Софья Великая: вся правда о кроватях в Японии и топ неловких моментов Олимпиады-2021

22 августа гостьей шоу Week&Star стала российская фехтовальщица на саблях и олимпийская чемпионка – Софья Великая! Читай интервью ниже или подписывайся на подкаст, мы есть в Apple Podcasts, Google Podcasts, Castbox, «Яндекс.Музыке».

Александр Генерозов: Шоу Week&Star снова с вами, и мы начинаем сезон с очень классной гостьи! Ровно две недели назад в Токио завершились Олимпийские игры, одни из самых необычных, одни из самых долгожданных!

В то, что они состоятся, до конца не верили, кажется, даже организаторы, но точно верили наши спортсмены! И сегодня на Европе Плюс спортсменка, фехтовальщица на саблях, двукратная олимпийская чемпионка – в Рио-2016 и Токио-2020 в командном зачете, и трёхкратный призёр Олимпийских игр в личном первенстве – Софья Великая! Здравствуйте, Софья, и привет всем-всем!

Софья Великая: Здравствуйте, привет всем!

Александр Генерозов: Ну с чего я могу начать, кроме как прокричать: «Поз-драв-ляю!» вам и в вашем лице всей команде!

Софья Великая: Спасибо!

Александр Генерозов: Это круто, это замечательно, вы молодцы, вы вопреки всему и благодаря всеобщей поддержке победили, и вы раскачали всех, потому что – We will ROC you! Что чувствуете две недели спустя?

Софья Великая: Ой, вы знаете, я поняла, что я была на отдыхе всё это время.

Александр Генерозов: Да? Ничего себе!

Софья Великая: Да, когда я вернулась, и встретилась со своими детьми – очень тяжело было с ними расставаться, и вообще заниматься без них какими-то другими делами. Мы очень друг без друга скучали, и теперь дети не отходят от меня ни на шаг. Жизнь мамы намного тяжелей, а жизнь спортсменки намного интереснее, ярче и стремительно проносится. В общем, это как две разные жизни, но я их стараюсь совмещать. А по поводу, как вы сказали, девиза We will ROC you – мы ведь говорим какие-то слова поддержки, приветственные слова, когда выступаем. Или в кругу команды, или нашим соперникам, и девчонки даже предлагали небольшую миниатюру сделать с We will ROC you, но решили всё же оставить как раньше: «Вместе как один, вместе – победим!» - ну и так всё и получилось.

Александр Генерозов: Олимпиада в Токио она, всё-таки, по-вашему, 2020 или 2021? Какой номер вы считаете для себя правильным?

Софья Великая: Ну для меня лично – я бы дала номер 2021 всё-таки.

Александр Генерозов: Вот все говорят, что странная Олимпиада, без зрителей. Для многих спортсменов это драматично, но фехтование, вы же там в амуниции – не то что не слышите, не видите даже, или всё это ощущается, и вам тоже было скучно?

Софья Великая: Вообще для нас намного сложнее другие турниры проходят. Но Олимпиада отличается тем, что на ней всегда присутствует много зрителей, на ней своя атмосфера, накал, и из-за этого накала, из-за этого волнения спортсмен не всегда может показать свои результаты, что мы и увидели на этой Олимпиаде. Многие лидеры проиграли бои в нашем виде спорта. И для нас, и для всех это был трагический даже в каком-то смысле сюрприз. И, конечно, зрителей всё же не хватает! Особенно если спортсмен концентрируется на поединке и может в этот момент хоть как-то абстрагироваться от зала, зрителей, и честно говоря, это все равно невозможно, но вот мы из-за шума иногда даже не слышим тренеров, в этот раз было очень неожиданно, что мы хорошо слышим их. Ну и очень неловкая и непонятная ситуация была при награждении. Это читалось в глазах всех спортсменов, и мы понимали, что это надо просто как-то пройти. Мы с девчонками, когда выходили из нашей команды на награждение, они меня спрашивали: «А что делать?» «Ой, зрителей нет совсем!» А я им говорила: «Машите, нас смотрят, нас любят, передавайте свои эмоции и поцелуи через камеру!» И мы шли, махали руками, представляя себе, что зал полный!

