БОЛЬШЕ ХИТОВ! БОЛЬШЕ МУЗЫКИ!

БОЛЬШЕ ХИТОВ! БОЛЬШЕ МУЗЫКИ!

БОЛЬШЕ ХИТОВ! БОЛЬШЕ МУЗЫКИ!

БОЛЬШЕ ХИТОВ! БОЛЬШЕ МУЗЫКИ!

БОЛЬШЕ ХИТОВ! БОЛЬШЕ МУЗЫКИ!

БОЛЬШЕ ХИТОВ! БОЛЬШЕ МУЗЫКИ!

БОЛЬШЕ ХИТОВ! БОЛЬШЕ МУЗЫКИ!

БОЛЬШЕ ХИТОВ! БОЛЬШЕ МУЗЫКИ!

БОЛЬШЕ ХИТОВ! БОЛЬШЕ МУЗЫКИ!

БОЛЬШЕ ХИТОВ! БОЛЬШЕ МУЗЫКИ!

БОЛЬШЕ ХИТОВ! БОЛЬШЕ МУЗЫКИ!

БОЛЬШЕ ХИТОВ! БОЛЬШЕ МУЗЫКИ!

№ 1 в России*

Бригада У РАШ ЕвроХит Топ 40 Программы Плейлист Подкасты Потоки
О радио
ПрограммыВедущиеСетка программПодкастыФотоВидео
Новости
Week&StarЕвропа ПлюсЗвездыСтиль жизниНовости киноВажная информацияРозыгрыши
Онлайн
ПлейлистПрямая трансляцияМобильное приложениеПоложения по играм
Кинокайф
Новости киноРецензииРозыгрыши
Контакты
КонтактыПравила участия в играхПоложения об обработке персональных данныхРекламодателям
Главная
Новости
Новый микс Goom Gum в ResiDANCE

Новый микс Goom Gum в ResiDANCE

15 апреля 2021

Европа ПлюсResiDANCE

В субботу в 10 вечера в новом выпуске ResiDANCE слушай свежий микс от Goom Gum!

Goom Gum продолжают стабильно выпускать новые треки и не забывают про живые выступления. В сентябре состоялась премьера бэнгера Alone – поклонники ждали его выхода почти год. 2021-й Goom Gum начали с релиза совместного с израильским музыкантом Stylo трека Teleport, который поддержал популярный ведущий BBC Radio 1 Пит Тонг. А в феврале на лейбле Selador вышла ещё одна коллаборация дуэта – Freedom с Gaidukova.

17 апреля в 22:00 – Anton Bruner, в 23:00 – Goom Gum. Всем ResiDANCE!

Goom Gum · OUT NOW! Goom Gum & Gaidukova - Freedom (Original Mix) [Selador]

Goom Gum · OUT NOW! Stylo & Goom Gum - Teleport (Original Mix) [Space Motion Records]

Goom Gum · OUT NOW! Goom Gum - Alone [Spinnin' Deep]
Европа ПлюсResiDANCE

«Кинематограф начал буксовать»: Тимур Бекмамбетов о современных фильмах

14 апреля 2021

Week&StarWeek & StarкиноинтервьюфильмОскар

11 апреля гостем шоу Week&Star стал режиссёр, сценарист и продюсер Тимур Бекмамбетов! Читай интервью ниже или подписывайся на подкаст, мы есть в Apple Podcasts, Google Podcasts, Castbox, «Яндекс.Музыке» и Podbean.

Александр Генерозов: На Европе Плюс режиссер и продюсер, который востребован как в Голливуде, так и в России, он реализовывает поражающие разнообразием жанров проекты, не привязываясь ни к одному стилю, в конце концов, он сам себя называет кочевником – Тимур Бекмамбетов! Здравствуйте, Тимур, и привет всем, кто с нами сейчас!

Тимур Бекмамбетов: Здравствуйте, здравствуйте! Я рад быть здесь, на Европе Плюс!

Александр Генерозов: Год назад на Европе Плюс в Бригаде У вы посетовали, что мы слишком мало проводим совещаний в видеоформате, и много летаем на встречи. Как вы думаете, Вселенная вас услышала?

Тимур Бекмамбетов: Случилось то, что должно было случиться рано или поздно. Слава богу, мы научились к началу прошлого года пользоваться компьютерами, телефонами, находить друг друга в социальных сетях. И если бы не это, вы представляете, что было бы тогда? Как бы мы жили весь этот год…

Александр Генерозов: Вы всегда слыли в кинокругах новатором, это было и остается вашим кредо – делать то, что никто не делал никогда. Вы придумали однажды свой формат – скринлайф, когда действие происходит на экране гаджета. С одной стороны, это просто художественный приём, а с другой – мы процентов 70 дня проводим за этим художественным приёмом. Вы чувствуете большой потенциал в этой истории? Её будут ещё все дальше раскручивать?

Тимур Бекмамбетов: Прежде всего, я хочу начать с комплимента, потому что я поражён глубине вашего проникновения в мир моих увлечений!

Александр Генерозов: Спасибо!

Тимур Бекмамбетов: Я и вправду считаю, что, если мы все большую часть своей жизни проводим перед экранами своих девайсов, совершенно невозможно отказать кинематографу в праве и необходимости рассказывать о нашей с вами жизни, о всем самом интересном и важном для нас, показывая экран наших смартфонов. Потому что именно там сегодня происходят основные события. Впервые я сделал фильм, в котором был скринлайф-формат, это был 2003 год, «Ночной дозор». Я снимал сцену Антона Городецкого, который это делает все в скринлайфе, он осуществляет общение на экране компьютера, внутри специально мной созданного интерфейса «Иных», некой социальной сети, когда ещё и социальных сетей то не было, вы представляете, это было до Facebook!

Александр Генерозов: Ну с одной стороны, мне это кажется благодатно, потому что не нужно строить мощные декорации, не нужно искать какие-то локации сумасшедшие, вроде бы вот он – экран, и это всё что тебе нужно! С другой стороны – нагрузка падает на сценариста, это точно, и на продюсера в том числе?

