В гостях у шоу Week & Star побывал известный режиссер, продюсер Александр Андрющенко! Вместе с ведущим Александром Генерозовым они обсудили его новый фильм «Напарник», поговорили о том, почему сейчас стало так мало хороших сценаристов, а также наш гость рассказал, почему считает Джеймса Кэмерона самым крутым режиссером! Читай интервью ниже или подписывайся на подкаст для iOS и Android.
W&S: В этом искусстве сплелись актерские таланты, режиссерские амбиции, самые продвинутые технологии, космические бюджеты и абсолютно земные страсти. Кино – это, пожалуй, единственная легальная, официально доказанная и всеми признанная светлая магия. Обо всех сложностях кино, а также о том, как сделать ленту, заставляющую вспомнить «Аватар», но в 33 раза (я посчитал!) дешевле, говорим с продюсером и кинорежиссером Александром Андрющенко! Привет, Саша, и привет всем, кто с нами сейчас!
Александр: Привет!
W&S: Ну, во-первых, поздравить с премьерой твоего фильма «Напарник». И я так думаю, сейчас вы как раз заняты подсчетом кассовых сборов, да?
Александр: Нет, не занят. Удалил все счетчики.
W&S: Почему?
Александр: Потому что волнуюсь, переживаю. Зачем это нужно? Что от меня уже зависит? Я фильм сделал, он вышел на экран, идите и смотрите.
W&S: Для тех, кто пока его еще не смотрел, опишу сюжет. Главный герой – это абсолютно компьютерный мальчик, в которого вселился, можно сказать, сам Сергей Леонидович Гармаш. Первое, о чем я подумал - с кого вы его рисовали? Я имею ввиду самого мальчика - с детских фото Сергея Леонидовича?
Александр: Нет, это Тимофей Денисов. Три года назад мы проводили детский кастинг, где искали мальчика - красивого, обаятельного и похожего на Сергея Леонидовича Гармаша в детстве. И мы его нашли. Он, действительно, похож. Сравнивали с детскими фотографиями. В итоге Сергей Леонидович утвердил мальчика, сказав: «Действительно, похож!» В итоге с него была сделана 3D-модель, которую дальше оживляли Сергей Гармаш и Саша Петров.
W&S: А почему Владивосток? Так интересно, почему съемки проходили именно во Владивостоке. Это ты, наверное, придумал, продавил?
Александр: Ну, да. У нас по сюжету криминальная история. Искали бандитов. Полицейский ловит бандитов, выражаясь простым языком. Бандиты здесь бытовые, не интересные. Не хотелось скатываться в какую-то тяжелую историю бытовую. Поэтому придумали китайские триады. Они все очень романтичные, где-то далеко, где-то на границах. Придумали Владивосток. Потом съездили, посмотрели Владивосток. Дальше уже назад дороги не было, потому что город потрясающий, красивый невероятно. Всем рекомендую туда поехать. На самом деле это удивительно. Ты летишь девять часов и оказываешься в своей же стране. Мне кажется, такого больше нет нигде.
W&S: Да, иностранцы очень удивляются.
Александр: Да! Испытываешь шок. Потому что другой воздух, другая природа, другие люди. Я влюблен в этот город.
W&S: Кино нельзя назвать новым жанром, но, как и 100 лет назад, в свободный вечер мы с удовольствием идем в кинозал, смотрим на белый экран, который через секунду оживет и увлечет нас! Режиссер и продюсер Александр Андрющенко в шоу Week&Star на Европе Плюс! Слушай, все-таки хочется этого мальчика еще поисследовать. Получается, у него пластика от Саши Петрова, но Саша Петров, он вроде тоже уже не совсем малыш. Вот как это было сделано?
Александр: Это известная технология - motion capture, когда человеку наклеивают датчики и одевают в странный водолазный костюм с шариками.
W&S: Ага. Саше Петрову, думаю, и он к лицу.
Александр: К лицу, но ему было немножко неудобно. В общем, в России он пока не очень широко используется…
W&S: В отличие от Саши Петрова.
Александр: В отличие от Саши Петрова, да. Саша широко используется, да. И он двигается телом. Это автоматически, практически автоматически переносится на модель ребенка, который точно так же двигает руками и ногами. С определенной точностью. Почему Саша? Потому что... Потому что не Сергей Леонидович.
W&S: Подожди, ребенок годовалый?..
Александр: Да.
W&S: И вот Саша учился так ходить специально?
Александр: Нет. По сюжету в теле годовалого ребенка все-таки находится сознание взрослого человека. Я ставил определенные ограничения, связанные с физикой ребенка. Но задача все-таки была вести себя как взрослый. В этом ведь и фишка, что маленький ребенок вдруг может показать поведение взрослого человека. И в этом и юмор весь, собственно.
