Ольга Дибцева: о комедии «День города», откровенных сценах в кино и любимых режиссёрах

24 января гостьей шоу Week&Star стала актриса, сценарист, продюсер и режиссёр – Ольга Дибцева! Читай интервью ниже или подписывайся на подкаст, мы есть в Apple Podcasts, Google Podcasts, Castbox, «Яндекс.Музыке» и Podbean.

Александр Генерозов: На Европе Плюс отличная актриса, режиссёр, продюсер и сценарист, мы её полюбили за роли в фильмах «Холоп», «Мылодрама», «Озабоченные», рад представить всем – Ольга Дибцева! Привет, Оля, и привет всем-всем, кто с нами сейчас!

Ольга Дибцева: Всем привет, друзья, добрый вечер, привет, Саш!

Александр Генерозов: Я тут посмотрел, ты пару дней назад, в пятницу, присутствовала на церемонии премии «Золотой Орел». Вообще такое знаковое событие для нашего кино.

Ольга Дибцева: Ну такое, да, его «русским Оскаром» даже называют.

Александр Генерозов: А как тебе кажется, в целом по отрасли – есть в этом году кого и за что награждать? Есть что-то сравнимое с «Холопом»? Хорошо год отработали?

Ольга Дибцева: Слушай, ну хорошо, несмотря на вот эту ужасную пандемию, которая в принципе убила кинопром, убила съёмки, убила прокат, потому что в кино никто не шел, никто не знал, вообще, что кинотеатры открыты, я у кого ни спрашивала, когда они уже были открыты, все: «А что, они уже открыты?» Ну то есть все продюсеры просто плакали горючими слезами. Но все равно собирали фильмы в прокате, всё равно снималось кино, с этими справками бесконечными про коронавирус каждый день. Я как актриса ходила каждый день сдавать эти тесты – это просто жесть! (смеется)

Александр Генерозов: Прокачала такой скилл себе?

Ольга Дибцева: Да, прокачала! (смеется) И всё равно мы снимались, и всё равно шло, ну как сказать – через тернии шли к звездам, так что ничего не остановилось, не умерло, я думаю, что будем наверстывать упущенное, так что всё работает!

Александр Генерозов: Давай заглянем прямо сейчас в кинорепертуар, и что я вижу – «День города». Фабула такова: все узнали о приезде президента и всех бомбануло. А вот ты сама, если узнаешь, что к тебе через 15 минут гости зайдут, ты начнешь лихорадочно в квартире убираться? Или скажешь: «Мой дом, мои правила, и вообще, надо было предупреждать», и примешь как есть?

Ольга Дибцева: Нет-нет, я вот воспитана так, что я должна всех гостей хорошо принять, чтобы все было чисто-красиво, я начну что-то сразу готовить или побегу в магазин, то есть для меня очень важно вот это – хлебосольством что называется. У меня и мама такая, и я такая, то есть я должна в новый год резать эти салаты бесконечные. Каждый раз потом проклинаю себя – третье число, думаю: «боже, как я устала», я не отдыхала, пока там всех обслуживала. Но мне нравится, для меня очень важная какая-то часть семейственности, чтобы был стол накрыт, гости приходили, родственники, я это всё обожаю!

Александр Генерозов: Ну а зомби почему там в итоге появляются, я про фильм? Вроде социальная комедия – и тут зомби?

Ольга Дибцева: Ну там очень прикольно про зомби – такая аллюзия, что случилось «состояние зомби», а этого никто не заметил. Потому что люди в глубинке часто выглядят и как-то себя ведут похожим образом. И это сделано со всей любовью, то есть это не какое-то обличение, это просто такое смешное наблюдение, и там необычные зомби, они достаточно такие… любят очень русскую попсу, и перестают быть агрессивными, когда слышат русские напевы всякие, похожие на… Ну в общем каждый себя увидит в них, я в том числе тоже (смеется).

Александр Генерозов: По сюжету ты секретарь, но такой серый кардинал. В целом новое для тебя амплуа? Или ты ну узнаваемая такая Оля?

