Ирина Слуцкая о преодолении трудностей, роли тренера в фигурном катании и пользе скандинавской ходьбы

Александр Генерозов: На Европе Плюс самая титулованная фигуристка России, 17 медалей в международных соревнованиях, две из которых олимпийские, помимо спорта она телеведущая, актриса, общественный деятель, представлять можно долго, просто скажу – Ирина Слуцкая!

Ирина Слуцкая: Всем добрый вечер!

Александр Генерозов: Начало сентября – это сплетение событий нервов, ожиданий. Кто-то в школу или ВУЗ отправляется, кто-то уже сдал контрольные прокаты, как наши юниоры-фигуристы, а кто-то только готовится как взрослая сборная. Как вы встретили эту неделю?

Ирина Слуцкая: Первая неделя осени действительно очень напряженная, двое детей у меня пошли в школу, в четвертый и седьмой класс, и это, конечно, начинается борьба. Учеба, занятия, всё меньше свободного времени. У меня так же активная физическая подготовка. Очень напряженное время, и хорошо, что можем спокойно ходить в школу и на свои мероприятия. Жизнь возобновляется, и все молимся лишь о том, чтобы не было второй волны, чтобы не отправили на дистанционку, ну просто хочется жить!

Александр Генерозов: 1816 год называли годом без лета. Было холодно из-за вулкана, люди ждали конца света, Мэри Шелли написала «Франкенштейна». 2020 год без чемпионата мира. По апокалиптичности для спортсменов – это похоже?

Ирина Слуцкая: На мой взгляд, это действительно трагедия. Потому что весь сезон ты выступаешь, выигрываешь и готовишься к главному соревнованию – чемпионату мира, если это не олимпийский сезон, конечно. И когда ты находишься на пике формы, распределяешь свои силы, когда тренер готовит тебя к тому, чтобы самую оптимальную, самую лучшую форму ты набрал именно к марту, отмена самого важного старта – это, конечно, обидно. Потому что бывает так, что для спортсмена это единственный шанс. Это единственный чемпионат мира, на который он попал уже, где он мог «выстрелить» и занять своё место. Но жизнь продолжается, что же делать, надо подстраиваться под обстоятельства. Мы не единственные, весь мир живёт сейчас так. Собраться с силами и идти дальше.

Александр Генерозов: Насколько ситуация, на ваш взгляд, человека внутри темы, тревожная в отношении Олимпийских Игр? Они вроде еще не скоро, но цикл длинный и готовятся все заранее.

Ирина Слуцкая: Ну, давайте всё же мы не будем заглядывать настолько далеко, потому что впереди как раз сейчас начинается новый сезон, и, если вернуться к периоду пандемии, когда наши спортсмены на протяжении нескольких месяцев не могли тренироваться, вот это уже катастрофа. Форма теряется буквально за неделю, за десять дней, и никуда не выйти, нигде не попрыгать, не попрактиковаться, теряется чувство конька. Вестибулярный аппарат ведь тоже нужно тренировать постоянно, и вот это была трагедия. Не потерять, как я говорю, «состояние пружинки». Когда ты как пружинка отскакиваешь ото льда. И вот важный момент, если мы можем прыгать и на полу, то чувство конька, льда – его не заменит ничего.

Александр Генерозов: Никакой тренажер?

Ирина Слуцкая: Ни один тренажер, ни ролики, ничего. А ещё одна сложность – ты готовишься не только физически, но и морально. И когда вся система ломается, очень сложно себя перенастраивать.

Александр Генерозов: Контрольные прокаты в Новогорске для юниоров прошли, в этом, по нынешним временам, уже не малая сенсация. Что с вашей точки зрения они значат? Это отправная точка или подведение некоторых итогов в состязательном цикле?

Ирина Слуцкая: Ни то, ни другое. Контрольные прокаты существуют для того, чтобы наши судьи, те, которые будут судить международные соревнования, посмотрели твои программы. Посмотрели, где есть какие-то недочеты, где можно немножко усилить, где, возможно, музыка некрасиво как-то звучит или не подходит, и к тебе могут подойти и сказать, что это не выигрышный вариант. Или какой-то нюанс, который тренер и спортсмен проглядели. Люди со стороны, которые, опять же, тебя будут оценивать на соревнованиях, в этот момент могут тебе подсказать, потому что есть время ещё что-то доделать, что-то исправить. Ну и смотрят спортивную форму, но для её исправления ещё есть достаточное время. Спортсмены, конечно, между собой соревнуются сразу, мгновенно. Как только на лёд встают, у них уже борьба идёт, но всё же руководство смотрит именно на возможность что-то откорректировать, помочь, исправить.

