С 2010 по 2019 годы технологии сильно изменились, и это оказало огромное влияние на фильмы, которые мы смотрели. Мы увидели фантастические локации и суперреалистичных животных, актёров омолаживали, старили и даже копировали. Похоже, для специалистов по компьютерной графике не осталось ничего невозможного. Сегодня поговорим о фильмах, которые совершили революцию в CGI-эффектах за последние 10 лет.
«Социальная сеть»
Кто бы мог подумать, что биографический фильм об основателе Facebook Марке Цукерберге может стать чудом компьютерной графики? Но это случилось благодаря Арми Хаммеру, сыгравшему близнецов Кэмерона и Тайлера Уинклвоссов. Близнецы в кино — не новость. Обычно кинематографисты используют такие приемы, как разделенные экрана и съёмки через плечо. Но в этой картине актёру Джошу Пенсу, двойнику Арми, лицо было добавлено позже, на пост-продакшене. «Социальная сеть» — первый фильм, где эта технология выглядела убедительно.
Тогда Арми Хаммер ещё не был знаменитостью, поэтому какое-то время люди действительно думали, что это два разных человека. Этот приём ты также мог видеть в ужастике «Мы» и в сцене из фильма «Мстители: Финал», где Крис Эвансу пришлось бороться с собой из прошлого.
«Первый мститель: Противостояние»
Кстати, Крис Эванс был не единственным героем Marvel, кто прошёл такую трансформацию. Вспомни картину «Первый мститель: Противостояние» где 51-летний Роберт Дауни-младший сыграл молодого Тони Старка. В некоторых сценах был задействован дублёр, которому «примеряли» цифровое лицо Старка, а где-то — полностью цифровой двойник. Тем не менее, новые технологии позволили Дауни самому играть в большинстве сцен.
Изменения в компьютерном омоложении могут быть и заметными, как, например, подтяжка кожи, так и едва уловимыми, например, увеличение света, отражающегося от кожи. Но не всё так гладко... Одна из самых больших проблем омоложения знаменитости заключается в том, что зрители знают, как актёр выглядел в молодости. И уж конечно они видели фильмы с Дауни, который снимается в кино с детства. Поэтому команда специалистов проанализировала старые кадры, сделав молодую версию Тони Старка весьма убедительной.
Технологии могут не только омолаживать, но и состаривать актёров. Как это сделали с Хейли Этвелл в сцене, где она играет постаревшую Пегги Картер. Художники признались, что потратили так много времени на состаривание шеи Картер, что у них почти не осталось времени на лицо. К слову, пять лет спустя на экране состарился и сам Капитан Америка.
«Звёздные войны: Последние джедаи»
Сегодня благодаря технологии захвата движений актёры могут показать весь спектр эмоций, какое бы существо они ни играли. В 2000-х годах этот приём опробовали в трилогии «Властелин колец», «Кинг-Конге» и «Аватаре», в 2010-х годах он явно усовершенствовался в трилогии «Планета обезьян».
Но особенно стоит отметить персонажа Энди Серкиса в фильме «Звёздные войны: Последние джедаи» — Верховного лидера Сноука. Он появился в качестве голограммы в «Пробуждении силы», а затем лично в «Последних джедаях». Команда по визуальным эффектам снимала Серкиса с камер высокого разрешения, расположенных под всеми мыслимыми углами, чтобы создать цифрового клона. Когда Серкис играл, они фиксировали каждое тонкое движение лица, от того, как он улыбается, до того, как он морщит лоб. Кроме того, они изучали кожу пожилых людей, чтобы понять, как свет должен падать на кожу Сноука.
Ещё один хороший пример применения этой технологии — Джош Бролин в роли Таноса. Присмотрись и ты разглядишь каждую складку, каждую пору на лице злодея из «Мстителей».
«Король Лев»
В фильме «Книга джунглей» 2016 года Нил Сетхи сыграл Маугли и был единственным человеком в кадре. На площадке он работал с куклами и актёрами, озвучивающими животных, а затем в кадр были добавлены цифровые персонажи. Самый большой прорыв этого фильма: движение мышц. Компания MPC Film разработала новую программу с анимацией мышечной структуры животного, которую использовали в фильме «Король Лев» в 2019 году. Художники усовершенствовали модели мышц и добавили больше суставов и костей под кожу, чтобы сделать движения персонажей более естественными. Места съёмок тоже были смоделированы на компьютере, чтобы размещённые в них персонажи выглядели ещё реалистичнее.
«Бегущий по лезвию 2049»
В «Бегущем по лезвию 2049» волшебники CGI-эффектов создали цифровую дублёршу актрисы Шон Янг, чтобы она могла повторить роль Рэйчел из оригинального «Бегущего по лезвию». Возможно, это самый убедительный цифровой дублёр.
Чтобы создать цифровую Рэйчел, они отсканировали актрису в 3D и омолодили её до того возраста, в котором она снялась в «Бегущем по лезвию». Как и в случае с животными из «Короля Льва», самым важным в этой технологии является то, чего зритель даже не видит — скелет и череп.
Чтобы создать CGI-череп, они объединили 3D-сканирование с обычным рентгеновским снимком, сделанным Янг в молодости. Это и позволило сделать мимику актрисы такой натуральной. Персонажа продумали до мельчайших деталей, даже макияж был сделан точно так, как в 1980 годах.
Цифровые двойники стали настолько реалистичными, что позволили Уиллу Смиту сыграть вместе с более молодой версией себя в картине «Гемини» в 2019 году, исполняя обе роли. Надеемся, создание компьютерных двойников не лишит актёров работы!
«Ирландец»
В нашумевшем фильме Мартина Скорсезе «Ирландец» 2019 года Роберт Де Ниро, Аль Пачино и Джо Пеши помолодели, чтобы сыграть своих героев в разные периоды жизни. Актёрам даже не пришлось носить шлемы и рисовать точки на лицах. Следы отслеживания были невидимы.
Все сцены снимали тремя камерами. Была одна центральная и две дополнительные инфракрасные, которые убирали все тени с изображения. Такая техника под названием Flux выявила намного больше деталей на лицах актёров, например, как их лица затенены и освещены.
Для дополнительного сходства команда художников изучила фильмографию актёров. Это позволило Де Ниро и Аль Пачино сосредоточиться на игре, а художникам визуальных эффектов — на изменении возраста актёров.
Но есть некоторые вещи, которые всё ещё недоступны компьютерной графике. Например, она никак не может омолодить движения актёров. Поэтому на площадке «Ирландца» присутствовал тренер, который следил, чтобы актёры двигались соответственно возрасту в данной сцене.