Никита Нагорный: о названном в его честь элементе в гимнастике и о предстоящей Олимпиаде

16 мая гостем шоу Week&Star стал абсолютный чемпион мира и Европы, олимпийский призёр по спортивной гимнастике – Никита Нагорный! Читай интервью ниже или подписывайся на подкаст, мы есть в Apple Podcasts, Google Podcasts, Castbox, «Яндекс.Музыке» и Podbean.

Александр Генерозов: На Европе Плюс гимнаст, спортсмен, именем которого назван элемент выступления, олимпийский медалист, трехкратный чемпион мира и восьмикратный абсолютный чемпион Европы по спортивной гимнастике – Никита Нагорный! Привет тебе, Никита, и привет всем-всем!

Никита Нагорный: Привет! Спасибо что позвали в эту замечательную студию!

Александр Генерозов: Месяц назад твоим именем назвали элемент в гимнастике, «тройное сальто назад согнувшись». Поздравляю! Насколько это редко вообще случается? Или это обычная, в общем-то, практика – сделал что-то новое, ну твоим именем и назвали?

Никита Нагорный: В наше время все сложнее и сложнее сделать какой-то элемент, который потом назовут твоим именем, потому что придумали всё, практически, что уже можно, и я думаю, что последующие элементы будет придумывать уже супер сложно, но вот один из таких элементов я и сделал всё-таки месяц назад.

Александр Генерозов: Ему дали твое имя, ну а что дальше то – улицу в Базеле твоим именем назвать, в родном Ростове или в Москве? И как она будет называться – Нагорная? Нагорного?

Никита Нагорный: (смеётся) Было бы неплохо! Нет, ну и так уже достаточно фамилий, и районы, и метро, и улица уже есть, я думаю уже достаточно, предки постарались, раз есть в наше время такие улицы. Ну а для меня всё-таки оставить имя в истории гимнастики очень важно, потому что это вид спорта, которому я посвятил всю свою жизнь.

Александр Генерозов: Ты однозначно стал главным триумфатором в Базеле на чемпионате Европы. Можно ли считать это соревнование генеральной репетицией Олимпиады? Вы ведь на финишной прямой уже?

Никита Нагорный: Я думаю, что генеральной репетицией называть – ну наверное нет, всё-таки Чемпионат Европы – это не такой старт, к которому можно относиться как к репетиции, вот впереди нас ждёт кубок России – тут да, это можно уже считать действительно генеральной репетиции олимпийских игр. А чемпионат Европы – это полноценный старт, на котором у нас, к счастью, всё-таки получилось выступить. В прошлом году мы пропустили этот старт из-за пандемии, хотя он проводился, и принимали участие другие страны. Участников, конечно же, было мало, но всё-таки он был. И к вопросу о том, подтвердил ли я в статус чемпиона – в 2020 году я не выступал, и был другой чемпион Европы, из Украины, если я не ошибаюсь. И вот после года пропуска получилось вернуть себе обратно статус чемпиона, если так можно выразиться.

Александр Генерозов: Ну значит ты подтвердил тогда свой статус 2019 года. Ты в этот раз получил свои медали в многоборье и на вольной программе. Можно ли считать их своего рода коронными элементами твоих выступлений? Или все гораздо сложнее?

Никита Нагорный: Я думаю, что прямо называть коронными – это всё-таки неправильно, потому что это вторая медаль золотая у меня, за всю историю моих выступлений в вольной программе. Первая была в 2016-м году, перед олимпийскими играми в Рио, ну, а чтобы элемент считать коронным, надо буквально на каждом чемпионате получать хотя бы какую-то медаль по вольным упражнениям! Поэтому здесь, к сожалению, наверное, пока не коронная, но один из ударных снарядов моих, это да!

Александр Генерозов: Как тебе кажется – такая вот насыщенность соревнованиями, которая случилась в 2021 году – вы действительно отдуваетесь за два года, может ли это вас подвести, потому что к чемпионату мира, который будет уже после всего, к нему все придут не то что на пике формы, а вообще в категории «дожить бы до него».

