Константин Сидорков: о музыке ВКонтакте, неактуальности онлайн-концертов и желании стать диджеем

10 октября гостем шоу Week&Star стал директор по развитию музыкальных проектов ВКонтакте, организатор VK Fest — Константин Сидорков! Читай интервью ниже или подписывайся на подкаст, мы есть в Apple Podcasts, Google Podcasts, Castbox, «Яндекс.Музыке».

Александр Генерозов: На Европе Плюс невероятный человек, именно он отвечает за развитие музыкальных проектов в Mail.ru и ВКонтакте, он организатор VK Fest, лауреат рейтинга Forbes «30 до 30», он сделал интервью, кажется, со всеми звёздами музыки и Голливуда – Константин Сидорков! Привет тебе, Костя, и привет всем!

Константин Сидорков: Привет! Добрый вечер всем слушателям Европы Плюс!

Александр Генерозов: Сегодня, прямо сегодня ВКонтакте – 15 лет! Начну просто с того, что прокричу: Поз-драв-ля-ю!

Константин Сидорков: Давай! (хором) С днём рождения, с днём рождения! Причём самое крутое – действительно, бывает такое, что день рождения выпадает на воскресенье, и мы не так заметно отмечаем именно 10 октября его в этом году, но круто, что именно на Европе Плюс мы это делаем, вот все так идеально совпало!

Александр Генерозов: 15 лет – вы взрослые совсем? Или как 15-летние, сдающие весной ОГЭ школьники?

Константин Сидорков: Слушай, ну надо понимать, что сначала ВКонтакте был обычным студенческим форумом.

Александр Генерозов: Да-да, по приглосам ещё всё было, помню!

Константин Сидорков: Конечно! И на самом деле, мне всё-таки кажется, что в нас дух такой настоящей молодости живёт и по сей день. Просто мы стали очень большими такими, и тут конечно есть и некоторый груз ответственности, и понимание того, что мы работаем для разной аудитории, для разных возрастов, но всё равно внутри мы всё те же подростки.

Александр Генерозов: На день рождения обычно ходят с подарками, но от ВК, мне кажется, пользователи и сами ждут их. Что припасли?

Константин Сидорков: Да, мне кажется, всё-таки это очень правильно дарить своим друзьям, своим пользователям в свой день рождения подарки.

Александр Генерозов: Это вообще, кстати, очень по-российски. Потому что во всём мире вечеринки устраивают именинникам, а у нас человек в свой день рождения делает застолье, ну или в офис тащит тортики, да?

Константин Сидорков: Смотри, а мы сделали, что называется, в обе стороны, расскажу. Мы решили сделать масштабную вечеринку онлайн ВКонтакте, которая как раз таки и подразумевает розыгрыш призов. Это и телевизоры, и ноутбуки, и другие гаджеты – все самая желаемое, призовой фонд у нас там исчисляется миллионами рублей, и всё это пользователи могут выиграть в самой обычной лотерее. При этом там ещё огромное количество каких-то призов попроще, но тоже не менее приятных: подписки, в том числе подписка ВК Комбо – на музыку и еду. И, что самое приятное, если нам пользователи хотят сделать подарки, то они могут сделать пожертвование в благотворительный фонд «Линия Жизни». И мне кажется, что такой вариант как раз абсолютно в духе времени, потому что я вижу даже по ленте своих друзей, что многие отказываются от подарков, предпочитая задонатить эти средства в благотворительный фонд.

Александр Генерозов: Да, вы действительно в тренде абсолютно. Ну а сейчас, вот вечер воскресенья – ещё что-то можно сделать из этого?

Константин Сидорков: Конечно! Нужно заходить ВКонтакте в приложение «Чекбэк» и участвовать там в розыгрыше. А ещё можно на просторах ВКонтакте находить пиньяту – картонную такую игрушку, которую нужно разбивать молотком, и оттуда вылетают конфетти, подарки какие-то, конфеты. Вы просто находите эту пиньяту, которая выполнена в виде Спотти – это наш талисман, амбассадор, маскот наверное даже. И надо просто разбивать его, найдя предварительно на разных страничках, и просто выигрывать призы.

