«Внедряю клиповый монтаж в кино»: Олег Трофим о своём режиссёрском стиле

Гостем шоу Week&Star стал режиссёр Олег Трофим! Читай интервью ниже или подписывайся на подкаст, мы есть в Apple Podcasts, Castbox, «Яндекс.Музыке».

Александр Генерозов: На Европе Плюс сегодня с нами этот вечер проведет кинорежиссер, продюсер, сценарист и клипмейкер, который на данный момент снял всего четыре полнометражных фильма, зато каких! Режиссер «Льда» и всех историй про похождения Игоря Грома, рад представить всем, Олег Трофим! Добрый вечер, Олег, и всем привет!

Олег Трофим: Салют-салют, всем здравствуйте!

Александр Генерозов: А не ошибся с числительными? Я просто говорю четыре фильма – это уже с учетом только выходящего «Майор Гром: Игра», просто этот фильм уже снят, по факту же?

Олег Трофим: Он снят, собран, сделан, мы его уже представили на ММКФ – это была большая честь для нас, фильм-закрытие, и по сути, это была международная премьера. Потому что, насколько мне известно, там были представители более 20 стран на фестивале, они были первыми зрителями нашей картины, что очень здорово! Эмбарго уже снято с рецензий, они приходят, мы читаем. Интересные очень, неоднозначные отзывы. Но от этого и хорошо, значит, есть что обсудить, если ругают и хвалят одновременно.

Александр Генерозов: Что делает режиссер в эту неделю – в основном ходит по интервью? Или: «Так, народ, режем на 12:37, 45:02 и ещё где угодно, и ставим расширенный эпизод на крыше»?

Олег Трофим: Все это было до, много месяцев очень интенсивной подготовки, а сейчас мы занимаемся различными активностями, общаемся с прессой, вот пришел к вам на радио, а в свободное время занимаюсь возлияниями (смеётся), потому что надо выпускать пар и напряжение. В общем, пытаюсь как-то передохнуть и переключиться на другой тип взаимоотношений с собственным кино, потому что вы правы абсолютно – здесь кусочек, там кусочек, тут пиксель, тут звучок. Вот всеми этими вещами мы очень активно занимались в последнее время, а сейчас перестраиваемся. Кино уже готово, корабль выходит в открытую воду, в большую воду. Остается только смотреть, махать платочком и, скрестив пальцы, ждать. Потому что все, что у нас было, мы заложили в этот фильм, все наши чаяния и любовь зрители разделят так же, как и мы сами.

Александр Генерозов: Российское кино, снятое по российским комиксам, кто бы мог подумать, что именно в сфере супергеройского кино мы окажемся так легко импортозамещены! Или не так уж и легко? Узнаем у режиссера Олега Трофима, он с третьим фильмом вселенной «Майор Гром: Игра», пришел сегодня к нам на Европу Плюс. Так что, скорее легко или через экзистенциальные вопросы?

Олег Трофим: А без них не бывает! Надо сказать, что супергероика – это в целом жанр такой достаточно остросоциальный. Это же не просто картинки – понятно, что это шоу. Этот жанр пришел из Америки, а кто, как не американцы, умеют создавать шоу? Но, тем не менее, в самой своей сути, в сердце – это всегда дискурс и диалог о каких-то особенностях сегодняшнего дня, общественных переживаниях. Так и мы занимаемся этим, нам в этом плане интересна суть, смыслы, о которых мы говорим. И здесь, конечно, мы говорим с российским зрителем на родном языке, это родная речь, мы пытаемся говорить о том, что сегодня важно и актуально. Так мы делали в «Чумном докторе», так и здесь, в «Игре». Сейчас мы сместили фокус на более философские темы, ну, в общем, поговорить есть о чем. И в этом плане супергероика – лишь форма, а дальше дело в содержании.