Ольга Дибцева: Нет-нет, мне это близко, конечно. Я часто играю такие роли, и ничего в этом плохого не вижу, потому что актёр и должен играть то, что ему ближе по его органике, это в кино так принято. Это в театре – там перевоплощаются обычно. Сегодня ты железо, завтра ты Баба Яга, в кино, если ты красивая девушка – ты и играешь красивых девушек, ничего плохого в этом нет. Это и в Голливуде так, и во все времена кинематографа так было. Поэтому я играю то, что мне близко. Это красивая женщина, у которой ещё есть и мозги. И вот на этом стыке умных и смешных и красивых персонажей я и существую, мне это нравится, и я продолжаю, планирую дальше это делать. (смеется)

Александр Генерозов: А поясни степень своего участия в проекте – ты актриса, или на тебе креативные функции тоже?

Ольга Дибцева: Я училась на режиссера в Московской школе кино, это такое заведение, где учат режиссеров. И там, когда мы учились у Хлебникова с Попогребским, мы придумали короткометражку.

Александр Генерозов: Хорошие учителя у тебя так-то!

Ольга Дибцева: Да, да! Потрясающие! Мы придумали короткометражку, и из этого фильма – он понравился всем продюсерам, кинобоссам, они сказали: «Боже, это надо делать полный метр!» И вот мы три года, наш продюсер Алексей Лихницкий, искал деньги, переписывал сценарий. То есть это была огромная, большая работа, в которой я тоже принимала участие. И моя роль тоже выросла из маленькой роли в короткометражке в такую же большую роль в полном метре, это вообще ужасно приятно, вот когда из твоего детища такого – вырастает огромный фильм, который идёт в прокате, на который ходят люди. Ну и вообще, когда говорят, что кино, вот это мол, только для своих, когда ты там, не знаю, брат, сват Бондарчука… Это неправда. Вот, пожалуйста, пример того, что мы из киношколы, студенты обычные, без связей там, без всего – просто сделали талантливо, классно, и это пошло в народ.

Александр Генерозов: «День города», если не смотреть на авторов, звучит как франшиза квартета И. «День радио», «День выборов» и «День города». Это осознанно было сделано?

Ольга Дибцева: Нет, нет, я даже не думала, честно говоря, и не поняла этой вот преемственности, но я думаю, что пытались найти какую-то тему объединяющую, потому что наш фильм – это такой набор разных историй, и в этом слове «День города» сошлись несколько смыслов истории.

Александр Генерозов: А что значит – несколько историй сходятся?

Ольга Дибцева: Ну там несколько персонажей, и вот эти персонажи, вот с ними что-то случается, вот с ними это, с ними – то, пятое, десятое, и потом все сходятся в одной точке, ну то есть такой драйв, драйв-экшн. Все разные люди объединены вот этим одним событием.

Александр Генерозов: А по типу юмора, с кем бы поставила, какие бриджи ещё?

Ольга Дибцева: Ну сравнивают с «Горько!» Жоры Крыжовникова, может быть, что-то есть общее.

Александр Генерозов: Ну то есть народная такая история?

Ольга Дибцева: Узнаваемая, я бы сказала. Она очень узнаваемая. Там очень много нашего российского юмора, но вот правда – всё сделано с любовью к людям, то есть там нет никакого насмехательства, мол «вон, смотрите, какие там наши алкаши валяются», или что-то такое – такого нет, не дай бог! То есть это всё с таким со знанием глубинки! Со знанием и любовью.

Александр Генерозов: Знаешь, мне показалось любопытным, это первый заход онлайн кинотеатра IVI originals в кинотеатры. Мне это вот не очень понятно, они же онлайн, зачем им прокатная история? Или всё сплавляется в какой-то большой сгусток?

