БОЛЬШЕ ХИТОВ! БОЛЬШЕ МУЗЫКИ!

БОЛЬШЕ ХИТОВ! БОЛЬШЕ МУЗЫКИ!

БОЛЬШЕ ХИТОВ! БОЛЬШЕ МУЗЫКИ!

БОЛЬШЕ ХИТОВ! БОЛЬШЕ МУЗЫКИ!

БОЛЬШЕ ХИТОВ! БОЛЬШЕ МУЗЫКИ!

БОЛЬШЕ ХИТОВ! БОЛЬШЕ МУЗЫКИ!

БОЛЬШЕ ХИТОВ! БОЛЬШЕ МУЗЫКИ!

БОЛЬШЕ ХИТОВ! БОЛЬШЕ МУЗЫКИ!

БОЛЬШЕ ХИТОВ! БОЛЬШЕ МУЗЫКИ!

БОЛЬШЕ ХИТОВ! БОЛЬШЕ МУЗЫКИ!

БОЛЬШЕ ХИТОВ! БОЛЬШЕ МУЗЫКИ!

БОЛЬШЕ ХИТОВ! БОЛЬШЕ МУЗЫКИ!

№ 1 в России*

Бригада У РАШ ЕвроХит Топ 40 Программы Плейлист Подкасты Потоки
О радио
ПрограммыВедущиеСетка программПодкастыФотоВидео
Новости
Week&StarЕвропа ПлюсЗвездыСтиль жизниНовости киноВажная информацияРозыгрыши
Онлайн
ПлейлистПрямая трансляцияМобильное приложениеПоложения по играм
Кинокайф
Новости киноРецензииРозыгрыши
Контакты
КонтактыПравила участия в играхПоложения об обработке персональных данныхРекламодателям
Главная
Новости
Ольга Ускова: об искусственном интеллекте и зависимости от смартфона

Ольга Ускова: об искусственном интеллекте и зависимости от смартфона

19 октября 2023

Week&Starнейросетиинтервью

8 октября гостьей шоу Week&Star стала основатель и глава Cognitive Technologies Ольга Ускова! Читай интервью ниже или подписывайся на подкаст, мы есть в Apple Podcasts, Google Podcasts, Castbox, «Яндекс.Музыке».

Александр Генерозов: И у нас сегодня совсем необычный вечер. На Европе Плюс с нами не просто специалист по искусственному интеллекту, а его создательница! Да, она создала и возглавляет компанию, которая его разрабатывает и широко применяет. Ну а ещё она и писательница, но обо всём по порядку – Ольга Ускова! Здравствуйте, Ольга, и привет всем-всем!

Ольга Ускова: Добрый вечер всем!

Александр Генерозов: Я недавно узнал, что очень многие повседневные на сегодняшний день вещи, такие как каршеринг, блокчейн и другие, были придуманы отнюдь не десять лет назад, а в 50-х, 60-х годах 20 века, и причем довольно много из них в Советском Союзе. В области искусственного интеллекта мы сейчас там, в условных пятидесятых годах, на моменте разработки архитектуры, или мы уже дальше шагнули?

Ольга Ускова: Ну, наверное, искусственный интеллект мы можем относить к тем же 50-м и 60-м годам. Мы можем говорить про перцептроны, как такие зачаточные истории искусственного интеллекта. Но если говорить честно, то поиски искусственного интеллекта нужно относить к нескольким тысячелетиям, в том числе и до нашей эры, потому что довольно известна тема Големов. Голем – это глиняный человек, который должен был заменить раба, то есть, такой глиняный раб. Ну и вот это как раз и есть боты с искусственным интеллектом, просто его тогда пытались внедрить волшебным образом, из корня мандрагоры и всего такого прочего. «Экологический» искусственный интеллект не получился, и, собственно говоря, привычный нам искусственный интеллект шагнул в мир только в прошлом веке. И я могу сказать, что здесь это для меня династийная история, потому что мой отец в 1972 году вместе с советской командой программистов стал чемпионом мира среди компьютерных программ для игры в шахматы. Это был мировой чемпионат, и в финале сражались команды США и СССР, что, в общем-то, очень было символично. И мы выиграли, и это тоже было очень круто, то есть, это была победа как у Гагарина, который полетел в космос. А потом началась перестройка, Советского Союза не стало, и практически аннулировались все разработки, которые были. Наша компания начала становиться на руинах того самого Института Системных Исследований, как раз того, который и занимался искусственным интеллектом в СССР. И поэтому лаборатория искусственного интеллекта и стала одним из таких базисов всей этой истории. Несколько раз у меня рука поднималась это прикрыть… Ну просто потому что это раздражает, сидит человек, о чем-то думает, получает зарплату (смеётся), ничего не продаёт, не производит. Бог отводил руку, не иначе. А в 2012 году ко мне пришел муж и сказал, что есть большой прорыв, и он предлагает запустить проект с большими инвестициями по беспилотному вождению автомобиля. Я могу честно сказать, что на это у нас было, ну наверное, на три порядка денег меньше, чем у Google. Но в 2014 году у нас появился прототип беспилотного автомобиля, мы начали общаться с тем же Google, с командами Маска, пошла большая международная история, ну скорее на уровне верхних трендов обменивались идеями. А в 2018 году в Детройте был опять большой сбор, и все автопроизводители сказали, что в связи с юридическими и прочими состояниями рынка они отодвигают промышленный выход продукта, то есть автопилота, с 2025 на 2035 год. Ну и мы достаточно быстро пошли в сектор «агро», и когда те гиганты очухались в пандемию, что надо уходить с автомобильных рынков в агро, у нас была уже фора в 2-3 года.