Александр Генерозов: Чемпионка мира среди юниоров, замечательная Камила Валиева, уходит во взрослую сборную. По тренировкам, по атмосфере, такой переход – это сложный момент, или по сути это те же изнурительные тренировки, но с другим титулом?

Ирина Слуцкая: Тренировки изматывающие – это действительно так, это всегда. Но это немножечко другое. Тебя чуть по-другому оценивают, ты соревнуешься с куда более взрослыми спортсменами. Ты должен соответствовать тем правилам игры, которые есть во взрослом катании. Этот переход ощутим. Но пока ещё она не может выступать на чемпионатах Европы и мира, это будут пока этапы Гран-При и различные соревнования, Кубок России. Но до чемпионатов Европы и мира пока ещё, в силу возраста не допустят. Но это правильное решение, потому что в юниорах она выиграла всё что можно, и нужно делать уже следующий шаг. Всё верно, решение правильное.

Александр Генерозов: Вот тренер и спортсмен, эти отношения – одна из самых больших тайн. И вот любопытно, что порой фигура тренера намного публичней, медийней, чем у подопечных. Это нормально? Что ставки ставят не на спортсмена, а на тренера?

Ирина Слуцкая: Ну, наверное, тренер просто дольше всех на арене находится, если так посмотреть? (смеется) Если у тренера плеяда прекрасных фигуристов, если фигурист в нынешних, скажем так, обстоятельствах, на арене находится год-два, ну максимум, максимум – три, то у тренера это несколько олимпийских циклов, поэтому-то тренер и выходит на первое место.

Но сейчас, вы знаете, слишком много информационных поводов, шума раздувается ни о чем, и из-за того, что обычные люди могут сейчас писать везде и как хотят, что хотят, это обрастает какими-то интригами, сплетнями, скандалами. И они к делу не имеют никакого отношения. И каждая домохозяйка начинает обсуждать, что: «ой, а вот у неё там что-то отросло», «ей там что-то не понравилось», «а ей там кто-то и что-то сказал – ах вот она какая звезда». И так далее, и понеслось-поехало, как снежный ком.

На самом деле, из-за того, что жизнь фигуриста оказалась такой скоротечной в спортивном смысле, и мы видим тенденцию, что до сегодняшнего дня большинство лидеров тренируется у одного тренера, вот поэтому тренер и выходит на первый план. Но вот для меня тренер всегда был тем человеком, который заслуживает большего. Потому что в спорте вообще, выигрывает спортсмен, медаль на шею получает спортсмен, выходы в свет получает тоже спортсмен, а тренер чуть позади. Хотя работа была командная. И я Жанну Федоровну Громову, своего тренера, очень уважаю, люблю и везде, где говорят про тренеров, я говорю, что она самая лучшая. И если бы не она, то меня не было бы как спортсмена.

Александр Генерозов: Больше информации в серии быстрых вопросов, ответы в любом формате. Вы пробовали себя в парном катании в школе?

Ирина Слуцкая: Нет, никогда. И никогда не хотела.

Александр Генерозов: Вы индивидуалистка?

Ирина Слуцкая: Да, ну представляете, выходишь там с кем-то, ты делаешь, а он ошибается, что ж такое-то? Мне всегда хотелось одной, хотелось прыгать, и я не понимала, что рядом кто-то ещё будет стоять.

Александр Генерозов: Телевидение и спорт по уровню стресса. Где нервяк мощнее? Вы и телеведущая, и спортсменка.

Ирина Слуцкая: В спорте, конечно. Хотя прямой эфир – это очень волнительно.

Александр Генерозов: Умение прощать себе ошибки и не разъедать себя легко дается?

Ирина Слуцкая: Это уже зависит от личности человека. Мне очень сложно, потому что я человек дотошный, я буду грызть себя до последнего, пока я для себя не пойму, почему так произошло.