Александр Генерозов: К некоторым бытовым вещам. Легендарные кровати «антисекс» с картонным дном. Побережем личную жизнь, но они и вправду хлипкие? Не боялись проломить просто во сне?

Софья Великая: Ну, во-первых, я считаю, что все это было преувеличено. Я бы хотела сказать спасибо организатором, стране, всем людям Японии за их креативность и инновации. Деревня, в которой мы жили, была построена на переработанном пластике, медали они сделали из переработанных смартфонов, и они, наверное, одни из лидеров по заботе об экологии.

Александр Генерозов: Ну так всё-таки, кровати прочные оказались?

Софья Великая: Кровати, на самом деле, очень прочные. И на них даже кто-то экспериментировал, прыгали, там, что ли по девять человек, так что я думаю, что технологии и инновации до сих пор за Японией. Сама фирма-разработчик вот этих кроватей, она была представлена в деревне, и там, помимо картона, который и был основанием этой конструкции, были представлены ещё три части мягкой зоны, которые ты можешь комбинировать под свой вес, рост и какие-то ещё особенности индивидуальные. Так что это было очень даже интересным решением.

Александр Генерозов: Вы всегда стояли в авангарде наших фехтовальщиц на саблях, и первая медаль на Олимпиаде ещё в Лондоне была именно ваша. Насколько мы крепко стоим на первом месте? Ведь мы действительно так всем: «Кх-кхм, прошу подвинуться»! И заняли первые места…

Софья Великая: Ну это же годами формируется – и команда, и тактика, и сам тренировочный процесс. На протяжении 10 лет мы выступаем и приносим медали. Если вспомнить результат фехтовальщиков, то в Афинах одна медаль была, в Пекине – одна, в Лондоне не было золотых медалей вообще, и последние две олимпиады – в Рио и в Токио, в Рио было семь медалей, в Токио – восемь. То есть, это колоссальный прорыв, как я считаю, наша команда женской сабли, хоть и менялась постоянно, но уровень оставался. Уровень нагрузки, труда, результата. И это всё благодаря тренерскому составу, благодаря поддержке таких людей, как Алишер Усманов, Ильгар Мамедов, Станислав Поздняков, мы в их залах тренируемся, мы даже в карантин могли там тренироваться и чемпионат России устраивали, и вот это всё дало результат.

Александр Генерозов: И все же, кого вы видите в качестве наиболее опасного конкурента?

Софья Великая: Ну это не одна страна, Франция очень сильная, Италия – хоть она и считается такой, средние что ли, но возле лидеров всегда, в тройке-четверке. У Украины сильная команда, но она сейчас не отобралась на Олимпиаду, Венгрия – молодая и сильная команда, всегда опасные соперники – это Китай, Корея. Команда США всегда была опасным соперником, с сумасшедшим настроем выступают, за себя, за свою страну – космические какие-то люди, которые могут сделать невероятное!

Александр Генерозов: Не могу не заметить, конечно, как круто наша сборная выглядела, все абсолютно выглядели в новой форме, и тут, конечно, ребята из ZASPORT смогли как-то пройти по лезвию ножа, потому что было всем понятно, что это всё-таки российские цвета, и у кого-то это даже по-моему возмущение вызвало! А так вообще, по ощущениям, она была комфортная?

Софья Великая: Форма – она вообще была очень яркая, красивая! Я люблю этот минимализм, и мне очень понравился такой жест в сторону Японии с поясом интересный, очень все гармонично смотрелось. А про ZASPORT много говорили каких-то вещей, что они не справятся, что у них не получится. Они справились, у них получилось, мы были одной из красивейших команд в нашей экипировке!

Александр Генерозов: Я удивился, но люди, в общем и целом, почти не знают разделения на дисциплины внутри фехтования. Итак, не будем повторять Википедию, но одним предложением. Главная особенность сабли – это плоский удар, а не укол, и работаем по всему верху, так?

Софья Великая: Ну в принципе можно, но очень сложное определение получается для людей, которые далеки от фехтования, я бы сказала просто, что саблей – рубят!

Александр Генерозов: Вот так вот, не фигура речи – прямо взять и рубануть?

Софья Великая: Да, рубят прямо! Размашистые движения, всё так! Сабля, шпага и рапира – три вида оружия в фехтовании, рапирой и шпагой колют, а саблей – рубят. И они отличаются зоной поражения. Вот это для начала для любого человека будет понятно.