Александр Генерозов: А надо ли различать «интеллект» и «сознание», то есть, свободный мыслительный процесс? Вот для начала ликбез такой.

Ольга Ускова: Надо, но дело в том, что ни один из этих терминов в биологическом мире не определён. Никто не скажет вам, что такое сознание у человека, и никто не скажет, что такое интеллект. Поэтому, в каком-то смысле это унификация. Вот если говорить про технологическую часть – есть искусственный интеллект и есть искусственное сознание. Искусственное сознание мы ставим как следующую градацию искусственного интеллекта. Понимание происходящего переходит в формирование смыслов.

Александр Генерозов: А вот возьмем интеллект в разных проявлениях. «Сферический конь в вакууме», то есть лошадь, как в мемах, человек и искусственный интеллект. Если этих мыслящих существ разместить в каком-то порядке, получится что? Линия, вектор? А может они в одной плоскости? Или вообще, в одном объёме, никак не пересекаясь, потому что это абсолютно разные явления?

Ольга Ускова: Нет, это будет, конечно же, в одном объеме расположено. Потому что если говорить про лошадь, а я конник, я с лошадьми уже 15 лет работаю…

Александр Генерозов: Как я удачно попал!

Ольга Ускова: Да, очень удачно. Так вот, на самом деле у лошади мозг размером с грецкий орех, это реально так, он очень маленький. Но реально, лошадь – очень интуитивное животное, умное с нашей бытовой точки зрения. Но умное совершенно другим образом, она по-другому ощущает, мыслит, это другой прием. Поэтому, если человек вот где-то здесь, у человека там мозги, логика, то лошадь – она где-то рядом, это так называемая древняя интуиция, которую человек потерял, то есть это генетически потерянная функция. И когда человек и лошадь сливаются вместе, возникает уже какая-то другая сущность. И если брать искусственный интеллект, и точно также располагать в объеме, то надо понимать, что это инструмент. То есть искусственный интеллект, который сейчас существует, – это очень сильная, но узкофункциональная вещь, которая прокачивает человека в определённой функции. Это дополненная реальность.

Александр Генерозов: Ну человека, до известной степени, насколько я понимаю, отличает от машины наша спонтанность, вот этот излом логики линейной.

Ольга Ускова: А искусственный интеллект сейчас программируется вообще не по линейной логике, нейронные сети глубокого обучения – а это и есть тот базис, тот прорыв, который произошёл в 2012-м году – это как раз переход к нелинейной логике. Есть вход, есть выход, и на базе входа-выхода формируется некоторая маска, и дальше на похожие входы он накладывает маску и пытается получить близкий выход. То есть, это очень похоже на человеческое поведение в этом смысле.

Александр Генерозов: Страшно, но интересно! Ну и буквально тезисно, о месте нашей страны, где мы сейчас в гонке искусственных интеллектов? Мы в высшей лиге, то есть в первой десятке где-то находимся?

Ольга Ускова: Мы на 100% в высшей лиге, и у меня есть этому доказательство, потому что нам, Cognitive Technologies, в январе 2023 года в Лондоне присудили первое место. И это вот невзирая ни на что, да, понимаете? Мало того, мы туда не подавались, они сами нас выбрали как лучшее инновационное решение в области искусственного интеллекта для агросектора. И, если в таком состоянии русской команде, а мы не шифруемся, все знают, что у нас главный офис в Москве, если такой команде дают первое место, значит мы очень сильно выше.

Александр Генерозов: «Матерь искусственного интеллекта», как зовут её в профильной тусовке, и автор романа «Этюды Черни» Ольга Ускова сегодня с нами на Европе Плюс! Ну и давайте о книге. Начнем с названия, которое несколько амбивалентное, как я бы сказал.

Ольга Ускова: Оно сильно амбивалентное (смеётся)!

