Фёдор Лавров рассказал, почему интереснее играть злодеев

Гостем шоу Week&Star стал актёр Фёдор Лавров! Читай интервью ниже или подписывайся на подкаст, мы есть в Apple Podcasts, Castbox, «Яндекс.Музыке».

Александр Генерозов: На Европе Плюс сегодня с нами этот вечер проведёт актёр, который умеет создавать самые разные, но всегда точные и узнаваемые образы, у него уже более двух сотен работ в кадре, опыт режиссерской работы, работа на театральной сцене – Фёдор Лавров! Добрый вечер, Фёдор, и всем привет, кто с нами сегодня!

Фёдор Лавров: Добрый вечер всем!

Александр Генерозов: У вас не самый простой график, поэтому сначала искреннее спасибо, что смогли найти время!

Фёдор Лавров: Ну и вам спасибо, что пригласили!

Александр Генерозов: Про актеров есть очень популярный, и чуть бессмысленный афоризм, что настоящий актер, мол, должен быть в некотором плане бесцветным, принимая окраску и форму персонажа. Это чушь на 100 %? Или в каком-то совсем отдаленном смысле – это так?

Фёдор Лавров: Можно сказать, что всё зависит от почерка мастера, режиссера в данном контексте. Потому что, ну кому-то нужен просто очень хорошо функционирующий, слаженный футляр некий, в который можно вложить свои мысли, транслировать свои идеи через него, и он в некотором смысле как марионетка это всё оживит и присвоит и, собственно говоря, будет легко управляемым. Есть такая дорога, но есть и много других, актер может быть пуст, актер может быть дураком, но он совершенно не обязан таким быть, не должен. Может, но не должен!

Александр Генерозов: А это может быть какой-то опцией, которая включается по мере запроса режиссера? «А, хорошо, вы хотите это? Ну, будет вам это, я просто выключаю тумблер». И это уже некоторый профессионализм будет?

Фёдор Лавров: Да, мастерство. Суметь утопить свое эго и следовать указаниям мастера, которому ты доверяешь.

Александр Генерозов: Я просто знаете, с какой точки зрения задумался – у вас яркая внешность, вас в любом кадре, в любом гриме легко узнать. Такое бывает не со всеми актерами. Вы это ощущаете как плюс, который природа дала? Или, наоборот, периодически, «да вот бы мне здесь слиться с пейзажем, но не получится»...

Фёдор Лавров: Ну нет, я шел такой дорогой, что надо учиться с тем, что тебе бог дал, родители дали. Мешает? Ну, я понимаю, что я навряд ли сыграю Нуриева. Ну, не сыграю я его, или это будет какое-то режиссерское решение сумасшедшее. Или там Петра I, тоже навряд ли я сыграю. Ну, просто потому что я такой. Но это ни хорошо, ни плохо, просто надо научиться этим владеть и управлять, это как мирный атом в каждый дом.

Александр Генерозов: Хорошо сказано! Ну и к вашим новинкам, и чтобы далеко не ходить, вот совсем свежий проект «Тень Чикатило», и да, вы играете преступника, и это реальный человек. А перед тем, как окунуться в это с головой, сомнения посещали? Подавать – не подавать, участвовать – не участвовать?

Фёдор Лавров: Ну, там все немножко по-другому было, потому что это было предложение мне конкретно от Сарика. Он знал, что он предлагает, и что я могу, и что я хочу. Но и вообще в принципе этот феномен, он меня интересует, трогает – даже с точки зрения простого обывателя. Но как исследование с актерской точки зрения – это тоже было дико интересно. Зло – оно всегда очень привлекательно, нервы же надо пощекотать!

Александр Генерозов: Мне довелось спросить о притягательности зла у Джерри Брукхаймера, и он сказал: «Я думаю, дело в драме. Дело в том, как ты создаёшь драму. Насилие создаёт эту драму».

Фёдор Лавров: Конечно, я абсолютно согласен с ним!

Александр Генерозов: Так получается и то, и другое? И нервы пощекотать, и отличный движок сюжета?

Фёдор Лавров: Ну а куда деться от того, что мы всё-таки биологические существа? У нас инстинкты и рефлексы, это невозможно игнорировать, и поэтому мы это используем. Мы не говорим, что надо в реальности это делать, мы просто исследуем и фиксируемых какой-то определенный феномен произошедших событий.