Александр Генерозов: Рапира – самая легкая и гибкая ко всему? И ей сложно, получается, травмировать?

Софья Великая: Верно, и зона поражения самая маленькая. С рапиры обычно все начинают фехтовать, потому что ставят стойку, ставят технику, это очень техничный вид оружия.

Александр Генерозов: Но все эти виды, мне кажется, объединяет чудовищная энергозатратность? В достаточно плотном облачении, и надо быть на топе активности, на сколько можно похудеть за один бой?

Софья Великая: Да, там у нас несколько слоев защиты, ну за один бой – полтора точно, а за соревнования и на три легко.

Александр Генерозов: Минимум слов, максимум информации, короткие вопросы, а ответы в любом формате! Ваша личная коллекция холодного оружия – она есть вообще?

Софья Великая: Только мои сабли. И то я их в последнее время разбираю… ну как, они же собираются и разбираются – гарда, ручка, накладка, гайка, клинок. А у других видов оружия ещё и проводки есть. Нет, личной коллекции нет, у нас не было каких-то призов, где дарят сабли. Я помню, мой брат занимался, на Чемпионате Европы ему такую саблю, шашку даже подарили, и это было достаточно интересно. А сейчас какие-то медали, кубки – символичные призы дарят в той стране, в которой мы выступаем.

Александр Генерозов: Ну неужели в Японии катану не подарили?

Софья Великая: Да я думаю, меня бы и не выпустили, с катаной-то! (смеется)

Александр Генерозов: Доводилось ломать саблю на соревнованиях?

Софья Великая: У меня достаточно долговечно сабли держатся, ну не целый год, но несколько сборов, соревнований, пока клинок немного не деформируется. А бывает, что клинки ломаем, причем постоянно, ну то есть какие-то разные периоды. Может от партии оружия зависит. Это имеет место быть, и главное, чтобы, когда клинок ломается, люди по инерции не сходились дальше. Потому что клинок может даже защиту пробить.

Александр Генерозов: Предвзятое судейство – это только про гимнастику? Или в фехтовании тоже?

Софья Великая: Я очень люблю свой вид спорта, потому что у нас всё-таки ещё сохраняется возможность человеку самому решать свою судьбу. У нас есть возможность зажигать один фонарь, и ни судья, ни кто-то ещё не сможет отменить действие, понимаете? Но процентная вероятность именно такого действия – зажечь фонарь – это буквально 20, ну 30 процентов! Всё остальное – какой-то розыгрыш, какая-то тактическая правота одного или другого спортсмена. Самое сложное – и это главный повод для судейских ошибок – это линия начала и обоюдный удар. То есть если в середине дорожки происходит какая-то «заварушка», я так скажу по-простому, ну и один считает, что он прав, и другой. Один считает, что он первый начал, другой считает так же, и судья принимает какое-то решение. То есть вот это нечетко выполненное действие, и им ты даёшь повод для судьи присудить победу тому или другому, к кому у него предпочтение. Но если ты зажигаешь один фонарь – никаких претензий нет, ты победитель, ты выиграл, ты можешь это сделать.

Александр Генерозов: Как вы выбрали путь именно сабли? Это был простой выбор?

Софья Великая: Я его не выбирала!

Александр Генерозов: Да ладно!

Софья Великая: Я занималась музыкой и танцами, как нормальная девчонка.

Александр Генерозов: А потом просто зарубили кого-то?

