутри меня уже есть очень серьёзный критик, который не допустит того, чтобы сырая работа появилась на экранах или на просторах интернета, — мне нужно примерно 72 часа, чтобы быть полностью довольной, чтобы быть полностью уверенной, что всё пройдёт именно так, как я хочу. А если мы говорим о формате, где я показываю, как учусь, то здесь мы, наверное, не претендуем на какой-то вылизанный результат. То есть мы показываем «здесь и сейчас»: как мы нащупываем, как ищем, и никаких склеек или моментов бэкстейджа, которые мы не показываем, тут нет. То есть в эфире всё появляется ровно так, как оно есть. Все самые смешные моменты, и никакой подготовки не существует.
Александр Генерозов: То есть это не какое-то суперсложное вхождение в образ: «сейчас, так, минутку, я поднадавлю и попаду»?
Арина Ростовская: Я могу судить по тем людям, которые приходят ко мне в студию. И самое смешное, что, когда человек начинает стараться, то сначала он зажимается, ему некомфортно, у него не получается. Почему? Потому что он очень старается! Он прямо хочет, чтобы всё получилось, выжимает из себя это. А я говорю ему: «Слушай, расслабься, и давай просто побалуемся! Давай мы поиграем, что мы с тобой Прохор Шаляпин. Или что мы Николай Басков». Как только человек слышит слово «игра», у него меняется задача, меняется конфигурация, и он такой: «Ура, мы не работаем сейчас, мы играем! Мне не нужно напрягаться, мне нужно расслабиться!» И в этот момент всё начинает получаться.
Александр Генерозов: Первый миллион просмотров она получила ещё с хитом «Пушистые шмели» во время работы вожатой в лагере! Осталось ли это самым неожиданным успехом для Арины Ростовской, прямо сейчас и спросим у неё на Европе Плюс! Правда?
Арина Ростовская: Была такая история, правда. И я думаю, что она занимает определённо первое место в рейтинге моих самых неожиданных. Потому что всегда самое первое вирусное видео — оно для тебя самое запоминающееся. А потом по-другому начинаешь к этому относиться. И когда выстрелил этот ролик, я не знала, к сожалению, что делать с той славой, которая на тебя вдруг обрушивается. И я тогда не знала, что, когда выстреливает какой-то определённый ролик, тебе нужно ориентироваться и быстро снимать вторую часть или делать в той же канве, в которой делала первую. Вместо того чтобы снять вторую версию или завести девочкам, которые пели про шмелей, блог, я не придумала ничего лучше, чем продавать тетрадки и толстовки с надписью «Пушистые шмели». Мне казалось, что это потрясающая идея и что я сейчас стану бизнесменом. Сейчас, если у меня ролик набирает два и более миллиона просмотров, я осознаю, что в мире интернета не нужно уходить в офлайн: он на то и интернет, чтобы в нём оставаться и дальше продолжать делать то, что делаешь.
Александр Генерозов: Ты была экстравертной в принципе? Не приходилось переступать через себя?
Арина Ростовская: Да я всегда была супероткрыта к другим людям. Мне кажется, что интровертам и не нужны особо никакие соцсети: они будут сидеть спокойно, читать книжки и думать, вязать, рисовать. Может, им всё это и не нужно? Мне классно, когда ко мне подходят люди. Вот недавно ко мне подошла девочка, которая только что закончила школу, и сказала, что она понятия не имела, чем хочет заниматься. Но она вдохновилась роликами и поняла, что хочет озвучивать видео и рекламу, пришла с благодарностью за то, что получила порцию вдохновения и для себя открыла этот мир. Она поняла, чем хочет вообще заниматься. Мне кажется, это классно, когда ты помогаешь другим открыть свой путь и когда они не стесняются, не боятся, подходят и говорят тебе искреннее «спасибо».
Александр Генерозов: Ты помнишь чётко момент осознания, что ты можешь изображать голоса?
Арина Ростовская: Я думаю, что все наши таланты с нами всегда существуют, просто мы себе не разрешаем их развивать. Возможно, мы просто не думали, что это важно или что это выстрелит. И я думаю, что и этот талант — тоже из детства! Ты кого-то пародируешь, копируешь кого-то, ты где-то над чем-то смеёшься, над тобой смеются твои друзья со двора, а ты и знать не знаешь, что это твоя работа, которая будет тебя кормить и даже принесёт тебе удовольствие!
