Генеральный директор Sony Music Russia о том, как стриминги изменили музыку, и о перспективе онлайн-концертов

23 мая гостьей шоу Week&Star стала Арина Дмитриева – генеральный директор Sony Music Россия и СНГ. Читай интервью ниже или подписывайся на подкаст, мы есть в Apple Podcasts, Google Podcasts, Castbox, «Яндекс.Музыке» и Podbean.

Александр Генерозов: На Европе Плюс генеральный директор Sony Music в России, именно при её участии зажигаются новые музыкальные звезды, и добавляется энергии к свету уже зажженных, рад представить всем – Арина Дмитриева!

Арина Дмитриева: Здравствуйте, всем привет!

Александр Генерозов: Сейчас, всего за наделю до окончания весны, главные хиты лета – то, что мы будем слушать – они уже в «каждом утюге»? Или есть треки, которые придерживают до июля, до экватора или как там?

Арина Дмитриева: Однозначно припасут, однозначно выставят, появятся новые треки, новые хиты и, возможно, появятся новые артисты, о которых мы даже не подозреваем, потому что сейчас, в отличие от даже нескольких лет назад, звезды загораются очень быстро, они стремительно врываются она небосклон, и мы на это, конечно же, очень рассчитываем!

Александр Генерозов: Наверное, немножко всем надоевшее выражение – постпандемия. И тем не менее, у нас год после того, как всё изменилось. Артистам отменили гастроли, было время посидеть и написать что-то новое. Вы как глава звукозаписывающей компании видите этот вал новой музыки?

Арина Дмитриева: Вижу, и меня это очень радует, и я вижу, как меняется отношение артистов в принципе к стримингу. Потому что стриминг становится большой частью их доходов, важной частью их доходов. И помимо доходов – это ещё очень важная возможность их коммуникации с очень широкой аудиторией, потому что на концерты могут позволить себе прийти не все, артисты выступают не во всех городах нашей необъятной страны, а стриминг – это очень удобная форма коммуникации практически со всей аудиторией России. Надо сказать, что раньше, буквально несколько лет назад, когда стриминг только появлялся, только входил в дома, артисты к нему относились, ну так, с некоторым, не то чтобы скепсисом, но для них это не было основной платформой для коммуникации с аудиторией. Сейчас они понимают, они стриминг уже «раскусили», он приносит деньги, приносит аудиторию, и к нему надо относиться серьезно, надо выстраивать планы, думать, что ты будешь релизить и как. Многие артисты – это не секрет, они сейчас даже песни структурируют по-другому, потому что в онлайн сервисах внимание аудитории организовано по-другому, если ты не зацепил внимание аудитории с первых секунд – всё, до свидания! Ты потерял слушателя, потому что он скип-скип-скип, у него в телефоне, в кармане – вся музыка мира. Вот и приходится артистам так структурировать трек, чтобы зацеплять аудиторию с самого начала и держать её уже до конца.

Александр Генерозов: Вечная история – музыкант пишется на английском в расчете на тот рынок. И вот он выпускает год за годом треки, полирует свой английский, чтобы потом бросить всё: «а пошло оно…», надо окучивать свой рынок. Скажите – это изначально тупиковый путь? Как вам кажется, рассчитывать на англоязычную аудиторию?

Арина Дмитриева: Я здесь с вами, наверное, не соглашусь! Во всяком случае, эта тенденция очень сильно меняется за последние годы. То, о чем вы говорите, это действительно была наша жизнь, буквально ещё несколько лет назад, артисты часто приоритезировали успех на западном рынке, который, как известно, очень тяжело достижим. Сейчас же артисты очень хорошо понимают, насколько российский рынок важен, по оценке IFPI наш российский рынок музыкальный на втором месте среди быстрорастущих, великолепный рынок. И, конечно же, артисты, международные артисты, наконец-то обращают внимание на наш рынок, и наши локальные артисты, они тоже работают на нашу аудиторию.

Александр Генерозов: У вас в актуальном в инстаграме – академия SME, Sony Music Entertainment. Что это такое – музыкальная школа? Расскажите нам.

Арина Дмитриева: Рассказываю! Некоторое время назад, когда мы, Sony Music Россия, только начали заниматься российскими артистами, потому что раньше, будучи международным лейблом, мы преимущественно продвигали иностранных артистов. А с ростом онлайн-сервисов мы поняли, что российская аудитория хочет слушать российскую музыку, и мы должны помогать удовлетворять эти интересы. И я сама поняла, что мне хотелось бы взрастить специалистов, вот таких молодых ребят, которые влюблены в музыку, которые живут ей, как вы сказали, они едят, бегают, спят под музыку. И мне хотелось бы таких ребят найти, научить их основам музыкальной индустрии, как международной, так и локальной, и выпустить их в этот великолепный мир индустрии. А дальше, что у нас происходит? Вот уже четвёртый год подряд происходит A&R академия. Artist and repertoire.