Александр Генерозов: Вернемся на лед. Коньки и еда. Спрошу прямо и четко: могут ли быть фигуристки веганками?

Ирина Слуцкая: Могут, конечно, потому что даже вегетарианство, оно поддерживается определенными микро и макроэлементами.

Александр Генерозов: Свои первые коньки сохранили?

Ирина Слуцкая: Нет, конечно, к сожалению. Очень жалко.

Александр Генерозов: 9 февраля в один день с вами родились: футболист Федор Смолов, борец и боец ММА Генри Сехудо, а также, журналист, режиссёр и телеведущий Алексей Пиманов. С кем бокалом «дзинннь» сделали бы?

Ирина Слуцкая: Ха-ха! С Алексеем Пимановым мы знакомы, так что не проблема думаю где-нибудь встретиться и «дзинннь» сделать.

Александр Генерозов: Машина времени, куда бы отправились на ней?

Ирина Слуцкая: Куда бы я отправилась? Слушайте, я бы лет через… пятьдесят посмотрела бы. Очень интересно нашу страну увидеть в этот период.

Александр Генерозов: Ирина, у вас есть фантастический опыт переживания сложностей. И я думаю, что в такое непростое время нам есть, чему у вас поучиться. Несправедливое судейство на Олимпиаде, проблемы со здоровьем, как получилось всё преодолеть? Побыть с самой собой? Или делиться с людьми?

Ирина Слуцкая: Ну, начну с того, что я до конца не справилась, эта история со мной всегда, это хроническое, и я буду всегда принимать гормональные препараты. Вот когда ты болеешь, всё же здорово, когда есть люди, с которыми ты можешь поговорить. К сожалению, когда я заболела, это редкое заболевание, и я не знала ни одного человека, кто живет с таким диагнозом, как они существуют, что можно, что нельзя. У меня был потрясающий врач, и я сидела с ним часами, и я просто задавала массу вопросов. Гормоны, побочные действия, все задаются вопросом, не вырастут ли у них усы, и как пройдут в дверь потом, потому что это гормоны. И спасибо ему большое, что он сидел со мной всё это время, отвечал, рассказывал, показывал. Он не запрещал. Если бы он сказал, что спорт – категорически «нет», лежи в больнице, я бы сбежала или ещё что-то придумала бы. Но я шла с ним и с болезнью нога в ногу, мы вместе начали пробовать, давать физическую нагрузку, и мне очень повезло, что были всегда рядом люди, которые меня поддерживали.

Ещё, что я считаю очень важным на этот день. Мне много пишут люди с такими же проблемами, и может быть, я являюсь для кого-то примером. Может кто-то, кто отчаялся и не знает, что это за заболевание, как жить с ним? И я всем отвечаю, кто в директ пишет в инстаграм, вдруг обнадежу кого-то? По крайней мере, я жива, полна сил, у меня прекрасная семья и всегда есть люди, которые меня поддержат.

Александр Генерозов: У вас есть два интересных спортивных начинания. И начну с того, которое меня удивило, я про скандинавскую ходьбу. Это очень модное увлечение, но чему тут учить, палки в руки и пошел?

Ирина Cлуцкая: А вот когда я начинала развивать северную ходьбу в нашей стране прекрасной, на меня смотрели и думали: «О, идёт, с палками! Лыжи-то где-то забыла!». На самом деле, в далеком 2013 году, работали мы с детками с диабетом. И мы им предложили покататься на коньках. Сразу попрятали детей: «нам нельзя, нам врачи запретили, да у них сейчас сахар куда-нибудь упадёт или прыгнет наоборот». Рядом с нами на мероприятии были врачи, и они рассказали, что физическая нагрузка – наоборот, хорошо! Она понижает сахар. Детям раздали коньки и начали кататься. Столько эмоций, сахар в норме, у родителей эмоции. И тут взрослые подошли и говорят: «А у нас тоже диабет, а мы чем можем позаниматься?». А очень часто при диабете осложнение – это ожирение. И я подумала, сейчас я как коньки предложу, да как все поубиваются. И я подумала, что ж мы можем предложить? И кто-то ко мне подошел и предложил: «А вы не пробовали ходьбу скандинавскую?» Ну я: «Ха! Это что, вот эта ходьба с палочками что ли?». А они говорят: «А вы, Ирина, попробуйте!» Ну, я им объясняю, что я в Европе их столько видела, ходят-ходят, бабки с дедками, они говорят: «Ну, попробуйте!». Ну ладно, давайте, мы с помощником: «хи-хи, ха-ха», ну по началу, да? Мне дали палки, инструктора, показали, как ходить, я походила, утром встаю – помощнику говорю: «Слушай, что-то у меня весь плечевой пояс болит! Сзади что-то болит! Что это со мной? Я же в спорте вся, выступаю, катаюсь, прыгаю!» Говорит: «Не знаю!». Мы к этому инструктору, он: «что произошло?» Говорю: «болит вот всё». Ну и начали рассказывать. Оказывается, при северной ходьбе задействовано более 90 процентов мышц, и на самом деле очень интересная история эта ходьба! Она благотворно влияет на сердечно-сосудистую систему, на дыхательную систему, ты сам можешь регулировать нагрузку, скорость, количество занятий, фактически нет никаких противопоказаний, и, что самое важное, это доступность. Потому что не нужно никакого специального обмундирования, ты надеваешь удобную обувь и идёшь. Лучше, конечно, по парку, а так – ну, уже, конечно, кто где ходит!