Никита Нагорный: Да, когда мы готовимся к соревнованиям, это действительно очень большая нагрузка, после неё надо уметь ещё и восстанавливаться, правильно отдыхать, чтобы тело привести в норму, в порядок перед следующими соревнованиями. И промежуток, действительно, очень маленький между Олимпиадой и чемпионатом мира, поэтому я думаю, что при удачном выступлении спортсмены просто не будут планироваться на этот турнир. В нашей сборной прямо так и говорят, что не стоит при удачном выступлении на Олимпиаде планировать чемпионат мира. Туда планируют повезти резерв, или правильнее сказать второй состав. Молодых гимнастов, для которых это потрясающий шанс выступить там, хотя чемпионат мира – это такие выступления, на которых получать опыт уже поздно, надо проявлять его наоборот, но вот раз уж так сложилось, то для молодых это будет отличный шанс!

Александр Генерозов: Олимпиада. Можно ли точно говорить, что она будет со зрителями? До конца так и непонятно, если судить по новостным ресурсам, что ты думаешь?

Никита Нагорный: Да на самом деле здесь только гадать остается, потому что каждый раз что-то меняется, сначала зрители были, потом нет, потом опять появились. Сейчас разрешили только гражданам Японии, то есть других не будут допускать. Для них там тоже придумали требования, причём я бы сказал довольно-таки жёсткие. Они должны пройти сначала двухнедельный карантин, они должны сдавать тесты каждый день, и они тоже должны сидеть в каком-то ограниченном порядке, нельзя будет кричать, можно будет только аплодировать, правила очень жёсткие! И мне кажется, вряд ли все захотят принимать участие на таких именно условиях, в качестве гостя. Но мы надеемся, что хоть какие-то гости всё-таки будут! Желательно всё-таки те, которые будут поддерживать сборную России! (смеётся)

Александр Генерозов: А что с Артуром? Наш февральский гость, Артур Далалоян, который, к сожалению, пропустил чемпионат Европы из-за травмы, насколько велика вероятность, что он не сможет попасть и в олимпийскую сборную?

Никита Нагорный: Я думаю, что, судя потому, как он сейчас восстанавливается, всё идёт хорошо, всё идёт по плану! Надеюсь, что он сможет восстановиться к олимпийским играм, в команде он будет точно, и надеемся, что будет выступать на всех снарядах. Он делает все возможное, но здоровье это такая штука, что здесь невозможно предугадать.

Александр Генерозов: Ещё один фактор, который как мне кажется должен вас очень сильно нервировать, – это вот эти бесконечные анализы, тесты, и из-за них спортсмен постоянно находится в подвешенном таком состоянии. Это фактор такого дополнительного «нервяка»? Или вы научились справляться и с этим тоже?

Никита Нагорный: Да на самом деле – это же как, мы ко всему привыкаем, для нас самое жёсткое было – это когда нас всех закрыли на спортивной олимпийской базе, и сказали нам, что вы должны сидеть полностью всей сборной и не выезжать никуда. То есть мы сидели все четыре недели на сборах, без возможности выехать куда-нибудь домой, или вообще хоть куда-нибудь. А у кого семья, дети? Это на самом деле очень жёстко, эти правила до сих пор действуют, просто сейчас, у кого есть антитела, или вакцинация у кого есть, они могут выезжать с базы без теста. А так, вообще постоянно да, тесты, на чемпионате Европы, который только что прошел, у нас были, конечно же, условия немножко полегче, мы сдавали тест всего два раза – по прилёту, и спустя какое-то там время. А вот в Японии, когда мы были в 20-м году на дружеской встрече, на соревнованиях, там мы сдавали каждый день тест! И каждый день в нос тебе этой палкой суют, ты выходишь, плачешь, каждый день приходилось плакать! (смеётся) Поэтому, надеюсь, в этом году как-то с этими мерами безопасности будет немножко полегче на олимпийских играх!

Александр Генерозов: Гимнастика – это не только сборные и чемпионаты, всё начинается с тренера. Тебе не кажется, что вот в сравнении с фигурным катанием, где тренеры чуть ли не медиавойну ведут, у вас как-то тихо, и из известных имен только Ирина Винер-Усманова? Есть такой перекос, что тех знают, а ваши в тени остались?

