Гостьей шоу Week&Star стала продюсер Лика Бланк! Читай интервью ниже или подписывайся на подкаст, мы есть в Apple Podcasts, Google Podcasts, Castbox, «Яндекс.Музыке».
Александр Генерозов: На Европе Плюс сегодня с нами открывает новый сезон самый настоящий продюсер, она работает с телепроектами, с реалити-шоу, в том числе и «Звездами в Африке», она генеральный продюсер легендарной киностудии имени Горького – рад представить всем, Лика Бланк! Здравствуйте, Лика, и привет всем-всем, кто с нами сегодня!
Лика Бланк: Александр, здравствуйте, и всем здравствуйте! Мне так приятно, у вас такой приятный голос!
Александр Генерозов: Готов замурчать даже. Но прежде всего, спрошу – как провели лето, и вопрос упакую вот так: «лето управляло вами, или вы управляли летом»?
Лика Бланк: Мне кажется, что я управляла летом, потому что я продюсер. Продюсер должен управлять всем, и летом тоже. Лето я провела стандартно для продюсера, в работе, в съемках. Вот сейчас, в сентябре, надеюсь в отпуск съездить.
Александр Генерозов: А, ну такой хороший бархатный сезон. А вы вообще скорее летний человек? То есть, вы вот оживаете в этот момент все-таки, как и положено нам, поневоле северянам?
Лика Бланк: Я обожаю лето. Еще в детстве задавалась вопросом, почему же я не родилась в Африке. Потому что, когда были все разговоры в детских сказках, в Африке всегда лето. Поэтому пришлось какое-то время связать свою жизнь с Африкой. Обожаю лето и хорошую погоду.
Александр Генерозов: Однажды она заставила Depeche Mode сказать на камеру, что РЕН ТВ – лучшие! Стоит ли говорить, что после этого для неё нет ничего невозможного, продюсер Лика Бланк на Европе Плюс! А кстати уж, в эту тему, здоровое нахальство – важное качество продюсера? «Нет» не всегда значит нет? Или это всегда «да»?
Лика Бланк: Слушайте, мне кажется, что «нет» – это и вправду не всегда. Не только для продюсера, да для каждого, мне кажется, ментально здорового человека. Я всегда, когда мне говорят нет, я еще пару раз захожу и говорю – точно нет? А может быть...
Александр Генерозов: Пробить так маленечко, да?
Лика Бланк: Ну, попробовать всегда надо. Я могу сказать, что я никогда не давлю, если я уверена, что это правильное «нет».
Александр Генерозов: И к вашей основной сейчас работе. Итак, вы сейчас одна из руководителей огромной киностудии имени Горького. И вам, фактически, всё приходится создавать с нуля, потому что, наверное, кроме вот этого бренда, по большому счету, не так уж много и осталось там?
Лика Бланк: Слушайте, ну это даже не старт, это, мне кажется, перерождение, то, что происходит на киностудии Горького. Особенно если мы говорим о... Киностудия все-таки занимается тем, что она оказывает сервисные услуги. Потому что во всем мире, если это киностудия, туда приходят продюсеры, компании, производители, и они снимают кино. А в советское время была такая история, что кино снимает сама киностудия. Бренд, он действительно великий, я не побоюсь этого слова. Это вызов, я открываю новые грани себя.
Александр Генерозов: Ну, «генеральный продюсер» звучит громко и красиво. А вот, тем не менее, максимально понятным языком для нас, объясните, что входит в ваши компетенции?
Лика Бланк: Вы знаете, генеральный продюсер – это человек, который во всем виноват, если всё не получилось. А если всё получилось, то выиграла команда и все, кто был причастен. Талант генерального продюсера – это собрать команду, которая может реализовать тот или иной проект. А так всё-всё-всё, начиная от идеи, заканчивая финансовой отчетностью, что самое важное в нынешние времена.
Александр Генерозов: Текущая крыша туда входит, образно говоря? Не берем в ментальном смысле, естественно.
