1 декабря гостьей шоу Week&Star стала актриса Анна Михалкова! Читай интервью ниже или подписывайся на подкаст, мы есть в Apple Podcasts, Castbox, «Яндекс.Музыке».
Александр Генерозов: Сегодня с нами на Европе Плюс этот час проведёт замечательная актриса нашего кино, продюсер и телеведущая, а ещё она вместе с сестрой придумала новогоднее шоу «Дядя Стёпа» — Анна Михалкова! Добрый вечер, Аня, и всем привет!
Анна Михалкова: Всем-всем-всем добрый вечер!
Александр Генерозов: Ну и давайте для начала. Сегодня день, который сложно игнорировать, — 1 декабря! И это первый день зимы! Осенняя грусть улетает? Или вы в календарь и не успеваете посмотреть?
Анна Михалкова: Знаете, я вообще люблю сезонность нашей страны необъятной, и я как раз из тех людей, которые с радостью созерцают изменения природы каждый сезон. Поэтому я к зиме отношусь хорошо, просто что-то она пока где-то подзадержалась, но я надеюсь, что она просто пока в пути.
Александр Генерозов: А удаётся её как-то в календаре хоть заметить, где-то выйти, посмотреть сугробы? Или так вот: «А, это зима была, да? Ну ладно, запишем где-то». (смеются)
Анна Михалкова: Нет, ну я фиксирую. Поскольку у меня дочка младшая учится в пятом классе, они всё ещё как-то ведут этот самый дневник наблюдений периодически. И поэтому я вместе с ней смотрю на изменения мельчайшие, начиная от того, как уходит день и становится темнее, темнее по утрам, и заканчивая лужами и какими-то там оставшимися листочками.
Александр Генерозов: Ну и про само шоу: вы делаете историю, которая притягивает детей, и вы придумали её вместе с сестрой Надеждой. И это был тот случай, когда долго на бумажке что-то, с калькуляторами, со сценариями, или звонок: «Надь, а что же мы раньше-то не подумали об этом!»
Анна Михалкова: Нет, мне кажется, во-первых, всему всегда своё время. И основная, конечно, наша мотивация была в том, что мы имеем действительно огромное наследие Сергея Владимировича Михалкова, которое проверено временем, и не одно поколение воспитано на этих стихах. Плюс ко всему, мне кажется, наши отечественные герои были незаслуженно забыты. И в какой-то момент, видимо, уже прошла эта временная дистанция, которая показала, что эти герои пережили, в общем-то, разные времена, и всё же остались актуальными. Поэтому, имея такое наследие, мы решили найти какую-то форму, которая бы этого персонажа снова интегрировала в наше время. И дядя Стёпа — мы так уверено об этом говорим — он всё-таки наш отечественный супергерой, и плюс ко всему, что тоже немаловажно, он является проводником между детьми и взрослыми. То есть он говорит то, что родитель всегда должен говорить — а дети между собой говорят на своём языке. И поэтому персонаж дяди Стёпы — это тот человек, который может рассказать на понятном для детей языке то, как должно быть, как правильно и как неправильно. И вот мы решили взять персонажа дядю Стёпу и других персонажей из стихов Сергея Владимировича Михалкова: и Фому неверующего, и Юлю, которая плохо кушает, никого не слушает. И про «Я прививок не боюсь, если надо, уколюсь»…
Александр Генерозов: Ого! Это уже актуальные вопросы, кажется! (смеются)
Анна Михалкова: Да! Взять все истории про детей, которые написаны очень хорошим слогом, очень хорошим ритмом, и объединить всё в одной общей истории, связанной с Новым годом. Ведь говорят, под Новый год, что ни пожелается, всё всегда произойдёт, всё всегда сбывается. Но мы и сделали историю, где ввели антигероя, который противостоит дяде Стёпе. Это уже наше, конечно, изобретение.
Александр Генерозов: Ну да, сюжет же надо двигать!
Анна Михалкова: Просто чтобы это действительно была сказка, где дети должны встречать какие-то сложные ситуации, из которых дядя Стёпа помогает им как-то выбраться, вот. И сделали, переложили это на музыку — у нас замечательные композиторы — и мы сделали огромное количество номеров и танцевальных, и музыкальных, и акробатических, потому что это шоу всё-таки! Оно в себе заключает все прелести современного мира и с точки зрения технологии, и действительно хорошую литературную основу. И мы сделали вот это шоу.
Александр Генерозов: И прямо со стихами вашего деда, да?