Александр Генерозов: Да, с одной стороны вспоминаем Карла Черни, гениального композитора и педагога и его фортепианные этюды, которые заставляют «долбить» во всех музыкалках. И чернь как низший класс. Я правильно догадался?

Ольга Ускова: Абсолютно правильно! Название, оно выскакивает у тебя, оно просто поднимается откуда-то. То есть ты не думаешь, просто выскочило вот это. «Этюды Черни», и всё. Но когда оно уже выскочило, ты собираешься понять, почему такое название и какие смыслы могут быть заложены. И помимо фортепианных этюдов термин «чернь» упоминался в «Летописи временных лет» новгородской, это оттуда история. И это описывают, по-моему, греки, что вот «были в Новгороде, и всех, кто не относится к княжеству и воеводам, всех называют чернь». То есть туда входят все. И меня поразила вот эта история по поводу постоянного стремления человечества разделиться на тех, кто над законом, и тех, кто внутри закона. И вот это самое первое разделение, сословное, когда есть этот золотой миллион – нет, не миллиард, конечно же, их очень мало – и всех остальных, которые живут по их законам. И вот это разделение как раз сейчас «хряснуло». Революция действительно начала происходить повсеместно, она происходит из-за изменения средств производства. Роботизация выдавливает человека из процесса производства, человек там уже не нужен, и с этим надо что-то делать. И, соответственно, хряснула и элитарная история, потому что и элита не справляется, когда «верхи уже не могут», всё по классике, и вот, собственно говоря, роман – он про это.

Александр Генерозов: На обложке города красуется надпись, что роман создан при помощи искусственного интеллекта «Ипполит», это действительно так?

Ольга Ускова: Это действительно так, я попросила наших «эмэльщиков», это machine learning group, то есть те, кто работают над чат-ботом для трактористов.

Александр Генерозов: Трактористов (смеётся)?

Ольга Ускова: Да, поскольку человек теперь не занят рулением, мы сделали его, чтобы машина с оператором болтала, отвечала на какие-то вопросы, может быть, агропроцессы помогала изучить, ну такие вещи. А я при написании книги попросила их сделать для меня небольшую вспомогательную программу, которая будет мне собирать материал в сети. И они выдали мне такую программу, которая умеет работать в диалоге, поддерживает запросы на естественных языках, и которая очень быстро собирала и анализировала материалы для книги. Но есть и вторая история: по сюжету искусственный интеллект – участник, и некоторые диалоги, их не так уж много, процентов семь, может быть, от текста, мы их в него просто запускали, прогоняли через нашу систему, и там, в романе, они просто помечены звёздочкой. И интересен эпилог, поскольку мы сделали следующее. Мы накормили систему лекциями Рэя Далио, Дугина, Маска, накормили Стругацкими, от них был «Жук в муравейнике», «Трудно быть богом» и «Обитаемый остров».

Александр Генерозов: Я бы, конечно же, сюда добавил «Град обреченный»…

Ольга Ускова: Нет, «Града» не ставили, нет. Хотя конечно, да, это было бы правильно, но не ставили. И вот потом задали ему вопросы о будущем, day prediction такой: «Что у нас будет в ближайшие 20 лет?» И он дал некоторую картину по России, США, Китаю и Индии, с некоторым уклоном в Стругацких. Стругацкие были нужны, конечно же, не в смысле каком-то глубоком, а чтобы была соответствующая литературная форма. Ну и вот, он так и выдал эпилог, я его, по сути, не трогала. И этот эпилог, собственно, и сделан искусственным интеллектом. Ну а название системы «Ипполит» – потому что он скучноватый же, и мы все там вспомнили вот этого занудного Ипполита из «Иронии судьбы», и мы его визуализировали как актёра Яковлева именно в этой роли (смеётся).

Александр Генерозов: Потрясающе! Судя по популярности идеи плоской Земли, со своим интеллектом у человечества в 21 веке уже не слишком благополучно. Не в этом ли скрываются точки роста для искусственных интеллектов – узнаем у Ольги Усковой, их разработчика и даже литератора, на Европе Плюс! Ну и прямо одним словом, не в этом ли? Мы тупеем?

Ольга Ускова: Ну нет, конечно же, мы умнеем глобально, поэтому мы и смогли это разработать.

Александр Генерозов: Если мы уж коснулись литературы, то сложно не вспомнить антиутопистов 20 века, которые в мрачноватой рефлексии своей реальности каким-то мистическим образом прозрели в туманном зеркале будущее и довольно-таки точно прозрели. Как вы к ним относитесь и не использовали ли элементы этого жанра в книге?