Никита Нагорный: Нет, они больше сконцентрированы как раз таки на том, чтобы заниматься своей работой, никуда не лезть, никаких интервью не давать, хотя, конечно, они не всегда отказываются. Вот мой первый тренер Нечипоренко Ольга Ивановна из Ростова-на-Дону – тот самый человек, который растил меня с самого начала ещё даже не профессиональной, а потом уже и профессиональной карьеры, ну вот она – открытый человек, про неё и сюжеты снимали, ей есть, что рассказать, есть, чем поделиться. А вот тренер Забелин Анатолий Исаакович – он как раз человек закрытый, он не любит всю эту историю, он не видит в ней смысла никакого. Он жёсткий тренер, справедливый, ему нужна только работа. Ты тренируйся, ты выступай, ты выигрывай, и если это не мешает тебе, то делай что хочешь. А в зале будь добр приходить и пахать.

Александр Генерозов: Ну и, тем не менее, есть ли такое понятие как «тренерская школа»? Ну, вот этот так работает, а этот так, да? Региональные какие-то различия, да?

Никита Нагорный: Ну конечно! У каждого тренера, как мне кажется, индивидуальный подход. В любом случае, когда мы встречаемся все уже в сборной, когда мы приезжаем на спортивную базу на Озеро Круглое, там уже видно какое-то сходство, там идёт совместная работа с какими-то ребятами, которые преподают нам акробатику, хореографию. Замечательная женщина хореограф Людмила Геннадьевна – единственная женщина в нашем зале, которая помогает нам выглядеть элегантно, как именно стоит выглядеть российским гимнастам. И, конечно же, не всегда тренер личный с тобой постоянно работает, есть работа и специалистов. И у каждого, конечно же, своя школа, свой подход, и очень важно, чтобы эти взаимодействия не пересекались. А если такое случится, то я думаю, что личный тренер будет всегда прав. И если будет кто-то неправильно что-то говорить, то он обязательно скажет: не надо этого делать. Если у вас есть какие-то вопросы, то сначала подойдите ко мне, и мне скажите, а потом уже спортсмену.

Александр Генерозов: Больше фактов о нашем госте и о гимнастике в серии быстрых вопросов, ответы принимаю в любом размере! Психануть и свалить с тренировки. Это как у саперов, ошибаешься лишь один раз?

Никита Нагорный: (Смеётся) Нет, на самом деле я уже думаю, что во взрослой гимнастике такого нет. Ну как, свалить? Выйти из зала, и потом вернуться и продолжить тренировку – я думаю, что да! А выйти и не возвращаться, не думаю, что такое возможно у нас в сборной!

Александр Генерозов: Никита от греческого «Ника» – победа. Тебя вдохновляет этот смысл? Да ещё и Нагорный!

Никита Нагорный: Ух ты! Нет, на самом деле никогда не думал об этом, но, в принципе, теперь будет как дополнительная мотивация, спасибо! (смеётся)

Александр Генерозов: Парни-гимнасты плачут? Бывает?

Никита Нагорный: Ой, да я думаю это личное, я вообще очень сентиментальный человек, если я смотрю какие-то фильмы с драматургией хорошей, то я могу прямо пустить слезу.

Александр Генерозов: Тебе предлагают ещё один вид спорта, на выбор от шахмат до ММА. Твой выбор?

Никита Нагорный: На последнем закончим, я думаю, на ММА. Нет, ну мне нравятся единоборства! Люблю даже в свободное время иногда сходить на тренировку.

Александр Генерозов: Ну там можно сразу и кровь заодно сдать в октагоне.

Никита Нагорный: Да, причём чужую (смеётся).

Александр Генерозов: Музыка на тренировках. Разрешается?

Никита Нагорный: Ну в наушниках неудобно наверное, а так, у нас играет музыка, и радио есть, и колонки играют. Да и на соревнованиях присутствует какое-то музыкальное сопровождение, поэтому нет, не отвлекает. Наоборот даже, может где-то заводит и придает сил.