Александр Генерозов: Год назад Артем Габрелянов мне рассказал свою идею, что «Игра» будет, по сути, вторым фильмом, а «Трудное детство» – приквелом и мостиком. Ты согласен с такими расстановками, что это настоящая вторая часть?

Олег Трофим: Абсолютно так и есть, к «Трудному детству» сценарий был написан не по комиксам, ну, то есть, там есть какие-то отсылки к герою, но это именно оригинальное произведение, у которого нет конкретного и точного первоисточника. А «Чумной доктор» и «Игра» – это два фильма, которые существуют внутри линейки комиксов о майоре Громе. И этот мостик был необходим нам самим, и авторам, и зрителю, для того чтобы чуть лучше понять, кто такой Игорь Гром. Что же его мучает, почему он постоянно с хмурым лицом проходит все эти испытания?

Александр Генерозов: С хмурым лицом, очевидно, из-за возлияний?

Олег Трофим: Ахах, нет, не только из-за этого, есть еще парочка причин, которые кроются в детстве, а где же еще им скрываться, как не там? Вот об этом мы и хотели поговорить, и рассказали, и сами себе, в том числе, открыли какие-то интересные нюансы, которые, в том числе, позволили нам самим фильм «Майор Гром: Игра» – чуть глубже настроить с точки зрения нарратива. Ну и вдобавок ко всему – жанр, жанр. Мы над ним экспериментируем, и если первый фильм – это академический блокбастер с хорошей комедией, с простой для понимания перипетией, и визуальная форма тоже была вполне ясная, то в «Трудном детстве» – это такой прямо фокус, мы совсем попытались вывернуть наизнанку всё, посмотрели, что какие-то вещи работают отлично, какие-то вещи супергероика не очень выдерживает, и «Игра» – это уже большая такая работа, результат исследований, и он сложился сейчас в один такой большущий пазл.

Александр Генерозов: Ну и у вас шикарные новобранцы в касте ленты. Женя Чебатков! Он ведь и в самом деле новичок в актерском смысле. Я теперь боюсь, что вы испортили нам хорошего комика, отравив кинематографом?

Олег Трофим: Поздно, Женя теперь инфицирован, да. Всё.

Александр Генерозов: Укушен?

Олег Трофим: Да, точно, укушен. Он это дело полюбил, ему очень повезло, у нас правда классная команда, и роль у него – она достаточно небольшая, но емкая с художественной точки зрения. Я еще раз убеждаюсь, что существуют люди, которые по своей природе артистичны невероятно. Вот Женя, не имея актерского образования, он хорош в другом, он рассказывает истории, и он умеет делать это круто. Но пока мы работали с ним над его ролью сумасшедшего «жанрового» злодея, Женя так естественно и легко это мастерил в моменте, и я понимал, что просто дано человеку это, просто дано!

Александр Генерозов: В обеих экранизациях мне запала в душу мебель в полицейском участке, несколько, конечно, несвойственная нашим участкам, будем говорить откровенно (смеётся), ардекошная такая. Это вы где-то реально снимали, или это все декорации?

Олег Трофим: В первом фильме полицейский участок был сделан в здании бывшего Китайского банка, это всё реальные здания, но вот само наполнение, если в первом фильме оно было приближено к исходному, то есть к этому китайскому банку, который мы приспособили под полицейский участок, а в продолжении тоже было очень необычное место – это холл в центре Санкт-Петербурга, по-моему, тоже банк там. И там снизу есть огромная сейфовая дверь, старинная, конец 18 века, это реальный объект с реальными мозаиками, витражами и так далее. Мы его приспособили для полицейского участка – столы, стулья добавили. Меня, кстати, часто спрашивают за этот полицейский участок – я могу так сказать: «Это художественное кино». У нас в России такой подход не очень принят, но надо принимать как-то, надо принимать! А у нас почему-то любят реализм, ты, мол, мне правду-матку руби или комедию делай! А мы находимся в зрительском жанровом кино, и здесь есть свои подходы, мы это выдумываем. И так же все делают коллеги по нашему миру, все придумывают.