Лика Бланк: Слава богу, мне не приходится отвечать за крышу. Нет, я понимаю, это большая история. Слава богу, реконструкцией, стройкой и всем остальным я не занимаюсь. Я в этом, правда, ничего не понимаю, но я понимаю в кино, в контенте, и с большим удовольствием этим занимаюсь.
Александр Генерозов: А вот, кстати, я просто обратил внимание, что случайно или не случайно очень близко и рядом ВГИК и студия Горького, ну практически соседи. Это соседство сугубо территориальное?
Лика Бланк: Смотрите, я могу сказать, что оно все равно историческое. Если мы посмотрим, ВГИК и киностудия Горького всегда друг с другом очень тесно сотрудничали. ВГИК была главной кузницей кадров в кино для всех киностудий. Сейчас могу сказать, что да, мы общаемся и сотрудничаем, но всё меньше желающих прийти на практику и поучиться, у нас же как теперь? Если ты закончил ВГИК, то ты уже сразу суперпродюсер. А то, что кроме теории нужна еще практика, об этом, к сожалению, часто забывают.
Александр Генерозов: Вы стартуете с «Чижиком-Пыжиком». Я только что из Питера, и мне эта легенда эмоционально близка. Речь ведь про него, про самый маленький памятник Петербурга?
Лика Бланк: Абсолютно точно, про него. Чижик-пыжик, который исполняет желание, если попасть туда монеткой, даже если не попадешь, но очень верить, то точно исполнит. Не только же с Гарри Поттерами нам жить.
Александр Генерозов: Ну да.
Лика Бланк: Это на самом деле детский детектив. У нас снималось 28 детей в кадре одновременно. Этого очень много и очень сложно с точки зрения кинопроизводства, снималось всё прошлым летом, в самый высокий сезон в Санкт-Петербурге во время белых ночей. Там есть и детектив там есть, и проблема подростков, и проблема взаимоотношения взрослых. Но главное – там есть фантастически красивый город Санкт-Петербург, который сам по себе является одним из главных персонажей этого фильма.
Александр Генерозов: Здорово! Слушайте, так или иначе, раз мы касаемся темы детского кино, детского контента, а как вы вообще видите саму идею их вовлечения? Вы хотите их оттянуть от смартфонов и затянуть в мир кинопроката и стриминга, или наоборот, вы хотите как-то попасть на их территорию и проникнуть туда каким-то, может, не прямым способом, а косвенным? Вот как я закрутил вам.
Лика Бланк: Знаете, Александр, чтобы делать первое, нужно сначала начать со второго. Проникнуть к ним и понять, что их интересует, и чего бы они хотели увидеть, и что бы им доставило удовольствие в первую очередь, потому что детей заставить невозможно смотреть.
Александр Генерозов: Ну да, вот эта дидактичность, «вот не делайте так», они покивают и пойдут смотреть Олега Монгола, Пашу и Иришку, тем не менее, условных.
Лика Бланк: Абсолютно. Ну, то есть, им должно быть интересно, их должна увлекать история, и она должна быть релевантна. Очень сложная задача, могу сказать, с учетом того, что привычки потребления вообще, в принципе, детского кино у нас сейчас уже давным-давно нет. Эту нишу заняли большие анимационные фильмы семейные, либо «Марвел», и Лукас, и «Звездные войны». Сейчас потихонечку формируется вся эта история. Очень активно поддерживается, на самом деле, государством, что здорово. Но я боюсь, что пройдет еще какое-то время, прежде чем наши дети захотят смотреть кино про своих сверстников. Но нет ничего невозможного.
Александр Генерозов: Ну, то есть хотя бы точки роста какие-то проглядываются, да, аккуратненько скажем?
Лика Бланк: Давайте честно скажем, абсолютно – да. Потому что два года или три года назад, когда мы начинали, все говорили: «Лика, Лика, ты на киностудии имени Горького, это киностудия детско-юношеских фильмов, должно быть детское кино. Снимай его срочно». Я говорю: «Всё отлично. Я-то, наверное, даже и снять смогу, только где мы на него возьмем деньги, первая история, куда мы его потом... Какие-то права должны быть реализованы, потому что деньги должны вернуться, вы захотите, чтобы они вернулись, никто его не купит». И кто-то его еще должен прокатать в кинотеатрах. А все кинотеатры хотят что-то такое, более надежное и понятное. И тогда это все звучало как утопия. Но надо сказать, что за последние три года очень сильно в этом направлении продвинулись у нас. Потихонечку-потихонечку дети стали интересоваться российским контентом.