Александр Генерозов: Ну и спрошу напоследок – ростовчанин в Москве, как долго привыкал к нашему не самому, наверное, приятному климату?

Никита Нагорный: Я вот наверно к говору привыкал дольше, после того как я два года прожил в Москве, ну в связи с тренировочным процессом, и возвращался обратно, мы за стол садились все вместе, и мама мне говорила: «О, ну всё ясно – москвич!»

Александр Генерозов: Знаешь, что круто, ты ведёшь отличный абсолютно YouTube-канал.

Никита Нагорный: Да! Уже три года!

Александр Генерозов: Все, кто хоть когда-либо пытался вести канал с видеоконтентом, знают, насколько это большая работа. За каждым видео – минутным, пятиминутным. А у тебя там ещё какие-то сумасшедшие челленджи, активность достойная хорошего блогера такого. Ты ни разу не пожалел, что ввязался в это всё?

Никита Нагорный: Да нет, конечно, наоборот, сейчас то время, когда я начинаю получать отдачу. От зрителей, от людей, которых я встречаю на улице, которые пишут комментарии на почту. От родителей, которые пишут мне, что благодаря мне, моему блогу, они отдали детей на спорт, на гимнастику. И вот это все наоборот сейчас только начинает окупаться, вся эта история, которая длилась и длится до сих пор, она вот только сейчас начинает приносить свои плоды.

Александр Генерозов: По-моему, это такая наша вполне себе российская фишка, по крайней мере, быстрый поиск не дал мне результатов по каким-то англоязычным похожим каналам. Ты следишь, кто-нибудь ведёт ну хотя бы такого масштаба каналы?

Никита Нагорный: Есть ребята из Великобритании. Даже больше того скажу, есть гимнаст, который снимал всякие видео, и потом, после олимпийских игр, на которых он занял третье место, он стал больше этим заниматься, более активно, и в итоге перешел в сферу блогерства полностью! Он закончил заниматься гимнастикой, потому что для него это стало основной профессией, потому что он стал зарабатывать на блоге больше, чем на гимнастике вообще. И вот сейчас он занимается каналом, не так успешно, конечно, как он это делал, совмещая, но при этом всё же у него довольно неплохая жизнь блогерская.

Александр Генерозов: Открываем твою страничку в инстаграме, и вот 23 апреля, твое «тройное сальто назад согнувшись», а ты сам своё исполнение прямо «на пятерочку» оцениваешь? Или видишь, что тут шероховатость, вот тут вот не докрутил…

Никита Нагорный: Ну если взять в процентном соотношении, то из 100 процентов я бы, наверное, оценил в 60-70.

Александр Генерозов: Ну ты довольно-таки критически оцениваешь!

Никита Нагорный: Ещё много над чем нужно работать, а с другой стороны, олимпийский год, самый важный старт нашей жизни, и, конечно же, нужно быть там в лучшей форме, в лучшем виде, и поэтому именно так к себе и нужно относиться. Ну а как, у нас впереди там есть ребята из Японии, Китая, которые, точно так же думают.

Александр Генерозов: 24 марта ты в боксерских перчатках. Как поспарринговал? Без синяков?

Никита Нагорный: Всё под контролем было!

Александр Генерозов: А в гимнастике, кстати говоря, нет таких жестких ограничений весовых, как в единоборствах? Там столько этих категорий, подкатегорий весовых…

Никита Нагорный: У нас вообще нет весовых категорий. У нас если ты можешь тягать своё тело, ну весь ты сколько хочешь, пожалуйста!

Александр Генерозов: А вдруг сломаешь оборудование?

Никита Нагорный: Нет, ну не без этого! (смеется) У нас были случаи, когда и перекладина пополам ломалась, и брусья падали, конечно, такое бывает. Вес – это вообще мой самый главный конкурент, как мне кажется, в спорте. Если я выступаю с весом 67-68 килограммов, то тренируюсь я с весом 71. Три недели держать вес минус 5-6 килограммов – конечно непросто!

Александр Генерозов: 23 февраля ты в строгом костюме и бабочке. Сам в себя не влюбился случайно потом?