Александр Генерозов: Итак, твои первоочередные задачи. Раскрой свой портфель директора и отчитайся перед нами, несколькими миллионами миноритарных акционеров – у всех же скачан ВК!

Константин Сидорков: Я думаю, что лучше всего я смогу рассказать проектами, и я отмечу, наверное, несколько самых интересных проектов за этот год. И первый из них, который очень сильно запал мне в душу и очень мощно поднимает наше культурное самосознание – это трибьют-альбом Анне Ахматовой, который мы сделали в марте этого года. Мы собрали десять исполнителей, которые сами выбрали какие-то стихи Анны Ахматовой и на них сделали в своей стилистике песни. И мы всё это вместе издали в виде трибьют-альбома к 55-летию со дня смерти великой поэтессы. И честно скажу, насколько же получился интересный материал!

Ещё одна крутая история – у Канье Уэста недавно выходил альбом, и мы ждали его чуть ли не больше, чем все, возможно даже больше, чем сам Канье Уэст. Мы к этому релизу приготовили очень большой проект. Дело в том, что Канье очень любит российские внедорожники «Шерп». Это огромные тачки со здоровыми колёсами, которые проедут по абсолютно любой местности, и их найти было очень сложно, потому что каждая такая тачка стоит 7 миллионов рублей, и в России не сказать, чтобы их очень много было и что они прямо вот в свободном доступе. В общем, мы нашли три тачки, забрендировали их под альбом Канье Уэста, поставили их в Москве на очень классной площадке, на FLACON, позвали охранников, которые оделись как Канье – они были в изиках, балаклавах и прочем таком. И на протяжении двух дней все желающие могли прийти, пофоткаться, посмотреть, ну и самое главное – послушать в офлайне в хорошем качестве альбом Канье Уэста. К нам приехала куча блогеров и рэперов – Элджей, Rakhim, ST, Карина Кросс снимала какие-то ролики, получилось очень круто и масштабно. Но самое интересное – мы ведь до конца не знали, когда именно выйдет этот альбом. Мы обклеили тачки, и просто сидели, каждый день обновляли нашу платформу, в надежде, что вот-вот альбом появится.

Александр Генерозов: То есть, у вас никакой даже инсайдерской информации не было?

Константин Сидорков: Даже у музыкального лейбла Universal Music не было этой информации. Мы в итоге узнали о релизе за пару часов до его выпуска. И я помню, что я находился на Алтае, это было воскресенье, и я залез на какое-то дерево, чтобы поймать интернет и дать отмашку, что можно выпускать Шерпы и нужно запускать акцию. Ну и в итоге нам всё-таки удалось всё сделать одновременно с выпуском альбома, и два дня пошуметь на славу.

Александр Генерозов: Минорную тему подкинуть хочу. Пиратство как синоним ВКонтакте. Это сложный для вас шлейф памяти?

Константин Сидорков: Ну, нельзя назвать, наверное, это просто «плохо» или «хорошо». Это уже часть истории и того, как менялась наша музыкальная индустрия. Она, конечно же, менялась ощутимо медленнее, чем западная, но при этом очень быстро наверстала упущенное. Я говорю о моменте года, наверное, так с 2016-го, когда мы наконец-то заключили все лицензионные соглашения, и музыка ВКонтакте стала абсолютно легальной. Конечно, это накладывает определённые ограничения на пользователей. Во-первых, появилась подписка на музыку, я знаю, что до сих пор многие не понимают, зачем и за что они должны платить. Тут надо понимать, что большая часть этих денег идёт музыкальным лейблам, которые потом уже делят эти деньги с артистом. И так поступает весь мир, только они платят уже не два доллара, как у нас, а 10 за такую подписку, а в некоторых странах ты покупаешь три-четыре подписки, каждая из которых стоит по 10$, это я уже не говорю о видеосервисах, где платежи ещё больше. Мир поменялся, и мы поменялись вместе с ним, но, всё-таки самое главное, что нам удалось сделать – это оставить возможность слушать музыку бесплатно. Даже если у тебя нет подписки, ты можешь делать это из браузера или просто не блокируя экран своего телефона, но при этом музыка у тебя всё-таки играть будет, с рекламой, но бесплатно.