Александр Генерозов: Она из кинематографической семьи, и её путь в киностудию был предопределен, как у Гарри Поттера в Хогвартс. Лика Бланк, генеральный продюсер киностудии имени Горького, автор научно-популярных, документальных и анимационных проектов на Европе плюс. Сказал – «предопределен», а вам не хотелось бунта? Уйти в андеграунд, сделать что-то из протеста, ну как и бывает?
Лика Бланк: Вы прямо видите, видите насквозь. На самом деле, да, я из кинематографической семьи, но я никогда не хотела работать в кино, потому что я с детства видела, что это очень все непросто, сложно и, в общем-то, очень нервозатратно, скажем так. А потом было ощущение того, я была в протесте, мне казалось, что если сейчас я пойду и поступлю во ВГИК, где меня все ждали, все скажут, что меня это папа устроил. Поэтому путь был длинный, я всегда от этого бежала. А в итоге все равно к этому пришла и получаю невероятное удовольствие.
Александр Генерозов: А почему именно продюсерство? Вот какая-то просто внутренняя жилка к этому есть, организационная, да? Всех построить, всех скомандовать.
Лика Бланк: Это тоже могу. Мне нравится в профессии продюсера, что ты видишь всё комплексно и за всё отвечаешь. То есть тебе надо разобраться во всех вот этих ступенях этого производства. Только тогда ты можешь этим руководить. А так как я человек очень увлекающийся, поэтому я понимаю, как устроена заявка, сценарий, синопсис, кастинг и так далее, и так далее, и так далее, раскадровка. Ну, это здорово.
Александр Генерозов: В большей степени, чем кинорежиссер, если мы говорим про кино даже в каком-то смысле?
Лика Бланк: Кинорежиссер – это мне кажется очень такая, если на телике все-таки продюсер главный человек, то в кино это режиссер. Это очень такая сложная история и очень сложная профессия. И мне кажется, что для нее я точно пока не доросла, и не факт, что дорасту, адекватно оцениваю свои возможности и таланты. Со всеми проектами, потому что делаю только то, что люблю и во что верю. И из последнего, наверное, на сейчас, «Новые звезды в Африке», это прямо такой guilty pleasure мой.
Александр Генерозов: Хорошо сказали, guilty pleasure. У всех есть какой-то, да…
Лика Бланк: Ну, вы бы отказались бы от того, чтобы помучить звезд шоу-бизнеса где-нибудь в Африке, не кормить их, испытывать и еще наблюдать за ними?
Александр Генерозов: Ну, когда они ко мне попадают, я их тоже, в принципе, не кормлю, я им только кофе стаканчик дам, помучить могу, но не в Африке, да. Вот в Африку, пожалуйста, конечно.
Лика Бланк: У нас стаканчик кофе стоит парочку мадагаскарских тараканов, которых нужно съесть живыми, поэтому очень лояльно.
Александр Генерозов: Поговорим потом еще и об этом, обязательно! А вы суровы с провинившимися подчиненными? Или вы так в европейском, скорее, формате? «Надо понять, почему он сделал неправильно, и устранить неправильность».
Лика Бланк: Нет, смотрите, я очень открытая и прямолинейная, об этом все знают. История такая, если один раз случилось, у всех бывает, у меня тоже бывает, и мы все бываем так себе. Второй раз – ну, ты объясняешь, третий раз еще объясняешь, если на четвертый, то расстаёмся.
Александр Генерозов: Проект не случился. Долго потом сожалеете, или кнопка сброса лишнего груза, она всегда при вас и на взводе?
Лика Бланк: У меня, к счастью, или слава богу, или даже не знаю, такого еще ни разу не было. Все, что я хочу, я всегда реализовываю.