Александр Генерозов: Немножко неудобная, конечно, для русского языка аббревиатура...

Арина Дмитриева: Да, но тем не менее, мы бросаем клич, когда готовимся к академии, и объявляем набор. Ребята могут нам прислать свои резюме, свои видео-резюме какие-то, иногда очень креативные у нас приходят заявки, а критерий всего один. Неважно, сколько тебе лет, неважно, где ты живёшь, неважно, какого ты вероисповедания, неважно, какой у тебя доход, это всё неважно. Важно только одно – что ты любишь музыку. Что ты ей живёшь, и ты хочешь связать свою жизнь с музыкальной индустрией. Дальше ребята проходят достаточно серьезный отбор, у нас есть строгая довольно-таки комиссия отборочная в лице, в том числе, руководителя локального репертуара Ольги Лотовой, которая сама, знаете ли, живёт музыкой, и поэтому задаёт очень сложные вопросы соискателям. И в результате конкурса, у нас порядка 20-25 человек получают возможность принять участие в академии. Академия – это месячный курс, в течение которого мы, Sony Music, а также наши партнёры, включая Европу Плюс, мы, кстати, привозили ребят сюда. Так вот, мы читаем им лекции, делаем воркшопы, они встречаются с артистами, продюсерами, они узнают о каких-то бизнес-особенностях музыкальной индустрии, юридических и так далее. И в результате, лучшие из лучших получают возможность оплачиваемой стажировки в Sony Music. И, конечно же, в наших компаниях-партнёрах. Ну а самые лучшие из лучших – они остаются с нами как сотрудники Sony Music. И я хочу сказать, что у нас сейчас в маркетинге, в отделе по работе с локальными артистами, очень много выпускников нашей академии.

Александр Генерозов: Ещё одна интересная фишка у вас. Креативное пространство SМЕ, это продолжение академии, или что-то другое?

Арина Дмитриева: Это мой совсем недавний проект, его открытие состоялось только 29 апреля, а начиналось это всё с того, что я стала думать, что вот, хорошо было бы, если бы у нас была своя маленькая студия, куда наши музыканты могли бы приходить и записываться, иметь некоторую творческую свободу. И родилась у меня эта мысль после того, как наш артист Gone.Fludd записал альбом прямо в нашем офисе. У нас есть комната для прослушивания музыки, то есть это не студия, это просто комната, в которой есть хороший звук, звукоизоляция, хорошее оборудование, и всё! И он там записал полностью альбом, он практически жил там со своей командой месяц. Я ещё очень переживала, потому что они постоянно оставляли чашки с чаем рядом с нашими дорогущими мониторами. И я подумала, что было бы круто, если бы у нас была студия, куда бы мы ребят просто запускали и говорили бы им: «Работайте!» Но поскольку нам всегда всего мало, то у меня уже дальше мысль пошла – хорошо, студия у нас есть, но ведь ребятам иногда нужна сцена для того, чтобы просто выступить, отработать шоу-кейс, или провести фотосессию. В общем, результатом стало это креативное пространство, которое мы открыли. У нас там очень крутая студия, отлично выглядящая, отлично освещенная, и мне очень хотелось бы, чтобы это стало таким местом для творчества, чтобы ребята приходили к нам, записывали свои коллабы...

Александр Генерозов: А вот почему вы все время говорите ребята, ребята, парни приходили, а что с девчонками? Или это только boys only?

Арина Дмитриева: Вот отличный вопрос, потому что я, будучи генеральным директором Sony Music Россия, и при этом я женщина – как, наверное, все слушатели уже заметили, постоянно обращаюсь к девчонкам. Безусловно, музыкальная индустрия всегда была жестоким мужским миром, но сейчас ситуация меняется, и мы буквально на стратегическом уровне, на уровне Нью-Йорка, на уровне нашего президента Роба Стрингера пытаемся создать, то что называется модным словом diversity – создать очень разные команды! И я всегда девчонкам говорю – девчонки, не бойтесь, этот мир – не мужской! Девчонки слушают музыку? Если девчонки слушают музыку, то они должны её создавать. Они должны работать с артистами, они должны работать в любых сферах музыкальной индустрии. Поэтому, когда у нас академии проводятся, у нас слишком много заявок от мальчишек, от мужчин. Они в процентном соотношении, конечно же, более активны. Так что я призываю всех девчонок, если вы хотите связать свою жизнь с музыкой и музыкальной индустрией, то не бойтесь и двигайтесь вперёд! Это очень сложный мир, но это очень крутой мир.

