30 декабря гостем Week & Star стал популярный британский диджеей Jax Jones! В 2018 году музыкант выпустил два суперхита – Breathe и Ring Ring, которые попали в итоговый ЕвроХит Топ 40. Jax Jones вместе с ведущим Александром Генерозовым подвёл музыкальные итоги 2018 года. Читай интервью ниже или подписывайся на подкаст для iOS или Android.
В это сложно поверить, но всего один день отделяет нас от начала абсолютно нового 2019 года. Весь год мы вместе с радио №1 в России* слушали самую лучшую музыку. На Европу Плюс приходили самые актуальные музыканты и самые крутые диджеи. И сегодня мы подведем итоги уходящего года с крутейшим музыкантом, лондонским диджеем и продюсером, участником самых звездных коллабораций. Впервые в России и Москве легендарный Jax Jones!
Привет тебе, Jax, и привет всем, кто с нами сейчас! За окном самая настоящая зима, скажи честно, как тебе этот, пожалуй, самый известный русский символ?
Jax Jones: (смеется) Очень холодно, я не был готов совсем.
Александр Генерозов: Три хэштега для Москвы от Jax Jones, и для России тоже?
Jax Jones: #Кремль, #Водка, #Олигарх!
Александр Генерозов: Jax, для всех Рождество и новогодние праздники – это отдых. А вот если артист отдыхает на Новый год, то у него все не очень хорошо. У тебя все уже расписано? Где мы тебя увидим в новогодние праздники?
Jax Jones: Похоже, у меня дела идут не очень, потому что на само Рождество я нигде не выступаю. Правда, у меня есть работа до Рождества, и несколько дней после Рождества.
Александр Генерозов: Поздравлю тебя. Во-первых, ты совсем недавно выпустил новый трек Play с Years & Years, и я обратил внимание, что в треках Breathe и You Don’t Know Me ты работал с вокалистками, с сольными вокалистками, а тут ты работаешь с трио. Это должно быть сложнее, мне кажется.
Jax Jones: На самом деле, работать с этим треком было очень легко. Мне часто говорят, что я очень много работаю с женским вокалом. Это не какой-то мой умысел, а просто так получается. Что касается этого конкретного трека, мы его записали очень легко. Это было очень весело. С Олли я работаю уже много лет, с Эмре тоже, а третьего вокалиста я даже не помню по имени, простите, мне очень стыдно.
Александр Генерозов: Что ты даешь, какие установки вокалистам, перед тем, как вы садитесь и записываете трек?
Jax Jones: На самом деле, установки очень простые. Сначала немного текилы, она разряжает обстановку. Потом я приношу свою гитару и как Эд Ширан играю несколько полнозвучных аккордов, которые мне нравятся. Мы говорим о жизни исполнителя, о жизни вокалистов и, вообще, рассуждаем, какие мысли навевают нам эти аккорды. Потом мы что-то напеваем. Знаете, мне кажется, так же свою музыку придумывает Элтон Джон. По сути, всю музыку я добавляю уже после. А с исполнителями, с вокалистами мы просто говорим про их жизнь, и из этого рождается музыка.
Александр Генерозов: То есть они полностью свободны у тебя?
Jax Jones: Да, абсолютно. Они в любой момент могут уйти или прийти. Я просто в студии жду их.
Александр Генерозов: В твоих треках очень характерный саунд. Как ты его опишешь в словах?
Jax Jones: Я бы сказал так. Во-первых, это звук счастья, во-вторых, это звук, который заставляет вас встряхнуться. И в остальном это просто пс-пс-пс.
Александр Генерозов: (смеется) Не у каждого, кто делает пыц-пыц-пыц, потом получается такой успех!
Jax Jones: (смеется) Мне повезло, а им нет, что скажешь!
Александр Генерозов: Когда я слушаю твои треки, у меня возникают в голове образы старых электронных игр, вот тех еще, которые чуть ли еще не на DOS-компьютерах были. Это не случайно?