Александр Генерозов: А любовь к работе, которую декларируют все психологи и коучи, так ли это важно? Или важнее профессионализм? Важно, чтобы человек любил работу?
Лика Бланк: Мне кажется, что и то, и другое. Если у тебя нет знаний и экспертизы, ты никогда не сделаешь то, что ты должен сделать качественно. А если ты это делаешь с любовью, то жить тебе точно проще. Так, наверное, можно и без любви.
Александр Генерозов: Перфекционизм. Все-таки норма или психическое отклонение, которое мешает продуктивности?
Лика Бланк: Всегда надо вовремя остановиться, потому что у перфекционизма нет никаких потолков. То есть это может длиться вечно. Очень не хочется что-то одно делать вечно. Пусть даже будет это и идеально.
Александр Генерозов: Ну и 4 августа. В один день с вами родились Меган Маркл, ныне графиня Сассекская, оскароносный актер Билли Боб Торнтон. Красавчик, хоть и стареет, а кто молодеет, с другой-то стороны. Ну и давайте вспомним первого темнокожего президента Америки Барака Обаму, тоже в этот день. К кому из них подошли бы с «чин-чином» таким в ваш общий праздник?
Лика Бланк: Там еще королева-мать была. Мне кажется, с ней было бы интересно выпить, если бы такая возможность была.
Александр Генерозов: С королевой-матерью? Что ж, это, конечно, почетно и здорово.
Лика Бланк: Еще 4 августа появилось шампанское, Dom Pérignon.
Александр Генерозов: День шампанского, точно!
Лика Бланк: Вот!
Александр Генерозов: Ну и что ж, о Звездах в Африке! Кажется, что все «выживальные» реалити – одна гигантская франшиза, и придумать что-то новое сложно. Но рейтинги и просмотры – штука беспристрастная. Что бы вы в 4 сезоне, в «Новых звездах», выделили как главную фишку – ужесточение режима?
Лика Бланк: Слушайте, а мне кажется, что тут два фактора. Первый, конечно, что их перестали вообще кормить. То есть они пришли, и там нет ничего в лагере. А вторая история, что сам по себе бренд раскрутился, к нему появился кредит доверия у зрителей. Зрители знают, что действительно это снимается в Африке, а не в Геленджике, как сначала было очень много инсинуаций в интернете на эту тему. Что их действительно мучают. И это все не сценарии, а реальная жизнь. Сейчас уже пятый сняли. Да, сейчас в сентябре выходит в эфир.
Александр Генерозов: А как вот в таких ситуациях вовремя определить конец истории? Да, ведь это тоже важно когда-то, вот найти конечность.
Лика Бланк: Я считаю, что это очень важно – вовремя остановиться. Поэтому будем смотреть, как зритель будет принимать каждый новый сезон.
Александр Генерозов: Но у вас есть секретные какие-то маркеры, такие маячки?
Лика Бланк: Ну, это не у меня, это скорее у моих коллег на канале, они смотрят.
Александр Генерозов: Кто заказывает.
Лика Бланк: Да, смотрят, есть ли интерес к проекту. Смотрят, есть ли рейтинги, есть ли отзывы. И уже решают, нужно ли продолжать или нет.
Александр Генерозов: Слушайте, а вот такие парни, как Стас Ярушин, с его легендарными «мутками» на первом сезоне, по-моему – это скорее находка для продюсера? Потому что он фактически работает на вас, да, вот этим. Или ну их нафиг, таких вот...
Лика Бланк: Нет, он идеальный персонаж для реалити. В принципе, реалити не должно оставлять никого равнодушным. То есть, либо ты сопереживаешь, либо ты ненавидишь. Третьего тут не дано, поэтому все участники реалити – это все равно яркие личности абсолютно. Человека, который сидит интровертивно, молчит, считает звезды, таких в реалити не берут. Стас прекрасен, правда прекрасен, но здесь еще надо понимать, что, когда ты находишься в забытом помещении под камерами, без телефонов, без всего, то у тебя, конечно, тоже как-то меняется мировоззрение, скажем так.