Александр Генерозов: Я, кстати, впервые услышал про этот проект не из пресс-релизов, а от прекрасной Маши Ахметзяновой, она рассказала ещё на этапе съемок. И я тогда не мог поверить, ну как девушка из «Молодежки» сможет в таком мрачном триллере реализовать роль, но вот очень даже получилось. А тот факт, что ваш персонаж, а точнее его прототип реально существует – скорее усложняет актерскую задачу?

Фёдор Лавров: Слушайте, ну это же не байопик с портретным гримом, буквально. Это все равно фикшн, и там очень много вещей, которые были придуманы, ну, просто ради драматургической составляющей, чтобы история двигалась, и это не было просто фиксацией, это ведь не документальное кино. Поэтому какие-то опорные точки от реального персонажа были, и они в чем-то даже может быть и помогали. Но и было большое пространство для воображения, скажем так. Все равно мы это делали по-своему. Поэтому какого-то гнета или какого-то толчка там не было от этого.

Александр Генерозов: Создатель «Тени» – Сарик Андреасян. И это очень интересно, потому что столько топовых проектов и столько хейта – ну вот у кого ещё сочетание такое? Почему так? Он просто не боится попасть под раздачу?

Фёдор Лавров: Мне кажется – да, или это капля зависти, или еще что-то, «вот он может себе позволить, а мы не можем». Наверное, это так, Сарик в этом смысле идет туда, куда наметил, и идет бесстрашно, и это вызывает уважение у меня. А кто-то не очень принимает это всё.

Александр Генерозов: Наверное, не очень корректно в таких категориях рассуждать, но он человек скорее голливудской школы, американской?

Фёдор Лавров: Ну может быть, это очень большое производство в первую очередь. Но даже с теми вещами, с которыми мне довелось столкнуться – качество там очень крепкое, на мой взгляд. То, что это такое производство как конвейер, машинное – ну это манера работы такая, наверное, не знаю.

Александр Генерозов: Родители – известные актеры, ну и самому Фёдору Лаврову в популярности и востребованности не откажешь, премьера за премьерой, и в самых разных актерских амплуа! Он сегодня у нас на Европе Плюс. Действительно, вы выросли в семье ленинградских или питерских актеров, учились в Питере, служили в БДТ, а потом в Москве. Вы сами себя к питерской школе актерской относите?

Фёдор Лавров: Да, конечно. Это точно питерская школа.

Александр Генерозов: То есть она как таковая все-таки сохранилась?

Фёдор Лавров: Она сохранилась, она сохранилась, я даже недавно с ярчайшим представителем ее встречался, когда был в Питере, и без этой школы много чего потеряем.

Александр Генерозов: Она, конечно, только в театральном виде сейчас существует, или не совсем так?

Фёдор Лавров: Так получается, потому что в Петербурге мало что снимается... пока что, я имею в виду, именно местными силами. Но оно есть, хотя его меньше, чем хотелось бы.

Александр Генерозов: А неизбежное сопоставление с родителями, с отцом – тоже известнейшим актером Николаем Лавровым, оно так и сидит где-то в вас? Или однажды вы поняли, что всё, «у меня столько-то ролей, я столько лет в театре, я – это в первую очередь я»? Вы помните момент этого перехода?

Фёдор Лавров: Я скажу так, я примерно понимаю, когда это произошло, но вот что интересно – недавно в Петербурге был вечер памяти отца, ему бы сейчас исполнилось 80 лет, и там как раз собрались вот все представители этой ленинградской школы, кстати, это был большой вечер в Союзе Театральных Деятелей. И вы знаете, после этого вечера я, наоборот, почувствовал, что я начал к отцу возвращаться. Что я бежал от него, а сейчас я, наоборот, ловлю всякие нотки, которые вспоминаю по своему детству: «А как это делал отец?» Или когда я увидел, как он это делал на сцене. Я подумал: «А что я бежал от этого?» Почему я этого стеснялся, ведь это же я! Очень странный такой эквилибр произошел, сначала надо было убежать для того, чтобы потом спокойно и с душой вернуться к этому!

Александр Генерозов: На то он и вечный вопрос – «отцы и дети»!

Фёдор Лавров: Именно, именно!

Александр Генерозов: Вопросы покороче, ответы – как захочется. Сколько проектов и съемочных смен в одни сутки может быть? Два? Больше?

Фёдор Лавров: Ну, поскольку у всех людей в сутках 24 часа, а у меня 29 – то бывает и больше. Это тяжело, но это захватывающе, это прямо остросюжетный драйв такой.

Александр Генерозов: Амплуа, которое хотелось бы сыграть, но проходит мимо, не срастается.

