25 марта гостьей программы Week & Star стала известная фигуристка, олимпийская чемпионка Татьяна Навка! Она рассказала ведущему Александру Генерозову всё самое интересное о своём ледовом шоу-мюзикле «Руслан и Людмила» и ответила на вопросы слушателей. Читай интервью с Татьяной ниже или подписывайся на подкаст для iOS или Android.
Александр Генерозов: Думал ли в свое время Александр Сергеевич Пушкин, что заглавные строки его поэмы «Руслан и Людмила» будут учить в каждой школе? Он не знал, что 200 лет спустя «Руслан и Людмила» выйдут на лёд, что посещаемость этого шоу побьет все рекорды. Но я знаю точно, чему обрадовался бы Александр Сергеевич больше всего: ценитель красоты был бы поражен, что его поэму поставила на льду такая талантливая, такая нацеленная на победу и успех, такая прекрасная Татьяна Навка. Да-да, она с нами на радио №1 в России – на Европе Плюс. Здравствуйте, Татьяна, и привет всем, кто с нами сейчас!
Татьяна Навка: Здравствуйте, да, я с вами. Очень приятно быть здесь у вас в гостях.
Александр Генерозов: Ваше шоу вернулось. По моему ощущению, это что-то небывалое. Все мы знаем, что ледовые шоу отыгрываются зимой. Это не что иное, как звонкий успех, правильно?
Татьяна Навка: Спасибо. В новогодние каникулы действительно был ошеломляющий успех. Я безумно рада и счастлива тому, что такой нескончаемый поток был зрителей.
Александр Генерозов: А я напомню всем еще раз, друзья, что шоу идет с 24 марта по 1 апреля.
Татьяна Навка: Так что я приглашаю всех в «Мегаспорт». Я безумно этому рада.
Александр Генерозов: Смотрите, шоу «Руслан и Людмила». Вы, с одной стороны, исполнительница главной роли, с другой – автор идеи и продюсер. В чем был самый большой вызов для вас: ледовая часть или организационная?
Татьяна Навка: Я не боюсь. Для меня это родное, это то, в чем я живу уже более 35 лет.
Александр Генерозов: Татьяна, многие из тех зрителей, кто посмотрел ваше шоу зимой, с отдельной теплотой отзываются о музыкальной его части. Расскажите, что у вас там такого интересного?
Татьяна Навка: Написали специальную музыку. Самое главное – записали ее с живым оркестром. У нас 1,5 часа живой оркестр играл музыку. Я в студии порой даже в виде дирижера стояла, танцевала перед оркестром и задавала им темп, задавала ритм и эту энергию, которую я бы хотела видеть и слышать.
Александр Генерозов: Я представляю себе картину, я бы дорого заплатил, чтобы увидеть такое. Музыканты, я думаю, были впечатлены не меньше.
Татьяна Навка: Это говорит о том, что я человек-перфекционист. Когда я поняла, что если я не буду касаться каждого аспекта… Как говорят театралы: если ты хочешь, чтобы у тебя все было хорошо, начинай с вешалки в театре. Я начинала с крючков в раздевалках, проверяла костюмы.
Александр Генерозов: Участь русской женщины такая – за всем надо доглядеть.
Татьяна Навка: Это очень сложно – отдавать себя так постоянно.
Александр Генерозов: Татьяна Навка, олимпийская чемпионка в танцах на льду о своем шоу «Руслан и Людмила», которое с 24 марта по 1 апреля снова идет во дворце спорта «Мегаспорт» в шоу Week & Star на Европе Плюс. Вас в образе Людмилы окружает целая плеяда фигуристов: это и Петр Чернышев (Руслан), и Филипп Канделоро (в роли Фарлафа), и Иван Бариев (сам Черномор). У кого из участников самая технически сложная роль?
Татьяна Навка: Наверное, у Руслана. Он весь спектакль, практически, находится на льду. В последней сцене он выносит меня на руках. Я просыпаюсь и вижу своего возлюбленного.
Александр Генерозов: Когда собирается столько артистов, спортсменов, и все такого звездного калибра, наверное, не самая простая задача организовать всех? Приходится включать внутреннюю сталь в себе?
Татьяна Навка: Приходилось и ругать, естественно, и жалеть. Они для меня как дети. Когда в три часа ночи бедные, несчастные, в четыре часа ночи приходится заводить их энергией или прикрикнуть, или поругать – это участь режиссера, продюсера, постановщика. Все в одном лице.
Александр Генерозов: Я от лица мужской части зрителей спрошу, что интересного с технологической точки зрения. Мне первое, что вспоминается по сюжету сказки, а я ее читал, – это огромная голова брата Черномора. Как вы с этим справились?