Александр Генерозов: Башенку подсносит маленечко, да?
Лика Бланк: Ну, я могу сказать, что многие потом, когда себя смотрели уже в эфире, немножко удивлялись.
Александр Генерозов: Её интересует всё – звезды в Африке, документальный научпоп, подростковый хоррор, и даже Чижик-пыжик. Вот такая она разнообразная, продюсер Лика Бланк на Европе Плюс! Вспомнили про научпоп, давайте и про него поговорим. Вот это до конца мне непонятно. Это скорее документальные фильмы или та же самая анимация, только в научно-популярном преломлении, или это какой-то такой образовательный скетч? Что вы в это вкладываете? Потому что я знаю, это одна из ваших сфер тоже.
Лика Бланк: Это жанр инфотейнмента, когда ты рассказываешь какие-то интересные факты, но делаешь это очень легко, просто и «запоминающеся». И люди это с удовольствием смотрят, а потом могут где-то повторить и оказаться, показаться чуть умнее, чем они и есть. Потому что современный мир, это мир фильтров, и все хотят казаться чуть красивее, чем они и есть, чуть умнее и чуть успешнее.
Александр Генерозов: Насколько я знаю, к киностудии имени Горького относился «Центрнаучфильм» – это ваш был в свое время?
Лика Бланк: Да, это часть киностудии Горького, ей до сих пор является ЦНФ.
Александр Генерозов: А, так он жив как таковой?
Лика Бланк: Сам по себе ЦНФ жив, там есть студии, там люди снимают кино – документальное и не только. Есть бренд «Gorky.Doc», это документальное кино и научно-популярное. Это тоже такой, мой очень любимый, я сама из журналистики, из документального кино пришла, и очень люблю документалки и всякие научно-познавательные циклы и киножурналы. У нас есть «Хочу все знать», у нас есть «Кому на Руси шить хорошо» про русских дизайнеров, фантастически красивая история, сейчас второй сезон снимаем, про дизайнера в Якутии, про дизайнера на Байкале, про дизайнера в средней полосе. Это все очень красиво снято, и очень интересные люди, и действительно делают очень крутые вещи. Я считаю, что это очень правильная задача – образовывать людей через развлекательный жанр, потому что жизнь достаточно тяжелая у нас, и взрослые люди, да и подростки. Сами подростки учатся много, взрослые приходят домой и хотят развлекаться, если ты им предлагаешь и развлечение, и какую-то образовательную часть, это всегда здорово. Все форматы оригинальные, «Хочу все знать» – киножурнал, который был как раз-таки перезапущен в современном виде, там сюжетики по три минуты, с видео и с инфографикой.
Александр Генерозов: Пока это сугубо где-то на платформах лежит, или телевидение к этому тоже какой-то интерес проявляет?
Лика Бланк: Телевидение меньше, к сожалению, но на платформах это есть, можно посмотреть, есть у нас прекрасный цикл, называется «Советский дизайн», про вот эти вот ковры, которые раньше висели, как они появились, про бетонные заборы, про люстры, это такой возврат в детство, у всего этого есть свои дизайнеры и свои истории, это здорово.
Александр Генерозов: Ну и про анимацию, мультики. Тут для меня много тайного. Мне сложно понять, почему одни студии в плачевном состоянии, а другие, не будем тыкать пальцами, хотя тот же «Анимакорд» с «Машей и Медведем», «Аэроплан» с «Фиксиками», или «Big papa» и их «Синий трактор» – уже просто хрестоматийные случаи успеха. Почему так по-разному случилось?
Лика Бланк: Слушайте, ну во-первых, я считаю, что действительно, что касается производства анимации в России, сейчас невероятный рассвет, и уже несколько лет это происходит, и мы делаем действительно очень качественные истории анимационные, детские, для подростков.
Александр Генерозов: Которые, несмотря на все запреты и санкции, активно потребляют по всему миру, насколько я понимаю.