Ольга Дибцева: Да! Я думаю, что, как и любой большой компании, им хочется развиваться, выходить и захватывать новые территории. И они, как лидеры на рынке онлайна, у них больше всего контента, и выход на новый этап, мне кажется, они укрепят лидерство в отрасли. Они молодцы, у нас была потрясающая атмосфера на площадке, они ни на чем не экономили на площадке, знаете, как бывает – приходишь, а там лежат три сушки, (смеется) здесь всё было по высшему разряду, они любят тех, с кем работают, это очень важно.

Александр Генерозов: Ей в детстве запрещали смотреть телевизор, а когда она повзрослела, то решила, что лучше уж не самой смотреть телек, а попасть на ту сторону экрана, актриса Ольга Дибцева сегодня с нами на Европе Плюс! А вообще, сейчас-то ты смотришь его, скажи честно?

Ольга Дибцева: Смотрю, у меня есть телевизор большой, дорвалась. Я не тот человек, который скажет: «я не смотрю телевизор», не дай бог! Ну во-первых, я там работаю, я должна вообще быть в курсе того, что там снимают, показывают, но у меня там есть какие-то передачи, которые я не буду смотреть, но в основном я в курсе того, что там происходит.

Александр Генерозов: Ну а вообще, вот этот разговор о кризисе телевидения как жанра – тебе кажется, что это преждевременно?

Ольга Дибцева: Ну всегда есть какие-то разговоры, что вот это всё ушло, всё новое, но всё равно телевидение есть, оно живет и процветает, и все его смотрят, большие рейтинги. Ну то есть мне кажется до какой-то там «смерти» телевидения ещё далеко.

Александр Генерозов: Тебе, как актрисе, есть значение, будут тебя смотреть на огромном киноэкране, на большом телевизоре, или вообще на 6-дюймовом экране смартфона?

Ольга Дибцева: Ну когда я играю, я об этом не думаю, естественно, и я делаю всё всегда одинаково, и в сериале, и в полном метре. Но приятно, конечно, в кино, и само по себе – приятно в кино, увидеть себя такую большую, сфоткаться! (смеется) С собой! Но принципиально разницы никакой нет, это всё зависит от проекта. Можно сделать какой-то очень плохой фильм, а можно очень крутой сериал.

Александр Генерозов: Не, ну вот сколько усилий гримеров, реквизиторов и других участников, которые просто не увидят. Это не обидно?

Ольга Дибцева: Ну об этом никто не думает. Об этом никто не думает, или знаешь, типа: «О, это сериал, его всё равно будут смотреть в телефоне». Такого нет. Но вот если снимают небольшой фильм, то вот у режиссера обычно плэйбек, это такой маленький телевизор, а если большой фильм – то у режиссера плэйбек прямо реально как телик, такой здоровый!

Александр Генерозов: Минимум слов, максимум информации, быстрые вопросы, ответы в любом формате. С какой роли ты поверила: «Всё, я актриса, а не самозванка?»

Ольга Дибцева: «Озабоченные», у Хлебникова.

Александр Генерозов: Обнаженная сцена. Ты, скорее, как матерь драконов Эмилия Кларк: «А что так мало?», или как Джулия Робертс: «Ни за что!»

Ольга Дибцева: (смеется) Что-то среднее! Я не против обнаженки, но, чтобы это, конечно… Как в «Игре Престолов», я бы, конечно, постеснялась.

Александр Генерозов: И как в «Тексте»?

Ольга Дибцева: Да, так я точно бы не смогла, Асмус – герой!

Александр Генерозов: «Богат не тот, кто много зарабатывает, а тот, кто разумно тратит.» Про тебя?

Ольга Дибцева: Сейчас я к этому уже стремлюсь, скорее про меня, да. Шопоголизм в прошлом.

Александр Генерозов: Что больший «зашквар»: шоколадку на ночь, протупить полдня в смарте или опоздать на киносмену?

Ольга Дибцева: Это всё мне близко! (смеется) Я даже не знаю, как выбрать – всё мои любимые занятия просто, как их расставить? Всё, я грешна, грешна во всем. Пытаюсь работать над собой, но конечно это не просто!

Александр Генерозов: Смотри, ты уже к покаянию практически пришла! А вот слезы в кадре – тебе это легко даётся, или что-то нужно делать, представлять?