Софья Великая: Да просто мой брат занялся фехтованием, даже добился титула чемпиона Европы среди юниоров. И в 98-м году он предложил мне заняться фехтованием именно на саблях, потому что женская сабля – это был самый молодой вид фехтования. Афины, 2004 год – она в первый раз была включена в программу соревнований, и вот с 98-го года я начала заниматься фехтованием. В 2001-м году я приехала в Москву – а я родилась в Казахстане, в Алматы, поступила в училище олимпийского резерва. Но мы рассчитывали, что год я занимаюсь фехтованием, и если не получается, то просто иду учиться, и ухожу совершенно в другую сферу. Полгода у меня ничего не получалось, и я думала на тот момент, что меня уже исключат из училища. Потому что каждые полгода нужно подтверждать свой учебный и спортивный план, у каждого он был свой. И я думала, что уже всё, пойду работать, что дальше делать не знаю. И буквально после полугода тренировок я выигрываю кадетские игры, «Кадетскую Россию», и юниорские игры на следующий день. И всё-таки голосовали против меня, чтобы я не ехала на первенство мира, отбор был тогда, так как сказали, что это была случайная победа. Но бывший в тот момент президентом федерации Юрий Михайлович Бычков сказал, что эта девочка поедет. И я поехала, и я выиграла золотую медаль! Я даже не поняла, что произошло, что случилось, что это за соревнования, насколько они важные. Брат мой был в истерике, он не понимал, как это вообще возможно, и, наверное, вот именно после этого наши болельщики, наша команда бежали ко мне, чтобы поздравить меня, а я убегала от них, сторонилась, потому что не могла понять, что происходит! Я просто не представляла, какой там процесс на этих соревнованиях, что там ликуют, подбрасывают, радуются! Думала: «Ну выиграла я и выиграла», у меня такой шок был, что я не осознавала ничего. И вот, наверное, именно с этой победы уже дальше начались упорный труд, усиленные тренировки, у меня не всегда был успех. В 2003-м году я уже попала во взрослую команду, там у нас были призы, победы, и вот я попала в сборную. И я в ней по сей день, я сама в шоке! (Смеётся)

Александр Генерозов: Выносливость, координация, сила, что ещё в списке требований к фехтовальщикам на сабле узнаем у нашей гостьи Софьи Великой, итак, что ещё?

Софья Великая: Быстрота реакции, быстрота мышления. Реакция, координация абсолютная!

Александр Генерозов: Что ощущает человек даже в электрокуртке и шлеме, когда получает удар сабли?

Софья Великая: Ну пока мы в кураже и в стрессе, ты особо не чувствуешь таких ударов, потому что они у нас хлёсткие, с захлёстом. И ты только потом можешь почувствовать, что у тебя там гематома, синяк. Но если удар попадёт на какую-нибудь кость, там не знаю, локоть или колено, ключицу – то это будет конечно очень больно.

Александр Генерозов: А это не запрещено, как таковое? Ну вот как в боксе – там же есть какие-то запретные удары?

Софья Великая: Ну, наверное, запрещено добивать! Когда человек споткнулся, упал или развернулся, а ты продолжаешь бежать за ним как с шашкой, с саблей. (смеётся) Наверное, только это, правила все знают, и даже при столкновениях – у нас всё-таки довольно-таки интеллигентный вид спорта – стараются помочь, поддержать, уйти от столкновения. Очень редко, когда люди жёстко фехтуют. Это уже, наверное, натура человека такая. Есть такие спортсмены, но их очень мало.

Александр Генерозов: То есть важно не рубануть сильнее, а чтобы сигнал прозвучал?

Софья Великая: Чем техничнее будет спортсмен, тем легче, быстрее и аккуратнее он будет наносить удары.

Александр Генерозов: А какая часть тела самая травмоопасная?

Софья Великая: Ну, во-первых, у всех это колени, голеностоп. Просто, когда у тебя постоянные резкие движения, когда тебе надо оттолкнуться всем телом и отпрыгнуть. А те, кто сражается на рапирах, они часто повреждают свои кисти, локти. Но это во всех спортивных дисциплинах есть.

Александр Генерозов: Казалось бы, рапира такая маленькая, гибкая…

Софья Великая: Ну, тут все зависит от дистанции, смотря какая дистанция. Фехтование – это же время и дистанция. Вовремя сделать прием с нужной дистанции. Сделаешь позже – проиграешь, сделаешь раньше – тоже проиграешь, время и дистанция. Если дистанция будет нормальная, то никаких проблем не будет у людей.

Александр Генерозов: Впереди, всего через три года, Париж – самый красивый город планеты и столица игр 2024. Поставлю вопрос ребром: вы едете?

Софья Великая: Я сделаю все возможное, чтобы отобраться, и благодарю болельщиков и семью за то, что меня поддерживают с этой идеей. (Смеётся)

Александр Генерозов: Я только «за»!