Ольга Ускова: Вы знаете, я очень плохо разбираюсь в литературных жанрах, но меня очень сильно задело, что роман отнесли к трансгуманизму. Роман как раз-таки – антитрансгуманизм, и книга посвящена вот этому революционному переделу. И в ней довольно-таки много, целая глава посвящена теме «Система и Антисистема». То есть я сейчас считаю, вот что такое революция? Это в первую очередь слом моральных кодексов. Любая серьезная революция всегда громит церкви, ну если мы вспомним хотя бы даже 1917 год, или если мы понаблюдаем, что сейчас происходит в Штатах или вообще в западном мире. Вот этот уход от старых религий к новым, «а-ля трансгуманизм», то есть, вся эта история с разрушением института семьи и всё такое. Поскольку мы действительно находимся внутри истории, внутри революции – к этому надо относиться очень реалистично. Поэтому, если говорить про роман, невзирая на то, что там есть фантастический сюжет, он настолько близок к тому, что происходит сейчас, что если вы посмотрите отзывы к роману, отзывы читательской массы, которые его читают… да и даже самая моя близкая подруга, прочтя книгу, сказала: «Да я уже запуталась, а что здесь правда и что вымысел, где наврала, а что документалка». Потому что человек закрывает книгу и понимает, что всё это происходит прямо здесь и сейчас. А второй эффект, это, пожалуй, самое большое открытие, связанное с этой книгой – это то, что я вот закрыла смартфон и сказала, что «всё, я написала его!», и это было 24 апреля этого года, ну а вот буквально начиная с 8 мая, события, описанные в книге, начали сбываться. И тут уже у мужа моего нервы стали сдавать, он, как я думаю, держит осиновый кол под подушкой уже (смеётся), ну потому что там эти пересечения настолько сильные, и когда одно из них произошло месяц назад, то Антон посмотрел так на меня и сказал: «Ты, может, не будешь больше писать ничего?» (смеётся), и я ему клятвенно пообещала, что теперь перед тем как писать, я ему всё покажу!

Александр Генерозов: Да, это серьёзно! Больше фактов о гостье – в серии быстрых вопросов, ответы у нас в любом формате! Skynet из «Терминатора», есть ли в его описании какой-то «косяк», видимый вам, разработчице?

Ольга Ускова: Конечно! Ну конечно, там всё сплошные косяки, да, в первую очередь, сама идея посылки каждый раз одного единственного Терминатора… Ну я не хочу это даже комментировать дальше, это просто смешно! Это просто сказочка.

Александр Генерозов: Кто мы все в будущем? Операторы на случай нештатного поведения искусственного интеллекта?

Ольга Ускова: Нет, мы режиссёры.

Александр Генерозов: Вам удавалось получить что-то полезное от GPT-чата?

Ольга Ускова: Конечно, это очень сильная программа! Полезного – ну не в смысле чего-то для себя, мы работаем в другой зоне, создаем искусственный интеллект в life critical zone, мы командос, мы работаем там, где люди могут погибнуть. Но чат GPT – очень сильная программа, она прокачана всем миром сейчас, и как движок, как нейронный движок, как генеративная сеть – это один из лучших математических примеров.

Александр Генерозов: А вот прошел какой-то хайп, что она от наших запросов отупела, прочитав их?

Ольга Ускова: «Этюды Черни» прочитала (смеётся)? Ничего она не отупела, хайпа будет вокруг чата очень много, но ещё раз, как математическая программа, как команда, которая её делает – это the best of the best!

Александр Генерозов: Робот-пылесос, умная кофеварка, что-то из этой серии есть у вас в доме, или вы всё-таки как-то их не подпускаете к себе?

Ольга Ускова: Нет, конечно же, всё есть. Я предельно сбрасываю с себя все ненужные занятия.

Александр Генерозов: А доводилось злиться на недогадливость голосовых помощников, Алисы или Сири?

Ольга Ускова: Нет, ну я как раз голосовыми вот и не пользуюсь.

Александр Генерозов: Офис или удаленка? Ну, и соответственно, переписка или личная встреча?

Ольга Ускова: Офис, конечно, обязательно! Офлайн – мегаважно, и я напоминаю, что у человека шесть чувств, и физическое присутствие, осязание, обоняние и так далее – мегаважны при мозговой деятельности. Любая удаленка очень сильно обедняет нейронную человеческую систему.

Александр Генерозов: Слышите? Запоминайте, удаленка – зло! 26 февраля, в один день с вами, родились: писатель Мишель Уэльбек, легендарный музыкант Джонни Кэш, спутница Ленина Надежда Крупская, ну и почему бы не добавить для колорита Реджепа Тайипа Эрдогана? Кто тут лишний, или кто-то наоборот особо приятен для вас?

Ольга Ускова: Ну, Эрдоган тут совсем лишний (смеётся), я просто хочу сказать, что это будет понятно по моей книге!