Jax Jones: (смеется) Я очень ценю такую интерпретацию. Мне кажется, она случайна, но игры я люблю, на самом деле. Буквально вчера мне мой папа сказал, что его любимый трек это Breathe, и он сказал, что это такой звук в стиле хай-тек. Возможно, он разделяет вашу интерпретацию.
Александр Генерозов: Я познакомился с твоим творчеством. Это именно те треки, которые ты делал вместе с Duke Dumont. Эти треки взорвали чарты, и они украли наши сердца. Будет ли еще сотрудничество с Duke?
Jax Jones: Пока нет.
Александр Генерозов: Вот на вашем примере. Два диджея работают, и в коллаборации у них получается какой-то трек. Вот как делите обязанности? Кто-то отвечает за ритм, кто-то за фишки звуковые, или как?
Jax Jones: На самом деле, это отличный вопрос. Когда работаешь с другим диджеем, кто-то из вас обязательно должен быть лидером, контролировать весь процесс, иначе получится просто мешанина. Вообще, все диджеи работают по-разному. Кто-то больше знает про музыку, про разных исполнителей, привносит в работу свои идеи, референсы и так далее. Кто-то подходит к работе с более технической, что ли, стороны. Но в любом случае, в паре всегда есть ведущий, лидер. Мне кажется, так результат получается намного чище. Мне, правда, нравится сотрудничать с людьми в реальной жизни. Сидя в студии, в интернете, по Skype сотрудничество не очень-то складывается.
Александр Генерозов: Новый трек. Мы услышали в нём новый звук, новую фишечку, новый саунд. Откуда они вообще берутся изначально? Где та секретная лаборатория, где производят звук? Это Лондон или это Америка?
Jax Jones: На самом деле, этот вопрос очень простой – как найти абсолютно новый звук. Как мне кажется, нет абсолютно новой музыки, за исключением тех случаев, когда возникает какая-то новая технология. Например, изобрели гитару – появился новый звук. Или, изобрели синтезатор, это изменило звучание вообще всей современной музыки. Мы же, в основном, работаем с различными комбинациями того, что мы любим, того, что уже существует. Иногда бывает, придумываешь что-то слишком продвинутое, что-то из будущего, и люди это не понимают. А иногда понимают, иногда публика принимает это благосклонно. В любом случае, мне кажется, мы работаем как шеф-повара. Мы постоянно смешиваем разные ингредиенты и смотрим, что из этого получится.
Александр Генерозов: Хорошо. Но вот все-таки придумал ты какое-то новое звучание, новый звук. И через месяц, через два так играют уже десять диджеев, потом уже сто диджеев, и так уже смотришь, вся планета играет. Это не обидная ситуация для тебя? «Это мой звук, я придумал!»
Jax Jones: Мне, на самом деле, совсем не обидно, когда мою музыку копируют, потому что остальные же не такие симпатичные, как я, и так классно, как у меня, у них все равно не получится. Если отвечать серьезно, то, мне кажется, в музыке звучит личность ее автора, и даже если кто-то имитирует вашу музыку, точно так же у него никогда не получится. Личность, твоя изюминка, это то, что выделяет тебя и твой звук на фоне всех остальных.
Александр Генерозов: Больше фактов о нашем госте узнаем из серии быстрых вопросов, ответы на которые я всегда принимаю в любом формате. Поехали! Твой рекордный по длительности сет, где и когда?
Jax Jones: Пока самый мой долгий сет длился три с половиной часа, может, четыре. Это было в Мадриде в техноклубе. Вообще, если клуб коммерческий, то я не могу себе позволить играть долгие сеты. А вот если клуб андеграундный, то я часто могу играть часами. Конечно, не так, как Carl Cox, но, тем не менее.
Александр Генерозов: У звука есть свой геотег? Вот ты можешь определить по звуку, что это лондонский, или парижский, или бразильский звук?
