24 декабря гостем шоу Week&Star стал артист дубляжа, глава кинопрокатной компании «КарроПрокат» Алексей Рязанцев! Читай интервью ниже или подписывайся на подкаст, мы есть в Apple Podcasts, Google Podcasts, Castbox, «Яндекс.Музыке».
Александр Генерозов: На Европе Плюс сегодня с нами проведёт этот предновогодний выпуск Week&Star удивительный человек! Его отлично знает вся кинематографическая тусовка, и это понятно – он глава кинопрокатной компании «КарроПрокат». Но и мы все его отлично знаем, его голосом говорят Северус Снегг, Арагорн, робот TARS и множество других персонажей, рад представить всем – Алексей Рязанцев! Добрый вечер, Алексей, и всем мой предновогодний привет!
Алексей Рязанцев: Добрый вечер, Александр! Здравствуйте, уважаемые радиослушатели Европы Плюс!
Александр Генерозов: Семь дней до Нового года, и у нас есть традиция, мы просим расставить гостей оценки их уходящему личному году. Итак, за все хорошее и плохое, что бы вы суммарно поставили уходящему 2023 году по егэшной 100-балльной шкале?
Алексей Рязанцев: Ну, сложный вопрос на самом деле... Год складывался непросто, да и окончание его не такое прекрасное, снова грозит нам масочный режим. Ну а в целом, для себя, для компании, я считаю уходящий год достаточно удачным. Прокат наш восстанавливается, поэтому, ну если так, по 100-бальной шкале, как в ЕГЭ, про который вы говорите, который, кстати, грозятся отменить...
Александр Генерозов: Да! Давно уже грозятся!
Алексей Рязанцев: Да, поэтому ну где-то на 95%.
Александр Генерозов: Ого! Ну это, знаете ли, я сравниваю с другими гостями, и это очень серьезно! Или у вас все слишком хорошо, или вы замечательный оптимист?
Алексей Рязанцев: Я просто по жизни оптимист, на самом деле, и считаю, что в зависимости от твоего внутреннего состояния, настроения, от того, как ты себя заряжаешь, вот так и будет складываться вся внешняя обстановка, атмосфера. Я считаю, что 95 – хорошая оценка!
Александр Генерозов: Да, конечно замечательная! Ну а из всех кризисов за историю кинопроката в России, сегодняшний самый сложный, не побоюсь этого слова, экзистенциальный?
Алексей Рязанцев: Александр, вы знаете, мне есть с чем, на самом деле, сравнивать. Потому что я наблюдал процессы полного разрушения тогда еще советского проката. Когда кинотеатры превращались в автомобильные и мебельные салоны, в какие-то мини-рынки. И казалось, что уже невозможно будет восстановить что-то. Я наблюдал восстановление российского проката с 1997 года, когда каждый год индустрия прибавляла буквально по 30% своего роста, это был самый большой рост не только в Европе, но и во всем мире, потом случился пандемийный кризис, потом случился кризис ухода основных голливудских мейджоров. Поэтому есть с чем сравнивать относительно того, что происходит сегодня. Я считаю, что сегодня – это так, шаловливый ветерок, который пронесся над нашими головами, впереди новогодние каникулы, множество сказок и множество продолжений полюбившихся фильмов, поэтому, давайте будем считать, что это не кризис, а просто нас немножко поштормит, и всё будет нормально в будущем!
Александр Генерозов: Поговорим про фильм «Феррари». А можно ли считать его своего рода приквелом к «Форд против Феррари»? Там 1963 год, а тут ещё 1957-й в конце концов...
Алексей Рязанцев: Ну вы знаете, Майкл Манн задумал создание своего фильма намного раньше, чем смог снять его, и это было раньше, чем «Форд против Феррари». Поэтому, наверное, синефилы смогут усмотреть что-то такое. Наверное, этот фильм можно считать таким приквелом, да. И все-таки это разные фильмы. Потому что Манн хотел рассмотреть более подробно как раз биографическую составляющую Энцо Феррари. Именно почему, когда, с кем, с каким потенциалом, с каким багажом он пришел уже к вершине своего творчества, это можно назвать и так. И к вершине своего жизненного пути, и нам очень интересно посмотреть, как Майкл Манн препарирует жизненную ситуацию в таком биографическом, в контексте байопика. И неслучайно, что первоначально он рассматривал Кристиана Бэйла в роли Энцо Феррари. Но время шло, и в итоге мы видим Адама Драйвера, который и создал прототип Энцо Феррари в фильме. И я считаю, что это определенная удача, и не менее интересно наблюдать за тем, как рассказывает историю Энцо Феррари замечательный актер Адам Драйвер именно в своем прочтении этой замечательной фигуры, этого великого итальянца, который дал на много лет вперед импульс развития автомобилестроения, и в первую очередь в гоночных машинах. Это все было очень-очень замечательно исполнено!