Александр Генерозов: Быстрые вопросы, на которые можно медленно и долго отвечать. Говорить «от диафрагмы» — это начало начал любого вокального скилла?
Арина Ростовская: Вообще не обязательно!
Александр Генерозов: А с чего тогда начинать? С принятия себя?
Арина Ростовская: С постановки задачи, зачем тебе это нужно. Потому что если нет мотивации, ты очень быстро сольёшься с процесса обучения.
Александр Генерозов: Люди без чувства юмора и самоиронии прокляты в жизни? Как ты считаешь?
Арина Ростовская: Вот это вопрос вообще, конечно! Кто их придумывал?
Александр Генерозов: (смеётся) Ну я. Это же в переносном смысле! Хорошо, ты им посочувствуешь?
Арина Ростовская: Я думаю, что каждый живёт так, как ему нравится. Может быть, кому-то хорошо без чувства юмора, он такой прямолинейный... И вообще, кто мы такие, чтобы осуждать других людей?
Александр Генерозов: Да мы же не осуждаем! Просто интересно, вглядываемся, разглядываем отсветы на их фигурах. Разве не этим и занимаются в каком-то смысле пародисты?
Арина Ростовская: Нет! Пародисты занимаются только тем, что смеются и заставляют других смеяться, а не думают: «А интересно, вот тот человек проклят или нет?» Они точно этим не занимаются!
Александр Генерозов: Ладно! Голос склеен с характером на суперклей?
Арина Ростовская: Мне кажется, по голосу можно прямо очень хорошо судить о человеке. Если человек говорит медленно и протяжно — есть понимание, что и в жизни он немножко такой неторопливый. А если всё чётко и быстро — сказал как отрезал — то и в жизни у него всё так. Это прямая корреляция, которую я наблюдаю.
Александр Генерозов: Преподавать или проводить мастер-классы в Гнесинке или консерватории. Могла бы придумать себе курс для них, научить их чему-то? Ну типа майнора, дисциплины по выбору?
Арина Ростовская: Ко мне приходят порой ученики с таким запросом, что они хотят научиться пародировать голоса и петь по-разному. Потому что из-за академической школы они выбрали для себя какую-то определённую модель, зашли в какие-то определённые рамки и не понимают, как им двигаться по-другому. И конечно, здесь речь идёт про раскрепощение и про разрешение себе быть другим. Что можно подрихтовать в себе, чтобы было классно.
Александр Генерозов: В любом случае это работа на стыке психологии уже?
Арина Ростовская: Мне кажется, да, потому что некоторые люди настолько зажаты в какие-то тиски — неважно, это рамки вуза или рамки работы, в которой они находятся уже очень долго. В любом случае первое, что нужно сделать, — это сказать: «Парень, девушка, товарищ! Пожалуйста, расслабься и разреши себе жить на полную катушку! Ты не обязан плясать под чью-то дудку или под какой-то выбранный контекст всю жизнь! Жизнь одна, наслаждайся ей и пробуй её по-разному, потому что другой такой возможности просто не будет!»
Александр Генерозов: Ну и давай чем-то таким простеньким и лёгким завершим этот выход. Можно ли спародировать пародиста?
Арина Ростовская: Да, наверное, можно. Я бы очень хотела, чтобы меня кто-то спародировал! Но такого пока не было, я такого не видела…
Александр Генерозов: Представляешь, это такой постмодерн 99-го уровня — изображать изображающую?
Арина Ростовская: Да, так тоже можно. Думаю, будет прикольно!
Александр Генерозов: Изображает чужие голоса, учит делать это других, да и вообще, она практически войс-коуч! Арина Ростовская на Европе Плюс! Как тебе такой термин — «войс-коуч»?
Арина Ростовская: Очень, very good! Очень даже по-английски, по-европейски, по-европейскиплюс!
Александр Генерозов: Да! Ты много работаешь. Твой голос пока только обогащается? Или ты уже и что-то теряла безвозвратно?