Александр Генерозов: Ускорим темп быстрыми вопросами, ответы всегда в любом размере!

Артист, которого вы открыли вопреки обстоятельствам, никто не верил, есть такие?

Арина Дмитриева: Есть такие, и по большому счёту они все такие. Потому что, когда мы артиста находим, ну вот взять того же Gone.Fludd – один из самых интереснейших артистов новой школы хип-хопа. Когда мы начали с ним работать, у него ВКонтакте было меньше 7000 подписчиков, он был абсолютно такой начинающий артист. И он буквально за год стрельнул так, что стал огромным открытием. Его приглашал Дудь, и я очень люблю, когда такие варианты происходят у нас.

Александр Генерозов: Сколько в часах отслушки у вас лично в день, в неделю?

Арина Дмитриева: Раньше отслушки у нас происходили по пятницам, то есть по сути это был полностью музыкальный день, с утра и до самого вечера мы слушали музыку, я очень люблю слушать музыку. Я, собственно говоря, в индустрии только поэтому и работаю, но это тяжелый труд, это реально тяжелый труд. Потому что, к сожалению, есть такая тенденция, становится что-то популярным, и все подряд начинают лепить буквально один в один такое же. Буквально возникает впечатление, что ты слушаешь одну длинную песню. Но теперь мне очень повезло, потому что мои ребята садятся и сами слушают всю эту музыку, музыкальные пятницы. Они отслушивают кучу всего, и это не считая того, что они слушают в течение недели. А мне они дают уже некую выжимку, и я могу уже наслаждаться самым лучшим из того, что представлено за неделю.

Александр Генерозов: Битари и гострайтеры. Это путь в никуда, писать биты и треки на заказ?

Арина Дмитриева: Это сложный вопрос, и поскольку у нас с вами блиц-история, то в двух словах, наверное, не ответишь. С одной стороны – почему нет, есть спрос на это, и это вообще не та история, которая только что родилась...

Александр Генерозов: Вы тоже страдаете от прилипшей мелодии? Как отвязаться от неё?

Арина Дмитриева: Никак, это вообще невозможно, и наоборот, я очень радуюсь, если у меня вот так вот что-то в голове целый день начинает играть, я очень радуюсь. Просто потому что есть шанс, что это хит! И мы иногда с нашими сотрудниками тоже – вот у меня руководитель локального репертуара Ольга, она ко мне приходит и говорит, что не может отделаться от этого трека, а я тогда говорю: «Отлично, надо брать!»

Александр Генерозов: Золотой век музыки и шоу-бизнеса – был, он есть или еще только будет?

Арина Дмитриева: Он будет! Он однозначно будет, я с таким позитивом смотрю в будущее, потому что такого количества музыки – его не было никогда! Музыку стали делать намного проще, если раньше нужна была дорогостоящая студия, оборудование, то сейчас, в общем-то, можно записать хит, сидя дома. И сделать при этом что-то гениальное. Ну и плюс, как я говорила, музыка стала очень доступной. Раньше надо было ехать куда-то, искать диск понравившейся тебе группы, его не было, его тебе где-то заказывали.

Александр Генерозов: Зато как вслушивались в каждый звук!

Арина Дмитриева: Это правда, даже если что-то не нравилось, ты заставлял себя его полюбить, просто потому что ты положил полжизни просто для того чтобы его найти. А сейчас у тебя вся музыка мира в кармане за очень скромные деньги.

Александр Генерозов: Если твоя музыка интересна, порой достаточно написать в директ продюсеру, а иногда слава находит музыкантов вообще без их участия, но все равно контакт с нужным человеком незаменим! Арина Дмитриева, глава Sony Music Россия, на Европе Плюс! Как я аккуратно сказал, с кем контакт незаменим, да?

Арина Дмитриева: Да, я это оценила, спасибо!

Александр Генерозов: Сравнивая шоу-биз наш и штатовский. То есть такой, несравниваемый и несопоставляемый. Известно, что в Америке на каждый трек огромный коллектив, по сто человек буквально, а у нас могут вдвоем слепить. Мы хот чуть-чуть сближаемся в плане производства музыки, или мы живем своим путем, а они – своим?