Александр Генерозов: У всех стриминговых сервисов свои алгоритмы рекомендаций. Что крутого именно у ВК?

Константин Сидорков: Ну тут нужно понимать, что алгоритм – это максимально персонализированная подборка, и она ни у кого с большой долей вероятности не может совпадать. Мы, честно говоря, даже сами не знаем, что рекомендуется каждому пользователю, потому что это очень глубокий анализ, это тысячи разных факторов. В зависимости от того, какие ты песни себе добавлял в аудиозаписи, что ты, например, отправлял друзьям, какие треки ты находил в витрине, это очень глубокая аналитика! И это, в том числе, и машинное обучение. Мы стараемся наши алгоритмы с каждым разом делать всё совершеннее, и уже сейчас наши пользователи сами решают фактически, что им слушать, и мы только немножко направляем, даем слушать какую-то новую музыку, ну то есть фактически приносим всё на блюдечке, вот, типа, держи, это персональная подборка для тебя.

Александр Генерозов: Больше информации о нашем госте узнаем в серии быстрых вопросов, ответы всегда принимаю в любом формате. Когда ты завел аккаунт ВК?

Константин Сидорков: В 2007 году.

Александр Генерозов: Читаешь всю личку? Во всех сетях?

Константин Сидорков: Нет, это абсолютно точно невозможно, я просто расскажу, как выглядит моя личка во ВКонтакте. Думаю, что не совру, что есть минимум тысяча чатов рабочих, потому что с первого дня работы во ВКонтакте я вёл всю деловую переписку с партнёрами в чатах ВК. Я считаю, что если мы обсуждаем с партнёрами нашу работу на нашей площадке, им важно понимать, как она работает, весь её инструментарий, и где, как не в чате ВК нам было бы удобнее делиться этой информацией! Поэтому в почте у меня за один день приходит где-то 30-40 писем, а в рабочих чатах этих сообщений сотни. И тут нужно отдать должное моим коллегам, просто-таки низкий поклон им, потому что они тоже там присутствуют, тоже принимают удар и очень сильно нам этим помогают.

Александр Генерозов: Миллиардеры и сильные мира изучают каббалу и другие мистические практики. Ты ищешь скрытое, высшее знание?

Константин Сидорков: Вообще мне кажется, что такое желание просыпается, когда у тебя мало работы, и когда ты находишься в постоянном интенсивном рабочем состоянии, тебе просто не до всего этого.

Александр Генерозов: Что за трек в твоём плеере на паузе?

Константин Сидорков: Я думаю, что мои вкусы в целом совпадают со вкусом большинства слушателей Европы Плюс. Я очень сильно жду новый альбом Coldplay, я просто в восторге от их двух новых синглов и их последней работы с BTS, хотя, казалось бы, где я и где K-pop – это просто полярные вещи! Но ребята сделали настолько вкусную коллаборацию, что для меня теперь ВТS – просто топчик.

Александр Генерозов: Добавим фана. 13 марта родился не только ты, но и Рон Хаббард – он придумал тоже своего рода соцсеть, Анатолий «Новая хронология» Фоменко и… Елена Малышева! Найдёшь ли хорошее слово для этой компании? У меня есть одно имя в резерве, если что!

Константин Сидорков: Давай выкладывай, Саша!

Александр Генерозов: Адам Клейтон, U2!