Jax Jones: Да. Я, на самом деле, слышу разницу очень отчетливо. Используются разные барабаны, треки по-разному обрабатываются, продакшн разный и ритмы тоже абсолютно разные.
Александр Генерозов: Твои треки постоянно шазамят. Ты сам пользуешься Shazam?
Jax Jones: Да, все время.
Александр Генерозов: И как часто он не находит по твоему запросу?
Jax Jones: Ну, с диджейской музыкой, на самом деле, часто. Он не может определить, что это за источник такой. Мне кажется, в пяти случаях из десяти он мне ничего не показывает.
Александр Генерозов: Твое выступление, и вдруг вырубается электричество. Какой инструмент хватает Jax в качестве плана “B”? Гитара?
Jax Jones: Гитара, конечно. Буду играть акустику а-ля Эд Ширан.
Александр Генерозов: Машина времени. Куда бы ты на ней отправился?
Jax Jones: Вернулся бы в 90-е, в то время, когда я был подростком, и посвятил бы больше времени освоению разных инструментов.
Александр Генерозов: Если говорить о поп-музыке в целом, то, мне кажется, что она стала похожа на фильмы по Вселенным DC и Marvel, − идеальный продакшн, идеальная картинка и некоторая пустоватость. Не находишь ли, что некоторая деградация мелодий вообще происходит?
Jax Jones: Тебе кажется, что стало меньше мелодий и больше звуков? Очень интересно. Мне кажется, что ты задал, по сути, два разных вопроса. Если взять Вселенную Marvel или DC, они все время следуют одной и той же формуле, и самое интересное, что каждый раз они добиваются успеха, просто потому, что они от этой формулы не отходят. И я понимаю этот подход, мне кажется, он действительно работает, например, в поп-музыке. Правда, сейчас мы живем в эпоху, когда на нас обрушивается огромное количество разных звуков, разной музыки из интернета. И, мне кажется, для того, чтобы выделиться на этом фоне, твоя музыка должна быть максимально завершенной, просто безупречной.
Если говорить о мелодии, мне кажется, в вокале мелодия, наоборот, приобрела особую важность. Но это не так, разумеется, для диджеев или для музыкантов, которые с инструментальной музыкой работают. Но если ты делаешь танцевальные треки, то вокал играет очень важную роль.
Александр Генерозов: Есть еще интересное, как мне кажется, наблюдение − на музыкальном Олимпе все меньше и меньше групп. И вот такие парни, как Imagine Dragons, Maroon 5 или Coldplay, это уже, по сути, остатки самого явления – группа. Группа исчезла полностью? Как тебе кажется?
Jax Jones: Я согласен с тобой в том, что музыкальные группы, как жанр, умерли. Их время ушло. Мне кажется, это произошло из-за того, что музыка таких бэндов не развивается. То, что развивается сейчас – это электронная музыка, хип-хоп. И это учитывают, в том числе, такие успешные группы, как Imagine Dragons, Coldplay, Maroon 5, которые ты назвал. Мне кажется, что они берут находки из других жанров для того, чтобы постоянно развиваться. Мне кажется, что музыка таких бэндов, таких музыкальных групп уже не актуальна, и я думаю, что в ближайшее время много таких групп не появится. То, что сейчас актуально, это рэп, хип-хоп, это самые интересные жанры, потому что в них постоянно появляется что-то новое, какие-то инновации, постоянно меняется структура песен, меняется звук. Иногда даже непонятно, что исполнитель говорит в микрофон. Он буквально бормочет. Ты слова не можешь разобрать, именно поэтому их интересно слушать.
Александр Генерозов: Музыка пережила несколько волн. Сначала была румынская волна, потом была албанская волна. Luis Fonsi открыл дорогу пуэрториканским исполнителям. А что дальше будет? K-Pop, J-Pop? Может быть, Индия или Китай?