Фёдор Лавров: Вы знаете, как ни странно, нет, не могу сказать, что я обделен какими-то, потому что предлагают мне играть ну очень разных персонажей.

Александр Генерозов: Ваш багаж знаний и опыта не мешает вам, ну потому что вот иногда наверняка хочется сказать – да не так все надо делать?

Фёдор Лавров: Честно – тут вещь какая, если тебе хочется сказать, что это неправильно или еще что-то, так скажи! Может, вы вместе исправите это. Но бывает, конечно, что ты и просто отбываешь номер, как говорится. Я не люблю это, но иногда приходится.

Александр Генерозов: Де Ниро портил зубы, Зеллвегер потолстела, ваша жертва для роли в копилке?

Фёдор Лавров: Ой, матушки мои! Да у нас все по любви как-то, не надо ничем жертвовать (смеётся).

Александр Генерозов: Ну а тогда про самый муторный и долгий грим хотя бы расскажите, не отстану!

Фёдор Лавров: Очень долгий грим был, когда мы у Леши Германа снимали «Бумажный солдат», я там исполнял роль Германа Титова. Я не очень похож на него, а там еще и очень ранние подъемы были, а потому что короткий световой день – Баскунчак, край земли самый настоящий. И вот это был маленький адок, да!

Александр Генерозов: «У Германа» и «долго» – почему я не удивлен?

Фёдор Лавров: Ну, так у старшего – еще дольше был бы, вы же понимаете (смеётся)?

Александр Генерозов: Да! 15 ноября, в один день с вами, родились Шейлин Вудли – «Дивергент» и «Феррари», хрипатый Чед Крюгер из Nickelback, Франсуа Озон и Игорь Ливанов. Пестрая компания, но кто из них «теплее» всего для вас?

Фёдор Лавров: Ну, наверное, Ливанов, ну что уж! К остальным просто ехать далеко куда-то!

Александр Генерозов: У вас скоро должен выйти очередной «царский» проект, «Александр I», и вы там Павел I. Это роль для петербуржца? Без питерской зимы на подкорке это не сыграть? Или москвич смог бы справиться?

Фёдор Лавров: Да смог бы, конечно, воображение же включается, работает. Но мне просто очень лестно было это предложение, потому что это второй уже царь, которого я играю, я играл Федора Иоанновича, а вот сейчас Павла Петровича. И оба – очень неоднозначные фигуры в нашей истории!

Александр Генерозов: А мне прямо хочется предположить, что это вы так выбирали из списка: «Дайте мне этого и этого».

Фёдор Лавров: «А вот это вот не буду» (смеётся)? Ну, не знаю, ну, наверно, у кого-то там, наверху, на меня большие планы ещё, но мне, правда, очень лестно, что мне это досталось, это потрясающее исследование. И для меня, чтобы понять мотивы этих персонажей и их характер, это просто подарок!

Александр Генерозов: Ни черные, ни белые?

Фёдор Лавров: Да, да, понятно, что про каждого из них говорили много и хулы, и хвалы, а мы уже должны сами теперь выбирать, какую сторону выберем.

Александр Генерозов: И ещё крутой проект, который жду с нетерпением – «777». Фильм снимался во Владивостоке, энергетически это ваш город? Кто-то его с Сан-Франциско сравнивает… А кто-то криминал вспомнит с праворульными тачками!

Фёдор Лавров: Вы знаете, я просто влюбился во Владивосток, потому что я до этого и не бывал там. И этот город нас очень хорошо принял, и это было прекрасное время, нелегкое, конечно, в плане графиков, но я просто благодарен судьбе, что я туда попал. Наверное, я и так когда-нибудь бы приехал туда, а тут взяли меня и привезли туда, я еще там и поработал, и пожил.

Александр Генерозов: Мне кажется, большое будущее есть у «Владика»!

Фёдор Лавров: Дай бог! Это очень красиво, здорово, и люди там очень хорошие, ну, по крайней мере, мне очень везло с ними!

Александр Генерозов: И морепродукты (смеётся)!

Фёдор Лавров: О, да! Я про это вообще молчу!

Александр Генерозов: Ну и о театральных ролях. Увидел, что вы в «Иване Васильевиче» играете режиссера Якина. У Гайдая – это Пуговкин. Но вы там гораздо ярче! Вы оторвались по полной?