Александр Генерозов: Ну вот да, каст крайне неожиданный. Потому что при обилии итальянских по происхождению актеров в Голливуде, выбрать Адама Драйвера, очевидного такого северно-западного европейского типажа, да еще и Шейлин Вудли! И он их как-то достаточно удачно «обытальянил».
Алексей Рязанцев: Александр, ну дело в том, что Адам как-то, по-видимому, убедил Майкла Манна своей предыдущей работой в фильме «Дом Gucci». По-моему, это было очень изобретательно и интересно сделано. И, конечно же, величина актерского таланта состоит в том, что человек, подчиняя себя персонажу, которого играет, может полностью перевоплощаться в него. Не случайно до сих пор американцы, не стесняясь, называют школу Станиславского, кстати, как названа и та улица, на которой находится ваша замечательная радиостанция, называют эту школу лучшей! Это тот критерий абсолютного мастерства и возможностей, которые может привнести в эту роль исполнитель. Поэтому, мне кажется, здесь выбор был очевиден. И, конечно же, Майкл Манн понимал, что дальнейшее продвижение картины, ее успех на международных рынках... Ну сложно было представить, если бы на этой роли был бы какой-то даже замечательный итальянский актер, но неизвестный широким массам, и что он был бы драйвером картины, каким стал Адам Драйвер, для того чтобы прийти в кино на этот фильм.
Александр Генерозов: А почему мы всё же видим этот фильм в ситуации с полным уходом мейджоров, и вроде как мы не должны его видеть, но откуда-то эти ленты берутся?
Алексей Рязанцев: Александр, я понимаю, что в этом вопросе есть определенная интрига (смеётся). Нет, мы не украли этот из фильмотеки Майкла Манна, и там не было никакой особой интриги, просто понимаете, когда такое большое кино готовится к запуску, то известие о нем на международных рынках достаточно быстро распространяется по всем рыночным территориям, одной из крупнейших среди которых в Европе является и Россия. Поэтому договор о прокате этого фильма, с тем, чтобы он вышел в России, был заключен заранее. То есть еще на уровне сценария, так называемого скрипта, наши агенты рыскают по международным кинорынкам и делают предварительные заключения с тем, чтобы приобрести права на прокат этого фильма на своей территории. Поэтому в эти новогодние праздники фильм «Феррари» – единственный зарубежный фильм американского производства, который цивилизованно идет в прокате, поддерживается рекламой, и мы очень рассчитываем, что наши зрители воспользуются предложением и посмотрят этот фильм на большом экране. Действительно, наблюдать за этими гонками нужно, конечно же, только на большом экране!
Александр Генерозов: А вы всё-таки озвучили кого-нибудь в фильме?
Алексей Рязанцев: Ну, я не мог, конечно, пройти без того, чтобы оставить свой маленький след (смеётся). Да, я играю Аньелли, это руководитель концерна Fiat, который в нужное время подставляет плечо и руку дружбы Энцо Феррари.
Александр Генерозов: Слушайте, ну, я-то смотрел, и хотя и знал, что вы кого-то озвучиваете, но не смог догадаться! Хотя понятно, что профессионал, наверное, услышал бы. Фильм снят на английском языке, насколько я понимаю, хотя сквозь дубляж это и не так очевидно. А если бы он был на итальянском – так сложнее было бы дублировать? С его таратореньем, частотой слов, как вам кажется?