Арина Дмитриева: Мы, наверное, сближаемся. Но не в сторону того, что над одним треком будут работать по сто человек, как вы сказали, а скорее в том, что на американском рынке тоже появились феномены-артисты, которые, сидя – ну не на кухне, наверное, а в гараже, они умудряются в одиночку практически делать то, что «стреляет». И на них начинается, что называется, позитивная охота со стороны лейблов. И они тоже пытаются сохранить свою какую-то независимость.

Александр Генерозов: Есть русские мелодии, которые заходят в международной поп-музыке?

Арина Дмитриева: Я не могу не привести пример нашего последнего международного коллаба, как мы это называем, сотрудничества – артистов Джаро и Ханза, «Ты мой кайф», я не знаю, насколько слушатели в курсе такой немножко закулисной истории, я сейчас расскажу, потому что мне кажется, это интересно. Трек ребята выпустили на российский рынок, они не делали английскую версию, у них не было каких-то амбиций. И мелодически, и лирика – это абсолютно на российский рынок. И вдруг каким-то магическим образом, опять же таки, стриминг не имеет границ, особенно в странах Латинской Америки, а это очень большой рынок, этот трек начал сам по себе «вируситься». Люди начали его друг другу пересылать, начал расти стриминг, и за ребятами, за Джаро и Ханза, за ними тоже началась охота, им поступают предложения о международном каком-то сотрудничестве. И прекрасно, что вот эту вот конкурентную борьбу выиграли Sony Music, и результатом стала новая версия песни «Ты мой кайф», которую они сделали с Nicky Jam и French Montana, с огромными звездами. И вот на этот трек был не так давно релиз, уже в версии очень забавной, там и русский, и испанский и английский язык одновременно, очень круто! А мы сами задавались вопросом – а что же вот так зацепило именно Латинскую Америку? Почему? И нам сказали, что в словах «ты мой кайф» они слышали что-то свое. Им казалось, что там что-то про них, для них, и невозможно не послушать миллион раз!

Александр Генерозов: 100 лет назад продавали ноты, полвека назад – виниловые диски, а сейчас – всего лишь подписку на онлайн сервис. Хуже или лучше это для музыкантов – узнаем у генерального директора Sony Music Россия Арины Дмитриевой, на Европе Плюс! Думаю, что ответ немного предсказуем, лучше конечно. Но вот я слышал, что среди музыкантов – ну, по крайней мере англоязычных, есть такой тренд ругать стриминг, за то, что они забирают себе огромный кусок, а музыкантам – сущие копейки остаются. И понятно, что «сущие копейки» – у каждого своё понятие. Как вообще описать доход артиста от стриминга, если он написал отличный трек?

Арина Дмитриева: В отличие от потребления физического, на физических носителях стриминговое потребление и вознаграждение за него – более справедливое. Потому что раньше человек покупал, например, компакт-диск с каким-нибудь альбомом. Он покупал его, он платил какое-то количество денег за него, а дальше он послушал его один раз, и ему не зашло. Он бросил его где-то, и всё, он к нему не возвращается больше. Но уже транзакция-то случилась, и артист получает своё вознаграждение вне зависимости от того, понравился диск или не понравился! А сейчас всё более честно, артист получает вознаграждение в зависимости от количества прослушиваний. И чем чаще и больше его слушают, тем больше денег он в конечном случае получит. Это очевидно более справедливое распределение. И плюс ещё, безусловно, у стриминга более длинный «хвост». Потому что раньше, как вы совершенно правильно заметили, артист получал деньги немножко авансом. А что дальше происходило, слушается или не слушается этот диск, – уже неважно. Сейчас же альбомы, они слушаются долго, как я и говорила – у стриминга хвост длинный. Вот ты сегодня выпустил трек, есть ли этот трек успешный или альбом, то ты и через пять лет будешь получать, будешь сидеть, а тебе будут капать роялти. Мне очень нравится, когда я подписываю ведомости отчетные, на роялти, что мы отправляем музыкантам денежки. И мне очень нравится, когда я вижу, что я подписываю какие-то достаточно большие роялти за альбом, выпущенный в каком-нибудь 2012 году. То есть, вот уже столько времени прошло, уже скоро 10 лет будет, а люди слушают его, слушают постоянно, и артист получает вознаграждение.

Александр Генерозов: Ещё интереснейший феномен – интеграция музыки с соцсетями, с бизнесом. Это практически неотъемлемая часть сегодняшнего бизнеса, монетизации себя? Чтобы ты был и в TikTok, и писал музыку, снимал видео, ну чтоб тебя по всем фронтам продавали? Или можно быть просто музыкантом, ну вот не хочу этим ничем заниматься!