Татьяна Навка: А вот приходите и посмотрите. У нас настоящая говорящая голова, которая стоит посередине льда: она разговаривает, она хохочет, она поет песни. Она разговаривает с Русланом, пугает его. Зрелище необыкновенное, и ты веришь, что это живая настоящая голова. Еще по поводу технологических новинок: голограмма, чего еще не было ни на одном шоу. Мы вживили в лед еще в июле маленькие светодиодные лампочки, поэтому у нас лед изнутри светится лампочками. Это безумно красивое зрелище, когда ты катаешься, под тобой светится лед. Мы создаем разные картинки: начиная от неба со звездами, заканчивая болотом, которое переливается из желтого в зеленый.
Александр Генерозов: Болото – это мэппинг на льду?
Татьяна Навка: У нас и мэппинг на льду, и также лампочки эти создают дополнительное освещение.
Александр Генерозов: То есть это комбинированный эффект. Как мужчина, удовлетворен рассказом. У нас есть вопрос из официальной группы Европы Плюс в «Одноклассниках»: «Стоит ли читать «Руслана и Людмилу» перед посещением шоу?»
Татьяна Навка: Конечно, я рекомендовала бы обязательно ознакомиться. Удивительно, и я безумно этому рада, что дети после просмотра нашего шоу, придя домой, берут книжки, читают.
Александр Генерозов: Подготовка шоу – это огромная работа. Ваша семья, ваши дети не ревновали вас к «Руслану и Людмиле»?
Татьяна Навка: В подготовительном процессе она мне все время говорила: «Мама, ты опять идешь к Черномору?» Я говорю: «Да». – «Если он тебя украдет, я приду и отрублю его бороду».
Александр Генерозов: Роль Черномора досталась Ивану Бариеву. Говорят, что это эксцентричный парень.
Татьяна Навка: Поэтому мы долго выбирали, поэтому она и досталась Ивану Бариеву, потому что он очень похож на Черномора даже в жизни: у него бородка, он такой черненький. Он вообще сам цыган. У него папа цыган, а мама не знаю. Он очень харизматичный парень, он в спорте довольно харизматичный и отличается от многих других фигуристов своими внешними данными, также пластичностью своей. Поэтому неспроста наш выбор пал именно на него. На мой взгляд, это очень удачный выбор.
Александр Генерозов: В десяточку?
Татьяна Навка: Да.
Александр Генерозов: Ее зовут Татьяна Навка, она олимпийская чемпионка в танцах на льду, автор, постановщик и исполнительница главной роли в ледовом шоу «Руслан и Людмила». Больше фактов о гостье и о льде узнаем в серии быстрых вопросов. Вы помните свой самый первый раз на льду в жизни?
Татьяна Навка: Когда нас набирали в группу в городе Днепропетровске. Мне было четыре с половиной года.
Александр Генерозов: Быстрый старт. Лед – он живой? Какие ему можно эпитеты еще подкинуть? Коварный? Давайте подумаем.
Татьяна Навка: Он скользкий. Лед – он красивый.
Александр Генерозов: Лед современный – это какой-то нанокомплекс, да?
Татьяна Навка: Лед для фигуристов и лед для хоккеистов – он совершенно разный. Для хоккеистов он более жесткий и на нем не очень нравится кататься фигуристам. Для фигуристов он должен быть более мягкий, более маслянистый.
Александр Генерозов: Вас удивляет, когда кто-то говорит, что ни разу в жизни не стоял на коньках? Взрослый человек.
Татьяна Навка: Нет, меня это не удивляет. Бывают такие люди. Очень часто те, которые никогда не стояли на коньках, вдруг становятся на коньки и удивленно едут и говорят: «Ничего себе, как так у меня получается с первого раза?» Это значит, что если бы в детстве отдали, то, может быть, что-то бы получилось.
Александр Генерозов: Перед выходом на лед приходится съесть что-то калорийное? Ведь это нагрузки такие и холод.
Татьяна Навка: Дело в том, что ни в коем случае нельзя перед выходом на лед, как и на любую тренировку, есть много. Потому что полный желудок мешает, сразу становится тяжело и хочется спать. Поэтому лучше быть немножечко изголодавшимся.
Александр Генерозов: А заточка коньков – это действительно такая магическая процедура?
Татьяна Навка: Конечно. Это целая процедура. Это прямо магия. И не каждый человек может подточить коньки. Для этого нужны специальные станки, для этого нужен специальный состав, замазки всевозможные, камешки какие-то. Я в этом не специалист.
Но удивительная история была с моим мужем. Он тоже любит кататься, но он катается на хоккейных коньках. И он мне говорит: «Странно как-то. Что-то у меня коньки как будто бы разъезжаются. Я их недавно точил». Я говорю: «А где же ты их подточил?» Он говорит: «Ну, в твой дом заехал, и там, где ножи точат». Он, понимаете, там и поточил. (Смеется.) Я долго смеялась. Поэтому, конечно, нужно точить… Есть такой прекрасный магазин «Твизл» на Ленинградском проспекте. Чудесные ребята и профессионалы. Я отдаю смело.