Алексей Рязанцев: Ну мы на протяжении более чем двадцати лет всегда дублировались на одном и том же месте, это компания «Мосфильм-Мастер» на Мосфильме. И это высококлассные специалисты своего дела. Конечно, тут многое зависит от укладчика текста, от переводчика, который составляет монтажные листы, по которым уже артисты дубляжа дублируют своих персонажей. И здесь главное – попадать в артикуляцию своих персонажей. Я думаю, что и итальянцев, конечно же, переозвучили бы. Потому что много-много раз наш американский партнер, кинокомпания «Уорнер Бразерс», и представители студии неоднократно говорили, что иногда русский дубляж выглядит намного лучше, чем оригинальный звук! Мы бы справились, но поскольку актеры говорят на английском, это было немного проще. Но мы не видим ни одного отрицательного отклика на качество дубляжа, на понимание того, что происходит в картине, это очень важно для нас!
Александр Генерозов: А давайте подтвердим или опровергнем некоторую широко известную, но не до конца достоверную информацию о вас как об озвучнике! Говорят, что вы работаете бесплатно на дубляже. Насколько это правда?
Алексей Рязанцев: Ну это абсолютная правда, но не из-за того, что я такой бессребреник – да, я считал, что поскольку я попал в профессию достаточно случайно, это не было моим основным заработком и профессией, я это считал, скорее, хобби, чем зарабатыванием денег. И от этого, вы знаете, даже в каком-то смысле «крылья вырастают», потому что ты не обязан никому, ни с кем не связан, тебя никто не может упрекнуть, что ты сделал что-то не так. А может, вы знаете, и в экономии средств на дубляж я тоже выигрывал (смеётся), потому что представьте, сколько бы я платил какому-то заслуженному, народному артисту, который бы стал Арагорном или профессором Снеггом? А так все уходило в компанию, то есть определенная экономия тоже была. Так что не будем считать, что это было совсем уж бесплатно! Но, прежде всего, я получал колоссальное удовольствие, и, безусловно, это был непростой момент внутреннего решения: «Как примут?» Но получал достаточно хорошие отклики, узнавание на улице, была масса смешных моментов, когда, например, мастер пришел ремонтировать газовый котел, послушал-послушал и спросил: «А вы не тот ли Арагорн?», и когда узнал, что да, сказал: «Я вам все сделаю бесплатно». Вот видите, как иногда бывает, экономика такова, что возврат средств происходит в другом моменте (смеётся). Так что все нормально!
Александр Генерозов: Вы учились по одному образованию на инженера звукотехники, и на экономиста кино и телевидения по другому. Так или иначе, но вы работаете по полученному образованию! Или тут не так важно образование в этом случае?
Алексей Рязанцев: Да нет, ну образование, безусловно, дает понимание самого процесса, все равно каким-то образом я понимаю, как это устроено. Но я в заслугу образования бы это все-таки не поставил, все-таки это скорее заслуга папы и мамы, и природы, которая дала такой голос. Если бы я разговаривал каким-то писклявым голосом (изображает), меня бы, наверное, никто бы и не пригласил. Но я же, всё-таки, говорю чуть по-другому?
Александр Генерозов: Это точно! Говорят также, что вы не озвучиваете погибающих и умирающих по сюжету. А как же Северус Снегг, хочется сказать?
Алексей Рязанцев: Вы знаете, когда я начинал его озвучивать в первой серии, я еще не прочитал всех романов Джоан Роулинг, поэтому я не догадывался, что с ним потом произойдет. А вы знаете, на самом деле, ведь он волшебник! Поэтому, скорее всего, он превратился во что-то другое. Ну вот я с такой мыслью и подошел к финальной серии, и, конечно, мне было очень жалко расставаться со своим персонажем и вдвойне было горько узнать через некоторое время о достаточно преждевременном уходе замечательного английского артиста, просто великолепного, Алана Рикмана... Ну, будем надеяться, что его решение играть эту роль тоже не было столь суеверным, как мое, ну вот я, по крайней мере, верю, что, профессор Снегг с нами до сих пор.
Александр Генерозов: Вопросы покороче, ответы в любом формате. Самая кассовая лента в вашей прокатной компании «КарроПрокат» – что собрало такую сумму, что даже вы удивились сами?