Александр Генерозов: Твой дебютный «Лёд» разбирали уже по полочкам и по косточкам, поэтому про сам фильм не спрошу. Ты там работал с уже суперзвездами Петровым, Тарасовой, Ароновой. Не было такого, что у тебя в голове кино Олега Трофима, а они делают кино Петрова, Тарасовой, Ароновой, и у тебя не хватало калибра и веса из них своё лепить кино?

Олег Трофим: Слушай, это вопрос на самом деле такой, очень философский, потому что кино на самом деле – это дело во многом общее, как бы там ни говорили, что режиссер все делает. Настоящих демиургов – единицы! А в целом кино – это коллективный труд, это большой коллектив. И конечно, когда ты юный, ты еще многих правил не знаешь, как устроена сама индустрия. Я сейчас не говорю о режиссуре, ее по книжкам можно прекрасно выучить, а то, как она устроена в жизни – этого можно и не узнать. Но мне повезло с моими прекрасными партнерами, спасибо, Ксении Раппопорт, спасибо Марии Ароновой, спасибо Саше Петрову, потому что, имея в виду, что я новичок, и что-то там могу не понимать, они помогали мне. И при этом они имели в виду тот факт, что, в общем-то, в своей среде на тот момент мне привычной, в коротком жанровом, музыкальном и клиповом, в рекламе, где у меня была прекрасная репутация – что я оттуда принес весь опыт для того, чтобы создать визуальные какие-то приспособления, я принес оттуда свой язык. И они прислушивались к этому и где-то шли на не совсем понятные для себя авантюрные подходы к монтажным решениям каких-то сцен, в общем, получился диалог. Я думаю, что именно это во многом позволило фильму стать таким, каким он и стал. Потому что здесь как-то вот сошлось. И по-человечески это было очень круто, очень.

Александр Генерозов: А что в принципе звезды дают для кино, на них лучше билеты покупают? Перед невозможным выбором «все суперзвезды кино» или «все талантливые новички Чебатковы» не было бы сомнений в сторону только звезд?

Олег Трофим: А я бы попросил уточнить, вот ты когда говоришь про звезд, ты говоришь про популярных артистов или хороших (смеётся)?

Александр Генерозов: Не знаю, не знаю...

Олег Трофим: Ладно, в данном фильме, я имею в виду «Лёд», у меня нет вопросов к кастингу, потому что они все, несмотря на то, что они популярны – это действительно выдающиеся, выдающиеся артисты! И то, что они популярны, – это лишь следствие того, насколько они хороши. Плюс еще, видишь, людьми оказались потрясающими, так что у меня был какой-то карт-бланш, и мне повезло.

Александр Генерозов: Поменьше слов, побольше информации. Вопросы кратко, ответы как захочешь. Кто был ближе всего кроме Тихона Жизневского к роли Игоря Грома?

Олег Трофим: Много кто, ну вот Александр Горбатов снимался в короткометражке про Грома, его все очень любят, но вот не получилось у него, не получилось. Мне кажется, он к тому моменту уже сошел с ума, поэтому, в общем, и не сложилось. Ну а я, честно говоря, очень рад, потому что благодаря этому у нас появился новый герой. И для зрителя, а на тот момент это было только начало карьеры Тихона, до «Топей» и уже после того, как вышел «Огонь» Алексея Нужного, и вот Тихон фактически был новым лицом. И это позволило нам полноценно заново переизобрести эту киновселенную, не опираясь на другие, еще имеющие популярность до сих пор, короткометражные фильмы. Так что мы ребутили, перезапускали, по сути, эту вселенную. И Тихон был единственным человеком, у которого это сработало. Это непростая, по сути, штука, это жанр, несвойственный для российского кино. Его мало снимают – свои вещи, жанровые вещи, многие артисты даже не понимают, как это играть.