Анна Михалкова: Ну мы не рискнули ещё сами туда стихи писать! Нет, конечно, со стихами Сергея Владимировича! (смеётся)
Александр Генерозов: А давайте порассуждаем следующим образом: стоит ли перечитывать «Дядю Стёпу» перед посещением такого шоу? Я почему подумал: просто «милиционер», «постовой» — это даже слова такие, возможно, детям непонятные будут?
Анна Михалкова: Да «милиционер», мне кажется, понятно, всё же. Нет, ну, во-первых, это не основная функция дяди Стёпы. Он и атлет, и спортсмен, он…
Александр Генерозов: Он супергерой же, да!
Анна Михалкова: Да-да, перечитывать вообще любые стихи хорошо. И дело не в том, что это нужно, нет, там формат такой, что ты можешь даже вообще быть незнакомым с этим персонажем, но ты придёшь, и тебе будет интересно. Вообще мы очень гордимся этим шоу, не только потому что это наш дедушка, — ну каждый, естественно, хвалит себя, это ясно! Мы просто гордимся этим форматом, потому что в том огромном ряду ёлок, новогодних мероприятий, которые существуют вообще сейчас на рынке, нам удалось создать абсолютно уникальный продукт! Потому что он про детей, и он для детей, потому что опять же в силу работы мы ходили в прошлом году на разные мероприятия: очень много уделяется внимания и форме, и действительно фантастическим декорациям, каким-то технологиям. Но дети, особенно маленькие, они очень плохо следят за сюжетом. А здесь они всё время участвуют ещё непосредственно в этом действии интерактивном и с антигероем, и с дядей Стёпой, и с залом. И я очень горжусь тем, что у нас очень большое количество отзывов, которые действительно говорят про то, что это продукт для всех!
Александр Генерозов: У нас в студии секретный гость, генеральный продюсер этого шоу — Катя Соколова. Думаю, вопрос возможно к ней. А вы не хотели вот это шоу поставить на лёд? Просто это вполне очевидный формат. Ледовое новогоднее шоу — это же так круто!
Катя Соколова: Вы знаете, мы, наоборот, хотели сделать что-то такое неожиданное для зрителей. Ведь есть уже много достойных, классных, масштабных ледовых шоу, а мы хотим как раз делать формат и сделали такой формат, когда это не ледовое шоу. И мне кажется, мы в одном ряду стоим и можем спокойно себе позволить конкурировать с таким масштабом. У нас нет льда. Но у нас тепло. У нас теплее, у нас классная атмосфера, у нас офигенные декорации. Ты попадаешь на вокзал, приходишь сразу, ты саму обстановку Нового года чувствуешь. То есть у нас очень тепло, по-семейному душевно, и эта атмосфера дорогого стоит! И её многие сейчас пытаются поймать. Поэтому вас очень ждём, у нас будет в этом году много интересных активностей до представления. Будут мастер-классы, будут отдельные специальные фотозоны…
Александр Генерозов: Магазин — хорошо, но подарки — лучше. Будут?
Катя Соколова: Безусловно! Мы изначально решили все вместе, что у нас подарок будет входит в стоимость билета.
Анна Михалкова: Мы очень гордимся этим!
Александр Генерозов: Сладкий?
Катя Соколова: Не только! Не только для желудка, но и для ума!
Анна Михалкова: В общем, премьера и первый день у нас 27 декабря, именно с этой даты выходим, и до 8 января будем каждый день давать по два спектакля, до конца детских каникул.
Катя Соколова: Выходной 1 января только, хотим чуть отоспаться, и снова в путь!
Александр Генерозов: Класс!
Александр Генерозов: Выросла в семье, где всё, так или иначе, связано с кино. И только мама нашей гостьи Анны Михалковой из мира моделей и моды. А было жалко маму? Ну правда, вот я представляю, вы все там за столом, и говорят: «Да понимаешь, там светоустановщики… Нет, оптика не та, не та совершенно!» И сидит бедная ваша мама! Или ничего, она нормально справлялась?
Анна Михалкова: Ну нет, у нас были более интересные темы для обсуждения, чем какие-то трудности технические! (смеётся) Мы — обыкновенная семья, и у нас есть куча бытовых каких-то тем, которые мы с радостью обсуждаем.
Александр Генерозов: Илья, кстати спрашивает: «С кем спорили больше, с папой или с мамой, будучи в подростковом возрасте?»
Анна Михалкова: Сейчас у меня ощущение, что он у меня вообще прошёл гладко и спокойно, и я никому не доставляла никаких проблем. Но, наверное, больше с мамой всё же. Потому что она просто физически с нами больше времени проводила и с Тёмой, братом. Поэтому, наверное, ей больше досталось.
