22 мая говорили о балете на Европе Плюс! В минувшее воскресенье с 17:00 до 18:00 гостями Week & Star стали премьер Большого театра Денис Родькин и Нина Николаевна Кудрявцева-Лури, артистический директор Центра Бенуа. Обсуждали закулисную жизнь Большого, выяснили у Дениса, какого быть одним из лучших артистов мирового балета, а также попросили Нину Николаевну рассказать о международном балетном призе Benois de la Danse 2016, объявление лауреатов которого состоялось 17 мая на Исторической сцене Большого театра.
Пропустил Week & Star на Европе Плюс в компании Александра Генерозова, Лены Родак и их звёздных гостей? Читай интервью на нашем сайте!
Саша: Балет – наша гордость. У нас в гостях арт-директор международного балетного приза Benois de la Danse 2016 Нина Николаевна Кудрявцева-Лури и премьер балетной труппы Большого театра, талантливый танцор Денис Родькин. Benois de la Danse называют балетным «Оскаром», давайте расставим точки над i, что же это: премия, фестиваль, церемония?
Нина Николаевна Кудрявцева-Лури: Benois de la Danse – это, прежде всего, приз, который дается за лучшую работу минувшего года хореографу, танцовщице, танцовщику, композитору, художнику.
Лена: Сколько стран борется за этот приз?
Нина Николаевна Кудрявцева-Лури: Мы уже давно страны не делим на страны, потому что глобализация в балете абсолютная. В каждой компании вы можете встретить 20 языков, почти в каждой компании вы встретите русских танцовщиц.
Саша: Денис, вы выступали в этом году на второй день фестиваля. Что у вас было в программе?
Денис Родькин: В этом году второй день фестиваля был посвящен Шекспиру в балете. Брались моменты из таких балетов, как «Ромео и Джульетта», «Макбет», «Укрощение строптивой». Я танцевал кусочек из балета «Макбет» на музыку Кирилла Молчанова, хореография Владимира Васильева.
Саша: А кто же победители?
Нина Николаевна Кудрявцева-Лури: В номинации «Лучший хореограф» победили Юрий Посохов (Балет Большого театра России) и Йохан Ингер (Нидерландский театр танца). Лучшими танцовщицами были названы Алисия Аматриан (Штутгартский государственный балет) и Ханна О'Нейл (Балет Парижской оперы). За звание лучшего танцовщика боролось шесть ведущих солистов крупнейших балетных компаний мира. Приз Benois достался Кимин Ким (Балет Парижской оперы).
Лена: Окунемся в историю. Почему фестиваль Benois de la Danse так называется, какова история главного приза?
Нина Николаевна Кудрявцева-Лури: Приз возник в 1991 году. Название Benois ему дал Игорь Устинов, сын актера Питера Устинова, который принадлежит к знаменитому роду Бенуа. И он создал и подарил нам статуэтку приза. Это была его идея назвать Benois de la Danse, в честь Александра Бенуа – соратника Дягилева, вдохновителя Русских сезонов. Александр оказал огромное влияние на балетное искусство в мире.
Саша: Несмотря на значимость балета в России, несмотря на всемирную известность Benois de la Danse, мы не видим его на ТВ или в интернете. Что не так? Людям не интересно?
Нина Николаевна Кудрявцева-Лури: К сожалению. Нам бы хотелось, чтобы большее количество зрителей могло познакомиться с интересной программой, которая получается из разных стран, из разных школ, разные жанры и стили. Оттого что у нас почти 30 номеров в двух гала, такое количество авторских прав, какие-то хореографы просто запрещают показывать свои номера по телевидению.
Лена: Денис, вы в 2015 году были номинантом на «Балетный Оскар». В мире кино даже номинация на «Оскар» приносит большой успех, что-то изменилось для вас после номинации?
Денис Родькин: Когда номинируют на приз Benois или еще какой-то приз, это, конечно же, очень приятно. Всегда, когда ты много-много работаешь в зале, твою работу как-то отмечают, то это, конечно же, приятно. Поначалу расстраиваешься, что не получил этот приз, потом понимаешь, что жизнь продолжается, что нужно многое станцевать, за многое можно быть номинированным, поэтому работаешь и ни о чем не думаешь дальше. Это не расслабляет, это приятное дополнение к твоим ролям.