Лика Бланк: Абсолютно, абсолютно. И это и качественно с точки зрения самой истории, и реализации, никаких проблем нет. Если есть хорошая история, хорошая идея, и ты с ней приходишь к любому продюсеру любой из студий, которые вы сейчас назвали и не только, с удовольствием возьмут, поддержат и реализуют вместе.
Александр Генерозов: Но мне почему-то кажется, что всё это отсекается ранним детством, а вот дальше потом, то есть куда-то уйти в чуть больший формат пока не получается так же успешно?
Лика Бланк: Слушайте, ну, есть «Приключения Пети и Волка», который мы создавали вместе с «Союзмультфильмом». На Яндексе это один из самых успешных продуктов у них. У него оценка девять с чем-то. Невероятная высокая оценка. И он очень популярен. У него большая своя лояльная аудитория. И он всегда попадает у них стабильно в топ-10 самых просматриваемых историй.
Александр Генерозов: Ничего себе!
Лика Бланк: А насчет детского и недетского, я вам отвечу на этот вопрос. Просто в детском больше... Это экономически намного более привлекательно для продюсеров. Потому что в детской истории ты продаешь игрушки. Поэтому детского контента, ну, совсем такого «прескула» мультиков делается намного больше с точки зрения именно коммерческих задач.
Александр Генерозов: Хорошо. Ну, смотрите. Еще тогда спрошу. Безумная популярность манги, как вообще жанра и аниме, как производная от манги, это как-то влияет? Пытаемся вскочить и на этот «паровоз»? Или это просто объять необъятное? И работа на японской тематике, и корейской – это…
Лика Бланк: Слушайте, я не вижу в этом, честно скажу вам, смысла. Потому что есть азиатский рынок, который это делает фантастически круто. И, наверное, если у нас будет какая-то своя реинкарнация манги или корейского…
Александр Генерозов: Не будем брать арт-хаусные истории, где человек просто рисует, потому что он этот жанр любит, да.
Лика Бланк: То, наверное, это может иметь смысл. А повторять то, что уже сделано лучше тебя, смысла нет. Никто же не пытается повторить «Машу и Медведя» в Азии.
Александр Генерозов: Хм, а кто знает? Может и пытаются, но...
Лика Бланк: Но все равно «Маша и Медведь» популярнее, чем любые ее аналоги местные.
Александр Генерозов: Весной вы выпустили подростковый хоррор «Кукольник», не самый тривиальный формат. Как вам его результаты, и будет ли продолжение?
Лика Бланк: Кстати, удивительный кейс, наверное, который, я не могу сказать, что он как-то суперкруто прошел в прокате, потому что вся наша жизнь за окном в последнее время тоже немножко напоминает какой-то страшный фильм. Но с точки зрения отклика именно по просмотрам в интернете он фантастически хорошо работает. Эти дети, которые там снимались, стали звездами. Во всяких социальных сетях, где у нас обычно смотрят теперь контент, тоже один из самых пересылаемых фильмов. Мне кажется, что точно все не зря, такое традиционное, красивое хоррор-кино.
Александр Генерозов: Ну и давайте в завершение я вас спрошу: а вот что будет, если выключить кнопку «продюсер» внутреннюю в вас? Наверное, вы рассыплетесь на кучку... Или кого я увижу? Вдруг вы заядлая огородница?
Лика Бланк: То есть если мне не нужно будет работать, я каждое утро смогу просыпаться и пить шампанское. Отличный план, Александр, принимается.
Александр Генерозов: Ну раз уж это 4 августа и день рождения этого напитка – то это праздник, который всегда с тобой. Прекрасные слова, Лика, к завершению нашего разговора! Спасибо огромное, что нашли время, интересных проектов и крутых реализаций, приходите с ними, да и просто так, ждём вас!
Лика Бланк: Спасибо вам большое, и увидимся в кино!
Александр Генерозов: Я же, Александр Генерозов, прощаюсь с вами ровно на семь дней, жду всех с новым выпуском Week&Star ровно через семь дней! Будет звёздно, будет интересно, пока!
Лика Бланк: Спасибо вам огромное за внимание!