Александр Генерозов: Почитаем! Ну и пару слов о вашей компании. И тут, как мы и говорили уже, одна из главнейших сфер – внезапно, сельское хозяйство. И картинки для привлечения внимания – «Интерстеллар» и сцена с сошедшими с ума комбайнами, которые приехали к дому Купера, а вторая пусть будет из смешного ролика про кибердеревню.

Ольга Ускова: Ну там они не сошедшие с ума, это просто вернулись с работы у него.

Александр Генерозов: Да, точно. И, тем не менее, скажите, а не получится, что из-за автоматизации труда переток людей в города станет вообще катастрофичным? То есть сельская местность будущего – как тайга сейчас, люди вроде и есть, но в сотнях километров?

Ольга Ускова: Ну, будет ровно обратная ситуация. Потому что в деревне возникает труд, который не связан с тем, что человек ходит «по самое не хочу» в кирзовых сапогах, а возникает труд, такой красивый и белый, как в том числе и в Москве. Вот он сидит за экраном и управляет группой комбайнов или тракторов, которые генерят стоимость ему. В этом смысле – это огромная часть жизни и привлекательная профессия для молодёжи. То есть, это тот формат, когда мы оставляем молодёжь жить на селе. Возникают уже умные деревни, уже сейчас, и это совершенно другое качество жизни в принципе.

Александр Генерозов: То есть, те, кому претит сама городская стеснённость, урбанистика…

Ольга Ускова: Ну просто жить там намного прикольнее, потому что это экология, чистый воздух и всё остальное. Если ты при этом можешь работать и производить прибыль, и эта работа тебе приятна и актуальна, то это счастье. Я честно могу сказать – я и сама себе земельку прикупила на Алтае, и я планирую после какой-то острой бизнес-фазы туда переместиться, мне хочется на Алтай.

Александр Генерозов: Можем ли мы рассчитывать, что в силу огромных пространств и земельных запасов, в сочетании с такой автоматикой, именно у нас может получиться фантастически успешный результат?

Ольга Ускова: Ну вот вы абсолютно точно заметили, я вообще считаю, что это может быть национальной идеей.

Александр Генерозов: «Мы накормим весь мир»?

Ольга Ускова: Да, потому что у нас самый большой объем землепользования, причём из этого объема мы на текущий момент хоть как-то возделываем 16% всего. Чего нельзя совсем сказать про Европу, она просто уже изнасилована. Чего нельзя сказать, увы, и про Латинскую Америку, ну собственно говоря, такой запас по земле только у нас нетронутой. И у Африки – а у Африки всё-таки более тяжелые климатические условия, намного более тяжелые.

Александр Генерозов: Или у нас, всё-таки, они более тяжелые? С нашими полуболотистыми грунтами, с вечной мерзлотой?

Ольга Ускова: Нет, очень сильно меняется климат, причем именно в нашу пользу.

Александр Генерозов: То есть, мы выигрываем от изменения климата?

Ольга Ускова: Мы выигрываем, абсолютно точно! И по Сибири если брать, там земля, поскольку её никто не трогал – она совершенно уникального качества. Там, может быть, меньше урожай в течение сезона, но качество продукта по насыщенности, по экологичности, полезности – уникальное совершенно. Вот у нас в Томске есть партнёры, и мне оттуда присылают продукты – они уникальные абсолютно! Я не знаю, сколько такое может стоить на международных рынках. И это такой задел, это когда еда для миллионеров становится доступной всем.

Александр Генерозов: Хорошо. Ну и о более повседневных вещах. Я тут недавно себе в заметки кинул одну мысль, что у людей фобия есть, что нас чипируют, нам что-то имплантируют, в нас что-то вводят. Но на деле-то всё наоборот! Мы «эксплантируем» свои мозги и свою память в крайне слабо связанный с нами искусственный орган, в смартфон. Мы недооцениваем, что именно, насколько много о себе отдаём ему?

Ольга Ускова: Ну конечно, мы недооцениваем. Уже сейчас паническая атака, которая начинается у человека, который потерял свой телефон – она уже имеет строчку у психиатров. То есть, вот то, что происходит с человеком, который потерял телефон – это прямо заболевание такое.

Александр Генерозов: И что нам надо делать, нам надо делать какие-то аналоговые офлайн бэкапы? То есть, проверять, помню ли я телефон своего супруга или родителей?

Ольга Ускова: Это уже невозможно. Надо делать своевременный бэкап телефона (смеётся). Чтобы панически не умирать каждый раз, когда что-то случается. Нам надо принимать новую гигиену информационного общения. И она, как раз-таки, и заключается в бэкапах телефона, в системах безопасности, блокировке спама и так далее. Мы уже не можем быть конкурентоспособны, если у нас нет этого девайса в руках. Мы, конечно, можем решить, что мы сидим в тайге, от всего отключились, но тогда мы не сможем находиться в социуме в конкурентном состоянии.