Александр Генерозов: У плейбэка ты «Олег Борисович»? Всё по классике?

Олег Трофим: У нас прекрасная молодая команда, и в этом плане с иерархией никаких проблем нет, мы стараемся все на каком-то братском плече вывозить, поэтому никаких Олегов Борисовичей нет. Точнее, есть Олег Борисович, но ровно в тот момент, когда все друг друга по имени-отчеству называют. Это такое заигрывание с тем, какими мы большими мальчиками уже становимся. Ну а так – нет, нет. Я – «атомный узбек», вот так меня называет вся съемочная группа, типа, что реактор зашит в груди, как у Железного человека, но я атомный (смеётся)!

Александр Генерозов: Актер: «Не нужен каскадер, я сам». Чье искушение – твое или продюсерское?

Олег Трофим: Да для продюсера это будет не искушение, а головная боль. Потому что любая травма может повлечь за собой серьезные перестановки. Но правда, есть вещи, которые хорошо, когда делает артист, и круто, когда они это могут делать. В этом есть энергия для зрителей, у тебя куда больше возможностей для съемки. Тебе не нужно скрывать лицо, ты можешь найти действительно идеальный кадр, и зритель это чувствует. Поэтому я – за!

Александр Генерозов: «Скончался на монтаже и постпродакшне» – пугающе или реалистично для режиссера?

Олег Трофим: Постпродакшн – важный момент, и он настолько же важен, как и написание сценария, как и сами съемки, это неотъемлемая часть производства кино. Конечно, он хлопотный!

Александр Генерозов: Братья и отец музыканты. Сам-то играешь?

Олег Трофим: Да, я занимаюсь музыкой, но это мое хобби, я занимаюсь этим параллельно, у меня даже есть ЕР, проект называется Olenjon, но это творчество такое уже личное. Отдушина. Неважно, будешь ли ты это монетизировать, но заниматься всякими хобби нужно. Нужно, чтобы эта птичка внутри пела, иначе сдохнет и запахнет.

Александр Генерозов: А вот давай вообще про кино, и я свою предъяву кину как представителю! Что за ерунда в кино сейчас с разборчивостью речи? И ладно бы я один такой был, но оказывается это международный заговор целый, потому что люди в Штатах смотрят кино с субтитрами на родном языке, до 50 % будто бы! Есть такое, что стараются говорить «как в жизни», а в итоге мы становимся жертвами этой натуралистичности?

Олег Трофим: Да-да, про натуралистичность – это необходимый баланс, кино в этом плане отличается от театра, потому что мы имеем возможность находиться прямо рядом с нашим героем. И речь, действительно, она в основном негромкая... Ну я не знаю, что ответить на этот вопрос, кинотеатр – это весьма специфическая вещь. В студии ты точно выстраиваешь звук, а потом, когда уходит в кинотеатры – там бывает, что одна колонка хрипит, другая отворилась, но как-то показывают фильм, и люди не парятся. А потом говорят «что-то я не разобрал речь». От этого, наверное, никуда не сбежишь. Так бывает, выбирайте качественные кинотеатры, пожалуйста.

Александр Генерозов: Артем Габрелянов как продюсер кино – мне кажется если вы и не ровесники, то одного поколения. У тебя уже образовалась вокруг такая страта, когорта, по которой можно о поколении говорить.

Олег Трофим: Надо сказать, что с Артемом Габреляновым у нас действительно сложилось то, что называют bromance, но он, скажем так, на троих, там еще и Миша Китаев – отец-основатель киностудии Bubble. Да, мы втроем очень близко спаялись за это время и нашли какой-то общий язык, которым мы в кино общаемся. Но и наша группа съемочная, она вся достаточно молодая, хотя работают, конечно, все, самые разные возраста. Самое главное – это человечий язык, и тут возраст, честно говоря, не имеет значения.

Александр Генерозов: Давай о музыке. В фильме «Майор Гром: Игра» мои недавние гости The Hatters отметились, у Антохи МС чумовой трек. Твой стопроцентно выбор?