Ольга Дибцева: Да уже легко, уже представишь что-либо, как себя пожалеть, кто тебя обидел, и ты так вспомнил и… А в начале да, я помню как в театральном институте я луковицу носила в кармане и подкладывала её.

Александр Генерозов: Да ладно, так до сих пор делают?

Ольга Дибцева: Ну нет, конечно, это уже всё по-другому, я так делала, да, это смешно было. Я отворачивалась, немножко терла и уже поворачивалась и слезы текли! Я гордилась ужасно собой! Этой хитростью. (смеется)

Александр Генерозов: 25 июня в один день с тобой родились режиссёр Тимур Бекмамбетов, Егор Булаткин, которого мы все знаем как Егора Крида, и всемирно известный гроссмейстер Владимир Крамник! С кем бокальчиком бы: «чинннн» сделала бы?

Ольга Дибцева: Ой, с Бекмамбетовым, я его обожаю, ну и Егор Крид мне тоже очень нравится, под его песни гоняю на машине, так что вот!

Александр Генерозов: Машина времени перед тобой, выбирай время и место!

Ольга Дибцева: Ой, мамочки. Ну если ничего нельзя менять, то, наверное, посмотреть в будущее, лет на сто – мне прямо интересно, что бы там было такое?

Александр Генерозов: Она родилась в семье архитектора и преподавателя ВУЗа, поэтому выбор актерской профессии был абсолютно логичным поступком – Ольга Дибцева сегодня с нами на Европе Плюс! Ну а правда, не ругались на тебя, когда ты взяла и сказала: «Я буду актрисой»?

Ольга Дибцева: Все были в шоке! Я даже не сказала, я сначала поступила, начала учиться, а потом уже сказала, и мама, наверное, не верила, пока вот не приехала ко мне в Москву и не попала на наш первый какой-то, через полгода обучения, вот этот показ, где я уже была вместе со всеми студентами, сидели педагоги, она тогда уже поняла, что я там не вру, не придумываю, что я в Москву там уехала не тусить по ночным клубам, а действительно поступила! Ну потому что для нас это было – господи, ну какой ГИТИС, я даже помню, когда ходила поступать, мне говорили: «Девочка, успокойся, ты кто такая, ты никогда не поступишь в этот ГИТИС, это место такое, в котором учились великие люди!»

Александр Генерозов: И всё же, всё оказалось немножко проще?

Ольга Дибцева: Ну, как бы да, у страха глаза велики, все возможно, да.

Александр Генерозов: Ты до поры была актрисой. Но очередной кризис открыл новые возможности для тебя.

Ольга Дибцева: Ну это был мой личный кризис, не какой-то там – что не было съемок, или что-то, у меня наоборот, всегда была работа актерская, мне просто этого захотелось.

Александр Генерозов: Что из этой триады сценарист-режиссер-продюсер тебе видится самым «твоим»?

Ольга Дибцева: Режиссер, режиссер, конечно. Просто я сама пишу то, что я сейчас буду снимать, мне самой это нравится, нравится. Самой придумывать истории, и самой снимать, то есть у меня такая сверхзадача. Не просто чужие какие-то истории рассказывать, а именно свои! И это, конечно, сложно, я, когда закончила МШК, мне очень многие продюсеры предлагали готовый сценарий, но я от всего отказалась, с болью, честно говоря, потому что страшно было, а вдруг никогда не предложат больше – но всё равно отказалась и стала писать свой сценарий, написала свой уже полнометражный фильм про Питер как раз, всё в Питере происходит. Буду снимать это вот летом. Дай бог, чтобы всё получилось!

Александр Генерозов: Ну вот до твоего дебюта, ты смотрела на роль с одной стороны, а теперь у тебя есть видение с другой. Это не мешает тебе? Overqualified, что называется.

Ольга Дибцева: Наоборот, только помогает! Я как-то с пониманием теперь отношусь ко всем цехам. Что называется, не капризничаю, когда что-то идёт не так. Я мыслью могу охватить всю площадку, причем работу операторов, осветителей, я всё про это знаю!