Константин Сидорков: Слушай, ну это просто команда «Мстителей» какая-то собралась, если честно! Мне кажется, надо отдать это всё Сарику Андреасяну, режиссировать. Я думаю, получилось бы мощно.

Александр Генерозов: Не, ну я когда готовился, я честно просто ржал – вот, думаю, Костяну повезло!

Константин Сидорков: Да уж, ничего не скажешь.

Александр Генерозов: Так, ну сейчас попытаем тебя. Как готовишься к интервью, ставишь ли себе цель спровоцировать в хорошем смысле, «снять маску» и показать в истинном виде собеседника?

Константин Сидорков: Смотри, вот это как раз именно то, что отличает меня от профессиональных журналистов, профессиональных интервьюеров – я к этой задаче отношусь как к хобби. У меня нет такой задачи – достать какое-то там грязное белье, какую-то провокацию. Мне, честно говоря, часто бывает очень неловко самому смотреть такие интервью, я, как будто бы, в этот момент испытываю такой «испанский стыд». Я понимаю, что кому-то это нравится, что это большой и крутой жанр, большая профессия, и я с очень большим уважением к ним отношусь, но я немножко о другом. Я всегда относился к своему собеседнику так, чтобы ему было комфортно, приятно, чтобы он провёл интересную беседу, но при этом не чувствовал, что его пытаются в этот момент на чем-то подловить. Поэтому я стараюсь все свои интервью строить вокруг продукта, проектов, которые они продвигают. Ну вот если говорить об интервью из последних – это Дэниел Крейг по Джеймсу Бонду. Я прекрасно понимаю, что, наверное, тут надо больше говорить о фильме, нежели копаться в его личной жизни. Наверное, если они захотят рассказать кому-то о личной жизни, то они пойдут к Опре Уинфри или, в конце концов, к Дудю. Мне это всё не надо, это их хлеб, я просто за классный позитивный контент.

Александр Генерозов: Тем не менее, случались ли такие моменты, отвергали вопросы и говорили: «следующий вопрос»? Попадал в такую неловкую ситуацию, которая может сбить тебя с толку?

Константин Сидорков: Ты знаешь, таких ситуаций конкретно не было, но была парочка интервью, в которых я конкретно «посыпался», и не было вот этой вот химии между мной и гостем. Первые интервью – это было с группой Placebo, возможно ещё потому, что мы в этот раз решили взять переводчика, хотя обычно я беру интервью на английском. Но там были какие-то организационные сложности с этим, и поэтому оно не получилось, мягко так говоря. И в самом-самом начале моей работы во ВКонтакте у нас было интервью в прямом эфире с Земфирой. Причём это было не интервью в классическом виде, а я озвучивал вопросы от пользователей ВКонтакте, но так как я был ещё очень «зелёный», то я просто не смог выстоять под напором этой великой певицы. Конечно же, после интервью мы обнялись, и все было нормально, но вот это напряжение, и мой голос, который стремился после корпоратива накануне буквально к нулю, позволили мне назвать её в эфире «Зефирой», в общем, там много всего было. Но надо учиться на своих ошибках, я тебе скажу так.

Александр Генерозов: Ты всегда говорил, что привык учиться и работать с людьми старше тебя. Но этот момент у всех рано или поздно выправляется. Ты сейчас работаешь скорее со сверстниками, с младшими тебя по возрасту, или всё-таки до сих пор этот зазор возрастной сохраняется?

Константин Сидорков: Нет, если мы всё-таки говорим про партнёров, то зазор этот конечно же ещё сохраняется. По части моих коллег – ну плюс два-три года и так далее. Но самое сложное для меня, не побоюсь этого слова, учиться и понимать то поколение, которое уже позади меня, моложе, тех самых зуммеров, которым сейчас по 18-19 лет. И я честно понимаю, что есть, ну не то чтобы пропасть, но пара таких хороших ям между нами. Но я стараюсь их преодолеть. И самое главное, что будет тебе помогать всегда оставаться актуальным – это ни в коем случае никогда не отрицать их ценности, их модель поведения, а лучше понять её и научиться пользоваться этими инструментами.