Тимур Бекмамбетов: Декорации строить надо, всё то же самое, что и в традиционном кино, плюс еще то, что мы называем скрин-реалити – это жизнь самого экрана. Мы сейчас снимаем в Америке фильм с Айс Кьюбом и Евой Лонгория, это огромный фильм-катастрофа. И вот если сегодня пришельцы появятся, мы с вами их точно увидим мгновенно. Но это будет на экране вашего YouTube или Reddit там, ну или об этом хотя бы будут говорить в Clubhouse!

Александр Генерозов: Да, вот Clubhouse – это конечно ещё одна новая реальность, а вот как он с точки зрения режиссёра? Там ведь вообще никакого движения нет, просто такой-то присоединился к беседе, а этот тихо удалился?

Тимур Бекмамбетов: Вы очень ошибаетесь, принижая значение слова «присоединился», «отсоединился», «кликнул» и «прокомментировал» – это огромное количество информации, которая для нас значит больше, чем «вошел в дверь», «приехал на машине», как раньше было. То есть, если раньше ограбление банка выглядело как пять человек в масках, как в клипе Ильи Найшуллера, врываются в банк и кричат: «Всем лежать!», машут автоматами перед носами менеджеров, собирают деньги в мешок и уезжают, в масках обычно это делают, то сегодня это выглядит смешно!

Александр Генерозов: «Дозоры», новогодняя елочная сага, а теперь и военная история о летчике – режиссер и продюсер Тимур Бекмамбетов на Европе Плюс! У вас скоро новый фильм выходит…

Тимур Бекмамбетов: «Девятаев». Но он не выходит, он вылетает!

Александр Генерозов: Действительно удобный эпитет такой, потому что это драма о летчике, который сбежал из плена и возможно даже изменил результат войны. Это я сейчас не сюжет пересказываю, это реальная история Девятаева. Этот сюжет можно реализовать по-разному. Можно почти как Индиану Джонса, можно и «Великий побег» процитировать, покопавшись в классике, а можно и стилистику «Дюнкерка». Как вы его сняли?

Тимур Бекмамбетов: Вы знаете, я не могу определить на самом деле, что это за стиль, это просто приключения на самом деле! Приключенческое кино. Наш военнопленный пилот, оказавшись, по стечению обстоятельств, на военном аэродроме немецком, на секретной базе «Узедом», умудрился угнать самый сложный самолет времен второй мировой войны «Хенкель 111», которым управляют минимум три человека! А он один, весивший там, не знаю, сорок килограммов, или тридцать шесть вообще. Он умудрился изучить по табличкам, которые на свалке отрывали, таблички от самолетов, да? Так вот умудрился изучить, при помощи своего товарища, говорящего по-немецки, перевести слова и изучить все термины! И он улетел на нем и приземлился на нашей стороне! Доказательством того, что история невероятная, является то, что 12 лет ему никто не верил! Когда они прилетели и посадили самолет – его отправили в лагерь фильтрационный, чтобы проверить его, потому что он рассказывал какую-то сказку просто. Рассказывал какие-то то невероятные вещи. Чтобы просто полетать на таком самолете, учили по полгода пилотов немецких! А этот сделал все сам, без чьей-либо помощи, и ему не верили 12 лет – с 45-го по 57-й год, он был изгоем. И в 57-м году его нашел Королев, наш замечательный космический конструктор, и ему вручили звание Героя Советского Союза. И дальше он жил еще долгую жизнь.

Александр Генерозов: Тимур, вот вы говорите, что он был забыт, был в тени. Это, всё-таки, на ваш взгляд, сугубо российская история, когда мы своих героев не помним? Или это происходит по всему миру, и так просто устроена эта жизнь?

Тимур Бекмамбетов: Я не знаю, я не могу ответить, я думаю, что мы грешим этим, бесспорно. То есть, его забыли сначала в 45-м году, и до 57-го года он жил в забвении. И потом, надо честно сказать, что его забыли второй раз в 90-е годы, когда развалилась страна. Он жил в Казани, и, в общем-то, все герои были отодвинуты на второй план, появились новые герои. И до сегодняшнего дня единственное место, где его знают – это Татарстан, потому что он там прожил всю жизнь, и там остались свидетели его жизни.

Александр Генерозов: А как вам пришла в голову идея самого фильма?

Тимур Бекмамбетов: Она пришла в голову моей жене, у нее есть знакомая визажист, с которой я случайно встретился, заезжая за своей женой. А она оказалась внучка Девятаева. И я просто сначала познакомился с внучкой этой, потом я услышал эту историю, потом познакомился с сыном Девятаева – Александром Михайловичем, услышал больше от него и, собственно говоря, в какой-то момент я понял, что я эту историю не рассказать не могу, потому что это то, что меня удивило. Так всегда у меня устроено – это удивляет меня, а я хочу удивить других.

Александр Генерозов: Скажите, а вообще кинопрокат, ведь его столько раз уже пытались объявить форматом прошлого. Сначала это было телевидение, затем домашнее видео, прокат, и вот теперь онлайн-сервисы давят на пятки, так он всё-таки выживет? Дайте ваш прогноз!

Тимур Бекмамбетов: Давить на пятки – хорошее слово, точное определение, почему? Да потому что до кинотеатра нужно дойти. Я думаю, что фильмы надо смотреть всей семьей, всей страной. Для этого и нужны кинотеатры, то есть этот вопрос ощущения себя частью большого. Надеюсь, мы сможем всех согнать с диванов и встретить в кинотеатрах, вместе смотрящих в будущее с высоты полета Девятаева.

Александр Генерозов: Время для быстрых вопросов, ответы в любом формате! Существует режиссерский стиль, почерк. А есть продюсерский?

Тимур Бекмамбетов: Есть, конечно! Потому что на самом деле фильм, вообще говоря, делает продюсер! Продюсер – это предприниматель, а режиссер – это скорее главный инженер. Продюсер – это человек, который рождает саму идею, что надо вот сделать фильм про вот это, для этих людей, в такие сроки потратить такие-то средства, то есть тот, кто движет весь процесс.

Александр Генерозов: Реакция зала на премьере фильма – как они встретили, так дальше и пойдет?