Софья Великая: Ну, на самом деле, это здорово! Потому что я думала, что в Токио будет уже моя заключительная Олимпиада, но после личных соревнований я позвонила домой, и мне сказали: «Поздравляем тебя с серебром, но мы собираем твои вещи в Париж. Хочешь ты, не хочешь – вперёд!» И я думала, что будет ещё командный зачёт, что ещё не закончились соревнования, и у меня была такая лёгкость, потому что командный этап – это же очередной этап моих соревнований, у меня же ещё будет Париж! Так что я вдохновлена этой идеей, и я сделаю все возможное, чтобы отобраться, завоевать лицензию и помочь своей команде.

Александр Генерозов: А вот тут у нас, получается, было пять лет между Олимпиадами, а тут будет всего три. Тут сложно было не растерять свой потенциал, об этом говорили все спортсмены, и ребята гимнасты, которые приходили ко мне в программу, а для Франции придётся спрессовать все в три года? Это большой вызов для вас?

Софья Великая: Я думаю, что это более сложно психологически, потому что даже в ограниченных условиях люди уже приспособились к тренировкам, уже есть какой-то план, график, программы. Также есть разные виды спорта, в плавании надо всегда плавать, гимнастам надо всегда висеть на брусьях, потому что просто мышцы будут ослабевать. Ну в моём случае эта Олимпиада, конечно, для меня очень значимая – я в очень короткий срок для неё готовилась, из-за ограничений, из-за пандемии, из-за закрытых баз, на которых надо было сидеть, не выезжая. Я просто не могла себе этого позволить, я тренировалась по индивидуальному графику. И я за полгода начала готовиться, потом заболела коронавирусом, в итоге я ещё месяц сидела дома и отмечала свое пребывание, и как-то всё так складывалось, что я уже в определённый момент подумала, что не судьба. И всё равно я собралась с духом и преодолела все эти сложные начальные этапы подготовки, где-то 4-5 месяцев у меня заняла подготовка к Олимпиаде, и до последнего дня я готовилась. То есть у меня не было такого, что я за три недели подготовилась и только поддерживала форму. Так что три года для меня даже большой срок! (Смеётся)

Александр Генерозов: Софья, у вас есть классная история о том, что про вас сняли фильм. Ну не буквально про вас, но вы послужили прототипом, фильм называется «На острие». А вам не хотелось саму себя сыграть, проверить себя в качестве актрисы? Такие предложения в принципе поступали?

Софья Великая: Ну, во-первых, у нас был тренировочный процесс очень плотный, мы готовились уже к отборочным играм на Олимпиаду, готовились завоевать лицензию. И у меня совершенно не было времени вникать во все эти вопросы, связанные с фильмом. Но мы с удовольствием поделились опытом, мы встретились один раз с продюсером фильма, а потом уже не было такой возможности. А потом я посмотрела фильм, и он мне понравился. Конечно же, он не про нас, это фильм, это выдуманная история, но в основе её лежат события Олимпиады в Рио-де-Жанейро. И после того, как я посмотрела, как раз там такие были эмоциональные кадры с нашего финала, когда мы выиграли командный, и я это увидела, что фильм закончился, история закончилась, а моя-то – продолжается! И ещё неизвестно, какой будет финал! И меня это вдохновило на работу, что ещё много высот, которые я не взяла, и для меня очень сильные эмоции принёс этот фильм, я рада, что зрители увидели – что такое маска, что такое фехтовальная экипировка, кто такие фехтовальщики, их сабли. И я безумно рада, что у нас, у фехтовальщиков, есть свой фильм! Ну а если бы на данный момент мне бы предложили сниматься, я бы, наверное, согласилась.

Александр Генерозов: Софья, спасибо огромное за время, которое нашли для нас, желаю новых вершин, будем следить за вашими выступлениями и болеть за вас, приходите к нам ещё!

Софья Великая: Обязательно, с удовольствием!

Александр Генерозов: Друзья, спортсменка, фехтовальщица на саблях, чемпионка и призер Олимпийских игр в Токио, Рио и Лондоне провела свой воскресный вечер с нами, ловите наше шоу в подкастах, Александр Генерозов, Week&Star, встретимся в воскресенье, пока!

Софья Великая: Пока, спасибо!

Загружается ...