Александр Генерозов: Кто ты как руководитель? Будешь объяснять: «сделай это и это», или вот твоё поле, твой черный ящик: «Вот входные данные – я жду выходные»?

Константин Сидорков: Ну мне кажется, что второй подход мне ближе, я перфекционист, и мне нравится, когда дело делается идеально. Считаю нужным сказать ещё, что мне в этом очень помогает моя команда, у которой так сильно горят глаза, с которой мы находимся всегда на одной волне, и которой не надо объяснять, что, зачем и почему. Они сами много всего генерят, и мне кажется, что самый лучший показатель – это то, что наши еженедельные совещания, а иногда они бывают и каждый день, длятся минут 40, а какие-то короткие – длятся вообще пять, максимум 10 минут. Когда нет лишнего «мусора», чётко, по-деловому. Пришли, бам-бам-бам, это там, это тут, как это развернём? Очень, очень доверяем друг другу в экспертизе, поэтому у нас крайне редко возникают какие-либо споры.

Александр Генерозов: А ты готов взять в команду человека с пятном в репутации: судимость, увольнение по статье, я конечно, утрирую, но суть не меняется. Или западный подход – репутация превыше всего?

Константин Сидорков: Вообще, мне очень жаль, что сейчас институт репутации немножко меркнет. Сейчас человека в моменте могут захейтить, осудить, но через неделю, месяц, год – всем будет на это уже наплевать. Мне кажется, что это не очень правильно, всё-таки нужно учитывать бэкграунд какой-то. Когда ты представляешь большую компанию – ты всегда находишься под прицелом, потому что каждое твое слово может трактоваться как позиция компании. Примеры говорят, что всегда нужно быть в личном поле, в соцсетях максимально сдержанным и думать, прежде чем что-то делать.

Александр Генерозов: VK Fest перенесли на 2022 год. Как это происходило? Тяжкая пауза, кулаком по столу: «Переносим»? Паника на биржах, «продаём, продаём срочно»? Или спокойно, все понимали, что к тому и идёт?

Константин Сидорков: Ох, ты сейчас прямо на больное место наступаешь! Ты знаешь, как – я ведь до последнего был в команде оптимистом, я говорил, что ребята, прорвёмся. Даже когда уже начались какие-то первые отмены летних фестивалей, я говорил, что мы должны выстоять, должно всё получиться. Но надо понимать, что у нас всё-таки есть определённая ответственность перед посетителями, мы должны быть уверенными в том, что фестиваль пройдёт безопасно для всех. И, конечно же, тут никакие финансы, никакое личное желание не может этому препятствовать. И в 2020 году мы уже в апреле понимали, что никакого фестиваля летом не будет, потому что тучи, что называется, уже сгустились очень сильно. И мы его провели в онлайн-формате, мы успели ещё в тот момент, когда была самоизоляция, и поэтому цифры, которые мы получили по результатам просмотра VK Fest, а он шел у нас целую неделю по 10 часов в эфире, мы получили 41 миллион человек уникальных зрителей. То есть надо понимать, что четвёртая или, там, пятая часть жителей нашей страны посмотрели это шоу в прямом эфире, это было просто «вау!» А в этом году мы решили, что, во-первых, формат онлайн-концертов уже себя несколько подыстаскал, людям уже очень хочется офлайна, и они не готовы смотреть эту картинку. Мы понимали, что не будем делать его онлайн уже точно. Мы пытались провести его в июле, потом, когда стали вводить ограничения, мы его перенесли на конец августа, в надежде, что цифры заболеваемости немножко упадут к тому моменту. Но цифры улучшения не показали, и мы поняли, что уже точно не в этом году, и стали метиться на 23 и 24 июля 2022 года, и надеемся сделать это очень масштабно.