Александр Генерозов: Да просто девочки с мамой конфликтуют, мальчики — с отцами, исторически так! Всё по классике так!
Анна Михалкова: Тоже правда, да. Абсолютно!
Александр Генерозов: Смотрите, а вот чувство коллективной ответственности, когда твой успех ложится на всю семью, но и твоя неудача тоже на всех бросает тень. Есть вот ответственность за коллективный бренд Михалковых?
Анна Михалкова: Нет, это ты всегда помнишь, в общем-то, вне зависимости от того, к какой семье ты принадлежишь. Но если есть определённое воспитание, конечно, все друг за друга несут эту круговую ответственность. Родители всегда ответственны за детей — это ясно, всё это идёт сверху вниз, это закон. Просто, конечно же, ты должен понимать, давать себе отчёт, что ты делаешь. Это всегда хорошо, в любой ситуации.
Александр Генерозов: Хочется кивать вам с видом Тайвина Ланнистера, но вот, по-моему, совсем не похож на него. Слов поменьше, информации побольше, вопросы — кратко, ответы — в любом формате. «Анна: от 6 до 18» убрали бы из биографии постфактум?
Анна Михалкова: Нет, я бы не убрала, потому что это факт моей жизни, в общем-то! Другое дело, что я не очень люблю это кино. Потому что это такой эксгибиционизм души. И хотя я понимаю, что, наверное, в масштабе исследования какой-то отдельной жизни, на фоне событий в огромной стране это крутая идея, но для меня это всегда сложный фильм.
Александр Генерозов: «Стёпу» придумали вместе с Надей. А ещё что-нибудь, например, какое-нибудь телевизионное шоу или фильм, может быть, какой-то? Не думали?
Анна Михалкова: Ну, Надя, во-первых, режиссёр! И я имела счастье сыграть у неё в двух её работах, в трёх даже. И могу сказать, что не потому, что она моя сестра, а просто исходя из опыта своего кинематографического, она — действительно хороший режиссёр, и у неё работать очень интересно. Вот так, будучи артистом, я могу сказать, что это тот режиссёр, о котором можно мечтать. Она понимает, что делает, и даёт возможность артисту быть соавтором, и это интересно!
Александр Генерозов: А вам самой режиссёрские амбиции чужды?
Анна Михалкова: Чужды абсолютно. Я не занимаюсь тем, в чём не чувствую себя комфортно.
Александр Генерозов: То есть продюсер — да, режиссёр — нет?
Анна Михалкова: Да! Продюсер — да! Да! Да! Режиссёр — нет! Нет! Нет! (смеётся)
Александр Генерозов: «Кинокорм» на площадке свой или демократичненько вместе со всеми?
Анна Михалкова: «Кинокорм»… Ну как это! У нас уже всё это называется «фудтрак», как-то это всё интеллигентно более.
Александр Генерозов: Ну я от актёров почерпнул, вот теперь хвастаюсь знанием терминов.
Анна Михалкова: Нет-нет, ну понятно, что между собой мы, конечно, так его периодически называем. Я питаюсь вместе со всей группой. Хотя бывает, конечно, когда большие проекты, и ты устаёшь каждый день есть с утра два яйца жареных и сосиску, например, и что-то берёшь с собой. Но вообще я питаюсь так же, как и вся группа.
Александр Генерозов: С вашим опытом, с вашими знаниями, с вашими поколениями киношников всё-таки актёрские суеверия какие-то есть, или вы выше этого?
Анна Михалкова: Ну что значит «выше»? Конечно, наверное, они существуют! И как-то традиционно — это не рассказывать о каких-то проектах, которые должны быть в будущем. Потом есть какие-то вещи, которые связаны с тем, что ты играешь свою смерть. Я знаю артистов, которые иногда отказываются в гробу лежать. Я не знаю, смогла бы или нет, потому что пока ещё в гробу лежать — нет. Меня убивали много раз, но вот в гробу лежать… Не знаю пока, не думала. Говорят, что ты что-то притягиваешь из того, что играешь. Но просто поскольку для меня это действительно в первую очередь профессия, то я очень чётко разделяю то, что происходит на экране, и то, что происходит в моей жизни. И с опытом приходит: я стараюсь не тащить дальше за собой этих персонажей.
Александр Генерозов: Это да, правильно. Вовремя отстегнуть вагончик. Сергей спрашивает: «Ваша искренность всегда впечатляет. Как относитесь к современным форматам, таким как реалити-шоу на ТВ или жанр мокьюментари в кино? Смотрите ли такие проекты, находите ли интересными и согласились бы сами поучаствовать в подобном?» Отличный вопрос, Сергей!