Александр Генерозов: Просто знаешь, для актера иногда говорят, что надо говорить лишь что нужно…

Ольга Дибцева: Я умею, у меня получается быть актером, который не режиссирует! Это на самом деле ужасно, вот эти актеры, которые приходят и начинают режиссера учить, как ему надо снимать – я это всё контролирую в себе, даже если мне что-то кажется, я никогда с этим не полезу, и я понимаю, что как актриса я прихожу в проект как часть его. А когда я сама режиссер, я уже могу сама свою историю рассказать, ну просто разные совершенно вещи. Я же не буду у тебя сейчас выдирать микрофон и говорить: «Нет, дай я, дай я!»

Александр Генерозов: Открываем твой инста, а там… ты на вручении «Золотого Орла». А ты честолюбива насчет статуэток, атрибутов вот этих? У тебя есть что-нибудь?

Ольга Дибцева: Ну, у меня нет пока за актерскую работу, у меня есть за режиссуру, я когда сняла свой первый короткий метр, я получила огромное количество премий, наград, и это было вообще неожиданно. Так что за актёрское почему-то нет, хотя я гораздо больше как актриса работала, да? Вот эта режиссура у меня прямо сразу – дебют, и я получила сразу миллиард премий! Но я к этому не очень честолюбива. Ну как сказать – это приятно, да. Это всегда какое-то подтверждение того, что ты на правильном пути, правильные вещи делаешь, но это совершенно не моя самоцель! Ну то есть у меня были какие-то номинации за актерскую работу, но награду мне не дали. За Алену из «Озабоченных», кстати!

Александр Генерозов: Ты там была хороша! Особенно в сцене ловли песцов!

Ольга Дибцева: Да, это легендарная сцена! Но в общем это не моя самоцель, но если кто-то хочет дать какую-то мне премию – я всегда буду рада!

Александр Генерозов: Смотрим дальше инстаграм Ольги Дибцевой. Вчера ты рассказываешь о том, как перенесла вирус. В какой момент было страшнее всего? Когда сказали, что вот – да, это он!

Ольга Дибцева: Нет, мне вообще не было страшно! Я вот словила этот постковидный синдром, когда у меня началась депрессия, дрожание рук, какие-то страхи, я ещё и не отдохнула, когда у меня пошли отрицательные тесты – я побежала прямо работать!

Александр Генерозов: Ну сейчас ничего, бодренькая сидишь!

Ольга Дибцева: Вот неделю может как стала бодрая, а так вот у меня было конечно после Нового года, когда все эти отмечания, эти салаты, я утонула в майонезных салатах! (смеется)

Александр Генерозов: Так может у тебя от них депрессия?

Ольга Дибцева: Ха! Может быть, кстати, я не подумала! Но, в общем, было мне что-то не очень! А так всё нормально!

Александр Генерозов: Неделю назад ты в кадре с режиссером Борисом Хлебниковым. А давай вот сходу и без размышлений – с кем бы ещё из режиссеров сделала бы такой кадр – три имени, доступен весь мир!

Ольга Дибцева: Дэвид Линч! Причем, ведь я с ним знакома, я была в Каннах с ним, я его обняла и не сфоткалась! Я себе этого не могу простить, просто не подумала об этом. А теперь никто не верит, говорят: «Нет фотки – нет встречи!» Потом… Нолан – мой кумир, вообще «Довод» – просто потрясный фильм, я три раза сходила в кино, вот! Ну и Вуди Аллен – боже мой, конечно, Вуди Аллен! Это кумир просто мой, и я все его фильмы смотрела миллиард раз!

Александр Генерозов: Листаем дальше твой инста, и вот 20 декабря ты запилила фитнес-лук. Как часто заглядываешь в зал вообще?

Ольга Дибцева: Аааа, зачем ты мне в больную точку?

Александр Генерозов: Она походу для всех сейчас больная!