Олег Трофим: Да, я очень люблю музыку, и в этом плане для меня это была такая действительно личная задача, и у меня с первого самого фильма есть концепция, что будет звучать музыка только на русском языке! Здесь даже была такая штука, что есть очень классные русские группы, которые поют на английском языке – но нет, ребята, только на русском языке! Это очень важная вещь, потому что помимо того, что фильм круто бы звучал, есть еще важный момент, что мы, таким образом, обозначаем границу – чем является молодое русское кино?

Александр Генерозов: Такой культурной контур?

Олег Трофим: Да, и нужно заметить, что если в предыдущие разы мы брали очень много музыки, которая существует, то в этот раз музыка была написана специально для фильма, мы лично встречались с каждым из них и показывали фильм, ребята смотрели какую-то еще сырую монтажную сборку, и смотря этот фильм, писали свою музыку. Да, это был такой эксперимент, творчество внутри творчества. Я это люблю, и это помогает отвлечься, и в итоге как-то добиться очень интересных результатов. Все эти треки оригинальные, их никогда не существовало, и они придуманы именно для нашего фильма.

Александр Генерозов: Ты любишь снимать музыкальные видео. Мне кажется, тебе как режиссеру клипы в сравнении с полным метром – это как пилотировать легкий спортивный самолет и Боинг А-380.

Олег Трофим: Я думаю, да, ты абсолютно прав. Хотя я не сказал бы, что там «самолетик» – я бы сказал, что это как малая архитектурная форма – тебе нужно строить особнячки, например. Это тоже непросто, там все есть, все должно работать. Но когда тебе нужно построить небоскреб – а ведь там, казалось бы, все то же самое – усложняется чисто структурно, это не то, чтобы «два этажа, а четыре – в два раза сложнее», там в восемь раз почему-то сложнее получается, а с небоскребом еще больше... Но в целом механика там чуть-чуть отличается, режиссура – да, кадр – да, актер – да. Это какая-то совсем другая вещь. И этот опыт работы с музыкальными видео помог мне привнести то, за что меня ругали и ругают, «клиповый монтаж». Да, клиповый. Это то, что происходит сегодня с визуальной культурой, она меняется, и я, её носитель, внедряю это в современное кино.

Александр Генерозов: А все-таки обещал в самом начале спросить и спрашиваю, есть ли реакция на нашу супергероику со стороны гигантов, тех же Marvel или DC?

Олег Трофим: В Америке любят и знают комиксы про майора Грома, видели фильмы, Артем Габрелянов ездил в Сан-Диего, делал там стенд с комиксами. И много подходило американцев, и в том числе копов, говорили что-то: «О, русское кино про копов в кепках, когда будет следующее?» Люди интересуются, людям по всему миру это зашло, но я не знаю, как конкретно эти студии на это реагировали, такое не доходило. Но на самом деле кино хорошее – оно и есть кино хорошее, и не так важно, кто об этом говорит.

Александр Генерозов: Онлайн-площадки сами по себе не убивают как-то идею супергеройского кино, мне кажется, она все-таки зальная, эта идея, а не сериальная?

Олег Трофим: Долгое время ходят споры о том, что убивают платформы. Но мало кто говорит о том, что они дают! Это такая вещь, это очень большой вопрос. Нет, не убивают, а наоборот, появилась возможность снимать супергеройские сериалы! Это же тоже очень интересная форма, ты можешь рассказать целый роман таким образом!

Александр Генерозов: Олег, спасибо огромное за то, что нашел время для нас, очень интересно было пообщаться, отличных премьер, замечательного бокс-офиса, заглядывай к нам ещё! Олег Трофим, режиссер «Льда», всего «Майора Грома» провел с нами свой воскресный вечер на Европе Плюс!

Олег Трофим: Спасибо большое, счастливо!

Загружается ...