Тимур Бекмамбетов: Нет, конечно. Кинопремьера – это праздник для своего сообщества, и радость, и восторг зрителей на премьере вообще ничего не обозначают. Один из братьев Уорнеров сказал: «Нельзя недооценивать плохой вкус своего зрителя».

Александр Генерозов: По аналоговым, пленочным временам не скучаете?

Тимур Бекмамбетов: Скорее по временам, когда оператор был независим. Режиссер в 90-е годы с «цифрой» получил возможность следить, видеть, что снимает камера. И я считаю, что в этот момент произошла катастрофическая революция со знаком «минус», когда пропала магия у процесса. Оператор перестал быть личностью. И мне было бы интересно вернуться в то время, когда режиссер до конца не знал, что снимает камера.

Александр Генерозов: Тарелки на старте съемок бьют только в России, или это общемировая традиция?

Тимур Бекмамбетов: Я нигде в Америке этого не встречал. Я в каждом своем фильме, снимаемом в Америке, бил тарелки, и все на меня с удивлением смотрели, им было очень интересно, а я им всем говорил, что у нас в России такая традиция – мы бьем об штатив тарелку. Возражал против этого, естественно, человек, который отвечал за штативы, по которым должны бить тарелкой.

Александр Генерозов: Вы не заканчивали ни ВГИК, ни театральный. Глядя ретроспективно – это вас бы испортило?

Тимур Бекмамбетов: Нет, театральный я заканчивал, я учился ташкентском театрально-художественном институте, на отделении «художник театра и кино». То, что я не учился на режиссера, мало что значит, потому что я был всегда уже, начиная с института, включен в процесс постановки спектаклей как режиссер.

Александр Генерозов: Теннисист Михаил Южный, гроссмейстер Владимир Крамник, и даже Иэн Макдональд из King Crimson – родились в один день с вами, 25 июня. К кому с бокалом подошли бы?

Тимур Бекмамбетов: Крамник! В шахматы я играю, но Крамника я наверняка не смог бы обыграть.

Александр Генерозов: О спецэффектах. Когда они только приходили в кино, всё было понятно. Чем больше вкладываешь, тем лучше, потом рассказываешь, сколько миллионов они стоили перед премьерой, и какая-то очередная часть «Мумии» собирает хорошую кассу. А сейчас спецэффекты собирают кассу? Хромакей продает кино?

Тимур Бекмамбетов: Вы знаете, я думаю, что это аттракцион продаёт, а каким способом он делается – на самом деле не так уж и важно. Ну просто компьютерная графика – это возможность для режиссера реализовать свои самые невероятные фантазии. Мир компьютерной графики развивается, и вот в «Девятаеве» мы придумали совершенно невероятную вещь. Мы в партнерстве с компьютерной игрой очень известной – это симулятор авиационных боев. Мы с ними сцены сняли, по-настоящему сняли бои внутри компьютерной игры. То есть, мы собрали лучших пилотов-геймеров страны, и они внутри игры разыгрывали сцены боя, того, который по описаниям случился у Михаила Петровича Девятаева в 43-м году, когда его сбили. И сцены, когда он угонял самолет. Мы все это разыграли внутри компьютерной игры. Возникла уникальная совершенно вещь – никто в мире никогда такого не делал никогда. Оператор – их было три – летели на самолетах виртуальных вместе с игроками, и снимали бой с других самолетов. То есть мы внутри игры снимали бой, хореография боя описана была у Девятаева, а как он случился – это зависело уже от актерского мастерства пилотов. Единственное, что сложно – это как сделать то непосредственное ощущение, что ты в небе, и ты не знаешь, что будет происходить. И ты панорамируешь камеру, а самолет уже пролетел, скорость бешеная. Вот это вот ощущение уловить, эти вот события боя – это то, что было уникальным предложением, которые мы сделали. А самая большая проблема оказалась следующая: пилоты-геймеры летают в десятки раз лучше, чем пилоты второй мировой войны, и те сюжеты, которые описал Михаил Девятаев – их очень трудно реализовать с пилотами-геймерами, у них больше налет часов, чем у любого аса второй мировой войны. Там самое, знаете, что интересное, кстати? Что за Павла Прилучного летала девушка. Всё проходило онлайн, они сидели у себя дома и летали. Все встречались в игре, я говорил: «Поехали», они летели, происходил бой, кусок боя, стоп! А потом возвращались, останавливали, я давал комментарии, и снова взлетали. И вот мы так снимали хореографию саму боя.

Александр Генерозов: «Оскар», он уже совсем рядом, и я не могу не спросить у вас, каково впечатление от номинантов на «лучший фильм», крепкая компания собралась на ваш взгляд?

Тимур Бекмамбетов: Вы знаете, унылая, честно скажу. (смеется) Мне перестало быть интересно, кинематограф начал буксовать и повторять себя. Как искусство формальное, оно перестало развиваться с конца 90-х годов. Вот когда-то придумали свет, когда-то придумали звук, когда-то придумали монтаж, киноаттракцион Дзига Вертов придумал, потом придумали там еще что-то. То есть кино развивалось вместе с миром. Мир развивался, и кино развивалось вместе с ним, описывая и технологические изменения мира, и систематические. Появились компьютерные технологии – появилась «Матрица», появилась minority report, когда стала появляться дополненная реальность – minority report Спилберга, то есть фильмы шли за развитием науки и общества! И вдруг в конце 90-х годов все остановилось, и ты идешь в кино – и ты понимаешь, что ты видишь хороший фильм. Я ни в коем случае не говорю, что фильмы стали хуже – нет, они не стали хуже, но они не стали другими! И в какой-то момент понимаешь, что ничего тебя по-настоящему не удивляет.

Александр Генерозов: «Оскар», как явление в целом, на фоне других желанных наград, есть ещё, как называют её «генеральная репетиция Оскара» – премия «Золотой Глобус», переместимся через Атлантику – BAFTA, которая Британская академия, Канны, Венеция... «Оскар» именно на фоне их проседает? Или они вместе с ним?