Александр Генерозов: Ирина, а вот к теме северной ходьбы, ботинки, палки, и всё?

Ирина Слуцкая: Да, всё! И я хочу пригласить всех к участию в этом прекрасном проекте, «Северная Ходьба. Новый образ жизни». Потому что в рамках этого проекта мы будем не только учиться, но и будут проходить соревнования. Кстати, в сентябре прошлого года мы на территории Московской области провели первые международные соревнования. У нас было достаточно много участников, и из Европы, и ближайшего зарубежья тоже. Это не только вид физической активности для людей в возрасте, как это принято воспринимать. Очень много молодых! Которые хотят ходить, хотят научиться и обучать уже других. А офисы, которые много сидят, так вообще, собирайте команды и приходите! У нас даже онлайн-обучение есть.

Александр Генерозов: Ну и пару слов о вашей школе фигурного катания. Для какого уровня, кому идти к вам, а кому ещё самому позаниматься?

Ирина Слуцкая: Это моё детище в поселке «Заречье», Московской области, прямо сразу за МКАДом. Школа фигурного катания Ирины Слуцкой. Мы берем детей с 4-х лет и воспитываем их. Спортивные направления, спортивные группы, мы занимаемся хореографией, танцами, всё очень серьёзно. Надеюсь, что лет через «-дцать» мы воспитаем чемпионов, и мне очень приятно, потому что наши дети защищают школу, не просто коммерческую организацию, это аккредитованная школа, спортсмены от нашей школы выступают, получают спортивные разряды, защищают титулы, всё серьезно, повторюсь!

Александр Генерозов: В этом году мы все остались без привычного отдыха. Вы смогли открыть для себя неожиданные места, направления? Или вы просто как многие отменили отпуск?

Ирина Слуцкая: Нет, я отпуск не отменяла, я съездила с детьми на море, ненадолго, правда, но съездила. Путешествия по России тоже прекрасны! Народу, конечно же, очень много, ну – кто какой отпуск выбирает. Я, конечно, больше люблю куда-нибудь уехать, где никого нет, а только солнце и вода, но детям нужен совершенно другой отдых, им нужно быть в гуще событий, им нужно бегать, прыгать, это моторчики, которые безостановочно – ну двадцать часов в сутки, по-моему, точно могут находиться! А у меня образ жизни другой, хотя и сама с водной горки прокатиться не прочь, и по паркам походить. Единственное, что омрачало, это боязнь заболеть, но всё вроде прошло хорошо.

Александр Генерозов: Рецепт счастья в первый осенний уикенд?

Ирина Слуцкая: Счастье внутри нас. Это самое прекрасное, что может быть. Ищите счастье в себе!

Александр Генерозов: С таким напутствием и отправляемся на поиски счастья! Ирина, спасибо огромное, было невероятно интересно с вами пообщаться, приходите к нам ещё! Друзья, Ирина Слуцкая, прославленная фигуристка, телеведущая, общественный деятель провела свой воскресный вечер вместе с нами на Европе Плюс!

Александр Генерозов, Week&Star, встретимся в воскресенье, пока!

Загружается ...