Нина Николаевна Кудрявцева-Лури: Скорсезе и ДиКаприо получили «Оскар» не с первого раза. Так что у Дениса все впереди.
Саша: В строке поиска рядом с Benois de la Danse появляется слово «благотворительный». В чём состоит благотворительный аспект этой премии?
Нина Николаевна Кудрявцева-Лури: Мы помогаем ветеранам балета Москвы, это 7 компаний: Большой театр, театр оперетты, театр Станиславского, ансамбль «Березка», ансамбль Моисеева, хореографическое училище, может я что-то пропустила. Каждый коллектив дает список людей, которые нуждаются в большей степени в помощи. И мы собираем чаепитие, ведь люди не видят друг друга по много лет, хоть все мы из одной школы. И встречаясь на этих чаепитиях, это такое счастье, так трогательно на всех смотреть.
Саша: Есть ли ещё аллюзии к киношному «Оскару», кроме неформального названия? Лимузины, дорожка красная есть?
Нина Николаевна Кудрявцева-Лури: Красная дорожка лежит на сцене, и по ней идут члены жюри и номинанты. Они самые главные, а не лимузины, которые подъезжают к театру, даже если они подъезжают.
Лена: И нет такого негласного показа мод: кто в чем пришел, от какого кутюрье наряд?
Нина Николаевна Кудрявцева-Лури: Не знаю. Я не смотрю в зал, я смотрю на сцену. Это праздник профессионалов, и все настроены танцевать.
Лена: Когда столько именитых звёзд балета собираются в одном театре, ощущаете ли вы наэлектризованность воздуха, колючесть взглядов?
Нина Николаевна Кудрявцева-Лури: Опять же, я не смотрю в зал, я смотрю на сцену.
Денис Родькин: Нет, нет. Никогда такого не было. Все друг к другу доброжелательны. Зависти и косых взглядов никогда не ощущалось.
Лена: А как же страшилки о разбитом стекле в пуантах?
Денис Родькин: Никогда ни у кого такого не было. Никому ничего не подсыпали ни в пуанты, ни в балетки, никому ничего не подрезали, костюмы ничем не мазали. Это все балетные мифы.
Саша: А как подбирается жюри для такого конкурса, для такого приза?
Нина Николаевна Кудрявцева-Лури: В жюри входит элита балетного мира, мастера. Это и художественные руководители разных компаний, и знаменитые хореографы, звезды балета, известные педагоги. Поскольку жюри дают номинации и накануне церемонии решают, кто будет лауреатом, мы меняем их каждый год. Только председатель жюри Юрий Николаевич Григорович остается председателем, поскольку он президент Международного союза деятелей хореографии, который этот приз учредил, и по статусу он является председателем жюри, все остальные меняются каждый год. Это дает нам возможность показывать разнообразие всего того, что происходит в балетном мире за год.
Лена: Реально ли попасть обычному зрителю с улицы на Benois de la Danse?
Нина Николаевна Кудрявцева-Лури: Билеты продаются в кассах Большого театра и в кассах по Москве. Билеты можно купить.
Лена: Время блицопроса на Европе плюс, короткий вопрос – короткий ответ.
Три имени, без которых невозможно представить балет?
Нина Николаевна Кудрявцева-Лури: Петипа, Баланчин, Григорович.
Денис Родькин: Уланова, Плисецкая, Григорович.
Лучшая балетная площадка, на ваш взгляд?
Денис Родькин: Большой театр.
Нина Николаевна Кудрявцева-Лури: Большой театр.
Три лучших балетных школы в 2016 году?
Денис Родькин: Школа русского балета им. Вагановой, Московская академия хореографии и Школа при Парижской опере.
Нина Николаевна Кудрявцева-Лури: Согласна, Академия Вагановой, Московская академия и Школа королевского балета.
Какими качествами, помимо физических, необходимо обладать танцору балета?
Денис Родькин: Трудолюбие, вера в себя и каждодневное желание работать.
Нина Николаевна Кудрявцева-Лури: Крепкий характер, умение переносить боль, любовь к своему делу, какое бы положение на сцене ты не занимал.