Тимур Бекмамбетов: Я думаю, что кино в целом. Я очень много лет последних снимаю эти свои скринлайф-фильмы и продюсирую. И я вижу, что в этой области происходят ежемесячные открытия. То есть каждый месяц, каждый – новый автор, новый режиссер, который приходит снимать скринлайф-фильмы. И он невероятно переворачивает вверх ногами эстетику, и вот эта часть кинематографа – она развивается просто в геометрической прогрессии, потому что это связано с новой жизнью, потому что тут происходят события, на экранах происходят события. Фильмы скринлайф на каждом фестивале, в котором они участвуют, получают один и тот же приз всегда, это приз зрительских симпатий. Потому что жюри не понимает, что это такое. Они не могут положить на полку, туда, где это должно лежать, её нет ещё, а зрители они не думают об этом! Им просто нравится или не нравится.

Александр Генерозов: Помимо скринлайфа вы ещё и интерактивность в кино развиваете?

Тимур Бекмамбетов: А это и есть скринлайф, ведь, как мы с вами уже договорились, это фильмы, в которых действие происходит на экранах девайсов героя главного. Мы пошли лет пять-шесть назад в сторону разработки своих инструментов для создания скринлайф-фильмов, и мы придумали и запатентовали новый рекордер, который позволяет записывать экран твоего компьютера таким образом, что запись является не видеофайлом, а кодом. То есть мы записываем результат манипуляций на экране, записываем как код, который при воспроизведении превращается в видео, но при этом сохраняет все свои, что называется, свойства. Вот недавно на Новый Год вышел фильм с Гошей Куценко, называется «Игрок», в котором история про отца семейства, который увлекся азартными играми, и стал проигрывать деньги своей семьи. И внутри этого фильма есть возможность зрителю тоже поиграть, и он может взаимодействовать!

Александр Генерозов: Но это всё-таки не выбор развития сюжета дальнейшего? Потому что это рождает бесконечное количество вариаций развития, которые будут множиться и множиться…

Тимур Бекмамбетов: Да! Вот это большой вопрос индустриальный вообще! Это глобальный вопрос – куда двинется кино. Потому что было долгое время ощущение, что кино пойдет в сторону стереоизображения, да. И все долго дискутировали, будут ли все фильмы стерео, или вообще никаких. Также вот сейчас актуален вопрос, будет ли интерактивное кино развиваться как одно из направлений, может ли получить «Оскара» интерактивный фильм?

Александр Генерозов: Что дальше? У вас юбилей намечается, заранее не поздравляют же? Какие проекты ожидать?

Тимур Бекмамбетов: Нет, ну я подумываю о том, нужно ли мне каким-то образом отрефлексировать или нет, я не знаю ещё. Единственное, что произойдет – это я знаю точно, примерно в районе моего очередного дня рождения выйдет на экраны фильм «Профиль», который мы снимали в 2017 году. В Америке он выходит 15 мая, а в России выйдет в конце июня, прямо вот буквально в районе 25-го, когда у меня день рождения.

Александр Генерозов: То есть вы имеете возможность сами себе подарок делать!

Тимур Бекмамбетов: Я надеюсь, что да. Ну день рождения же всегда организует сам именинник? Поэтому я вот всей стране попробую организовать такой вот день рождения, всех приглашаю – приходите, будете желанными гостями во всех кинотеатрах страны, где будет фильм «Профиль».

Александр Генерозов: Тимур, спасибо вам огромное, знаю, как расписан ваш график, и мне очень приятно, что для радио №1 в России в нем нашелся час, приходите ещё с премьерами, да и просто поговорить – это очень интересно!

Тимур Бекмамбетов: Спасибо, я желаю всем слушателям здоровья и всех жду в кино!

Александр Генерозов: Тимур Бекмамбетов, режиссер, сценарист и продюсер мирового масштаба провел свой воскресный вечер на Европе Плюс. Александр Генерозов, Week&Star, пока!

Тимур Бекмамбетов: Спасибо большое, до встречи!

Week&StarWeek & StarкиноинтервьюфильмОскар

Сергей Дворцевой: о номинатах на премию «Оскар» и съёмке фильмов на смартфон

13 апреля 2021

Week&StarWeek & StarинтервьюкинофильмыОскар

4 апреля гостем шоу Week&Star стал кинорежиссёр, сценарист, продюсер и член Американской Киноакадемии Сергей Дворцевой! Читай интервью ниже или подписывайся на подкаст, мы есть в Apple Podcasts, Google Podcasts, Castbox, «Яндекс.Музыке» и Podbean.

Александр Генерозов: На Европе Плюс режиссер, сценарист и продюсер, он относится к той категории авторов, которые снимают мало, но практически каждый его фильм попадает в шорт-листы, списки номинантов и в итоге получает награды, включая самые престижные, такие как призы кинофестиваля в Каннах. Рад представить всем, Сергей Дворцевой!

Сергей Дворцевой: Здравствуйте!

Александр Генерозов: Я посмотрел на вашу фильмографию. «Тюльпан» – 2008 год, «Айка» – 2018-й. Это чистое совпадение, что между фильмами разница 10 лет?

Сергей Дворцевой: Ну то есть следующий фильм где-то через десять лет, в 2028-м? Ну да, некоторые так спрашивают и шутят… Ну что, это все-таки авторский кинематограф, и здесь очень сложно планировать. Потому что, как и любое кино, артхаусное авторское кино тоже планируется. Но бывают непредвиденные ситуации, сложности. И вот этим отличается авторский подход – что ты в этом случае просто идешь по своей дороге, и приходится иногда делать дольше съемки, больше репетировать с актерами.

Александр Генерозов: Вы знаете, из режиссеров, которые снимают редко, но метко, хочется вспомнить ещё Андрея Смирнова – от «Белорусского вокзала» до «Француза» и, как ни странно, Тарантино, который, может и не раз в 10 лет, но зато он отметил себе 10 фильмов всего. Вам близка позиция этих авторов, в какой-то степени?

Сергей Дворцевой: Ну вот такое у нас, в нашей профессиональной среде есть поверие, что ли, что хорошо можно сделать только в районе пяти фильмов, очень классно. А остальное уже не так. Вот есть известные мировые режиссеры, такие как Бергман. Он вообще снял очень много картин, а сам говорил, что хороших картин только три. Ну да, это сложно, и у всех своя судьба, у режиссеров. И у меня такой сложный путь, но он мой, и я иду этим путем по-честному.