Никита Нагорный: (смеется) Нет, но я делаю всегда опрос – как вообще спортсменам идут спортивные костюмы или классические больше, мнения разделяются, многие говорят, что вообще нет, не надевай больше никогда. Другие, что выходи чаще, поэтому, пока есть такие дискуссии – можно переодеваться.

Александр Генерозов: Ну вылез из него не без удовольствия?

Никита Нагорный: Залазил с удовольствием!

Александр Генерозов: Челлендж. Сегодня 16 мая. 1 июля надо выйти на пляж, и краснеть только от солнца. Что убираем со стола – сладкое, хлеб, жир. Всё вообще?

Никита Нагорный: Да на самом деле, если порционно питаться, то в принципе можно и не исключать это всё. Ну здесь всё-таки организму стресс какой, исключить всё – ну сколько, ну неделю ты выдержишь, а потом? А потом то что ты убрал и ещё столько же за один день всё наберешь. Поэтому здесь надо подходить с головой. Полтора месяца – это, на самом деле, не так уж и мало времени для того, чтобы набрать форму. Ну, во-первых, надо начать тренироваться. Как минимум, с зарядки нужно начать. После этого просто сбалансированно питаться хотя бы там три-четыре раза в день, но ограничить так, чтобы после приема пищи уходить голодным. Это нереально тяжело, для меня практически это невозможно, особенно вот сейчас перерыв в тренировках, но ели придерживаться этого, ну и немножко физических упражнений добавить на протяжении дня каких-нибудь, приседаний, или отжиманий, то есть то, что будет в удовольствие. Полтора месяца, и вы будете краснеть только от солнца.

Александр Генерозов: Статика типа планки работает? Потому что много споров вокруг нее…

Никита Нагорный: Конечно! На самом деле любые подвижности, они будут только на пользу идти. Покрутите велосипед, побегайте, поплавайте, та же самая йога – она, как я недавно узнал, сжигает много калорий. Любые упражнения, любые занятия спортом только на пользу.

Александр Генерозов: Ну и раз уж вспомнили про зарядку, сколько – минут десять? Тридцать? Час?

Никита Нагорный: Если каждый, прямо вот каждый день заниматься зарядкой по минут двадцать, то хватит!

Александр Генерозов: Популярность приносит лжедрузей, псевдостартаперов и инфоцыган. Сталкивался? Не устал от них?

Никита Нагорный: Конечно, сталкивался, но это опыт в любом случае. Для того, чтобы в будущем не натыкаться, ведь всё равно нужно будет проходить через это всё. Но настоящие друзья – их же всегда видно, они же те, которые были с тобой с самых низов, так скажем, когда только начинал. А у меня, в принципе, в окружении близкие как раз-таки именно такие. Хотя новые тоже добавляются знакомые. Но уже больше рабочие такие.

Александр Генерозов: Школа Никиты Нагорного, как она – работает?

Никита Нагорный: У нас всё хорошо, после пандемии, когда мы закрывались ненадолго, конечно мы тогда переживали, что детки разучатся делать всё, но, тем не менее, онлайн-тренировки продолжались, тренеры работали и когда вернулись, всё было хорошо. Недавно у нас были соревнования всероссийские, на которых у нас даже есть медали. В этом плане набираем обороты, сам, конечно, я в роли тренера очень редко там присутствую. Только когда нахожу время, приеду немножко подскажу-расскажу. Но чтобы группа полноценная деток, которых я тренировал лично, пока что нет.

Александр Генерозов: Никита, спасибо огромное за время, которое ты нашел для нас, желаем успеха тебе и всем нашим спортсменам на играх, заходи, когда будет минутка – всегда рады поговорить!

Никита Нагорный: Спасибо огромное за приглашение, было очень круто!

Александр Генерозов: Друзья, олимпийский призёр, трехкратный чемпион мира и восьмикратный абсолютный чемпион Европы по спортивной гимнастике, Никита Нагорный провел свой воскресный вечер вместе с нами на Европе Плюс, Александр Генерозов, Week&Star, встретимся через неделю, пока!

Никита Нагорный: Всем пока!

Загружается ...