W&S: Сама формула сюжета не нова. Героев переселяли в разные тела, женщин в мужчин, Бенджамин Баттон, вообще молодел телом и старел душой. А чем все-таки отличишь именно вашу эту историю?
Александр: Во-первых, да. Тема не нова. И, тем не менее, переселения в младенца мы еще не видели. Собственно, оттуда родился и компьютерный ребенок. Потому что многие меня спрашивают, почему? Почему компьютер? Неужели нельзя было снять годовалого ребенка и его озвучить? В такие моменты хочется ответить: «Ну, снимите и озвучьте!». Ведь годовалый ребенок играть не может. В этом и весь интерес, что годовалый ребенок этого делать не может, а он делает. И это рождает определенные драматургические коллизии, которые мне были интересны. Когда в молодой семье появился ребенок, и в год он уже настоящий монстр. И теперь надо как-то из этой ситуации выкручиваться. В общем, это было мне интересно.
W&S: Такая интрига, что только и остается, что идти и смотреть! Режиссер и продюсер в киноленте, это как президент и премьер-министр в масштабах государства. Может, я неправильно сравнил, ведь ты был и тем, и тем.
Александр: Можно я процитирую сейчас режиссера Егора Баранова? У него вышел недавно фильм «Гоголь». Он привел отличную метафору, объяснив кто такой режиссер и кто такой продюсер. Если ребенок - это фильм, то его папа – продюсер, а мама – это режиссер. Мама заботится. И там просто важный момент в том, что этого ребенка любят и папа, и мама любят его одинаково. И он им обоим дорог. Но просто один его обеспечивает... Также его любит, но, в основном, обеспечивает. Второй его вынашивал девять месяцев, рожал в муках. И поэтому у него другая, более биологическая привязанность к ребенку. Но в целом и тот, и другой, заботятся. Я в данном случае мама-папа в одном лице.
W&S: Слушай, насколько я знаю, вы с Фёдором Бондарчуком открыли свою школу. Другими словами, вы пытаетесь составить конкуренцию ВГИКу?
Александр: Но у нас же нет задачи - составить конкуренцию. Нам просто не хватает квалифицированных кадров, профессионалов.
W&S: А я думал, скажешь денег…
Александр: Нет. Нам не хватает людей, потому что мы пытаемся делать хорошее кино. И у нас получается, возможно, иногда не очень. Но в целом, все-таки, получается. И нам очень нужны профессионалы. Поэтому мы открываем свою школу. В этом году у нас пилотный курс. Сейчас идет набор. Я сюда приехал прямо с экзаменов.
W&S: А вообще, наверно, это ближе к американскому стандарту? Когда нет такого «тяжеловесного» вузовского образования, а учатся непосредственно при студиях, компаниях?
Александр: Да. Это дополнительное образование, двухгодичное. Преподавать в нашей школе будут практикующие профессионалы – сценаристы, режиссеры, продюсеры. Мы знаем, что их очень трудно пригласить. Но наша репутация в киноиндустрии позволяет это сделать. Мы сами снимаем фильмы, и студенты будут учиться на наших площадках. Мы пытаемся сделать первую такую индустриальную школу.
W&S: Больше фактов про нашего гостя узнаем при помощи серии быстрых вопросов! А ответы на них принимаю, Саша, абсолютно в любом формате. Наша слушательница Светлана спрашивает, что заканчивал сам Александр, раз он учит других?
Александр: Среднюю школу в Новосибирске. С золотой медалью. Хотел учиться дальше, не получилось. Работа затянула.
W&S: Как правило, зрители помнят режиссера, а продюсера – нет. Честный расклад?
Александр: Не очень.
W&S: Папу не помнят.
Александр: Лучше папу помнить тоже. Но, если так происходит, что поделаешь.
W&S: Раньше масштабность фильмов измеряли в километрах пленки, а, сейчас, наверное, в терабайтах. И сколько надо приготовить памяти для сырья такого фильма как «Напарник»?
Александр: Да, очень. В основном это компьютерная графика. И эти гигантские объемы хранятся на серверах.
W&S: Представим себе шоу «Голос», только про кино. И ты участник. А в кресле сидят Земекис, Ридли Скотт и еще кто-нибудь из культовых режиссеров. К кому в команду ты хотел бы попасть?
Александр: Ты назвал всех моих любимых. А я бы попал к Кэмерону все-таки, если честно...
W&S: Ну, я вот оставил для него окошко, а вдруг, ты другого кого-то выберешь?
Александр: Нет. Я обожаю Земекиса... Но выбрал бы Кэмерона, потому что он самый бодрый из старшего поколения режиссеров.
W&S: А тебе нужны различные награды на фестивалях, конкурсах? Или только «Оскар» и больше ничего не нужно? Или «Оскара» тоже не надо?
Александр: Да зачем они мне все?