Александр Генерозов: Глядя на ваше игровое кино, его можно легко спутать в каких-то моментах с документальным. Вот эта исчезающая грань, как бы определили свой жанр – «докьюментари»? Есть такое, немножко неуклюжее слово-калька. То есть вроде бы и не документальные, но похожие на них.

Сергей Дворцевой: Я не думаю об этом, потому что это дело киноведов – они распределяют всё это по полочкам, какой фильм куда положить, потому что так удобнее заниматься ими. Я делаю просто кино, которое я считаю правильным, и которое откликается. Знаете, как говорил Чехов – «царапнуло душу». Вот если царапнуло душу – я на эту тему делаю, и стараюсь сделать максимально живым кино.

Александр Генерозов: А вообще, насколько велик интерес к такому, может быть непростому кино, со стороны зрителей? Понятно, что вы идете туда не для того чтобы заработать денег… Ну когда я имею в виду главная цель поставлена именно такая – сборы, окупаемость. Но ведь и вы вынуждены так или иначе считаться с тем, какое количество людей посмотрят. Вы чувствуете отклик среди людей?

Сергей Дворцевой: Я чувствую отклик, конечно. Я знаю, что такой фильм – и я знал заранее, когда делал – я знал, что это фильм не на миллионы людей. Поэтому, конечно, я делаю такую картину, я очень хочу, чтобы ее смотрели люди, но если люди не готовы к тому, чтобы ее смотреть – это не моя вина! Знаете, настоящее произвидение искусства – ему все равно, нравится это зрителям или нет, если оно настоящее произведение искусства. И знаете, как еще было, по-моему, это Маяковский говорил. Он говорил, и даже стихотворение у него есть:

Я хочу быть понят родной страной,

а не буду понят – что ж?!

По родной стране пройду стороной,

как проходит косой дождь.

Вот и все, а что тут делать? Ну понимаете, вот мы тоже говорим все время – авторское кино, это вот какой-то маргинальный такой жанр. Говорим, что мало смотрят. Обычно у народа такое впечатление, что, если артхаусный фильм, авторский фильм то есть, это значит, что скучно, неинтересно, никому не нужные актеры будут играть не очень хорошо, и так далее… Но вот сейчас «Оскар», я член Американской Кинокадемии, я голосую. И сейчас в главном конкурсе на лучший фильм, есть картины-фавориты – это «Земля кочевников» и «Отец». Но это же артхаус! По-нашему, в нашем понимании. А в американском – нет! Просто в американском кино нет такого деления, «это артхаус, а это какой-то там», а есть просто очень хорошее кино. «Оскар» же – это не артхаусная премия, это коммерческая премия. Но почему в главном конкурсе две авторские картины, в принципе? Мы не задаем себе вопросы. А у нас такого быть не может, у нас очень жесткое разделение, и люди, снимающие серьезное кино, которое имеет авторский потенциал, в котором главное – авторство, оно задвинуто в очень дальний угол. Вот так мы развиваемся, к сожалению!

Александр Генерозов: Возвращаясь к «Айке», скажите, а как сама исполнительница главной роли Самал Еслямова прошла через «Айку»? Вы знаете же, вот такие роли бывают, они большой ценой достаются, я вспоминаю Джоди Фостер, которая, насколько я знаю, после «Молчания ягнят», ей было плохо физически. И прожив эту роль, как Самал приняла её в итоге?

Сергей Дворцевой: Это сложнейшая, конечно, работа актерская, сложнейшая! Это даже не просто работа, это отчасти такое самопожертвование и слияние с персонажем, абсолютное! Потому что у меня, в моих картинах, невозможно играть технически. Поэтому они смотрятся как документальные – потому что люди играют по-настоящему, то есть надо полностью сливаться с персонажем, полностью перевоплощаться. И для нее это было очень сложно, потому что, во-первых, она не рожала сама ребенка, она не мать, и ей было очень трудно играть мать. Но самое главное, сложно было физически. Потому что она играла женщину, которая вчера родила ребенка, у которой гормональный, очень сильный гормональный взрыв, гормональные изменения. Тело болит, как женщины говорят: «проехался танк как будто по тебе», и надо было в пластике, надо было в голосе, в движениях, во всем – чтобы поверили женщины! Они видят очень глубоко, знают это, и поэтому мы, конечно, отслеживали каждую деталь, и я очень рад, что женщины сейчас во всем мире, когда смотрят эту картину – ни в одной стране мне не говорили: «такого не может быть, она не похожа на родившую женщину». Ну а во-вторых, понимаете, для актрисы так долго сниматься в одной картине, и не сниматься в других – это очень сложно. Потому что это и финансово сложно, и физически сложно, и по-разному сложно! Это такой героизм своего рода, я бы сказал. Но поэтому она и имеет такую награду, которую не имеет ни одна актриса постсоветского пространства – главный приз, «Золотую ветвь» на Каннском кинофестивале за эту роль.

Александр Генерозов: Как раз вот в тему этого приза, на тему кино постсоветского пространства. Насколько там сейчас крепкий кинематограф сам по себе? И может ли какая-то прийти волна интереса, как пришла вот к иранскому в свое время, или к корейскому – ну, конечно, у него более глубокие традиции, может быть, да. Но, тем не менее, есть какие-то периоды, когда открывают новые и новые страны. И я вот думаю, может ли прийти это на их территорию?

Сергей Дворцевой: Всегда есть таланты, во всех странах, и в том числе в Средней Азии, и в Казахстане, и в других странах постсоветских есть. Но дело в том, что кино – как футбол, понимаете? Говорят: «Почему наша сборная проиграла вот недавно, и ей не так просто будет выйти в следующую стадию?» Потому что не бывает просто так ничего! Необходимо, чтобы была культура, была культура футбола, она была массовой, и так же необходимо, чтобы была культура кино. Появление одиночных режиссеров – оно возможно везде. Случайно, знаете, как трава сказать пробивается – вот так вот бывает.