Анна Михалкова: Вопрос сложный! Я, будучи всё-таки человеком отчасти публичным, конечно, очень дорожу какой-то своей частной жизнью, и поэтому, наверное, сама бы я не стала участвовать в реалити-шоу. Конечно, я смотрю эти форматы. Не могу сказать, что я любитель, но вообще, поскольку я действительно люблю людей, и каждый человек для меня — источник абсолютно точно какой-то информации, которая может мне потом никогда не пригодиться, источник вообще какой-то информации для работы, поэтому действительно всегда интересно про людей, мне кажется.
Александр Генерозов: Вот Инесса хвалит вас: «Анечка, спасибо большое за ваши роли, следователь в "Трассе" — вы бесподобны!» Такая роль труднее, чем врач или психолог, например, или мама на грани срыва?
Анна Михалкова: Я так не разделяю. Знаете, факторов такое количество, начиная от погодных каких-то явлений и заканчивая твоим настроением, которое случилось в этот день. Спрогнозировать успех невозможно абсолютно точно. Бывает, когда нравится и сценарий, и режиссёр, и ты думаешь «вот сейчас мы как бабахнем», а кино не сложилось. Просто люди разные: кто-то работает на результат, кто-то получает удовольствие от процесса. Я люблю процесс, я люблю сниматься в кино, когда мне попадаются классные роли какие-то или истории интересные. Я всегда с радостью за это берусь, потому что для меня это возможность. Через кино я проживаю какие-то вещи, которые в жизни никогда себе не могу позволить, или там у меня нет возможности общаться с такими людьми, и я переживаю их в этом виртуальном мире, что меня в принципе «обезопашивает» вообще от каких-то ненужных для меня вещей в реальности.
Александр Генерозов: А много ли уходит в корзину предложений каких-то, намёток, сценариев, прежде чем найти роль, на которую согласитесь в итоге?
Анна Михалкова: Вы знаете, у артистов две составляющих всегда: либо «не зовут, забыли» либо «ой, не могу вообще, нет ни секунды свободного времени». Я всё читаю, что предлагают, и действительно никогда не знаешь, где и кто пришлёт именно тот сценарий, который так вот откликнется в тебе.
Александр Генерозов: И ещё в тему кино — это уже моя личная вам похвала — мне безумно понравился фильм «Чувства Анны» Анны Меликян. Но мне кажется, он имеет поляризационные свойства: либо приняли, либо нет. Вы сами его для себя как оценили? Скорее в любимой категории?
Анна Михалкова: Да вообще про это кино сложно что-то говорить, потому что я человек процесса, это какое-то исследование моё, я в каких-то предлагаемых обстоятельствах. Это исследование своего какого-то, наверное, внутреннего рабочего процесса. Этот фильм, конечно, какой-то этапный, рубежный, он сложносочинённый, он действительно не для массового зрителя. И кто-то понимает это, кто-то не понимает. Вообще, к сожалению, любое искусство всё равно по итогу делится на «нравится» и «не нравится». И такая вкусовщина, конечно, есть. С точки зрения профессии, это кино очень хорошего уровня, действительно большого!
Александр Генерозов: Концовка, с вашей точки зрения, открытая? Или всё-таки пессимистическая?
Анна Михалкова: Открытая, конечно, открытая!
Александр Генерозов: Просто люди спорят, для меня это странно, поэтому и у вас уточнил видение. А что у вас с театром? Вас там нет же?
Анна Михалкова: У нас с ним нет романа, с театром у меня никогда не складывалось. Я знаю почти всё про кино, но театр — это для меня совершенно неизученная область. И я бы не сказала, что сожалею о том, что не работаю в театре. Я много работаю в кино!
Александр Генерозов: Ну просто он проникает в кино неизбежно: у нас играют в кино театрально, у нас всё образование, в конце концов, заточено. Пять только лучших театральных вузов в Москве, а кино, получается, где-то так: мастер-классы, что-то между дублями, «вот так вот делай». Есть проблемы в кинообразовании, на ваш взгляд?