Ольга Дибцева: Вот сейчас обсуждала с мужем, что мне нужно – муж, привет, кстати, он меня слушает, что мне нужно идти на фитнес, вот сейчас пойду, хочу после вас новые кроссовки купить, надо. То есть я прямо постараюсь себя туда засунуть! Но вот Новый год всё нарушил! Болезнь, Новый год…

Александр Генерозов: Ты современный человек и поддерживаешь движение в защиту женщин, но относишь ли себя к феминисткам, ну хотя бы к умеренным?

Ольга Дибцева: Да, да, абсолютно! Ну у меня такой, знаешь, феминизм здорового человека – то есть не активизм, когда «давайте не брить подмышки, убьем мужчин всех, останемся одни женщины!», я за здоровый феминизм, который, на самом деле, и мужчин защищает! Потому что и мужчина имеет право полежать на диване, поиграть в PlayStation, поплакать, а не вот это вот: «Ты мужик, иди заработай!» Или «Ты мужик! Вставай, иди на войну!». Феминизм ведь и за это тоже выступает, за то, что мы все равны, поэтому я вот за такой феминизм.

Александр Генерозов: Но смотри, ведь рядом с ним идёт в принципе – не прямо от него, но западное общество, конечно, это активно использует – cancel culture. Человек, нарушивший что-то, попадает под пресс осуждения, как Джоан Роулинг, например, попала под раздачу. Тебе не кажется, что это слишком жестоко?

Ольга Дибцева: Это такой процесс, когда нужно в обществе переломить отношение к какому-то понятию, сначала это, естественно, должно быть очень жёстко! Жёсткое преследование инакомыслия, поэтому без этого никак.

Александр Генерозов: То есть это просто временный какой-то эффект?

Ольга Дибцева: Да, пружина была сжата, чтобы она пришла в норму – она сначала должна разжаться, и вот это вот разжатие пружины – оно тоже болезненное! Ну я думаю, что это всё кончится, и придёт к нормальному… ну только 200 лет назад женщины вышли с кухни, что называется! Все говорят: «Почему нет, дайте нам великих женщин писателей, ученых!» Но как, если весь 19 век женщина была какая-то в кринолине самочка, которая должна была рожать детей или на балу выступать. Ну конечно, история должна за нас тоже, быть на нашей стороне, поэтому еще 100 лет, и…

Александр Генерозов: Бегом по вопросам. Сергей спрашивает: «Ольга, добрый вечер! «Мылодраму» смотрел на одном дыхании! Как вы думаете, что самое тяжёлое в комедийных ролях вообще?»

Ольга Дибцева: Ой, я тоже обожаю «Мылодраму», наверное, самый любимый мой сериал российский последнего времени. Сложно в комедийных ролях быть точным, ну вот как объяснить… Очень слышать хорошо интонацию, с которой ты должен подать эту шутку, чтобы она была и твоя личная, и в тоже время «заходила», чтобы это было смешно, узнаваемо, то есть чтобы другой зритель, ну вот я играла, а мне режиссер говорит: «О, знакомые интонации, у меня жена так же говорит, так же пилит!» То есть вот сделать, чтобы все узнали что-то своё в том, как ты говоришь или что-то делаешь…

Александр Генерозов: Аня спрашивает, стоит ли учиться в онлайне кинопроизводству, или это разводка? Хороший вопрос, кстати!

Ольга Дибцева: Я думаю, что дело не в том, онлайн это или нет, а именно в том, кто это учит, кто делает эти курсы, или это высшее образование онлайн, мне кажется, можно выучить! Было бы желание, и были бы педагоги хорошие.

Александр Генерозов: Время наше убежало. Оля, спасибо огромное за отличный час, успехов на съёмках и приходи к нам ещё!

Ольга Дибцева: Спасибо!

Александр Генерозов: Друзья, Ольга Дибцева провела свой воскресный вечер вместе с нами на Радио №1 в России, на Европе Плюс, Александр Генерозов, встретимся через неделю, пока!

Ольга Дибцева: Пока!

AD