Гостем шоу Week&Star стал актёр Михаил Башкатов! Читай интервью ниже или подписывайся на подкаст, мы есть в Apple Podcasts, Google Podcasts, Castbox, «Яндекс.Музыке».
Александр Генерозов: На Европе Плюс сегодня с нами проведёт этот вечер замечательный актёр. Он начинал с КВН, продолжил в «Даёшь молодёжь!» и «Кухне», а сейчас его жизненный путь дошел до Рима, по крайней мере, так называется театр, где он выступит уже скоро, ну обо всём по порядку. Рад представить, Михаил Башкатов! Миша, привет, и привет всем!
Михаил Башкатов: Саш, привет, и всем привет!
Александр Генерозов: Римляне называли это aequinoctium. А мы равноденствие, и оно наступило вчера. С нынешнего числа, день проигрывает ночи на 92 дня. Ты легко принимаешь такие, будем честны, не самые радостные перемены?
Михаил Башкатов: Грустненько! Я вообще люблю, когда много солнца, солнце и жара! И я сейчас очень радуюсь московской погоде. Кстати, в отличие от моей жены, которая говорит: «Ну когда уже пойдёт дождик?», а я ей: «Да ну какой дождик, чем суше, чем жарче, чем солнечней – тем мне лучше!»
Александр Генерозов: Ну а где же мы могли застать замечательного актёра и продюсера в это воскресенье? У меня есть догадка, потому что я видел у тебя папочку со сценарием, и подозреваю, что не отдыхал ты, а репетировал?
Михаил Башкатов: Ну нет, ты знаешь, вчера как раз я выбил себе семейный день на всех проектах, сказал всем: «Идите в баню!», и я весь день с семьей гулял, были в Переделкино, в деревне писателей.
Александр Генерозов: Слушай, мне уже который человек рассказывает, что там так круто сделали всё и восстановили…
Михаил Башкатов: Я был в первый раз, поэтому мне не с чем сравнивать, мне просто понравилось, мне все очень понравилось!
Александр Генерозов: Я был ноль раз (смеётся), поэтому, когда я приеду, сравним с твоими впечатлениями! Ну и вот прямо сейчас на днях у тебя спектакль – «Верните мой 2007-й», которым откроется ни больше, ни меньше, а целый театр!
Михаил Башкатов: Ну как мы сами для себя определили, это по одноимённому произведению Сержа Брусова, и составлено это по его дневникам в ЖЖ, представляешь? Это как бы такое прощание с молодостью. Его именно прощание с молодостью, потому что для меня 2007-й – это уже зрелость была. В общем, мы уже определили, что у каждого был свой 2007-й. Мы не привязываемся к году как таковому, мы просто рассуждаем об этом времени, когда тебе казалось, что ты вообще всесилен. Тебе казалось, что весь мир тебе открыт, первая любовь и всё такое. Об этом скорее спектакль.
Александр Генерозов: Ну а ты, ты бы всё-таки для себя какой год выбрал личным 2007-м? Если не секрет, конечно!
Михаил Башкатов: Мой 2007-й… Ну это наверное рубеж, миллениум, может быть год 2001-й какой-то.
Александр Генерозов: Ты уже в Москву перебрался тогда?
Михаил Башкатов: Ну нет, какой там! Это был Томск, студенчество, золотое время, когда мы только сколотили нашу команду, банду, «Максимум», и собирались как раз таки покорять мир.
Александр Генерозов: А кто с тобой в дуэте на сцене?
Михаил Башкатов: Со мной в дуэте Лера Федорович, одна из моих неизменных партнёров по сериалу «Кухня», и ещё у меня с ней спектакль был один, и вот спасибо продюсерам, что позвали её. Да и зрителям, наверное, проще воспринимать наш дуэт.
Александр Генерозов: А как бы ты описал своего персонажа в этом спектакле?
Михаил Башкатов: Ну мне кажется, это взрослый человек, который вспоминает свой золотой век. Поэтому и не какого-то там молодого человека, а именно меня, уже взрослого. Он пытается понять, что из того, что там было, было правдой, а что причудилось. Такие, некие сновидения из 2007-го, и он то погружается, то в настоящем времени существует, он вспоминает, что же там было, его возлюбленная, его первая любовь. И он пытается обрывки воспоминаний соединить в единую картину. А ещё это очень музыкальный спектакль, и там будет много музыки из 2007-го года, что совсем удивительно, да (смеётся)?
Александр Генерозов: Если есть слово иммерсивный, то хочется предположить некое участие зрителей. Или «иммерсивный» – это не касаемо именно этого спектакля?
Михаил Башкатов: Нет, ну конечно мы там ломаем вот эту, так называемую четвёртую стену…
Александр Генерозов: Прямо перфораторами вы ходите и крушите?
Михаил Башкатов: Да, и в зал выходим, и взаимодействуем со зрителем. Ну, на самом деле, мне пока сложно сказать до премьеры. И мы только в ближайшие дни выйдем на площадку в Пушкино. И вот там уже на площадке мы будем смотреть возможности. Это довольно живой спектакль такой, пластичный, и что там получится – пока ещё не известно.
Александр Генерозов: Станислав спрашивает: «Поедете потом в большой тур?»
Михаил Башкатов: Обязательно! У нас запланированы гастроли, сейчас мы его обкатаем какое-то время и поедем в гастроли потом, ждите.
Александр Генерозов: А если брать один и тот же спектакль, сыгранный в разных городах. Тебе что комфортнее, маленькие города, не избалованные спектаклями, или большие, уже хорошо понимающие, что к чему?
Михаил Башкатов: Вообще все бывает абсолютно по-разному. Даже в одном и том же городе, ты один раз играешь – ну прямо кайф, какие зрители потрясающие. А в другой раз приезжаешь в этот же город, с этим же спектаклем – и тебя как-то достаточно холодно встречают. Я уже понял, что это не зависит ни от города, ни от спектакля, сегодня так произошло вот, именно в этой логике.
Александр Генерозов: Я думаю, что всё это астрология. Может комета какая-то пролетала зелёная – я правда не успел на неё поглядеть.
Михаил Башкатов: Меркурий, однозначно, тот самый!
Александр Генерозов: Родители – экономисты, да и сам он учился в томском универе этой почётной профессии, пока КВН не испортил его. Михаил Башкатов на Европе Плюс! В твоей жизни прослеживается интересный путь с поворотами то ли на 90, то ли на 180 градусов. Вот ты будущий экономист, сын работников этой же отрасли. И вдруг – гормоны в голову, ты уходишь в КВН. Поворот! Это тяжело происходило?
Михаил Башкатов: Нет, нет! Всё это отнюдь не вдруг произошло, всё это было понятно мне, что я буду играть в КВН, я и поступил в университет, ну не для того, конечно же, чтобы играть в КВН. Я поступил, потому что мне очень понравилось атмосфера университета. Я подавал документы сразу в несколько вузов, ну и прошёл собственно в несколько. Но вот томский университет, для тех, кто знает, – это просто потрясающее место! Практически кампус такой. Я туда зашёл ещё выпускником, а вокруг студенты сидят на траве с конспектами, что-то обсуждают, атмосфера просто фантастическая. Ну и я такой: «Я хочу здесь учиться!» Ну а потом, когда уже поступил, я действительно учился какое-то время, но скоро начал оглядываться по сторонам: «Где тут у вас в КВН играют»?
Александр Генерозов: А у вас уже была тогда команда университетская?
Михаил Башкатов: Ну конечно, «Дети лейтенанта Шмидта»! Ну что ты говоришь, я, может, поэтому и поступал туда, это были «битлз» практически, великие люди для города! Круче них не было никого, и мы, как пацаны, хотели быть как они.
Александр Генерозов: Но всё-таки, если вернуться к углам, это был поворот на 90 градусов?
Михаил Башкатов: Ну да, родители, конечно, были в шоке, потому что их ребёнок занимается в университете совсем не тем, для чего он поступил, но потом они как-то смирились, и, надо им отдать должное, спасибо, потому что они с пониманием отнеслись к моему выбору.
Александр Генерозов: Ну а потом, когда уже из комедии уходил в более серьёзные области, это тоже был поворот на 90 градусов?
Михаил Башкатов: Это тоже была любовь, потому что когда я просто пробовал драматическое искусство, прикасался к нему и понимал всю глубину необъятную того, что ты можешь сделать на сцене, ты ныряешь туда с особым удовольствием. КВН – это, конечно, хорошо, это здорово, но что уж тут говорить, театр – это совсем другая штука.
Александр Генерозов: И как с этим поспоришь! Давай по быстрым вопросам, ответы как захочешь. Написать шутку, не обладая чувством юмора. Как думаешь, возможно? Просто по законам жанра работая?
Михаил Башкатов: Да, конечно, возможно. Но нейросети, насколько я понимаю, пока ни одной удачной не написали шутки. Но я знал одного автора, у которого не было чувства юмора, но он практиковался, и рано или поздно, но количество перешло у него в качество. То есть он просто писал тысячу шуток в день, из них, допустим, две было хороших, Ну и больше, больше, так и получилось. Он пользовался готовыми схемами, они есть, кстати говоря, они существуют, ну он просто перебирал, фактически, случайные слова.
Александр Генерозов: Импровизация. Комфортный для тебя жанр, или сценарий – это святое?
Михаил Башкатов: Есть такая фраза избитая, что хорошая импровизация – это подготовленная импровизация. То есть, когда ты импровизируешь в каких-то подготовленных рамках. Потому что, когда тебе просто говорят: «Давай, импровизируй!» – это странно.
Александр Генерозов: А как же, вот есть шоу «Импровизаторы» на СТС?
Михаил Башкатов: Ну просто поверь мне, эти ребята уже более чем подготовленные, у них есть уже какие-то заготовочки, какие-то свои приколы. Они уже поднаторели. Безусловно, если говорить про импровизацию какую-то такую, актёрскую, то конечно, в заданных рамках тебе проще импровизировать.
Александр Генерозов: Где больше творческого бардака? На съемочной перед-между сценами или за кулисами за час до спектакля?
Михаил Башкатов: На съёмочной площадке, конечно! Собственно, съемочная площадка – это один большой бардак (смеётся). В театре обычно как-то в рамках.
Александр Генерозов: Аня: «Михаил, вам бывает стыдно перед детьми?» Не уточняет, своими или чужими, правда.
Михаил Башкатов: В целом, нет. Ну я могу что-то такое ляпнуть, было пару раз, но за творчество – точно нет!
Александр Генерозов: Мем «сколько раз в неделю думаешь про Римскую империю?»
Михаил Башкатов: Ты не представляешь, я, когда прочитал, сразу задумался: «А когда, собственно, я думал в последний раз про Римскую империю?» И такой: «Оба, так вчера!» И я не просто об этом думал, я разговаривал с другом. Мы были в гостях, и я со своим товарищем Андреем Шелковым, мы что-то болтали-болтали, и в итоге я: «Ну а в Римской империи как было?» – и что-то такое начал ему загонять про Римскую империю. Так что это, в общем-то, факт.
Александр Генерозов: Слушай, ну и хоть это в значительной степени и история уже, но было бы странно не вспомнить о твоих главных и титульных проектах. «Кухня» и «Даешь молодежь!». Мне почему-то кажется, что скетчи – не то чтобы более сложная история, но более ответственная. Потому что вас практически двое в кадре, то есть ты и Андрей Бурковский, и при всем желании не удастся распылить ответственность. Либо получается – либо нет. Так?
Михаил Башкатов: Да, абсолютно так и есть. Причём скетч – это же шутка, анекдот. Если переносить это в литературный жанр, то сериал – это роман, фильм – это рассказ или повесть, а скетч – это анекдот, это одна шутка, которую ты должен сыграть. И если ты её не сыграл, то скетча нет. Ты тут совершенно прав, ты не можешь как в сериале: «Так ну тут эту сцену мы спрячем, тут мы так, прикроем музычкой, наложим», и всё. В скетчах не так, тут либо смешно, либо нет, и всё!
Александр Генерозов: Но с другой стороны, их потом хорошо помнят, потому что сколько лет прошло, а «Даёшь молодёжь!» или «Наша Russia», их помнят, они уходят в народ, в отличие от какого-нибудь ситкома. То есть ставки выше со всех сторон, так ведь?
Михаил Башкатов: Ну наверное! Я так глубоко не анализировал, хотя сериал «Кухня» тоже неплохо так на мемы разобрали. И мне сложно сказать по каким законам, но периодически интернет эти мемы выводит наверх, и мне начинают звонить друзья, спрашивать видел ли я, и просто-таки заваливать в соцсетях, мол «смотри, смотри, это с тобой мем!»
Александр Генерозов: Ты учился в школе Германа Сидакова. Я, человек не из тусовки, не так давно узнал это имя. Но у меня была уже в гостях Мария Ахметзянова, его выпускница. Вчера я был на квартирнике Кирилла Батишты, он тоже «сидаковец». В паре слов, чем его школа отличается от более, что ли, академических?
Михаил Башкатов: Чем отличается? Да тем, что в его школе не надо учиться эти бесконечные 4 года! Нет, ну поступать к нему тоже надо, хотя сдавать русский не нужно, как в театральном ВУЗе. Ты тоже проходишь определённый кастинг, там 20, что ли, человек на курсе, и раз в год он их набирает. Он не разменивается, и в отличие от других курсов – тоже платных, заметим – на которых задача стоит просто собрать денег с людей, у Германа – он всё-таки вкладывает душу. И он действительно несёт ответственность за своих учеников. Ты назвал Машу и Кирилла, но у него множество актёров, которые не учились в большой пятёрке ВУЗов театральных, те же Серёжа Гилёв, Лукерья Ильяшенко, множество актёров, закончивших школу Германа.
Александр Генерозов: Обожает театр, но не состоит ни в одной труппе, предпочитая свободу и бесконечные гастроли, Михаил Башкатов у нас в гостях на Европе Плюс! Ты киваешь головой, значит, и вправду любишь покататься, страну посмотреть?
Михаил Башкатов: Как отец четверых детей – очень люблю гастроли, это единственная возможность выспаться (смеётся)!
Александр Генерозов: У тебя интересный опыт. Благодаря КВНу ты круто стартовал в комедийном амплуа. Последующие проекты это продолжили. Но ты не стал заложником своего успеха. Тебе пришлось для этого сознательно отказываться от каких-то проектов, которые бы эксплуатировали твою смешную сторону?
Михаил Башкатов: Ну я до сих пор пребываю в этом процессе, потому что шлейф моего комедийного прошлого за мной тянется, и многие режиссёры, продюсеры – они, рассматривая меня на роли серьёзные, думают что-то такое: «Да ну, нет, это несерьёзный актёр, давай позовём кого-то серьёзного». Поэтому да, приходится отказываться от каких-то проектов в пользу других. Но постепенно что-то меняется, но это тяжело. Не хочу себя сравнивать с Джимом Керри, но это очень яркий пример того, как человек долго пытался уйти… понятно, что у него этот шлейф жирнее чем у меня, но всё же… Ну вот человек тоже долго-долго пытался показать свою другую сторону.
Александр Генерозов: Ты несколько раз упоминал в интервью, что с группой единомышленников занимаешься продюсерской и креативной работой. Что это и о чем?
Михаил Башкатов: Да, да, мы занимаемся шоураннингом, не путать с шугарингом. Мы придумываем идею сериала, предлагаем её телеканалу, в основном у нас с «Пятницей», то есть с Николаем Борисовичем Картозия. Мы предлагаем, он говорит «да», мы расписываем, дальше мы сопровождаем это всё в процессе съёмок, то есть мы занимаемся постпродакшном. Мы не занимаемся продакшном, а мы просто креативная команда!
Александр Генерозов: С потенциалом догнать гигантов, таких как «Yellow, Black and White» или «Good Story Media»?
Михаил Башкатов: Ага, хорошая шутка! Ну конечно нет, ну что ты! Ну у меня нет таких продюсерских амбиций – стать таким большим продюсером. Мне интересно в первую очередь писать такие сериалы, в которых я сам бы играл. Я занялся этим, когда у меня был определённый «просад» в актёрской карьере, и я вспомнил, что я же умею и шутки писать, и вот с товарищами начали их писать.
Александр Генерозов: С ним играли в одной команде «Максимум» Андрей Бурковский, Серж Горелый и весь состав команды USB из Comedy Club – таланты не спрячешь. Михаил Башкатов сегодня с нами на Европе Плюс! Вы все из Томска. Город, который кажется крайне далеким отсюда, но я столько слышу о нём! И какие-то небывалого вкуса продукты, и экология, и люди там интересные. Всё так?
Михаил Башкатов: Всё верно, всё правда, промышленность там давно вся умерла, и поэтому всё экологически чистое (смеётся)! Ребята, приезжайте! Я, можно сказать, амбассадор города Томск, я не устану повторять и приглашать, это потрясающий город! Жемчужина Сибири, законсервированная такая. Этот город до определённого времени, до конца 15 века, был самым крупным городом за Уралом, самым крупным сибирским городом. И потом в какой-то момент построили Транссиб мимо него, и через 20 лет появился Новосибирск из деревни Новомихайловка. Сейчас он третий по величине город в России. А Томск – он как бы законсервировался, и он разрастался конечно, но не такими темпами как мог бы, и поэтому центр города – он какой-то такой невысокой малоэтажной архитектуры, он очень целостный, в нём есть то, чего нет нигде в мире, там есть целые улицы домов деревянного зодчества! А это самые настоящие терема, то есть срубленные топором не просто наличники, а срубленные топором целые каскады деревянных узоров, погуглите, не поленитесь! Это то, чего нет нигде в мире больше. И при всём при этом – это молодежный город, пять университетов, причём все они на одной улице.
Александр Генерозов: Могу представить, погожим сентябрьским деньком, что там творится!
Михаил Башкатов: В сентябре? Вы приезжайте в июле, в августе, когда куча абитуриенток, первокурсницы, второкурсницы, третьекурсницы, и вот они все гуляют, и вы не встретите ни одного человека старше 30 лет на улице, сплошная молодёжь!
Александр Генерозов: Ну а всё же городу комфортно в этом законсервированном положении, или он мечтает, мечтает о развитии, мечтает стать туристическим центром Сибири?
Михаил Башкатов: Да, наверное хотелось бы, чтобы Томск стал туристическим центром, для этого есть у него весь потенциал. Сейчас есть как раз федеральные проекты какие-то, строительство кампуса, его с таким образовательным прицелом хотят сделать центром туризма. И мне, кстати, нравится, что именно образовательный, а не промышленный. И в то же время превращать его в музейный экспонат тоже не хочется. Мне хочется, чтобы это был живой город. Поэтому у него есть весь потенциал стать классным и удивительным городом, хотя он такой и есть уже.
Александр Генерозов: Ну и бегом по вашим вопросам. Элен: «А вас никогда не цепляло прозвище “башка”»?
Михаил Башкатов: Разве только в школе чуть-чуть, в детстве. А потом, ну потом я сделал из этого свой бренд!
Александр Генерозов: Юля: «Повторили бы опыт уже в “Новых звёздах в Африке”, где вообще не кормят»?
Михаил Башкатов: Нет, спасибо.
Александр Генерозов: Семен: «А есть ли питомцы?» И благодарит за роль в «Любимцах».
Михаил Башкатов: Да, пёс Алекс, цвергшнауцер.
Александр Генерозов: Миша, спасибо огромное за то, что нашел время и приехал к нам на эфир, мы это ценим, нам это очень приятно, и заглядывай ещё!
Михаил Башкатов: С удовольствием!
Александр Генерозов: Михаил Башкатов, продюсер, сценарист и в первую очередь, конечно же, актер, провел с нами свой воскресный вечер на Европе Плюс! Я же, Александр Генерозов, прощаюсь с вами ровно на 7 дней и жду всех в воскресенье в 17:00. Будет звездно, будет интересно! Пока!
Михаил Башкатов: Пока!