Александр Генерозов: Но опять же, мне страшно, потому что нас смотрят, анализируют, запоминают, и не так далёк тот день, когда раздастся звонок от близкого человека, возможно, с видеокартинкой, но это будет не он, это будет фрод 99-го уровня!

Ольга Ускова: Ну я ещё раз повторю вам, что это как в моей книге – система и антисистема. Как только возникает какое-то новое качество, то тут же возникает антикачество. Возник интернет – тут же возник даркнет, возникли новые особенности искусственного интеллекта – также появится тёмный искусственный интеллект, а может и уже появляется, который будет генерить фэйки, боты и так далее. Ну это всегда так, любое развитие – это борьба, и задачи светлой части человечества – научиться от этого защищаться. И если возникает такое, что тут может пострадать какое-то количество людей, значит должны возникать системы защиты распознавания искусственно произведённого контента и так далее. То есть это то, в чем мы сейчас находимся. И я не хочу сказать, что это всё усыпано цветами, это будет борьба, в которой будет литься кровь.

Александр Генерозов: Ну тут не только дело в том, что будет литься кровь, на мой взгляд, а ещё и в том, что светлая сторона будет представлена в том числе и такими милыми вещами, как широко распространяемый в Китае социальный рейтинг, вот эти все вещи. Это же неизбежно часть светлой стороны? Не нарушай правила – не получишь неприятностей.

Ольга Ускова: Ну я хочу сказать, что тема социального рейтинга в Китае, я тоже на неё как-то в свое время сделала стойку, но у нас в Китае есть проект, я была внутри совсем недавно, и я хочу сказать, что это очень сильно раздуто американскими спецслужбами, да. Реально это не так, как это подается. Сейчас у них это система советов, комплаенсов, которыми ты можешь пользоваться или не пользоваться, но она не так совершенно выглядит, как её подают внешние участники, американские СМИ. При этом, система рейтингов – она у нас постоянно и ежедневно присутствует. Если мы с вами посмотрим все, что происходит в социальных сетях, то мы постоянно и бесконечно рейтингуем друг друга, причём в очень жёсткой форме.

Александр Генерозов: Айзек Азимов сформулировал три закона робототехники, не слишком функциональных, будем честны. Кто будет придумывать настоящие законы для андроидов – люди или искусственный интеллект, узнаем у Ольги Усковой, именно она создала и возглавляет сегодня компанию, которая разрабатывает искусственный интеллект, и она сегодня на Европе Плюс. И все же, какие-то законы для роботов, вот вспомнил я Азимова не случайно, как это будет вообще формулироваться, какой-то свод?

Ольга Ускова: Ну так же, как и любые другие законы, только они должны быть не для роботов, а для разработчиков. То есть это просто система отработки с разработчиками нового типа очень сложных и опасных технологий. Для разработчиков ядерных систем в свое время разработали целый кодекс правил поведения и так далее. И то же самое должно быть и для разработчиков искусственного интеллекта.

Александр Генерозов: Это уже в работе сейчас фактически? Эти кодексы пытаются как-то создать?

Ольга Ускова: Нуууу, ну да, но пока человечество мечется в ожидании очередной Хиросимы и Нагасаки. То есть всё-таки люди не могут без большой задницы сесть за стол переговоров. Мы делали попытку, «давайте сядем и хартию подпишем». Мне очень приятно, что вы сказали про Азимова, потому что мы взяли первый закон, как раз Азимова, он может быть и примитивный, но достаточно ясный. Мы говорим: «Давайте подпишем, что определённые технологии, такие как у нас, ну там life critical zone, мы не используем для летальных вооружений, вот подпишем и всё». Ну ни фига, тут 40% подписали, а Google сказал нет, и на этом всё сломалось. Я хочу сказать, что человечество не готово, видимо ему придётся пройти через какую-то очень серьезную катастрофу, чтобы вот этот страх общий, коллективный, разбудил сознательность. Сейчас это пока новые рынки, идёт просто становление.

Александр Генерозов: То есть как всегда найдётся Серсея Ланнистер, которая будет ждать, пока кто-то с белыми ходками будет разбираться, да?

Ольга Ускова: Точно! Абсолютно точно, вот очень точный пример.

Александр Генерозов: Ну а вот более такой, что ли, хтонический страх перед антропоморфными или зооморфными созданиями от Boston Dynamics, например. Вот все эти роботы-носильщики. Этот страх действительно рационален? Потому что они однажды могут обернуться и сказать: «А чего это я тебе всё несу, давай-ка ты лучше меня неси, я устал».