За успех в спорте часто платят здоровьем. А в балете?
Нина Николаевна Кудрявцева-Лури: Платят.
Денис Родькин: Аналогично.
Самое страшное, с чем можно столкнуться в вашей профессии?
Денис Родькин: Конечно же травма.
Нина Николаевна Кудрявцева-Лури: Травма. Возьмите Дэвида Холберга, который повредил большой палец ноги и уже не танцует 2 года.
Денис Родькин: На втором месте из страшного – это отсутствие ролей, невостребованность.
В спорте есть мощное паралимпийское движение, существует инклюзивный театр «Со-единение». Есть ли что-то подобное в балете, чтобы человек, попавший в беду, не почувствовал себя одиноким?
Нина Николаевна Кудрявцева-Лури: Трудно… Когда люди вышли из формы… Есть все-таки роли, когда можно выходить на сцену не на пальцах, какие-то роли, близкие к мимическим ролям. Нет, можно, можно, помочь людям остаться в театре и занимать какую-то свою нишу.
Какие жертвы вам приходилось приносить во имя балета?
Денис Родькин: Отказываться от каких-то слабостей, удовольствий жизни. Ограничение себя во всем.
Есть ли в балетном мире извечное противостояние либерального и консервативного крыла?
Нина Николаевна Кудрявцева-Лури: Конечно. Как в любом виде искусства, в жизни, политике, везде есть это противостояние.
За сколько часов приходите до спектакля и чем занимаетесь?
Денис Родькин: В день спектакля за 3 часа. Сначала разогрев, потом небольшой отдых, затем иду на грим, где делаю прическу, гримирую лицо, надеваю костюм, после чего опять разогрев, непосредственно перед спектаклем. А дальше спектакль – 3 часа полного напряжения.
Любое выступление заканчивается аплодисментами. В чём же тогда измеряется успех или неуспех спектакля?
Денис Родькин: Дело не в аплодисментах.
Нина Николаевна Кудрявцева-Лури: Человек сам знает, удачно он выступил или нет.
Если не балет, не танец, то в какой профессии могли бы себя реализовать?
Денис Родькин: В детстве я мечтал стать машинистом поезда, хотел быть пилотом.
Если бы вам дали возможность попасть на машине времени на любой балетный спектакль в любой точке мира и в любое время, куда бы вы отправились?
Нина Николаевна Кудрявцева-Лури: Мне было бы интересно посмотреть в 19 веке Парижскую оперу. В 40-х годах танцевали Мария Тальони и Фанни Эльслер. Были драки в партере поклонников одной и другой. Они остались в истории балета. Мне было бы интересно посмотреть на этих танцовщиц и понять, за что бились поклонники.
Денис Родькин: Я бы отправился в 1968 год на балет «Спартак».
Саша: Друзья, вот предположим, что нас слушает парень или девушка, которые ни разу не были на балете. И вот перед ними дилемма: идти на статусные постановки – дорого, а на меньший уровень – вдруг не понравится? С чего всё-таки начать?
Нина Николаевна Кудрявцева-Лури: Я бы повела ребенка на классику.
Денис Родькин: Мой папа не совсем понимал балет до того, как я попал в Большой театр. Первый мой спектакль, на который я его пригласил, был «Дочь фараона». Ему это как-то не очень нравилось, он засыпал. А потом я танцевал Спартака в балете «Спартак». Вот тут папа полюбил балет, теперь ему и «Лебединое озеро» нравится, и «Дочь фараона», и «Щелкунчик». И все-все-все, что идет в Большом театре с моим, конечно же, участием.
Лена: Насколько необходима популяризация балета? Как научиться его понимать и не заснуть случайно?
Нина Николаевна Кудрявцева-Лури: Балет – это красота. Тот, кто чувствует красоту, он не заснет, ему не будет скучно.
Саша: На молодых часто жалуются: «клиповость» сознания, неспособность к концентрации. Способны ли они понять язык образов? В зрительном зале есть 20-летние без мам?
Нина Николаевна Кудрявцева-Лури: По-моему, есть. Может быть, не много, как на симфонических концертах, на опере или на серьезных спектаклях, молодых людей не много, но они есть. Наверное, юный возраст требует движения внутри себя, а потом уже человек смотрит на движения других с каким-то жизненным опытом и меньшим перцем в крови.