Фёдор Лавров: Да, я совсем другой, ну, просто, когда мы начали репетировать, то мы решили, что мы делаем все-таки свою историю, и понятно, что будут сравнивать! Ну, понятно, что люди любят это кино. Но спектакли пользуются огромным успехом, зал постоянно битком, да – это «Бродвей» немножко такой, мы так это воспринимаем. Но мы с таким драйвом, с таким кайфом это делаем, мы сами получаем удовольствие, и зритель тоже очень этому рад!

Александр Генерозов: А «немножко Бродвей» – это про сам Театр Сатиры? То есть все-таки есть какая-то определенная жанровая предрасположенность?

Фёдор Лавров: Возможно, возможно! Ну, во-первых, здесь, в этой постановке – она немножко приподнятая, гротесковая, и сама история, и персонажи все. Но изначально пришел я в театр, когда мы сделали «Дядю Жоржа» – по «Дяде Ване» и по «Лешему» Чехова, это, по сути, одна пьеса была же у Чехова, и этот спектакль был, скажем так, не совсем из репертуара и стиля Театра Сатиры! Немножко другое, но и это имело очень большой успех, очень крепкий и хороший спектакль получился, так что эта сцена выдерживает очень много чего, я вот что хотел бы сказать.

Александр Генерозов: Театр Сатиры – он фактически стал вашим театральным домом? Или после БДТ такого не может быть?

Фёдор Лавров: Ну, вы знаете, а ведь Театр Сатиры мне в чем-то напоминает как раз БДТ!

Александр Генерозов: Товстоноговщина (смеётся)?

Фёдор Лавров: Да я не знаю, чем, атмосферой, наверное, Товстоногов тут ни при чем (смеётся). Обстановка и жизни за кулисами, буфетом, потому что и там, и там у меня была своя гримерка, свой маленький уголок, куда я мог прийти когда угодно, и это мое место будет!

Александр Генерозов: Для меня образ театральных мук – это «Бёрдмэн». Вот этот накал, этот поиск – достаточно точен?

Фёдор Лавров: Похоже! Очень похоже. Это, конечно, американское прочтение. Но всё равно похоже! Какие-то вещи они очень точно сделали. Потому что театр – это немножко другая штука в сравнении с кино, это близко, это смежно, но другое!

Александр Генерозов: Не очень люблю спрашивать про прошедшие проекты, но! Альтернативная история, «Карамора»! Вампиры! Эта история без продолжения?

Фёдор Лавров: Думаю, что без продолжения, ну, по крайней мере, я ничего об этом не слышал пока.

Александр Генерозов: В этом есть, наверное, и какая-то прелесть?

Фёдор Лавров: Конечно, это же классно, что какое-то послевкусие остается, эта история – она сама по себе целостная! Можно что-то придумывать, но это будут какие-то измышления, на мой взгляд, избыточные.

Александр Генерозов: Это же ваша единственная вампирская история?

Фёдор Лавров: Вампирская... По-моему, да!

Александр Генерозов: Ну и интересный факт про вас, а вы когда-то увлекались музыкой, играли с командой, писали музыку для кино. Все на полке, на паузе?

Фёдор Лавров: Если и играю, то очень редко, честно говоря. И времени нет, ну, разве что ради удовольствия как-нибудь возьму три аккорда, закрою крышку и пойду дальше (смеётся)! Это было для души, я понимал, что это не мой хлеб. Есть люди, которые гораздо лучше меня в этом понимают, разбираются, и они поставили все на этот кон, на эту карту, а я немножко так – в одно касание. Поэтому, ну что я буду мешать им, зачем?

Александр Генерозов: А режиссерский опыт, «Сказку для старых» сняли, понравилось снимать?

Фёдор Лавров: Да, есть история, которой мы занимаемся уже, и я надеюсь, что из этого выйдет что-то путное!

Александр Генерозов: Ну, хоть какой-то намек?

Фёдор Лавров: Уже написали сценарий, сейчас его дописываем, докручиваем. Ну, это тоже будет такая немножко фантастика, немножко метафизический реализм, ну что-то вот из той корзинки!

Александр Генерозов: Хорошо! Фёдор, спасибо огромное за то, что нашли время приехать к нам, будем ждать новых встреч! Приходите ещё!

Фёдор Лавров: Обязательно! Спасибо, что пригласили!

Александр Генерозов: Фёдор Лавров, актёр театр кино и сериалов, провёл сегодня с нами свой воскресный вечер на Европе Плюс. Ждите нового выпуска Week&Star, он будет звёздным и интересным, пока!

Фёдор Лавров: Всего доброго, спасибо!

Загружается ...