Ольга Ускова: Ну я вообще не понимаю их, честно говоря. Я вообще не очень понимаю этот проект. Он, конечно, очень красивый, очень сложный, но я не очень понимаю, зачем он нужен. Если мы делаем монофункциональную систему – ну, к примеру, систему по почесу спины, то нам достаточно одной руки. Нам не нужно всего этого большого робота. В этом смысле мы, наша компания – апологеты монофункциональных систем. Если тебе нужен помощник, раб, то ты просто задаешь функцию, «ты помогаешь мне на поле», и всё. И он не должен вместе с тобой играть в шахматы, пить кофе и так далее. Тогда это помощник. Тогда это понятно зачем. А если ты создаёшь универсального робота, самому себе конкурента – чтобы что? Чтобы дальше что с ним делать? Поэтому я против этих полнофункциональных имитаций человека, потому что я считаю, что кроме геморроя это больше ничего не принесёт.

Александр Генерозов: Ну и после фобий, давайте всё-таки поговорим о более светлом будущем. И я хотел бы вас спросить про будущее автопилота на автомобиле. И есть такая, тоже может на уровне баек, дилемма. Как поступить машине с автопилотом в случае, когда нужно спасать чью-то жизнь? Есть ли именно в этом определённый тормоз для развития этих систем автопилота, как вам кажется, именно моральная ответственность?

Ольга Ускова: Ну тормоза тут никакого нет. Сейчас, когда у нас возникает такая коллизия на дороге, когда вдруг, что-то там, какая-то девочка, бабушка, и ты должен решить, кого из них спасти, сейчас мы делаем что-то. То, что у нас генетически прописано. Просто в этот момент у нас мозг не работает логически, мы что-то выберем, либо девочку, либо бабушку, в зависимости от того, что в детстве читали.

Александр Генерозов: Эх, всё равно в какие-то страшилки ушли, ну да ладно, зато интересно (смеётся)!

Ольга Ускова: Да, я просто хочу сказать, что человек в данном случае действует спонтанно. Таким образом, мы сейчас находимся в абсолютно непредсказуемой ситуации на дороге. Сейчас – то есть с биологическим водителем. А вот какое решение должен принять искусственный интеллект на дороге во время вождения машины в такой коллизии, зависит исключительно от того, что написано в программе. Таким образом, это зависит от общественного договора. То есть люди могут договориться, что в обществе всегда менее ценны, скажем так, более старшие члены, то есть ранжирование то самое, да?

Александр Генерозов: Но это же просто аморально?

Ольга Ускова: Если это аморально, и вы считаете, что моральнее поставить счётчик случайного поведения, поставьте счётчик случайного поведения, будет как у логических людей. Машина не может подняться в воздух и перелететь, ситуация уже есть на дороге, кого-то надо грохнуть. Морально или аморально – у каждого есть своя субъективная практика. Поэтому мы либо общим голосованием решаем, как разрешить эту коллизию, либо ставится счётчик случайного выбора.

Александр Генерозов: Понятно. Я читал, что ваша компания также принимала участие в автоматизации и внедрении искусственного интеллекта в Санкт-Петербурге в трамвайном движении, это правда?

Ольга Ускова: Да, конечно, это уже больше года длится, и скоро будет почти 200 трамваев, поэтому можно считать, что это один из самых мощных проектов в мире по роботизации общественного транспорта.

Александр Генерозов: А эти трамваи как-то помечены снаружи, то есть, его можно как-то опознать?

Ольга Ускова: Ну это видно, там у него на стекле «глаза», на ветровом стекле у него камеры, и по этим камерам именно видно, какой трамвай. Ну питерцы уже знают свои маршруты, они пишут отзывы, мне это очень приятно, потому что это очень серьезные изменения в безопасности города.

Александр Генерозов: Что ж, вперёд да в светлое будущее! Ольга Анатольевна, спасибо огромное за то, что смогли найти время для нас, увлекательнейший разговор, у меня миллион вопросов остался нетронутым, поэтому буду ждать с нетерпением новых встреч, приходите ещё!

Ольга Ускова: Хорошо! С вами хорошо!

Александр Генерозов: Ольга Ускова, основатель и глава Cognitive Technologies, ведущего разработчика искусственного интеллекта, а по совместительству ещё и писатель, автор «Этюдов Черни», провела свой вечер вместе с нами на Европе Плюс! Ну а я, Александр Генерозов, жду вас всех ровно через семь дней с новым выпуском Week&Star. Будет звёздно, будет интересно, пока!

Ольга Ускова: До свидания!

Week&Starнейросетиинтервью

Билли Айлиш сделала странное тату во всю спину

19 октября 2023

Ближе к звездамБилли Айлиштатуировки

Мы уже привыкли к неординарному стилю Билли Айлиш. Загадочная, дерзкая и порой даже пугающая звезда всегда удивляла своими модными заявлениями. Но такого не ожидал никто — артистка набила огромную татуировку. Боди-арт вышел довольно необычным.