W&S: А запомню это! Александр Андрющенко: «Да зачем мне «Оскар»?
Александр: Зачем мне «Оскар»? Дайте мне зрителей побольше.
W&S: Наверное, ты всю юность жил с видеокамерой, как Рикки из «Красоты по-американски». Угадал?
Александр: Да, я с 11 лет хожу с видеокамерой. Снимал свадьбы, ролики разные. Давал объявления в новосибирские газеты. Монтировал дни рождения.
W&S: Вот и школа.
Александр: Я делал все, что я мог.
W&S: В один день с тобой 8 апреля родились такие замечательные люди, как актриса Робин Райт Патрисия Аркетт, синхронистка Наташа Ищенко и лыжник Сергей Устюгов! Позвал бы кого-нибудь к себе на день рождения?
Александр: Да всех бы позвал! Прекрасные люди, обожаю их всех! Если бы Робин Райт в образе из «Карточного домика» пришла на мой день рождения, я был бы счастлив!
W&S: Мы живем в революционное время, мы уже просим ботов в смартфоне нас разбудить, доброго утра желаем своим подписчикам в соцсетях, а потом выбираем между такси, каршерингом и гироскутером. И вот у нас Александр Андрющенко, продюсер и режиссер, как про него пишут, нового поколения! Саш, скажи, пожалуйста, все замки, все космические корабли, все взрывы давно уже снимаются не на белом, конечно, а на зеленом экране. И вот этот самый хромакей, он победил реальность? Или все равно приходится какие-то декорации делать еще?
Александр: Приходится делать. Есть разные тенденции. Есть синий экран, помимо зеленого, в зависимости от того, в каких костюмах играют люди. В графике многое зависит от жанра. А есть такие как Кристофер Нолан, которые снимают на плёнку. У него все живое, и самолеты в кадре летают. Но это очень дорого. Сейчас снимать масштабное кино без компьютерной графики гораздо дороже, чем делать его с помощью нее. Поэтому только маститые монстры могут себе это позволить...
W&S: Теплое ламповое…
Александр: Да, теплое ламповое кино. И снимать его на 70-миллиметровую пленку. И играть живым оркестром. Ничего плохого в этом не вижу. И у того, и у другого есть какие-то свои плюсы, минусы, и зрители. Только вот «Трансформеров» терпеть не могу. А в остальном все хорошо.
W&S: Вернемся к «Напарнику». У вас, помимо Гармаша и Петрова, играет Лиза Арзамасова. Очень люблю ее. Получается, что по сюжету она играет маму Сергея Леонидовича, да? Как далась ей эта роль? Ведь сама она пока не мама.
Александр: Когда-то она станет мамой. К тому же, у нас у всех есть мамы. Ей очень понравились съемки. И я думаю, что для нее это такой некий переходный этап от «папиных дочек» к мамам. И я очень счастлив, что она снималась в картине. И мне тоже как раз было очень интересно за ней наблюдать. Она была ребенком, а сейчас взрослая. Очень интересно смотреть на это преображение.
W&S: А тем временем, наша слушательница Диана спрашивает нас про твой новый фильм «Лед».
Александр: Знаете, «Лед» это такая...
W&S: Субстанция, которая скоро скует всю землю.
Александр: Да. И в каком-то смысле, это новый для нас эксперимент. А с другой стороны, такая сказка чудесная о любви, о женском характере, о падениях, взлетах...
W&S: Это лед в женском характере, да?
Александр: «Лед» – это история фигуристки. Скоро мы начнем уже анонсировать первые ролики. Нам после «Притяжения» нравится игра в секретность, и мы сейчас будем постепенно анонсировать это кино. Но это будет очень большой релиз зимой будущего года. Я думаю, все про него услышат и придут.
W&S: Александр Андрющенко, автор фильма «Напарник», который без ГМО и добавок соединил в одной роли пластику Саши Петрова, мимику и голос Сергея Гармаша и компьютерного младенца-сыщика! Ну, расскажи еще о проекте «Притяжение 2». Мы знаем, что к первому ты точно имел отношение. Ты один из продюсеров и, если не ошибаюсь, соавтор сценария?
Александр: Автор идеи. Если говорить о втором «Притяжении», то сейчас заканчивают работу над сценарием, и в следующем году начнутся съемки. Дата релиза запланирована на конец 2019 года. И это все, что я могу сказать о фильме «Притяжение 2», так как этот проект будет храниться в такой секретности, что... Будет круто!
W&S: Вы создали школу, так как не хватает кадров. А каких именно? Актеров? Сценаристов? Операторов монтажа? Можешь назвать пару-тройку самых дефицитных таких профессий?
Александр: Да, могу. В первую очередь, сценаристы. Потому что хороших сценаристов очень мало.
W&S: Но ведь у нас такая литературная страна...