Арина Дмитриева: Он, конечно же, может быть просто музыкантом! Я всегда с большим уважением отношусь к артистам, у которых какая-то такая своя концепция, и они очень жестко относятся к тому, что появляется от их имени в соцсеятях, и пытаются это как-то лимитировать. Я отношусь к этому с большим уважением! Но при этом надо понимать, что, конечно, в современном мире без соцсетей, без коммуникации с аудиторией – очень сложно. Поэтому надо принимать эти правила игры, если ты действительно хочешь работать на широкую аудиторию. Либо есть другой путь – если ты не хочешь работать как артист, есть потрековое потребление. Есть какие-то треки, они часто взлетают в чартах, а люди даже собственно и не знают – кто исполнитель? Они не узнают человека на улице, они едва ли даже имя смогут его произнести. Это другая стратегия, просто потрековое потребление.

Александр Генерозов: Ну то есть люди не хотят просто себя выворачивать наизнанку? У меня просто перед глазами отличный пример, который, к сожалению, закончился, это Daft Punk, которые просуществовали четверть века анонимно, и тем не менее и платина, и денег хватало, ну и таланта видать хватало на все!

Арина Дмитриева: А вы знаете – я ведь одна из немногих, кто видел их! Я прямо сидела с ними в офисе Sony Musiс в Лондоне, они делали для нас предпрослушивание альбома последнего. И вот когда они вошли – это было просто удивительно, я не могла поверить, что это они, они были без шлемов и масок, они сидели с нами и болтали, это было очень странно! Я до сих пор вспоминаю это как одну из самых интересных встреч с артистами!

Александр Генерозов: Что ещё хотел спросить. Онлайн-концерты и офлайн-концерты. Вот сейчас, когда всё немного улеглось, когда не надо «онлайнить» от безысходности, можно уверенно сказать – есть ли какое-то будущее за этим форматом? Или он показал себя вымученным?

Арина Дмитриева: Понятное дело, что все соскучились по концертам, по фестивалям. И сейчас потихонечку начинает что-то возрождаться и в России, причем здесь это происходит быстрее. Онлайн-концерты, конечно же, будут, они будут превращаться во что-то новое, но во всяком случае, как мне кажется в ближайшей какой-то перспективе трех-пяти лет ничего не сможет заменить вот этого, когда ты в толпе, когда ты вместе со всеми поешь любимый трек, когда музыкант чувствует энергию от зала, аудитории – это же невероятно!

Александр Генерозов: Послушают нас сейчас музыканты – куда и в каком виде работы присылать, в директ вам или по общеизвестным каналам?

Арина Дмитриева: То, что касается музыки – мы открыты, мы отслушиваем вообще всё, что нам присылают, заходите на сайт наш – там все контакты указаны. Есть отдельная форма для треков. Единственное, заклинаю, ребята! Просто прошу вас очень-очень всех, вы же себя представляете. Постарайтесь слать всё-таки не на телефон, как-то непонятно записанный с шумами и какими-то чайками на заднем фоне, или собаками лающими. Попытайтесь – всё-таки это не так сложно. Если это демо – это нормально, но хотя бы чтобы без каких-то шумов. Нам интересно, естественно, смотреть – кто вы и как выглядите, что вы из себя представляете. Поэтому если вы будете делать именно так, то будет проще пробиться. Быть замеченным. Потому что приходит много работ, и прошу не обижаться, если послали и не приходит какой-то ответ. Мы всё отсматриваем обязательно, просто не комментируем и не возвращаемся с какими-то комментариями, так что не обижайтесь. Ну а что касается нашей школы, академии – мы только что завершили курс, и весь апрель прошел у нас под эгидой нашей академии – ждите объявления, в следующем году мы будем обязательно делать её, в нашем креативном пространстве, ну и следите, у нас постоянно что-то появляется новое! Мероприятия, стажировки. Музыка развивается, это интересный мир, не бойтесь, реализуйте амбиции, а мы вам постараемся помочь!

Александр Генерозов: Отличные слова! Арина, спасибо огромное за яркий и интересный разговор, и приходите к нам ещё!

Арина Дмитриева: Спасибо огромное, приглашайте, я с удовольствием!

Александр Генерозов: Арина Дмитриева, генеральный директор Sony Music Россия провела с нами свой воскресный вечер на Европе Плюс, Александр Генерозов, встретимся в воскресенье, пока!

Арина Дмитриева: Всем до свидания!

Загружается ...