О своём пополнении тату-коллекции Билли сообщила в соцсетях. Теперь надпись «Eilish» на груди, набитая после победы на «Грэмми», дракон на бедре и феи на левой руке дополняет ужасающий геометрический узор. Вертикальная угловатая абстракция растянулась от шеи до поясницы и напоминает нечто мистическое и тёмное. Что именно означает тату, исполнительница пока не сообщила.

К слову, работа над этой татуировкой началась в сентябре. Мастером стал специализирующийся на масштабном боди-дизайне татуировщик Матиас Милан. Выглядит смело!

Впрочем, Билли и раньше увлекалась рисунками на теле. До таких крупных рисунков дело ещё не доходило, но всё когда-то бывает впервые.

«Нет, я не собираюсь полностью забиваться, но у меня есть несколько идей. С ними мне очень комфортно»,

— делилась Билли.

А вот фанаты не в восторге от новой татуировки Айлиш.

«Почему это так грязно?»,

«Похоже, ребёнок играл с чернилами на спине»,

«Это похоже на то, как я проверяю, работает ли моя ручка, на обратной стороне блокнота»,

«Почему это выглядит так, словно её пытали?»,

«Похоже, её выпороли»,

«Она попросила набить ей каракули?»,

«Самое хорошее в этом тату, что в старости оно сольётся с морщинами на спине»,

— иронизируют фолловеры.

А тебе понравилось новое тату знаменитости?

Фото: соцсети

Ближе к звездамБилли Айлиштатуировки

Пэрис Хилтон выпустит новый альбом. Его спродюсерует Sia

19 октября 2023

Ближе к звездамПэрис ХилтонSIa

Пэрис Хилтон недавно посетила вечернее ток-шоу Джимми Феллона, где рассказала о своих творческих планах. Певица обрадовала фанатов потрясающей новостью! Она призналась, что работает над новым альбомом, исполнительным продюсером которого будет звезда Sia, которая пользовалась огромной популярностью в 2010-х. К слову, австралийская певица писала песни для многих селебрити. Достаточно вспомнить Бейонсе, Шакиру, Рианну и даже Бритни Спирс! Так что нас ждёт потрясающий альбом.

Релиз будет продолжением пластинки Paris 2006 года, вот только его дата пока неизвестна. Ясно только одно — услышим мы альбом только в следующем году.

Кстати, Пэрис рассказала, что в конце этой недели мы сможем услышать её новый трек Lighter, сделанный с диджеем Стивом Аоки. Говоря о работе над совместной песней, звезда не могла не поблагодарить своего коллегу:

«Он такой классный. Мы дружим уже двадцать лет. Я его очень люблю»,

— сказала Хилтон.

Так что под конец текущей недели будем наслаждаться новым треком певицы, а уж до выхода релиза как-нибудь протянем. К слову, этот альбом Пэрис будет первым за последние 17 лет!

Фото: Kevin Ostajewski, Charlotte Rutherford

Ближе к звездамПэрис ХилтонSIa
LIVE

ТЕМА РАШ на 24 мая

Идеальный вид физической активности для меня

Комментировать

22 мая

Гороскоп

Овенмарт 21 – апрель 20

Овны, планы на день пойдут насмарку, но новые будут в разы лучше.

ПрограммыОнлайнВедущиеКинокайфНовостиКонтакты

Мобильное приложение Европы Плюс в твоем телефоне.

Программы
Бригада УРадиоАктивное ШоуWeek & StarКрутой УикендЕвроХит Топ 40Крутой ПодъёмTop Club ChartDouble HitPlay BoxResiDANCEГороскопБизнес-ланчКиноКайфАфишаStarNewsНовостиПробкиПогода
Ведущие
Ведущие шоуВедущие эфираСлужба информации
Кинокайф
Новости киноРецензииРозыгрыши
Новости
Week&StarЕвропа ПлюсЗвездыСтиль жизниНовости киноВажная информацияРозыгрышиРегиональные новостиРецензииКуда пойтиМодаГаджетыБлиже к звездамМузыкаКотикиМемы и трендыФакты и спискиПремииПутешествияРейтингиИгры
Онлайн
ПлейлистПрямая трансляцияМобильное приложениеПоложения по играм
Контакты
КонтактыПравила участия в играхПоложения об обработке персональных данныхРекламодателям

Средство массовой информации «Европа Плюс» зарегистрировано 21 ноября 2014 г. в форме распространения «Сетевое издание». Свидетельство Эл № ФС77-59972 от 21.11.2014 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

*Mediascope, Radio Index – РОССИЯ 100К+, ОКТЯБРЬ 2024 - МАРТ 2025 гг., Daily Reach, AQH Share, население 12+

Скачивай наше мобильное приложение!