Александр Генерозов: Можно мы немножко коснемся так называемых «референсов» в кино? Вот когда смотрел «Айку», мне показалось, что где-то рядом, в вашей, по крайней мере, киновселенной, находится Триер. Потому что это и уровень драмы самой, похожий в чем-то на «Танцующую в темноте», и, конечно же, как мне показалось, движение камеры несколько напоминает о «Догме» его. Насколько это лично мое видение, или действительно Ларс фон Триер повлиял в каком-то плане на вас?

Сергей Дворцевой: Ну буквально – нет, хотя, конечно, мне нравятся фильмы фон Триера, это революционер кинематографический, это очень важный человек для мирового кинематографа. Я стараюсь полностью абстрагироваться. Я всегда говорю, что для меня самое интересное – это жизнь и история, которую я показываю. И главные герои, о которых я рассказываю. И я делаю так, чтобы ничего не приходило извне, понимаете? Я только этим занимаюсь, я не хочу думать о стиле моем, не хочу думать, камера сейчас фон Триера или нет. Просто нам в этом фильме надо было быть очень близко к ней, потому что это главная героиня, а она ничего о себе не рассказывает. И зритель сразу не понимает – кто она? Как она жила до этого? И всё, и она скрывает свою беременность, скрывает роды. Она всё скрывает, и она молчит почти всегда, она редко говорит! И мы должны видеть по ее глазам, по ее лицу, потому что у актрисы Самал Еслямовой, у нее очень выразительные глаза, и поэтому камера близко к ней. Не потому, что я хотел сработать похоже на фон Триера, а потому что камера должна быть близко к глазам, мы должны чувствовать по движению ее глаз, по выражению ее лица, что с ней происходит.

Александр Генерозов: По развитию истории Айки, я подумал, что чем-то это перекликается с историями фильмов про выживающих в диком лесу, в диких, каких-то сложных условиях. Вот от того же «Выжившего» до «Мертвеца» Джармуша, да? То есть она, вроде бы, в окружении людей, но она абсолютно одна, и она вынуждена все время балансировать на грани жизни и смерти, прорываться. В городских джунглях, в агрессивной, неприятной среде себе…

Сергей Дворцевой: Она выживает в этом огромном мегаполисе, где, в принципе, главное – это бизнес, выгода, как-то надо здесь заработать, и людям в принципе, по большому счету, наплевать на ближнего! По большому счету. И, конечно, она – «выживший» в этом городе! Да, она пытается выжить, пытается зацепиться. И какая-то параллель с человеком на каком-то необитаемом острове тоже есть – выживающего, пытающегося уцепиться за жизнь. Да, она такая!

Александр Генерозов: Быстрые вопросы, ответы в любом размере! Классическая триада режиисер-сценарист-продюсер. Вы пытались к ней добавить слово «актер»?

Сергей Дворцевой: Нет, я не пытался, потому что я не актер. Я думаю, что я плохой актер. И киноактер, это еще, знаете, какая-то… Вот говорят про киноактера: «его камера любит», вот что это такое, это какая-то манкость, какой-то импульс, который камера видит, а человек не видит. Я думаю, что я плохой актер.

Александр Генерозов: Провокационно перефразирую Воннегута: «Если суть фильма невозможно объяснить шестилетнему ребенку – то режиссер шарлатан». Он про ученого говорил это, но всё же согласитесь ли?

Сергей Дворцевой: Ну хорошо бы, знаете, чтобы режиссер сам себе суть своего фильма объяснил сначала, а потом бы пытался показать то, что он хочет объяснить – я в этом согласен с Воннегутом. Но, конечно, в картинах, знаете, я всегда стремлюсь к какой-то большой простоте. Я всегда стремлюсь к этому, делая картину. Потому что в большой простоте есть большая сила, и сделать по-настоящему простую картину – не примитивную, не дешевую, а простую, по-настоящему простую – очень сложно! И вот когда она простая, то там есть и первый уровень, и второй, третий, есть глубина. Вот к этому я стремлюсь по-настоящему, делая каждый фильм.

Александр Генерозов: Хемингуэю приписывают авторство ультракороткого рассказа в шесть слов: For sale, baby shoes, never worn – «Продаются детские ботинки, неношеные», в русском языке даже четыре слова. Насколько минималистично коротким можно сделать фильм? Можно ли сделать в тридцать секунд, или в минуту, и это будет законченное произведение?

Сергей Дворцевой: Самый короткий фильм – это фотография, это фильм, сделанный за долю секунды, а так картина – ну тем и отличается от неё кино, потому что это, на мой взгляд, энергия во времени.

Александр Генерозов: В один день с вами, 18 августа, родились легендарный режиссер Роман Полански, отличный актер Кристиан Слейтер, а также ушедший от нас, увы навсегда, Патрик Суэйзи. Кого особо выделите из них?

Сергей Дворцевой: Ну естественно, здесь Полански. Да это само собой, потому что он режиссер, и большой режиссер, великий режиссер со сложнейшей судьбой. Входящий в элиту мирового кинематографа – конечно, я его выделил бы!

Александр Генерозов: Машина времени перед вами, всем всегда своим гостям предлагаю совершить маленькое путешествие. Куда? Выбирайте время и место!

Сергей Дворцевой: Мне интересно сложное время начала 20 века. Мне было бы интересно, это совершенно другие люди, это люди другой эпохи. Подъем и в промышленности, подъем и в культуре, в развитии кинематографа – взрывной такой подъем, и, в том числе, в России тоже! Вот в этом великолепном времени интересно было бы побывать, пожить.

Александр Генерозов: О жизни киношника, вот мы живем – большинство из тех, кто нас слушает сейчас, живем в формате «работа-зарплата», то есть в привычном, стабильном, стандартном формате. А в кино – даже киноактеры живут уже в другой ситуации, а кинорежиссер для меня вообще всегда «темный лес». Понятия зарплаты в принципе нет. Вам приходится постоянно держать баланс между коммерческой работой и работой «для души»?

Сергей Дворцевой: Как это происходит – не знаю. Потому что сейчас, ну сейчас я сделал картину, например, «Айка» – очень сложно ее показывать. Потому что она сложная картина, это произведение искусства, которое не так легко вписывается в рынок, и поэтому у меня очень сложная финансовая ситуация сейчас лично. Но всё по-разному, понимаете… И в то же время, я стараюсь все-таки быть честным в творчестве, стараюсь просто сделать так, чтобы я до последнего занимался тем, чем хочу, и куда я буду вкладывать душу свою. Потому что я знаю, что если мне не интересно что-то по-настоящему, то я сделаю ремесленно, да. Но это не будет экстраординарно, это не будет очень круто.