Jax Jones: Я даже не думал про албанскую музыку в этом ключе. Я не думал, что она такая уж популярная. Если говорить про таких исполнителей, как Dua Lipa, например, я, скорее, отношу это имя к лондонской музыкальной сцене, а не к албанской. Что касается музыки завтрашнего дня, я думаю, что придет время K-Pop. Уже сейчас музыка в этом жанре, в этом стиле имеет большой успех в чартах. Но она по-прежнему в новинку для большинства стран мира.
В Азии этот жанр появился уже, мне кажется, в 1998 году, если я не ошибаюсь, во время первого корейского шоу талантов, когда на сцену вышли два чувака, и они буквально придумали это новое направление. И мне кажется, это здорово, что K-Pop – это одновременно и мейнстрим, и андеграунд. Это что-то свежее. Это попытка смешать все музыкальные стили буквально в трех минутах одного трека.
Александр Генерозов: У меня есть только одна проблема с K-Pop, если я слушаю эту музыку, я наслаждаюсь, она качественная, она замечательная, она потрясающая. Но через час я не могу вспомнить мелодию. В то же время, когда я слушаю новый трек Jax Jones, я уже через пять минут могу его подпевать. Не находишь ли, что все-таки немножко бедноваты они мелодически?
Jax Jones: Я не сказал бы, что у K-Pop бедноватая мелодия. Мне кажется, это просто такой шизофреничный стиль, когда в одном треке сочетается очень много разных направлений, и просто у каждой темы недостаточно повторов, поэтому вы не можете вспомнить мелодию. Моя музыка на этом фоне достаточно простая. Мне очень нравится повторять тему снова и снова. Это просто такая музыка, которая нравится мне самому. Но я понимаю, конечно, о чем вы. В K-Pop, действительно, мало повторов. Мелодия мало повторяется. Но вот что не отнять у K-Pop, так это его зрелищность. Эту музыку можно не просто слушать, но и смотреть. Из нее делают реальное шоу. Удивительно, как им удается упаковать свое творение. Они это делают очень театрально, очень избыточно. У меня такого нет.
Александр Генерозов: Давай подведем итоги 2018 года музыкального. В чартах радиостанций, на мой взгляд, он звучал так: все меньше хауса, все больше латино, мамбоса, EDM, больше трэпа, больше хип-хопа, и где-то, действительно, совсем чуть-чуть рока. Но самым главным термином 2018 года все равно остается фьюжн. Ты, в целом, согласен? Или я что-то пропустил?
Jax Jones: Я в Москве первый раз, поэтому даже не знаю, что здесь пользуется популярностью. Но, насколько я понимаю, на радио, действительно, сейчас царит фьюжн, смесь очень разных стилей. Для меня лично 2018 год – это все-таки год хип-хопа по-прежнему. При этом я замечаю, что фаза латино постепенно уходит. Было несколько лет такого бума латино, Despacito, и вот это все. А сейчас это немножко отходит на второй план. И, честно вам сказать, я очень этому рад, потому что я на испанском не говорю, эта музыка мне не очень близка. Ну, и в защиту хаоса скажу, что мы по-прежнему здесь, и Calvin Harris по-прежнему актуален.
Александр Генерозов: Давай поговорим о конкретных событиях 2018 года музыкальных. Воссоединилась Swedish House Mafia. Это вот мега-событие. Как ты думаешь, надолго воссоединились вместе?
Jax Jones: Насколько я понимаю, они просто были объявлены как хедлайнеры фестиваля Greenfield в Британии, а музыку какую-то новую вместе они не записывают, это просто разовое выступление, они вместе оказались на сцене. Как мне кажется, это группа, в которой очень много больших, очень масштабных персонажей, и их сложно собрать вместе и заставить вместе выступать. Как мне кажется, новой музыки от них уже ждать не стоит, хотя такие сплетни ходили. Мне кажется, для них это просто способ получить большой чек и пойти в магазин Rolex.
Александр Генерозов: Музыка в кино, это, в первую очередь, для меня, по крайней мере, «Богемская рапсодия», фильм. Смотрел ли ты, и как ты относишься к Queen, и к этой попытке передать жизнь Фредди Меркьюри?