Арина Ростовская: Наоборот! Я заметила, что если у меня мало практики, ну вот, например, если неделю озвучиваешь, а потом неделю отдыхаешь или в командировке — так тяжело войти обратно в рабочий режим, прямо язык не поворачивается. Ты уже думаешь «А чем я занимался всё это время?». Помнишь, был мем, где дедушка забивал гвозди на берегу, на пляже, и была надпись «Когда ты не можешь вспомнить, чем ты вообще занимаешься»? Вот я так себя чувствую. И наоборот, когда с утра до вечера работа или прямые эфиры — были такие случаи, что длились по восемь часов, и на следующий день запись — ты не выгораешь от этого, а наоборот, как будто разгоняешься и летишь на этом корабле, на ракете, вездеходе.
Александр Генерозов: Ну а вот озвучка рекламы. Я не озвучил ни одного ролика и могу лишь предполагать, что это довольно скучная работа: вот сидит какой-то человек и говорит: «Вот не так, а чуть вот так» и так далее. Всё приблизительно так и выглядит? Это в сравнении с пародиями такая бытовуха, что ли.
Арина Ростовская: Нет! Нет, вот сразу видно, что Александр не озвучивал ни одного ролика! Всё это работает совсем по-другому и начинается с нашей любимой психологии, которой мы, кажется, всю передачу посвятили сегодня. Мы сначала встречаемся со звукорежиссёром, представителем бренда, и первое, что мы обсуждаем, — кто наша целевая аудитория и какой голос нам нужно подобрать. Нам нужно определить, каким голосом разговаривает идеальный потребитель конечного продукта. То есть если это молодая девушка — это одна история, если это женщина после тридцати пяти — другая (меняет голос), ну а если это ребёнок (детским голосом) — то это вообще уже отдельная такая тема. Первая наша встреча всегда начинается с того, что мы определяем, кто мы и для кого. И не всегда получается, что первая итерация — она же и конечная. Потому что иногда для того чтобы воздействовать на мужчин, нужно воздействовать на них через женщин, а женщины не любят, когда с ними разговаривают сексуальным голосом, просто как пример. И здесь нужно выбирать другую модель повествования. И когда заканчивается вот эта «психологическая» сессия, только тогда мы переходим к записи. Делается несколько проб, мы пробуем по-разному. Сказать, что это бытовуха… Ну, наверное, это могут сделать только те, кто этим занимается уже пятьдесят миллионов лет. А поскольку я живу чуть меньше этого, то и не устаю, и мне интересно, и более того, интересно само вот это нащупывание и пробы пера.
Александр Генерозов: Озвучиваем, пародируем, учим! Что пропустил в кратком кредо Арины Ростовской — спросим сейчас же у неё самой!
Арина Ростовская: Ещё пеку блины потрясающие, если это подходит. (смеются)
Александр Генерозов: Отлично подходит!
Арина Ростовская: Глажу кошку, иногда даже сплю! Озвучиваю разные игры — тут можно перечислять бесконечно!
Александр Генерозов: Вот игры — тоже любопытная история. Это ведь гигантская работа! Для меня это было открытие, что игра — куда большая работа, чем даже фильм условный какой-то.
Арина Ростовская: Просто у них очень много реплик. Там один персонаж, а реплик у него тысяча пятьсот миллионов штук! И тебе нужно не сбиться с его настроения. Такое бывает тоже: теряешь немножечко нить, и тебя звукорежиссёр возвращает: «Так, мы говорим с хрипотцой!» Я уже немного от этого отхожу, и он меня возвращает обратно, чтобы мы не потеряли нить повествования моего персонажа.
Александр Генерозов: Я знаю, мы уже вспоминали это, ты учишь людей и пародировать, и вообще работать с голосом. И это чистой воды педагогическая работа. Была всегда такая склонность? Или внезапно открылась?
Арина Ростовская: Ну как мы сегодня уже вспоминали, я работала с 2012 года вожатой, и как раз в этот момент я и определила себе, что у меня хорошо получается объяснять сложные вещи детям. Как только ты находишь подход к детям — это сразу приносит тебе плюс тысячу пятьсот миллионов очков на барабане. Потому что если тебе удаётся заинтересовать такую аудиторию, то со взрослыми тебе чуть-чуть попроще. А потом выясняется, что взрослые — это такие же дети, которым тоже интересно играть. И если ты находишь ко взрослым тоже игровой подход, им становится интересно заниматься, уже не хочется сливаться, они входят в раж, им уже классно, и ты кайфуешь, что им классно! Поэтому процесс обучения становится обоюдным удовольствием.
Александр Генерозов: Но главное, как ты и говорила, человеку нужно цель найти. Так получается?