Алексей Рязанцев: Таких картин было, наверное, с десяток. Для каждого времени все эти достижения потихонечку меняются. Когда-то мы считали, что картина, собравшая в прокате миллион долларов – мы считали такие фильмы миллионерами. А что показал «Чебурашка»? Что показал «Движение вверх»? И «Фантастические твари», и приключения хоббитов, и, безусловно, один из последних удививших нас релизов – это моё личное мнение – это «Джокер» с Хоакином Фениксом. Такое тяжелое, драматическое, на самом деле, кино. Но, тем не менее, собрать 2 миллиарда рублей на таком сложном фильме – в это не верил никто. Поэтому, «Феррари» – определенное испытание для нашей команды, и прежде всего, это судьба интересного персонажа, это прекрасные актеры, мы уже упомянули, это все должно сложиться в замечательные результаты проката в целом, я в это очень верю!
Александр Генерозов: Ну а на Феррари катались? Или сидели? Не на спортивных болидах, допустим, на более гражданских версиях.
Алексей Рязанцев: Не буду врать, и не сидел, и негде было особенно посидеть, хотя были вот в Сингапуре, и около отеля была припаркована такая машина, я вспомнил, что скоро придется заниматься «Феррари», сфотографировался с ней, но вот как-то получилось, что вышел владелец, видимо какой-то богатый сингапурец, но я постеснялся просить посидеть (смеётся).
Александр Генерозов: Хорошо, Феррари – дорогая машина, а в кино у нас дешевые или дорогие билеты, ну по аналогии с «индексом бигмака»?
Алексей Рязанцев: Я считаю, что билеты в кино у нас недорогие. И считаю, что это не совсем заслуженно. Особенно, когда основным драйвером проката становится российское кино. Цена билета могла бы быть выше, мне иногда удивительно, что, условно говоря, бутылка пива может стоить дороже билета в кино. При тех затратах, которые сегодня несет бизнес, для того, чтобы создавать интересные картины для российского проката. Давайте посмотрим, в конце концов, на цены на наши театральные постановки. Когда партер доходит до 15 тысяч рублей! Я считаю, что цена билета в 500-600 рублей была бы вполне объективна для похода в кино и не нарушала бы целостности семейного бюджета.
Александр Генерозов: С «сотрудниками безопасности банка» не пробовали говорить голосом персонажа? «Вы такой же бездарный…», «до самоуничтожения…»
Алексей Рязанцев: Да-да, я знаю, что наших сограждан терроризируют такие звонки, знаете, я поступаю более прагматично. Я просто незнакомые номера не беру, чего и всем остальным советую, сразу все вопросы отпадают.
Александр Генерозов: 17 марта, в один день с вами, родились такие замечательные люди, как актер Гэри Синиз, вспоминаем лейтенанта Дэна из «Форреста Гампа», актер Курт Рассел – без комментариев, ну и Лиза Арзамасова, звезда возрожденных «Папиных дочек», и вообще прекрасная девушка! С кем бы из них замутили вечеринку?
Алексей Рязанцев: Да вы знаете, все, кого вы причислили – очень интересны, замечательная компания, надо просто всем собраться и отметить свои дни рождения!
Александр Генерозов: К проблемам проката вернемся. Насколько все-таки не хватает у нас нашего кино для комфортного заполнения залов?
Алексей Рязанцев: Александр, дело в том, что фильмов для репертуарного планирования кинотеатров хватает. За этот год их вышло более тысячи в прокат! Но реальность и проблема в том, что из этой тысячи что-то собирает порядка 80-100 картин всего. То есть здесь вопрос качества. Это иногда очень сложно сделать, продюсерский хлеб очень тяжел! Не всегда попадается интересный сценарий, а тот сценарий, который к тебе попал и показался интересным, вдруг почему-то не превращается в хорошее кино. Государство, конечно, довольно-таки серьезно поддерживает сегодняшний кинематограф, но я бы, наверное, думал бы о том, чтобы доверять больше молодым режиссерам, которые знают запросы своих зрителей. Время меняется, сказки – это хорошо, я про те, которые воплощаются на наших экранах, но переизбыток этих сказок тоже может сыграть негативный момент в определенное время.
Александр Генерозов: Ну я вот думаю, что вас уже со всех сторон атаковало с некоторого времени словосочетание «Слово пацана», а я спрошу так: обидно, наверное, что такая история, просто потому, что она сериальная, проходит автоматически мимо проката? Или это раньше или позже, в виде спин-оффа или чего-то такого, может добраться до проката?