Анна Михалкова: Вообще, с образованием всегда были проблемы! (смеётся) Мне кажется, всё зависит от того, насколько ты готов, любишь ли учиться, и всё равно это ремесло, в общем-то! Этому можно научиться. Понятно, что должен быть талант, очень много зависит от твоей счастливой звезды какой-то, но сказать, что вот именно по кино у нас нет какого-то достойного образования — конечно, это не так. Другое дело, что была прекрасная идея сделать курсы для профессиональных артистов, которые действительно получают в своей базе театральное образование, какие-то азы киноработы, крупности какие, что такое «выйти на точку», что значит «стать в свет», и просто для того, чтобы не тратить это время потом. И это было бы хорошее подспорье вообще для артистов.
Александр Генерозов: Но так на уровне идеи и остаётся? То есть получается, театральное образование у нас мощно бьёт любое киношное?
Анна Михалкова: Это база, это так же, как в архитектурных, в каких-то художественных училищах — всё равно у тебя должна быть школа какая-то.
Александр Генерозов: И давайте вернёмся к главному вашему событию — «Дяде Стёпе». Вот я так подумал: а по России с таким шоу проехать? Ну вдруг я вам сейчас какой-то смысл подарю? (смеётся)
Анна Михалкова: Здесь история про то, что, к сожалению, «день рождения только раз в году»: Новый год у нас просто, в общем-то, не так часто бывает. Хотя, конечно, можно было бы подумать об этом. В планах у нас есть такое: мы переработаем немножко новогоднюю эту тематику и сделаем спектакль, не привязанный к новогодним событиям. Потому что, как мы просто по прошлому году наблюдали, есть большой запрос на это, и многие подходят и спрашивают, можно ли привезти к ним в город это шоу или просто там в театрах играть его и как-то возить. Поэтому это в наших планах точно!
Александр Генерозов: Смотрите, а вы сказали, что дядя Стёпа — наш главный супергерой, и это действительно так. Мне, честное слово, это не приходило в голову, хотя это по сути именно так! Но супергерои существуют в своих вселенных. Может, проработать как-то, и во что-то большее это выльется, да? Вот как «Союзмультфильм» сейчас «Простоквашино» дал — и NILETTO там, и всё такое!
Анна Михалкова: Нет, ну конечно, компания называется «Для больших и взрослых», и мы действительно думаем про разные направления деятельности. Ясно одно, что она вся будет связана с детьми, потому что мы имеем огромное наследие Сергея Владимировича Михалкова. К тому же, без ложной скромности могу сказать, что 20 с лишним лет я веду передачу «Спокойной ночи, малыши!», поэтому всё-таки понимание вообще того, что происходит в этой сфере, у нас есть, и планов много! Мы хотим сделать ещё спектакль «Три поросёнка» кукольный, так что мы придём ещё не раз и расскажем вам тут, надеюсь!
Александр Генерозов: А вы понимаете, что фактически работаете с поколением «альфа», и за их внимание будете бороться даже не с какими-то другими шоу, а с телефоном? Пока сидят на шоу, вам нужно вот эту штуку перебороть!
Анна Михалкова: Это сложнейшая задача, но мы принимаем этот вызов!
Александр Генерозов: Вы их не боитесь? Вы умеете на их языке говорить?
Анна Михалкова: Знаете, дело в том, что, если действительно без иронии, это первая, в общем-то, ситуация вообще в истории всего человечества, когда не старшее поколение учит младшее и знания передаются сверху вниз, а как раз уже та история, когда знание начинает передаваться снизу вверх. И с этим ещё никто не сталкивался. Будем смотреть, будем просто по ходу решать проблемы.
Александр Генерозов: Шоу скорее о трюках или с литературным таким компонентом? Это, наверное, к Кате больше.
Катя Соколова: У нас шоу многогранное: оно включает в себя и трюки, и у нас много цирковых номеров, акробатических. У нас много музыкальных номеров, у нас на сцене больше сорока артистов, поэтому оно и есть шоу!
Александр Генерозов: И то, и то, в общем?
Анна Михалкова: Да, и живой звук, все поют живьём абсолютно, детишки все, у всех свои микрофоны, и это очень круто! Многие даже забывают, убегает звукорежиссёр, забывают выключить, и у них там какие-то споры, они играют что-то, и это очень круто смотрится!
Александр Генерозов: Когда в отпуск? После шоу сразу же пойдёте отдыхать все вместе?
Анна Михалкова: Ну вот да, после праздников уже.
Александр Генерозов: Аня, спасибо вам огромное, и вам, Катя, тоже, за то, что нашли время и заехали к нам! Анна Михалкова провела с нами свой воскресный вечер на Европе Плюс. А я, Александр Генерозов, жду всех с новым выпуском Week&Star через неделю. Будет звёздно, будет интересно. Пока!
Анна Михалкова: Спасибо всем! До свидания!