Александр Генерозов: В один день с вами, 13 апреля, родились Сергей Шнуров, Михаил Шуфутинский, Ирина Хакамада и Александр Кутиков, басист «Машины времени». А кого бы из них могли бы позвать к себе на день рождения?
Татьяна Навка: Конечно, Сергея Шнурова я бы с удовольствием позвала бы на день рождения.
Александр Генерозов: Совершить небольшое путешествие на машине времени. А мы посмотрим, куда вы, и в какое место, и в какое время отправитесь.
Татьяна Навка: Сегодня я бы, конечно, хотела улететь куда-нибудь на Мальдивы с мужем, чтобы никого рядом не было, и побыть там, ну, хотя бы неделю, потому что мы действительно очень много работаем, и времени вот так чтобы остаться вдвоем, совершенно нет.
Александр Генерозов: Честно, откровенно и, что немаловажно, интересно на все вопросы блица отвечала легендарная фигуристка Татьяна Навка.
Лед – это ярко-белый фон, но у вас там лампочки какие-то. А мне кажется, лед сам по себе усложняет работу художника по костюмам. Вот попробуй на белом фоне как-то заставить сиять бриллианты в вашей диадеме или что-то.
Татьяна Навка: Ну, у нас же есть свет. Когда идет отражение, все наши камешки, блёсточки настолько блестят, что это, наоборот, усиливает эффект, увеличивает.
Александр Генерозов: А, даже помогает?
Татьяна Навка: Конечно, конечно. Костюмы важны, обязательно должны жить профессионалы. Не просто какой-то портной из обычной мастерской, потому что есть свои специфические задачи. Это и чтобы юбка не задиралась, на ушах не была, хотя я знаю, что еще со времен Советского Союза все мужчины садились у телевизоров и смотрели фигурное катание, тоже потому что там у девочек юбки задирались. Я помню во всяком случае, как это обсуждали яро мой папа с друзьями или с родителями.
Александр Генерозов: Кстати говоря, в парном фигурном катании и в спортивных танцах на льду разные требования к одежде?
Татьяна Навка: У парниц-девочек должны быть короткие юбки, потому что они прыгают, и во время подкруток или каких-то сложных поддержек им юбки должны не мешать. В танцах нет таких сложных верхних поддержек, и там больше как-то все вокруг партнера происходит, поэтому можно себе позволить и длинные юбки, и платья, и какие-то рюши. Зато это красиво с точки зрения красоты костюма.
Александр Генерозов: Один из антагонистов Рагдай своим обликом мне, например, удивительно напомнил дотракийцев из «Игры престолов». Во-первых, смотрите ли вы эту сагу, и во-вторых, случайно ли я это увидел?
Татьяна Навка: К сожалению, я не смотрю «Игру престолов». Действительно, у нас есть немножечко перекличка такая. Проводят параллели некоторые с «Игрой престолов». Но мне, например, это приятно, и мне это нравится, потому что мы и задавались целью, чтобы костюмы и наши герои, было интересно на них смотреть сегодняшнему молодому поколению, которые вовлечены в эти все игры.
Александр Генерозов: Конечно. Если в музей отправиться, может быть, это будет и исторично в итоге.
Татьяна Навка: Да.
Александр Генерозов: Когда смотришь выступления в фигурном катании, в «Танцах на льду», чувствуешь страсть, накал эмоций у тех, кто выступает в этот момент. У них есть место для эмоций, или должен быть кристально чистым и освобожденным от любых страстей ум?
Татьяна Навка: Я за всех не могу, конечно, говорить. Это разные вещи. У тебя есть соревнования. Там должен быть абсолютно чистый хладнокровный мозг, не думающий ни о чем, сосредоточенный: конкретно в данный момент, в данную секунду я выхожу и делаю свою работу. А что касается шоу, это театр, это творчество. Внутри может быть все, что угодно. И очень важен зал. Это потрясающее ощущение, когда зал тебе отвечает. Ты чувствуешь каждый вздох, каждый аплодисмент, каждые охи, ахи, и улыбку. Это прекрасно! Это ощущение такое незабываемое, ощущение счастья.
Александр Генерозов: Как вы воспринимаете итоги Олимпиады в Пхёнчхане по вашему цеху, по коньковому цеху? Потому что, конечно, зимние виды спорта многообразны.
Татьяна Навка: Ну, что вы меня хотите спросить конкретно?
Александр Генерозов: Могли ли в спортивных танцах на льду немножко большего?