Алексей Рязанцев: Вы знаете, Жора Крыжовников, или он же Андрей Першин, безусловно, не только талантливый режиссер, он в определенной степени и талантливый продюсер. И я почему-то уверен, что такая мысль и была. Просто в формате полного метра, наверное, рассказать всю историю досконально, показать всех персонажей было бы затруднительно. От чего-то пришлось бы отказаться, от каких-то линий, от атмосферы того времени, воссоздаваемой более скрупулезно именно в телесериале. И, наверное, такое кино, которое было бы более 2,5 часов – наверное, было бы слишком затянуто. Возможно, в какой-то момент, если такое решение придет, возможно, такой фильм и появится. Но я думаю, что именно телевизионный формат и позволил нашему обществу... Ну во-первых, это, конечно, гораздо шире, Александр! Давайте не будем лукавить, у нас в стране сегодня с новыми регионами порядка 160 миллионов жителей, но даже на «Чебурашку» сходила всего десятая часть этих зрителей, то есть около 15 миллионов человек. А телевизионный формат и платформы дают намного шире охват смотрения, чем это делается сегодня в кинотеатрах. Которых, кстати, у нас сегодня по-прежнему недостаточно для того, чтобы это стало массовым видом досуга, недостаточно для смотрения фильма именно в кинотеатре!
Александр Генерозов: Ну а в мире тоже никто не смог «поженить» сериал и прокат?
Алексей Рязанцев: Ну самый простой пример – «Игра престолов». Ну я тоже когда смотрел, думал: «Ну почему бы, если тратится по 100-150 миллионов на серию, не сделать такой фильм?» Ну, наверное, мы бы все с удовольствием посмотрели это в кино? Это всегда очень сложно, как вы говорите, «поженить и коня, и трепетную лань» – это дело профессионалов. Нам есть, что посмотреть в кино, главное, чтобы это было качественным, интересным, и приносило пользу не только зрителям, но и прокатчику, и создателю, и продюсеру. В конце концов, у кого в руках прокат, у того в руках и производство. Не пополняя бюджет проката от производства фильмов, мы все равно придем к ситуации, когда станет дефицитом и то, и другое!
Александр Генерозов: А вот еще вернусь к «Феррари». У Майкла Манна всегда хорошо получались два жанра. Это криминальная драма и байопик. С точки зрения проката, есть ли какой-то штамп, что, например, «байопики плохо собирают»? А вот криминал наоборот, что он вот всегда соберет свою деньгу?
Алексей Рязанцев: Ну да, я в определенной степени согласен, есть жанровые предпочтения у людей, и этому посвящено не одно исследование, на первом месте всегда стоят комедии, всё-таки кинематограф в самом своем начале носил функцию развлекательного энтертейнмента. Поэтому, безусловно, эти жанры более востребованы. Но вот как раз Майкл Манн сумел непосредственно в этом фильме создать смешение жанров, потому что это и приключения, и, безусловно, драма! Это в какой-то части, отдавая дань великим итальянцам, и комедия! Потому что там очень много шуток и юмора заложено внутри, когда зал постоянно реагирует на это. Это и, вспомним основные гонки, когда пытаясь вырваться из очередного поворота, заклятые соперники Мазерати и Феррари борются друг с другом, и, в конце концов, выигрывает один, потому что «в данной точке, в данное время два тела не могут находиться одновременно», как и говорил Энцо Феррари в фильме. Поэтому это и триллер в какой-то степени. Я бы не ставил каких-то точных определений, что это байопик, пока не посмотрите сами – доверять тут не нужно никому! Создайте свое собственное мнение, придя на фильм «Феррари», а потом – позвоните, напишите, скажите: «Рязанцев, вы были неправы!» Ну или «были правы», что тоже нормально.
Александр Генерозов: Скажите, насколько мы движемся фарватером Франции, у которой практически всегда была своя квота на родные, французские фильмы? То есть они упорно, если не сказать уперто, защищали свой рынок от Голливуда. Это действительно хороший путь на ваш взгляд – квотировать?