Александр Генерозов: Но ждать с нашим меняющимся климатом несколько лет снежную зиму – это просто надо стальные нервы иметь… Или вы окружены такими людьми, которые могут поверить, могут понять, что действительно нужно ждать? Вы же не только на свои деньги делаете, в конце концов, фильмы.

Сергей Дворцевой: Нет, ну что тут скрывать – я ненормальный человек, это понятно. Сумасшедший своего рода, и со мной работают подобные же люди, у меня подобрана команда – кучка вот таких же сумасшедших, которые готовы чем-то жертвовать ради искусства. Они готовы снимать по-настоящему каждый кадр, оттачивать и так далее, это люди, прошедшие такой фильтр со мной, не одного года съемок.

Александр Генерозов: Бесснежные зимы упомянул, и вспомнилась фигура шведской девочки Греты Тунберг. Скажите, а вот учитывая её позицию по климату и ее социальный статус, вам кажется возможным снять в кино историю Греты Тунберг?

Сергей Дворцевой: Да, это очень интересно! Во-первых, у нее синдром Аспергера, насколько я понимаю. И у нее есть такая специфика – она, эти люди, они зациклены на каких-то определенных вещах, очень узконаправленных. Вот для нее очень важной стала проблема климата. И она очень зациклена на этом, и тут с одной стороны ее психофизика работает, а с другой стороны её психофизика попала в ситуацию вовремя. Точно попала, совпала со временем. Мне интересно было бы сделать картину вот о такой девочке, которая очень одинока внутренне! Она боится мира, но она увидела так проблему, и ей кажется это страшным. И как она, как ей остаться самой собой, когда она уже стала такой известной? Потому что ее психофизика борется как раз вот с этим, вот этой массовостью, вот с этим этой искусственностью окружающего мира!

Александр Генерозов: Ну давайте уже и об «Оскаре», три недели нас отделяет всего лишь от вручения этой премии. Вы, как мне кажется, уже назвали двух фаворитов – итак, вот если бы все-таки вы вручали «Оскар», кому бы отдали за лучший фильм?

Сергей Дворцевой: Ну я, по сути дела, отчасти и вручаю, потому что я член Американской Киноакадемии, и я голосую. Поэтому сегодняшний разговор – он для меня такой немножко скользкий, в том смысле, что я не имею права говорить, за кого я голосую. Но я могу говорить, что мне нравится, естественно. И, как я сказал, для меня главное удивительное в этом «Оскаре» – то, что вот в этом коммерческом, коммерциализированном, собственно, мероприятии, на главном месте сегодня стоят две фактически фестивальные картины. Это я говорю об «Отце» и «Земле кочевников». И какая-то из них, наверное, получит какой-то приз – я не знаю! И для меня этот «Оскар» – совсем не плохой.

Александр Генерозов: Супергеройское кино – попадет оно на оскаровскую номинацию или не попадет, его невозможно спутать всё же с артхаусом, вне зависимости от того, американское оно или нет, разделение никуда не денется…

Сергей Дворцевой: Ну вот, например, извините, я вас перебью сейчас, Александр. Вот например фильм «Довод». Вот это коммерческий блокбастер…

Александр Генерозов: Пограничный, наверное, такой жанр.

Сергей Дворцевой: Но вы знаете, что «Довода» нет в главном, она не вошла в главный конкурс, она там претендует, по-моему, на лучший звук, или может быть костюм, я не помню точно. Но эта картина – это блокбастер абсолютный, и прошел с огромным успехом по всему миру. Почему его нет?

Александр Генерозов: Ну вот, кстати, не знаю! Может быть вы скажете?

Сергей Дворцевой: Я знаю! Потому что академики оценивают фильм не только в его коммерческом смысле, они оценивают все-таки как кино, как киноискусство. Всё-таки академики оценивают это гораздо шире, чем простой зритель.

Александр Генерозов: Хорошо, а скажите тогда, почему в итоге, на ваш взгляд, Тарантино, при всех его заслугах, все-таки не получил ни одного за все время «Оскара» за лучшую картину?

Сергей Дворцевой: Ну понимаете, «Оскар» – это сложная вещь, потому что «Оскар», всё-таки, это голосование членов киноакадемии, их очень много! Их там, не знаю, может быть семь тысяч… Может быть, я не знаю точно цифру, очень много. Бывает так складывается – здесь не надо искать каких-то вот… Понимаете, у нас такой менталитет, в России, у русских, что мы все время пытаемся найти какие-то подводные камни, ну как-то там, что-то. Но бывают вещи такие, значительно более хаотичные и, ну знаете, ну вот так фишка легла!

Александр Генерозов: Сегодня у каждого практически из нас в руках смартфон. А это ведь такое оружие почти кинематографического калибра, если разобраться. По крайней мере, с чего начинали, с каких камер начинали снимать. Насколько на ваш взгляд вот это средство самодостаточно для начинающего, имеющего какие-то амбиции в кино человека?

Сергей Дворцевой: Ну конечно можно! Соорудить можно все что угодно, и не обязательно иметь какую-то супернавороченную камеру, чтобы снять фильм. Потому что суть не в технике, а суть в голове. Как знаете, кто-то сказал, что, если у тебя есть крутой фотоаппарат, это еще не значит, что ты фотограф, это ты стал просто владельцем крутого фотоаппарата, всё. Стать режиссером – это не значит, что у тебя есть камера, ты станешь просто владельцем камеры. А стать режиссером – это другая история. Как, знаете, у нас говорят – снять фильм не трудно, снять хороший фильм трудно!

Александр Генерозов: Я этого вопроса коснулся в том числе и потому, что две недели назад у нас в гостях был казахский музыкальный продюсер Imanbek, который на стареньком своем ноутбуке смог сделать ремикс, который получил «Грэмми». Это небывалое событие, с чем еще раз его поздравляю! Вот и получается, что ему вот этих минимальных средств в общем-то хватило, и, проведя параллель, ну почему бы человеку, который чувствует в себе потенциал в кино, не попробовать сделать какой-то фильм на смартфон, который у тебя лежит в кармане? Готовая студия же!