Jax Jones: Да, я посмотрел этот фильм. Надо сказать, что мне невероятно понравилось. Признаюсь, что до этого фильма я много не знал про Фредди Меркьюри, то есть мои знания сводились к каким-то его хитам, типа We Will Rock You и иконическим движениям, его позам на сцене. Я не знал, например, что он индийского происхождения. Я ничего не знал про его путь к славе и ничего не знал про его одиночество. При этом должен сказать, что фильм сделан потрясающе. Мне кажется, что главный актер свою работу сделал просто на пять баллов, к сожалению, не помню его имени.
Что касается Queen, мне очень интересно то, что они в ту эпоху создавали песни для стадионов, то есть, они реально создавали идеальные треки, которые можно играть на огромных стадионах. И они, мне кажется, нашли идеальный баланс между привязчивостью мелодии и ее простотой. Фильм мне был еще очень интересен с той точки зрения, что я как будто бы смог оказаться в толпе, и вместе с ними прожить концерты Queen.
Александр Генерозов: Заглянул в рейтинг DJ Mag Top 100, и увидел, что с 2015 года одна и та же картина: номер один – Martin Garrix, номер два – Hardwell, и номер три – Dimitri Vegas & Like Mike. Пять лет одно и то же. Это соответствует твоей картине мира? И кому ты по итогам 2018 года вручишь свой золотой пульт JJ?
Jax Jones: Они что, разве не покупают все эти голоса? Они не покупают что ли первые места в DJ Mag 100? Ну, это я шучу, конечно. Как вы все понимаете, лучший диджей мира – Jax Jones, и я, разумеется, не согласен с этим рейтингом. Ну, что сказать? Ребята из списка классные диджеи, конечно. Правда, я не думаю, что рейтинги значат столько же, сколько и раньше. Мне кажется, все эти рейтинги нужны просто, чтобы потешить свое эго, ну, и засветиться в прессе разве что. А, вообще, благодаря интернету люди сейчас слушают намного больше музыки. Появилось больше жанров танцевальной музыки.
Если говорить о моих любимых диджеях, я очень люблю Martin Garrix, но вот незадача, я, на самом деле, не понимаю, как эти имена выбираются в топ-10, или в топ-3, потому что я, например, даже не представляю, чем все эти люди занимаются прямо сейчас. В этом году у меня было больше хитов, чем у них, и при этом я не вхожу даже в топ-100. Если говорить о других именах, которые мне очень близки и мне очень нравятся, это Calvin Harris.
Александр Генерозов: Альбом года и концертное выступление года. Что бы ты выделил по версии Jax Jones?
Jax Jones: Вообще, очень сложный вопрос. Я много разных альбомов слушал в этом году. Любимый? Ну, сказал бы, что это новый альбом Anderson Paak. А что касается концерта, ну, мой, конечно. И я сейчас не шучу, потому что мой первый тур прошел с аншлагами, и для меня это было очень важным моментом в моей карьере, каким-то новым этапом. Во-первых, сами концерты мы творчески переосмыслили, и я, наконец-то, нашел сценическое отражение своей музыки, как ее вообще нужно исполнять.
Александр Генерозов: Спасибо тебе огромное, и я предлагаю тебе поздравить всех, кто нас слушает, с наступающими праздниками.
Jax Jones: Привет, друзья! Это я, Jax Jones. Надеюсь, что вы сейчас наслаждаетесь приятными напитками. Я желаю вам счастливого Нового года и Рождества!
Александр Генерозов: Друзья, я присоединяюсь к поздравлениям Jax, и желаю всем, чтобы Новый год принес вам самые лучшие события. Я желаю самой веселой встречи года 2019-го! А Европа Плюс будет радовать вас отличной музыкой и очень интересными гостями весь год!
Александр Генерозов. Week & Star. С Новым Годом! Ура! Пока!
Фото: