27 апреля в студию шоу Week&Star приходил режиссёр «Последнего богатыря. Наследие», «Поехавшей» и только что получившей награду на ММКФ мелодрамы «Мужу привет» Антон Маслов! Александр Генерозов узнал, почему сценарии иногда полезно выдерживать по семь лет и есть ли будущее у проката в кинотеатрах. Читай интервью ниже и слушай подкаст в Apple Podcasts, Castbox или «Яндекс.Музыке».
Александр Генерозов: Сегодня с нами на Европе Плюс этот вечер проводит замечательный кинорежиссер, ему по силам и вселенная «Последнего богатыря», и вампирские истории средней полосы. Он режиссер прекраснейшего вело роуд-муви «Поехавшая», и скоро стартует абсолютно звездный по актерам «Мужу привет», рад представить вам, Антон Маслов! Антон, добрый вечер и всем привет-привет!
Антон Маслов: Добрый вечер и всем привет!
Александр Генерозов: Ну что ж, мы с вами встречаемся в очень такой интересный момент, потому что у вас вот новый фильм «Мужу привет», и он как бы сейчас «фильм Шредингера». Потому что его показали на ММКФ, но еще не в прокате. И вот каково это состояние, когда фильм то ли уже вышел, то ли не вышел. Вот эту вот неопределенность вы ощущаете?
Антон Маслов: Слушайте, самое интересное, что сценарию фильма семь лет, и я этого «Шредингера» чувствую уже в течение семи этих лет. Понимаете, мы должны были его снять три года назад, и в какой-то момент просто не случилось это кино. Но через семь лет сейчас выходит наш фильм на Московском Международном кинофестивале, и это потрясающе! Потому что, когда ты вообще видишь, что наконец-то твое кино дошло до зрителя, пришло к зрителю в кинозалы, вот тут уже стоит порадоваться. На чуть-чуть! Потому что нужно радоваться, когда зритель уже счастлив и получил все, что хотел. Но премьера случилась, и я видел огромное количество людей, которые и смеялись, и плакали, и делали это в разных моментах и одновременно. И это очень приятно для меня, как режиссера.
Александр Генерозов: Ну а коль уж мы заговорили про прокатные дела, вот я думаю, у вас фильм выйдет 1 мая. И мне кажется сейчас и вы, и прокатчики такие: «Нужен дождик, нужен дождик». То есть вы те люди, которые хотите украсть у нас дачные выходные и загнать всех в зал?
Антон Маслов: Ну погода вообще очень благоволит в этом году большому количеству фильмов. И да, всегда, конечно, когда идет снег, идет дождь, в кинотеатрах людей становится больше. Но слушайте, я хочу, чтобы была теплая погода, и люди после шашлычка зашли посмотреть наше кино. Почему нет? Слушайте, так же тоже бывает!
Александр Генерозов: Несомненно! Один из самых успешных режиссеров как в авторском кино, так и в зрительском. Антон Маслов сегодня у нас на Европе Плюс. Антон так загадочного улыбнулся при этих словах…
Антон Маслов: А я из города Златоуста, Челябинской области, и самая крутое радио у нас было и остается Европа Плюс! И вы понимаете, что если ты мог дозвониться на Европу – то всё, ты, в общем, становился героем. И в какой-то один момент случился вот этот дозвон, потому что это была целая игра. Мы часами пытались дозвониться на Европу Плюс, представляете? И когда это случилось, я был невероятно счастлив. Европа Плюс – для меня прямо в самое сердце! Спасибо вам, ребята, что вы есть, вы крутые!

Александр Генерозов: Ну а как нам приятно, потому что у нас буквально через пару дней день рождения!
Антон Маслов: Поздравляю!
Александр Генерозов: Спасибо! Ну и что ж, «Мужу привет». Юля Пересильд, она совсем недавно у меня была, с огромным трепетом отзывалась именно об этом фильме.
Антон Маслов: Ой, очень приятно!
Александр Генерозов: И мне кажется, это даже для её дарования была такая нетривиальная задача?
Антон Маслов: Это сложнейшая задача! На самом деле, у нас выбрана такая стилистика кино, довольно крупных планов. И мы находимся постоянно на крупном плане артиста, причем прямо в таком крупном-крупном плане. И врать на таком плане нельзя, ну то есть как бы это невозможно. И это одна из сложнейших ролей у Юлии и, на мой взгляд, получившейся, удавшейся. Можно очень красиво снять драку, но очень сложно снять реальную эмоцию. Юля говорила, что слушайте, Антон, это кино не такое простое. Это один из самых сложных фильмов, в котором она участвовала. Говорила мне Юля Пересильд. Надеюсь, она так говорит не всем режиссерам, а очень на это надеюсь.
Александр Генерозов: Надо бы проверить как-нибудь.
Антон Маслов: Да-да-да (смеются).
Александр Генерозов: Как быстро они с Вдовиченковым друг друга приняли? Потому что она гигантский профессионал, он невероятный профессионал тоже.
Антон Маслов: Между ними химия невероятная! И, когда они увидели друг друга, когда начался кастинг, в общем, все было понятно с десятой секунды. Можно было еще не начать текст говорить. Все было уже ясно, как они смотрели друг на друга. И здесь была эта энергия, и она передается через экран.
Александр Генерозов: Поскольку сценарий писала ваш супруга Мария Маслова, ну секрет Полишинеля такой, это писалось все-таки под этих актеров, вы оба, создавая, имели их в виду еще на той стадии?
Антон Маслов: На самом деле, Юлю, конечно! Юля – это просто мечта, а не актриса. И тут важный момент, что она же очень въедливая. Она же просто докопается до всего. То есть Юля пока она всех не заставит сделать, как это должно быть, мы дальше не продолжим. Юля – она просто девушка энергии, что-то мощное. Как-то так.
Александр Генерозов: Ну, мой личный приз симпатии внезапно забирает Катя Воронина, актриса.
Антон Маслов: Здорово!
Александр Генерозов: Потому что вот у нее так получилось шикарно, и я ее, честно сказать, не знал до этого.
Антон Маслов: Это так, потому что сейчас появляется такая плеяда молодых артистов. И Катя - она ведущая молодая актриса и героиня Сатирикона. И история детей в этом фильме вообще не уступает истории взрослых.
Александр Генерозов: Ну и раз уж мы вспомнили, что вы представляли его на ММКФ, то есть Московском Международном кинофестивале, московский, старейший, да, то есть для меня в свое время было такое открытие, что он старше многих европейских фестивалей, а что сейчас? Это просто престижнейшее место?
Антон Маслов: Это престижно, мне кажется, что Московский Международный кинофестиваль. Это эмоция, да, мы видим, что кино есть. Это здорово. И я думаю, что, конечно, уровень фестивалей должен повышаться, и их очень много у нас сейчас стало. И как будто очень хочется увеличить маркетинг этих фестивалей. Но точно они нужны, они дают новые таланты, они дают видеть кино. Это хорошо.

Александр Генерозов: Ну то есть это все-таки история как в фэшне, сначала «от кутюр» и потом «прет-а-порте». То же самое здесь, то самое фестивальное кино, да, вот даже термин специальный, хотя «авторское», конечно, правильнее?
Антон Маслов: На самом деле, нет. Вот в этот раз мы в конкурсе русских премьер, и в этот раз очень зрительское кино. Ну то есть и Ваня Соснин со своей картиной, и «Туда», и «Почтарь», и «Легенды наших предков». Очень много фильмов, которые рассчитаны на массового зрителя и «Мужу привет», в том числе. Я думаю, что фестивали должны идти в сторону зрительского кино. Это должен быть праздник для зрителя. У нас случилось две премьеры. Да, мы, сначала у нас была премьера в кинотеатре Художественный, а потом в Октябре. Ну когда бы у моего фильма случилось две премьеры в таких кинотеатрах? И зал был полный. Значит, зрителю нужно хорошее кино, значит, зрителю нужно кино, которое вдохновляет, у которого есть надежда. Уже неплохо.
Александр Генерозов: А две премьеры, это не крадет такую немножко эксклюзивность? Потому что раз тут же критики написали, журналисты написали, вот так и так, и так, да?
Антон Маслов: Слушайте, так получается, вообще было три. Был сначала, значит, пресс-показ, потом была наша главная премьера в Художественном, все билеты были раскуплены, полный зал. Поэтому был дополнительный сеанс, который проходил в Октябре. И зрители, и в том числе журналисты смогли прийти посмотреть. Слушайте, да здорово!
Александр Генерозов: Я сейчас преодолею небольшую неловкость, но скажу, все-таки: я не был в жизни ни на одном кинофестивале. И думаю, что нас многие такие слышат, и я не знаю даже, это что, это вообще закрытое мероприятие, да? Или там люди могут покупать билеты? Давайте, раз уж ведущий не знает такого – расскажите!
Антон Маслов: Давайте, я тоже не знаю (смеются). Я участник, но неважно… нет, ладно, я шучу, конечно, можно купить аккредитацию, можно купить билеты в кино, собственно, фестиваль. Фестиваль – это очень здорово. Единственное, самые классные фестивали для человека, который находится в киноиндустрии, это те, которые проходят вне Москвы. Потому что, если я приезжаю на какой-нибудь фестиваль, к примеру там в Челябинск или там в Санкт-Петербург или в Калининград – я с удовольствием хожу на все показы. А здесь я показал свое кино и всё! Пошел на работу, понимаете, или с работы там, значит, красиво оделся и пошел на красную дорожку.
Александр Генерозов: Родился в Волгограде, учился в Златоусте, а кино и сериалы снимает конечно же в Москве, ну если это не «Поехавшая», Антон Маслов, кинорежиссер, на Европе Плюс. Но, все же, для себя-то вы кто? Уралец?
Антон Маслов: Я уралец, конечно, да! Вот я всегда люблю рассказывать эту историю о том, что, когда я приехал в Москву, мне было не по себе, я думал, что вот я такой мальчик с Урала, значит, приехал и тут все такие вот москвичи. И я не всегда говорил вот, точнее, я говорил, что я с Урала, но говорил, ну я вот со Златоуста. А теперь я просто в трубу дую и всем рассказываю: «Ребята, я с Урала, с Челябинской области!» Я очень этим горжусь, и я считаю, что об этом нужно рассказывать, это моя любовь, и, конечно, меня тянет поближе к лесу пожить, к озерам, к холмам, но мне кажется, что вообще нужно не стесняться своего места, и нужно добиваться того, чего ты хочешь.

Александр Генерозов: Вы не учились во ВГИКе, насколько я понимаю, да и в каких-то других тоже?
Антон Маслов: Ну нет, в школах я учился, конечно.
Александр Генерозов: Ну я имею в виду вот прямо в пятерке театральных вузов, или кино? Мне интересно просто, вас среда в итоге приняла? В том плане, что ведь вуз это ж не только и не столько даже про образование, сколько вот эти вот связи?
Антон Маслов: Слушайте тоже я раньше всегда думал, что было бы здорово учиться во ВГИКе, но у меня не было денег, чтобы учиться во ВГИКе, нужны были деньги. И тогда это стоило каких-то заоблачных денег, 350 тысяч рублей в год, это было вообще, когда в Златоусте учиться на экономическом факультете стоило 20 тысяч рублей, а я вообще учился бесплатно там на промышленном гражданском строительстве, так что я инженер, ребята, вот. И я снимал семь лет, и только после этого пошел учиться, я учился в Wordshop Академии Коммуникации при агентстве BBDO, это рекламное агентство мировое, супер большое, и тогда это была самая крутая частная школа кино, но до этой школы я семь лет уже снимал! И я пришел учиться в тот момент, когда у меня возникли вопросы, правильно ли я это делаю, я переживал, «я такой, а вот они вгиковцы, вот они все знают», но как показывает практика – не всегда! Вы знаете, я сейчас снимал с Сергеем Валентиновичем Астаховым, который огромный оператор, мы с ним снимали «Последний богатырь. Наследие», и он снимал «Брата», «Метро», ну, в общем, огромный оператор, ему 71 год, и он мне говорил, что, когда учился он в вузе, он не был самым крутым, он не был самым талантливым, но он был самым работоспособным! Я работоспособный, как и он, я понимаю, что можно вкалывать, и всегда это тебя приближает на шажок поближе к тому, чего ты хочешь, и это работает всегда, поэтому, почему нет?
Александр Генерозов: Вопросы кратко, ответы в любом формате. Что самое тяжелое прилетало от вас в сторону актера?
Антон Маслов: Что я ему говорил?
Александр Генерозов: Да может быть даже в физическом смысле…
Антон Маслов: Нет, во-первых, слушайте, нет, я это себе не позволяю, но я снимала Лену Подкаминскую, и она совсем недавно родила в тот момент. И это была ситуация, когда она просто очень мало спала, и я понимал, что нет ни одного способа, чтобы она ожила на площадке, кроме как с ней поссориться. И я подошел и планомерно с ней поругался. Она поплакала, потом поплакал я (смеётся). Но в общем, все было хорошо, и через полчаса она работала.
Александр Генерозов: Самая дефицитная специальность в кино на 2025 год?
Антон Маслов: Люди, которые делают камни. Без шуток, я вам говорю. Есть ребята, которые делают камни похожими на камни. И мой знакомый и близкий человек Гриша Пушкин, это огромный художник, сказал, что в этой стране есть всего три специалиста, которые умеют делать камни, похожие на камни.
Александр Генерозов: Из пены в смысле, да?
Антон Маслов: Ну конечно, да. А еще есть такая профессия, она называется пластический грим. Если вы хотите в кино, идите, становитесь пластическим гримерами, учиться каких-то 30 лет.
Александр Генерозов: Снимать на пленку в 2025. Причуда? На ваш ответ внимательно смотрят Скорсезе, оба Андерсона, Пол Томас и Уэс…

Антон Маслов: Они богатые ребята, они богаты просто! И более того, они все на этом воспитаны. Я не воспитан на пленке. И более того, наша индустрия сейчас не воспитана уже на пленке. Ужасная фраза, которая есть в нашем кино, «дублем возьмем». Это худшее, что есть в нашем кино. Но артисты точно знают, что у них есть один технический дубль. Понимаете?
Александр Генерозов: Вот прямо в тему следующий вопрос. Актерский дубль. Понятно, что вы снимете, когда они попросят. А использовать-то будете?
Антон Маслов: Я вообще друг для артиста. И вот «Мужу привет», у нас сейчас суперзвездный каст. И половина моих друзей просто пришли меня поддержать. Дима Чеботарев – вообще одна реплика. Ну, как пошутила Юлия Пересильд «не моргайте, а то можете пропустить Диму Чеботарева в кино». И я дружу с артистами. У меня очень хорошие с ними отношения. И если им нужен актерский дубль, мы его сделаем. А монтаж покажет, кто прав. Очень часто, очень часто прав артист!
Александр Генерозов: Тогда уж и про монтаж. Монтировать, перемонтировать, пока не скажут, «ну все, все сдавать». Ваш путь или у вас есть стоп-слово себе самому?
Антон Маслов: Знаете, я вот только что писал в своём телеграм-канале «Масло в огонь», что нужно снимать кино, которое вы захотите пересмотреть сто раз. Потому что режиссер смотрит свой фильм порядка ста раз. Сначала это монтаж, потом это музыка, потом это цвет, потом это саунд-дизайн, потом это премьеры. Ну а монтаж нам в этом поможет.
Александр Генерозов: Не могу не вспомнить ваши предыдущие хиты. Ну, начнем с сериала по «Последнему Богатырю». Мне кажется, у вас просто такая расстрельная задача была. Это спин-офф, и спин-офф еще и сериал. Вы понимали, за что вы беретесь?
Антон Маслов: Я понимал. Более того, мне было очень интересно, потому что это довольно частая практика сейчас за рубежом – сделать из огромной какой-то франшизы сериал. Мы сняли практически четыре полных метра. Мы снимали и готовили каких-то четыре с половиной года и вот готов сериал, который можно посмотреть за одну ночь, к примеру, представляете? А еще прикол в том, что это сериал для семьи. И для меня это очень большая и значимая часть моей жизни, потому что очень мало семейного кино. Очень мало кино, которое интересно детям семи лет. И чтобы рядом взрослые не скучали. И здорово, что я это сделал. Уже неплохо.
Александр Генерозов: To be continued?
Антон Маслов: Ну конечно… нет. Или да (смеются). Не знаю. Ну слушайте, я думаю, что франшиза «Последнего Богатыря» будет, конечно, продолжаться, потому что там созданы потрясающие герои. Мы поддерживаем нашу культуру, мы работаем с нашими корнями, мы даем не забыть то, что мы должны не забывать. Это очень важно!
Александр Генерозов: Ну и «Поехавшая», Оля Лерман. Реальная история. И знаете, я так понимаю, что фильм, честно сказать, недооценили. Вот мое такое ощущение…
Антон Маслов: Да, по-моему, неплохо прошел?
Александр Генерозов: Нет, ну хорошо, да. Но есть какая-то история, даже среди моих знакомых, «да, слышал, но не смотрел». Меня это очень сильно расстраивает, потому что это очень крепкий фильм.
Антон Маслов: Ну, можно сказать, «ребята, всем надо посмотреть «Мужу привет» и «Поехавшую»?
Александр Генерозов: Вы повторяли вот этот маршрут, который Анна Смолина фактически в книге своей описывала?
Антон Маслов: Знаете как мы готовились? Мы взяли главную героиню, Олю Лерман, потом я, оператор, администраторы сели на велосипеды и поехали из Москвы в Нижний Новгород. Мы хотели посмотреть на то, как действительно выглядит Россия с кресла велосипеда. И это была наша задача. И важно было понять вообще, какие ощущения. Но ощущения, я думаю, вы можете угадать, что мы чувствовали? Нет, не в эфире. Это, мягко говоря, было «не мягко». И мы не проехали полностью маршрут, но с удовольствием бы проехали бы его от Москвы до Магадана. Но, слушайте, но у нас случилось Подмосковье, у нас случился Нижний Новгород, мы слетали в Башкирию, на Алтай, и заканчивали все на Байкале. Вы представляете? Ну, то есть, мы посмотрели невероятную страну с разных точек зрения. И чего я вам желаю, если у вас свободное лето, езжайте по нашим точкам, просто давайте мы вам дадим куда ехать. Это невероятно красиво. У нас просто очень здорово!

Александр Генерозов: У вас, как у режиссера, как у настоящего режиссера есть конечно свой любимый костячок актерский. Ну так вот просто даже не анализируя, навскидку, Дима Лысенков будет, Земцова Наташа – по-моему тоже я увидел в «Мужу привет» где-то мелькнула, да, будет ну Хориньяк, тут 2 мощных проекта. Это нормально вообще, вот так вот под себя подбирать такую команду и таким Уэсом Андерсоном себя чувствовать?
Антон Маслов: Ну мне приятнее чувствовать себя, конечно, Рязановым. Потому что мне кажется, что когда ты находишь своих артистов, когда ты понимаешь, кто они, и ты знаешь их определенный максимум, и они тебе доверяют по максимуму – тогда может родиться что-то большее. Это не я беру всегда артистов, которые подходят на роль, я не виноват, что Лысенков подходит везде на роль или я не виноват, что везде подходит Хориньяк, ну как бы чего я сделаю, вот? А больших глыб – ну знаете, всегда есть нюанс, когда мы начинаем выбирать мужчин около 35 лет, и каждый раз это один и тот же кастинг! Потому что вот потому, и ничего мы не можем с этим сделать, они просто приходят и делают лучше всех остальных, вот и всё!
Александр Генерозов: А как попасть к вам на проект? Я не актер, и это вопрос не корыстный…
Антон Маслов: Ну у меня у меня есть кастинг директор Юлия Дробышева, и спасибо ей большое, что она со мной уже не первый проект делаем. По-моему, вместе семь проектов, и каждый раз это огромный путь. Ну, то есть, вы знаете, у нас есть, к примеру, месяц театров. Вот мы с моей женой Марией Масловой, которая написала «Мужу привет», мы устраиваем месяц театров, и ходим по разным театрам, смотрим артистов. Я знаю, вот вы представьте, что большинство режиссеров кино не любит театр! Это вообще не выдумка, а это вообще абсолютно четкий факт! А для меня это, наоборот, возможность увидеть артистов на сцене, чтобы они могли держать там целый спектакль. Познакомиться с новыми молодыми артистами, потому что такие артисты как Трибунцев, такие артисты как Лерман – это ведущие артисты суперизвестных театров, Театра Вахтангова там, Сатирикона, и так далее. Но их очень долго не утверждали на роли в кино. Они уже глыбами были, им по 40 там по 35 лет было или по 30 – неважно. Их уже в театре, просто они там звезды, звезды! Но в кино не получалось, и вот моя задача как режиссера в этот месяц театров найти таких артистов, захомутать их себе в кино, просто взять все что в них и в них есть гениальное, и сделать хорошее кино. Ну вот такая простая задача.
Александр Генерозов: Что у нас с прокатом и со стримингом, такой вопрос. Конечно все просто его хоронят-хоронят, пока, ну что-то никак это не кончится.
Антон Маслов: «Что будет дальше» вопрос?
Александр Генерозов: Такой, да, ЧБД.
Антон Маслов: Ну я думаю, что маленькое хорошее кино умрет в кинотеатрах, его не станет. Я думаю, что всё хорошее кино: спокойные мелодрамы, такие фильмы как «1+1» там, не знаю, «Зеленая книга», все они в России точно уйдут в сериалы. Потому что зритель очень, с одной стороны, хочет хорошее кино видеть и смотреть, но, с другой стороны, в кино именно на него идти не хочет. Потому что зритель идет в кино на аттракцион, мы можем сколько угодно говорить о том, что в аттракционах нет мощной драматургии, и что блокбастеры как бы в основном работают как уже 5d-кинотеатры, скажем, или как некие водные горки, да, где ты слетаешь, на тебя летит вода, но зритель голосует рублем и голосует рублем он за аттракцион. И мелодрамы стало выпускать невыгодно, и я думаю, что если бы мы старались снять кино «Мужу привет» сейчас, то возможно уже бы его не случилось. Потому что все сложнее зазывать зрителя в кинотеатр, мы можем сколько угодно говорить, что это хорошее кино, но хорошее кино догонит зрителя на стримингах и на телеке и пока это так. Я думаю, что все больше будет становиться аттракционов, в какой-то момент кинотеатры превратятся просто в аттракционную историю, будет комедия, будут ромкомы довольно простые, будут блокбастеры превалирующие, и практически не будет маленького честного кино. Я думаю так…

Александр Генерозов: В сериалах им тоже нет места?
Антон Маслов: Слушайте здесь вот как раз наоборот, потому что мелодрамы нужны! Без мелодрам человек не может, вообще. В принципе, все истории основаны на любви, поэтому из сериалов, я думаю, это ничего не уйдет.
Александр Генерозов: Ну и посмотрел что в работе у вас, а не вижу ничего! Что у вас в работе, и это как так вообще, спрашивается? В общем, что у Антона Маслова в работе?
Антон Маслов: А у Антона Маслова сейчас шесть проектов, и мы их разрабатываем, и это и блокбастеры, и добрые истории про любовь, но конкретно сейчас я готовлю большую сказку, которая я думаю, что выйдет через год, не буду пока больше ничего рассказывать, но я вам скажу, что это будет очень смешная сказка, это будет очень-очень смешная сказка, и это хорошо!
Александр Генерозов: Заинтриговали! Спасибо огромное, Антон, за то, что нашли время к нам приехать, и приходите еще как-нибудь!
Антон Маслов: Спасибо, и, если я когда-нибудь дозвонюсь еще раз на Европу Плюс, я обязательно передам вам привет!
Александр Генерозов: Кинорежиссер Антон Маслов провел с нами этот воскресный вечер на Европе Плюс, ну а я, Александр Генерозов, жду всех после майских. Следующий выпуск Week&Star 18 мая, будет звездно, будет интересно, всем пока!
Антон Маслов: Спасибо!