Сергей Дворцевой: Абсолютно согласен! Я сейчас провожу мастер-классы, и иногда студенты мне говорят: «Ой, знаете, я не могу сейчас снимать. Вот я хочу снимать реку, но мне нужна такая, вот именно такая камера! Потому что только она способна снять так красиво воду!» Я все время им говорю: «Слушайте, ребята, поймите, что вот вы начинаете сейчас. Сегодня, и преимущество сегодняшнего времени, и с другой, его недостаток, но прежде всего преимущество – в том, что вы сегодня имеете в кармане, как вы сказали, именно киностудию. То есть вы сегодня имеете смартфон, который вам снимет неплохо. Да, там иногда нужна оптика специальная, и так далее, но надо придумать такую идею, чтобы ты мог снять это, вот на этом смартфоне. И у тебя есть компьютер! Самый примитивный компьютер тоже может монтировать сейчас, и у тебя монтажная система – у тебя на самом деле всё есть! У тебя камера, у тебя на самом деле лаборатория для проявки, как раньше были кинопленки, у тебя все это в смартфоне находится. Есть монтажная, которая находится в самом дешевом компьютере – все есть! Вот поэтому говорю: главное не техника, главное – что у тебя в голове и в сердце. Вот если у тебя и там, и там есть – найти, на чём снять, на самой простой аппаратуре все равно сможешь!

Александр Генерозов: Вы используйте съемки по хронологии, не нарезая сцены по удобству, для вас тоже это принципиальный момент?

Сергей Дворцевой: Да, принципиальный, потому что с одной стороны, я хочу всегда понимать, что происходит с героем, снимая следующие сцены. Потому что очень важно, когда снимаешь не по хронологии, то ты иногда вот смотришь фильм, и ты видишь, что почему-то человек в какой-то сцене его так били, лупили, а потом ты видишь в следующей сцене – у него лицо вполне себе нормальное. Ну просто снимали не по хронологии, просто последнюю сцену снимали первой, не знали, что до этого будет. Во-вторых, я снимаю по хронологии, потому что я делаю картины, которые растут как дерево. Они начинаются вот с какого-то эпизода, я начинаю, подхватываю какую-то ситуацию, и дальше ее развиваю. Какой-то конфликт, какую-то историю, я начинаю и дальше ее развиваю. И дальше, я, когда снимаю, я всегда использую то, что происходит в жизни с актерами, с природой, с животными, я это включаю в фильм, меняю драматургию, и поэтому такая картина невозможна, ее нельзя снимать, сняв заранее финал, потому что я никогда не знаю, что будет в конце! У меня есть сценарий написанный, всё там четко сбалансировано, но я всегда его меняю, потому что мне интересно делать так, когда я сам не знаю финал. Я ищу, я начинаю искать, и это дает очень большую мотивацию как все равно, что сравнить человека, который находится в темной комнате – ему надо включить свет, он будет искать выключатель, у него будет мотивация включить свет. Мы пытаемся создать историю, которой не было никогда, мы хотим снять фильм, которого до нас никогда не было. И это нас очень сильно мотивирует и дает загадку для нас, и один к одному переносят на экран. Я другого плана режиссер, хотя есть режиссеры сильные и «математики-режиссеры», я – режиссер-импровизатор. Я очень много импровизирую, и в этом есть полёт. Потому что знаете, одно из самых больших удовольствий в жизни – это творчество! Такое настоящее творчество, это такой полет, который ни с чем несравним! Вот находиться в таком состоянии, когда делаешь картину – это великая вещь и для актеров, и для всех людей в группе. Поэтому они, несмотря на все эти трудности, хотят работать со мной, и я хочу работать также, потому что это настоящее!

Александр Генерозов: Сергей, спасибо огромное за то, что нашли время и приехали к нам, ждем ваши новые ленты, уверен, что их будут обсуждать, и я надеюсь, что и мы с вами сделаем это, приходите!

Сергей Дворцевой: Обязательно!

Александр Генерозов: Сергей Дворцевой, режиссер, сценарист и продюсер провел с нами воскресный вечер на радио №1 в России, на Европе Плюс. Александр Генерозов, Week&Star, встретимся в следующее воскресенье, пока!

Сергей Дворцевой: До свидания!

Week&StarWeek & StarинтервьюкинофильмыОскар
LIVE

ТЕМА РАШ на 11 мая

За что я обижен на родителей

Слушать

29 апреля

Гороскоп

Овенмарт 21 – апрель 20

Овны, ищите причины внутри, не только снаружи.

ПрограммыОнлайнВедущиеКинокайфНовостиКонтакты

Мобильное приложение Европы Плюс в твоем телефоне.

Программы
Бригада УРадиоАктивное ШоуWeek & StarКрутой УикендЕвроХит Топ 40Крутой ПодъёмTop Club ChartDouble HitPlay BoxResiDANCEГороскопБизнес-ланчКиноКайфАфишаStarNewsНовостиПробкиПогода
Ведущие
Ведущие шоуВедущие эфираСлужба информации
Кинокайф
Новости киноРецензииРозыгрыши
Новости
Week&StarЕвропа ПлюсЗвездыСтиль жизниНовости киноВажная информацияРозыгрышиРегиональные новостиРецензииКуда пойтиМодаГаджетыБлиже к звездамМузыкаКотикиМемы и трендыФакты и спискиПремииПутешествияРейтингиИгры
Онлайн
ПлейлистПрямая трансляцияМобильное приложениеПоложения по играм
Контакты
КонтактыПравила участия в играхПоложения об обработке персональных данныхРекламодателям

Средство массовой информации «Европа Плюс» зарегистрировано 21 ноября 2014 г. в форме распространения «Сетевое издание». Свидетельство Эл № ФС77-59972 от 21.11.2014 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

*Mediascope, Radio Index – РОССИЯ 100К+, ИЮЛЬ - ДЕКАБРЬ 2024 г., AQH Share, население 12+

ЭфирПодкасты

Скачивай наше мобильное приложение!