Александр: Ты знаешь, сейчас недавно об этом говорили. У меня есть ощущение, что у нас не идут в сценаристы, потому что думают, что это какая-то профессия для убогих, как будто ты сидишь, в ноутбук упершись, и пишешь что-то. То есть, если ты сценарист, если ты пошел в сценаристы – ты неудачник. А ведь наши сценаристы довольно успешные, уверенные в себе люди. И когда мы вот этот образ как-то продвинем, я думаю, что туда двинутся люди. Если идти далее по дефицитным кадрам, то крайне мало режиссеров монтажа, Ну, не понимаю, почему, сам монтирую все наши фильмы.
W&S: Ну, мне кажется, почему-то, это что-то свойственное сценаристу. Потому что надо понимать канву, чтобы неразрывно шло...
Александр: Это сложнейшая профессия. Это настоящий режиссер на монтаже. И мы сейчас тоже будем на это делать упор, выращивать талантливых людей и пытаться задержать их в профессии. Я сам вышел из режиссеров монтажа. Хотелось бы еще подтянуть художников-постановщиков, потому что их мало. Есть профессионалы, но они объединились в касту каких-то золотых людей, которые...
W&S: Золотых по стоимости, да?
Александр: Да, стоят очень больших денег. И все они зарабатывают деньги на рекламе, и в кино их очень трудно перетянуть. Существует такая проблема.
W&S: Вспомним несколько последних новостей вместе с продюсером и режиссером Александром Андрющенко! И вот новости из мира кино. Дженнифер Лоуренс сначала подралась в баре Будапешта, пьяная, а потом объявила, что берет паузу в кино года на два. Устала. Как думаешь, Саша, вот Дженни уже достигла такого уровня, когда можно себе позволить, без ущерба для карьеры, года на два исчезнуть?
Александр: Может, у нее выбора не было? Потому что я не смотрел фильм «Мама» Аронофски. Но говорили, что, судя по отзывам, у нее нет выбора, кроме как уйти сейчас на два года и переформатироваться, потому что там...
W&S: Вот всегда интересно с «киношниками» разговаривать. У них какое-то оригинальное видение своей кухни!
Александр: Она хорошая актриса, обладательница «Оскара». И я думаю, что она может позволить себе отдохнуть и как-то прийти в себя. Почему нет?
W&S: Перенесемся к нам, в Россию. Символом многострадального стадиона «Крестовский» в Питере станет баклан – птица, которую ранее обвинили в том, что она проклевывает крышу и из-за этого случается разгерметизация, протечки и прочее…На твой взгляд, как сценариста, может ли такая ирония спасти ситуацию?
Александр: Может, а почему нет? Баклан, как бы это сказать… Насколько я понял, они же спасли этот стадион, бакланы же все украли. И теперь вполне их можно сделать символами. Я считаю, что это остроумно очень, молодцы. Сейчас бакланы, дальше редкие виды растений будут символами…
W&S: А у нас есть еще новость. Конфликт банкира Тинькова и блогера из «Немагии». Он дошёл уже до того, что у ребят обыски проходят дома в Кемерово. Вроде бы бизнесмен, либерал известный. И, тем не менее, такие вещи. И как ты думаешь, какой тренд мощнее окажется – безнаказанно троллить или фильтровать контент.
Александр: Лучше никого не наказывать, но фильтровать, просто из общего уважения и уровня интеллекта. Критика критикой, но нужно понимать, что ко всему нужно относиться с уважением. Извините, что занудный такой ответ, но просто...
W&S: Взвешенный, я бы сказал.
Александр: Так и есть, да.
W&S: И вернемся к вопросам наших слушателей. Илья интересуется, чем режиссер занимается в свободное время, какие фильмы любит смотреть? Свои?
Александр: Нет, свои не люблю смотреть. Зачем их смотреть? Мне нравятся американские сериалы. Также хожу в кино на определенные фильмы. Безусловно, пойду на «Бегущего по лезвию» Дени Вильнёва.
W&S: Ой, все ждут!
Александр: Это самая ожидаемая премьера.
W&S: Но я боюсь, что испортят все-таки.
Александр: Нет. Это очень хороший режиссер, он не может ничего испортить, я его большой поклонник.
W&S: Степан задает вопрос: «Саша, вам нравится участвовать в различных мероприятиях, тусовках?»
Александр: Нет, не нравится. Я люблю много работать и проводить время дома.
W&S: Говорят, что понедельник – день тяжелый. У тебя есть рецепт как его сделать немного попроще?
Александр: Если честно, для меня нет разницы между воскресеньем и понедельником. Когда работаешь без выходных, это совершенно неважно.
W&S: Саша, спасибо огромное за увлекательную кино-беседу, желаем успехов и отличных сборов в кино! Приходи к нам с новыми проектами! Александр Генерозов, Week&Star! Встретимся через неделю! Пока!
Александр: Пока.