Лена: В танцевальных кружках всегда недобор мальчиков. А как в балетных классах сейчас? Есть дефицит парней?
Денис Родькин: То же самое. Всегда мальчики были на вес золота. Мальчики, к сожалению, в балет идут меньше, чем девочки. У мальчиков другие мечты: они хотят стать космонавтами, машинистами, пилотами.
Лена: Какой художественный фильм наиболее ярко показывает балетную жизнь?
Нина Николаевна Кудрявцева-Лури: Я пока не видела ни одного правдивого фильма. Это всегда какая-то клюква.
Денис Родькин: Ни в коем случае не «Черный лебедь».
Саша: Неделя заканчивается, и мы предлагаем пройтись по основным событиям. Мы зачитаем взволновавшие нас новости, а вы дадите свой краткий комментарий, поехали?
Сборная России не вышла в финал по хоккею, всем сейчас грустно, у вас есть личный рецепт, как пережить поражение?
Нина Николаевна Кудрявцева-Лури: Идти вперед и не оборачиваться назад.
Денис Родькин: Кто знает успех, тот знает и поражения.
Сегодня завершится Каннский кинофестиваль, и вечером мы узнаем имена победителей. Хотелось бы у вас узнать, какие фильмы вы смотрите?
Денис Родькин: Все, что новенькое идет в кино, я стараюсь посещать. Последнее, что я посмотрел, это фильм «Экипаж», понравилось с точки зрения блокбастера.
Нина Николаевна Кудрявцева-Лури: Я очень давно не была в кино. С января я очень много работаю, организовываю Benois de la Danse, в театр еще хожу, а в кино уже не попадаю.
Ученые из Болонского университета объяснили неуклюжее поведение подростков. «После бурного роста телу нужно время, чтобы приспособиться к изменениям длины конечностей». Есть ли неуклюжесть у учеников балетных школ в подростковом возрасте?
Нина Николаевна Кудрявцева-Лури: У девушек в период созревания, где-то они начинают полнеть, меняется форма, и иногда даже становятся профнепригодны, настолько меняется тело.
Денис Родькин: Что касается мальчиков, в период активного роста могут быть проблемы со спиной. Дуэт начинается где-то на первом курсе, когда идут активные изменения, можно надорвать спину, начиная поднимать девочек.
Лена: Насколько артисты балета суеверны? Передаются ли какие-то суеверия от поколения к поколению?
Нина Николаевна Кудрявцева-Лури: Если, не дай бог, костюмер уронит ножницы, то все… Это просто истерика.
Денис Родькин: Я перестал в какой-то момент верить в приметы. Верю только в работу: если ты хорошо готов к спектаклю, то и спектакль пройдет соответствующе. Пусть ножницы падают, и уборщицы с пустыми ведрами, и черные кошки – это было, и, надо сказать, не плохой спектакль тогда получился. Нужно верить в себя, а не в приметы. Надо работать в зале, для того чтобы, выйдя на сцену, никакие приметы не смогли тебе помешать делать то, что ты наработал в зале.
Лена: А как артисты балета отдыхают? Во время отпуска не занимаетесь, позволяете кушать все, что хотите?
Денис Родькин: Отдыхать много нам нельзя. Я как-то месяц отдыхал и потом только под конец сезона вошел в форму. После этого я так много не отдыхаю, на неделю уезжаю на море, действительно, там многое себе позволяю: не занимаюсь балетом, ем все, что захочу в двойной дозе. И потом хотя бы 2 месяца входишь в форму, а не целый год.
Саша: Спасибо огромное, что пришли к нам! Друзья, у нас в гостях были арт-директор международного балетного приза Benois de la Danse Нина Николаевна Кудрявцева-Лури и премьер балетной труппы Большого театра, талантливый танцор Денис Родькин.
Лена: Напомню, что вы можете слушать шоу Week & Star в подкастах. Качайте их через iTunes, а также загружайте через интернет-портал Chameleon.FM.
Саша: А мы прощаемся с вами ровно на неделю, встретимся в воскресенье, в 17.00 по Москве. С вами были Александр Генерозов и Лена Родак, пока!