Алексей Рязанцев: Ну вот все, что касается разного рода придумок квотирования, запрещения... Не знаю, я к этому отношусь достаточно сложно. То есть какой-то момент – да. Вот у нас об этом поговаривали в довольно тучные для проката годы, такие разговоры были. Но с приходом пандемии, локаута, плюс ко всему уход мейджоров с рынка – все это немножко отдалило ситуацию. Но по сравнению с Францией, которая практически одна-единственная из стран в мире, продолжающая собирать по этим квотам средства в свои национальные структуры, создающие и распределяющие эти деньги для создания своих французских фильмов – многие начинали с этого, и многие отказывались от этого. Безусловно, бал в международном прокате правит Голливуд, но я хочу порадовать наших замечательных слушателей замечательной радиостанции Европа Плюс, что сегодня все у нас ровно, диаметрально наоборот. Переменилось соотношение сборов отечественных и зарубежных фильмов. Сейчас это составляет как раз 80-90 % российское кино. Если в какой-то момент рынок остановится на водоразделе 50 на 50 – я думаю, что это будет правильная формула успеха и для отечественного кино. Все от этого будут только выигрывать!
Александр Генерозов: Ну и давайте еще про дубляж, это интересно слушателям, это вообще очень интересная история. У вас есть какое-то объединение, ну что-то вроде профсоюза, или творческого союза, не знаю, артистов дубляжа?
Алексей Рязанцев: Интересен сам исторический факт появления дубляжа в России. Никаких специальных школ, никаких специальных навыков или объединений. Потому что наши театральные институты, ВГИК, готовили очень разносторонних актеров, которые могли делать все! В отличие от зарубежных, потому что я знаю, например, в Германии той же реально есть в институтах, готовящих артистов, у них есть факультеты актеров дубляжа. Ну а что касается профсоюзов, были такие мысли, когда бокс-офис зарубежных картин начал расти неимоверными темпами, а оплата актеров оставалось практически в тех же рамках. Но от этого, когда случилась вся эта история с пандемией и различными кризисами, отказались. Моим учителем у микрофона был Леонид Белозорович, один из наших также великих режиссеров, он до сих пор замечательный режиссер игрового кино и сериалов, но на момент, когда нечем было заниматься, он учил меня. Это из-под его, скажем так, микрофона вышли и «Властелин колец», и «Хоббиты», и так далее.
Александр Генерозов: И тогда буквально тоже прямо краешком. Ведь помимо официального полномасштабного дубляжа, есть такие замечательные артисты, как Денис «Кураж Бамбей», который одним голосом за всех умудряется отработать, «Кубика в кубе» вспомним, просто, потому что это другое немножко, как вы к этому относитесь, пусть цветут все цветы?
Алексей Рязанцев: Я считаю да, пусть цветут все цветы, я вспомню еще замечательный опыт нашего Сергея Пучкова – «Гоблина», Сергея Бурунова, который тоже все это замечательно делал разными голосами. Это все, опять же, возвращаясь к таланту людей, наши российские и актеры и актеры дубляжа – самые талантливые актеры в мире!
Александр Генерозов: Алексей, спасибо огромное вам за замечательный разговор, очень интересно было говорить, но слушайте, мне кажется, я даже половину вопросов не успел задать, которые заготовил, поэтому возьму с вас слово прийти как-нибудь ещё! Надеюсь, уже в условиях, когда 110 дадите оценку по 100-бальной шкале! И поздравляю вас с наступающим Новым годом, может, и у вас найдется пару слов для слушателей Европы Плюс?
Алексей Рязанцев: Ну во-первых, спасибо, Александр, за прекрасное общение! На прекрасной, которую я, в общем-то, постоянно слушаю, радиостанции Европа Плюс, с замечательной музыкой и интересными собеседниками, которые приходят к вам в студию! И я хочу пожелать всем слушателям Европы Плюс замечательного предновогоднего настроения, чтобы следующий год, пускай не на 110, но на 100 процентов по этой шкале случился у всех! Всем нам мира, добра, счастья, ходите в кино, смотрите хорошее кино, и сходите на фильм «Феррари»!
Александр Генерозов: Алексей Рязанцев, глава кинопрокатной компании «КарроПрокат», заслуженный работник культуры и почётный кинематографист России, почётный профессор Санкт-Петербургского института кино и телевидения и замечательнейший артист дубляжа провел с нами этот час! Ну а я, Александр Генерозов, встречусь с вами уже в новом 2024 году с отличными гостями и крутыми историями! Всех с наступающими праздниками!