Арина Ростовская: Определённо! То есть, это первое, с чего начинается всё! Человек приходит, и первое, что я его спрашиваю, — это «Зачем?». Он говорит: «Ну, чтобы красиво говорить». Я: «Это не цель! Это странная задача. Давай конкретизируем: чтобы что?» И он: «Ну, чтобы у меня не было слов-паразитов». «Здорово! А это тебе зачем?» И так мы уже слово за слово докапываемся до сути. И оказывается, его никто не слушает в коллективе. Или что когда он оказывается в новой компании, его никто не воспринимает всерьёз, его никто не слушает. И вот тут мы уже доходим до главной проблемы, что человек никак не может заявить о себе, не знает, как, у него не поворачивается язык, ему сложно выступать на сцене. И вот это уже конкретная задача, над которой мы работаем. Когда у тебя есть цель, ты понимаешь, зачем тебе это, и выполняешь целенаправленные действия, ты и результат увидишь гораздо быстрее!
Александр Генерозов: А давай о твоём новом видео: я у тебя увидел трейлер к фильму «Колобок». Расскажи, что это?
Арина Ростовская: Ну, во-первых, мне очень нравится, когда ты даришь классике новую форму, и вообще, мне нравится такой жанр, как трейлер. Во-первых, я уже пересмотрела сама кучу трейлеров, у меня очень большая насмотренность, когда ты сочетаешь несочетаемое: казалось бы, где русская сказка, и где трейлер к «Колобку». В этот момент и рождается парадокс, и когда он цепляет людей — а ролик собрал уже более десяти миллионов просмотров — люди пишут, что хотят подписать петицию, чтобы этот фильм вышел, мне пишут стриминговые сервисы, мне написали несколько продюсеров уже, мы сейчас с ними общаемся. Классно создавать что-то новое и вдохновлять людей!
Александр Генерозов: Ты всё полностью прописала и сняла — это на 100% твоё всё?
Арина Ростовская: На 250000000%! Пришла идея, я села и прописала сценарий и текст, потом пошла к звукорежиссёру и полностью прописала все реплики своим женским голосом. Потом всё это проработала так, чтобы у меня каждая реплика была в предложенных обстоятельствах. После этого нужно было всё это собрать воедино с музыкой, а уже потом — создать видеоряд, который тоже ты ищешь, подбираешь, монтируешь, то есть это полностью селфмейд-работа.
Александр Генерозов: Если так пойдёт, ты готова писать длинные сценарии и снимать более длинный жанр? Просто это трейлер, а ведь можно…
Арина Ростовская: Такой запрос уже был от кинопродюсеров. Они говорят: «Мы хотим с вами поработать». Я говорю: «Вам нужна моя озвучка?», а они: «Нет, нам интересно, чтобы вы писали сценарии и креативы». И это тоже для меня новая история. Сначала попробуй что-то сделать сам, потом, если это найдёт отклик у людей, иди во что-то большее. Я не исключаю, что мне нужно будет немножечко почитать литературу, догнаться с точки зрения знаний и теорий «как создавать сценарий». Но если будет такая задача, я не откажусь!
Александр Генерозов: Но пока только на стадии обсуждения?
Арина Ростовская: Пока что это на стадии секретиков, потому что вы думали, что я приду и всё вам сейчас расскажу. Нет-нет-нет, всё это вилами по воде писано пока, а как будут новости — вы узнаете об этом первыми!
Александр Генерозов: Договорились! Ну вот нам и тема для следующей встречи. Засекаем?
Арина Ростовская: Через три года!
Александр Генерозов: Ну можно так-то и пораньше! Спасибо тебе огромное, Арина, за то, что ты пришла к нам!
Арина Ростовская: Саша, тебе спасибо, что пригласил!
Александр Генерозов: И очень прикольно с тобой говорить, и я засекаю здесь и сейчас, что ты к нам ещё заглянешь!
Арина Ростовская: Обещанного три года ждут, но посмотрим! (смеётся)
Александр Генерозов: Арина Ростовская — автор крутейших пародий, пранков, телепроектов и блогов — провела этот так быстро пролетевший час с нами на Европе Плюс. А я, Александр Генерозов, встречусь с вами совсем скоро, в следующее воскресенье, в 17 ровно с новым выпуском Week&Star! Будет звёздно, будет интересно. Пока!
Арина Ростовская: Пока!