Один из самых оригинальных писателей современности давно завоевал любовь читателей уникальностью своих романов. А недавно вышел «Чагин» — книга о человеке с удивительной памятью. В свежем интервью Евгений Водолазкин рассказал, чем для него стала работа писателем.
Евгений сразу поделился, что для него литературная деятельность — не чётко выверенный план действий. Для писателя — это «определённый энергетический поток», который может ускользнуть в любой момент. Евгений не знает, когда перестанет писать и готов работать до тех пор, пока может.
«Надо работать до тех пор, пока работается. Ведь писательство, как, впрочем, и многие другие сферы — это не то, что существует с человеком бесконечно и изначально, писателями становятся в какой-то момент, и в какой-то момент это прекращается. Писательство — это же не умение набивать что-то на клавиатуре», — подчеркнул Водолазкин.
Интересную параллель автор провёл и с наукой и литературой.
«Знаете, есть такое основанное на Чехове противопоставление, что является любовницей, а что женой. Ну и если перенести это на литературу и науку, то, пожалуй, литература — это любовница, которая стала женой».
Поделился Евгений и тем, как рождаются его романы. Они не появляются из «больших идей», потому что писатель старается исследовать в своих книгах ту или иную проблему. Водолазкин честно рассказывает — его романы «возникают из невнятного гула». К тому же, автор очень любит погружаться в разные исторические эпохи и особое внимание уделяет деталям и форме написания.
«Допустим, у меня возникает желание написать от первого лица роман, это исповедальный тип, очень искренний тип повествования. А если я напишу от третьего лица, то это уже объективный тип, ты залезаешь одновременно в голову к каждому герою – и это мне кажется скучноватым. И вот от первого или от третьего лица – для меня это имеет значение, это как контрастный душ. Или, например, о каком-то времени написать. Я иногда чувствую тоску по времени, в котором я не жил, вот такую ностальгию. Мне хочется это время обогреть собою, мне хочется его усыновить, и я начинаю влезать в детали, я очень люблю детали. Описывать их, возиться с ними», — поделился писатель.
Рассказал Евгений и о том, как строит свою работу. Оказывается, в день он пишет не более двух страниц текста. Это помогает ему чувствовать энергию. А что касается публицистических текстов — может написать и 15, и 20, ведь это не требует от него энергетических вложений.
Аналогией к писательству Евгений находит деятельность актёра. Только находит между ними принципиальное различие.
«Только актёр играет одну роль, а писатель играет все роли, которые он описывает. И я тоже иногда играю, я произношу тексты, которые произносят мои герои, чтобы понять, ложатся ли они вообще на язык, можно ли их произнести, и для меня это очень важно. И я даже иногда закрываю двери своего кабинета, чтобы меня не отправили в «Кащенко», потому что я на разные лады одну и ту же фразу могу повторять», — рассказал автор «Чагина».
И хоть писательство — главная деятельность Евгения, он старается не забывать и о других. Он работает в «Пушкинском доме», где издает альманах «Текст и традиция» и увлекается древнерусской литературой. Писатель даже в руках даже рукописи Александра Сергеевича и делится об этом с особенной теплотой.
«Я держал в руках и неоднократно пушкинские рукописи — слушайте, чувство удивительное!» — рассказал Евгений.
Кроме того, писатель посоветовал прочитать и свои любимые книги — роман Дмитрия Данилова «Саша, привет!» и нон-фикшн Джулиана Барнса «Нечего бояться». Нам кажется, стоит прислушаться к совету именитого писателя! И, конечно, не забыть о его новом романе «Чагин».