Татьяна Навка: Танцы на льду, я считаю, Катерина Боброва и Дмитрий Соловьев могли быть третьи, и, на мой взгляд, я считаю, что их засудили. Этому много причин и обстоятельств. Может быть, потому что в прошлом году у них был очень тяжелый сезон в связи с этими всеми... Они же были дисквалифицированы, незаслуженно причем. Их потом оправдали. Но это было неприятно. Они не смогли поехать на Чемпионат мира, а это еще одна ступенечка для того, чтобы удерживать позиции на мировом уровне. И каждый год, каждое соревнование ты доказываешь, что ты все-таки сильный, что ты там, здесь и сейчас, и ты должен там какое-то место завоевать. Я не могу судить, но считаю, что это незаслуженно.
Александр Генерозов: 12-я неделя 2018 года уходит в историю, и, прежде, чем мы ее отпустим, вспомним избранные события с Татьяной Навкой на Европе Плюс. И, конечно, самые главные события – это уже состоявшиеся выборы. Поздравляю всех. Но жизнь на этом не останавливается, и в частности, на этой неделе Тюмень стала мировой столицей биатлона. И знаете, что мне понравилось? Что Мартен Фуркад, который допускал нелестные выражения по поводу наших спортсменов, и слова, и вдруг он сказал, что «замечательная трасса, замечательный город, замечательная подготовка. И вообще хватит». Реально так.
Татьяна Навка: Если человек такого уровня, профессионал, оценил наши трассы, и действительно доволен – я не думаю, что здесь какая-то лесть. Это же приятно, и это замечательно, что в нашей стране так развивается спорт. Наконец-то. Еще бы построили ледовые дворцы в таком объеме и количестве, как они находятся и в Америке, и в Канаде, и в Финляндии, в маленькой стране такой. Их там больше.
Александр Генерозов: Актриса Синтия Никсон, наиболее известная по сериалу «Секс в большом городе», выдвинула свою кандидатуру на пост губернатора штата Нью-Йорк. С одной стороны, понятно, что это пиар, а с другой стороны, ведь был же такой киноактер Рейган, который стал потом даже президентом. Как вы думаете, президент Синтия Никсон – это звучит или нет?
Татьяна Навка: И Рейган, и Арнольд Шварценеггер, и вы знаете, что он губернатор был Калифорнии.
Александр Генерозов: Да.
Татьяна Навка: Поэтому почему нет? Если девушка чувствует в себе силы и уверенность, есть желание, ой, лезть в эту несложную такую отрасль, политику, я думаю, что: ну, дай бог, удачи ей!
Александр Генерозов: Все знают, что весна на дворе, а холодно и морозно. Как вам кажется, такой холод – это является каким-то необычным явлением все-таки, или все это нормально, мы все просто стали немножко капризными?
Татьяна Навка: Я вообще человек, рожденный весной, и это мое, я бы сказала, любимое время года. Неважно, что даже снег лежит. Я все равно люблю солнце, весну. Это начинается новая жизнь, цветочки распускаются, листики, птицы прилетают. В общем, весна – это мое время.
Александр Генерозов: Вспомнили неделю и отпустим ее с миром. Татьяна, а где лучше всего покупать билеты на «Руслана и Людмилу», и на последующие ваши ледовые шоу?
Татьяна Навка: На наши шоу можно купить билеты на сайте navka.show, также на сайте redkassa.ru мы открыли продажу на наш следующий новогодний показ «Аленького цветочка». И до конца апреля я решила сделать весенний подарок зрителям, что до конца апреля мы делаем скидки – 20% скидка на покупку, приобретение билетов. Поэтому торопитесь.
Александр Генерозов: То есть самые расчетливые и запасливые могут уже сейчас свой зимний отдых спланировать?
Татьяна Навка: Да.
Александр Генерозов: И сегодня воскресенье, день простой, а понедельник никто не любит. Есть у вас какой-нибудь крохотный маленький рецептик, как, ну, хоть чуть-чуть сделать утро понедельника полегче?
Татьяна Навка: Пойти в спортзал, наверное. Утром у меня тренировка, и после этого жизнь как-то, знаете, бодра, прекрасна и весела. Поэтому всем на спорт, всем на лед для того, чтобы зарядиться прекрасным чудесным настроением, сказочным. Приходите все к нам на «Руслана и Людмилу».
Александр Генерозов: Татьяна, спасибо огромное за то, что нашли возможность прийти к нам. Обязательно ждем вас еще! Друзья, легендарная фигуристка, автор, продюсер и исполнительница главной роли в ледовом шоу «Руслан и Людмила», которое до 1 апреля ждет вас всех в дворце спорта «Мегаспорт» Татьяна Навка провела свой воскресный вечер на радио № 1 в России – на Европе Плюс. Я же прощаюсь до воскресенья. Александр Генерозов, Week & Star. Пока!