Александр Генерозов: Но у вас железобетонные нервы, и вы уже продаёте билеты на 22 год!

Константин Сидорков: Да, у нас все, кто покупал билеты на фестиваль 20-го и 21-го года, все эти билеты будут доступны, и по ним можно будет попасть на фестиваль в следующем году, и более того, мы очень постараемся сохранить тот лайн-ап, который мы анонсировали в 2021 году. С хедлайнерами мы уже согласование получили, в общем, я думаю, что уже в начале года, в январе-феврале, мы будем полноценно анонсировать фестиваль и его состав.

Александр Генерозов: Ещё одна грустная история, но не для вас. 4 октября произошел тройной сбой. У всех одновременно отвалились мессенджеры, накрылись социальные сети – не будем их сейчас называть уж…

Константин Сидорков: Да что так, можно и называть в этом случае! (смеется)

Александр Генерозов: Да ну и ладно уж. Тем не менее, вы для себя какие-то уроки вынесли, программистов лишний раз протрясли? Может такое приключиться и у вас, как думаешь?

Константин Сидорков: После истории, которая случилась с зарубежными соцсетями в этот понедельник, мы за эти семь часов подросли на 20 %, по количеству отправленных сообщений, по новым пользователям…

Александр Генерозов: Спасибо, Марк?

Константин Сидорков: Ну скорее тут надо говорить не «спасибо», а всё-таки пожелать коллегам, чтобы все у них наладилось, потому что, как я уже говорил, мы за здоровую конкуренцию, мы за то, чтобы все игроки были в России представлены, и запуск Spotify в прошлом году дал всем игрокам очень хорошую мотивацию становиться каждый день лучше. И поэтому тут не хочется злорадствовать, а хочется наоборот сказать, что это очень большое удовольствие конкурировать с такими гигантами, с соцсетями с миллиардными аудиториями, и при этом делать свой продукт конкурентоспособным.

Александр Генерозов: В твоём инста я видел тебя несколько раз за пультом. Константин Сидорков – диджей? Есть такое увлечение?

Константин Сидорков: Есть, да! Это моё такое хобби, моя такая отдушина, я обожаю танцевальную музыку, и я провожу с ней всю свою жизнь. Я помню себя семилетним, и я слушал тогда абсолютно все треки Benny Benassi – да, во время пандемии я сходил и взял пару уроков, музыкальной селекцией я занимаюсь очень давно, более того – я очень скрупулёзно собираю свои плейлисты, которые я слушаю в машине, в свободное время. И поэтому я понял, что надо просто научиться технике, надо научиться сводить и работать с оборудованием. И сейчас уже даже готовлю треки и буду их выпускать, и думаю, что все это должно очень серьезно закрутиться. И, кстати, надеюсь, что мы скоро уже это анонсируем, но я уже сейчас могу сказать, что 11 ноября я буду выступать в Дубае на разогреве у Burak Yeter.

Александр Генерозов: Ооо, нормально так!

Константин Сидорков: Мне просто кажется, что это очень клёво, когда у тебя есть профессиональная среда, где ты выкладываешься на все 100 %, и есть свободное время вечером, которое ты можешь посвятить такому хобби.

Александр Генерозов: Костя, спасибо, что нашел время для нас, вопросов осталась масса, давай приходи как-нибудь ещё к нам, договорились? Поздравляю вас ещё раз с «пятнашечкой»!

Константин Сидорков: ​Йеее, спасибо!

Александр Генерозов: Друзья, директор по развитию музыкальных проектов ВКонтакте, организатор VK Fest, автор интервью с самыми крутыми голливудскими артистами Константин Сидорков провёл свой воскресный вечер вместе с нами на Европе Плюс. Александр Генерозов, Week&Star, встретимся в воскресенье, пока!

Константин Сидорков: Пока-пока!

AD