12 июня в гостях у воскресного шоу Week & Star на Европе Плюс побывал знаменитый российский продюсер, кинорежиссёр и сценарист Ренат Давлетьяров! Говорили о кино и не только!
Не забывай читать интервью со звёздными гостями на нашем сайте. Также подписывайся совершенно бесплатно на подкаст Week & Star! в iTunes, и твои любимые ведущие Александр Генерозов и Лена Родак всегда будут рядом!
Пропустил Week & Star с Ренатом Давлетьяровым? Читай интервью прямо сейчас!
Саша: Привет всем-всем, кто нас слушает! Друзья, всем, кто любит кино, с гордостью представляю нашего гостя! Кинорежиссёр, продюсер и сценарист, кинематографист, который не жалуется, а снимает цепкое и держащее в напряжении кино, президент гильдии продюсеров – Ренат Давлетьяров. Ренат, поздравляем вас с премьерой! С 9 июня в прокате «Чистое искусство», невероятно достойный уровень, у нас теперь есть своё жанровое кино, свой детективный триллер, исполненный на мировом уровне! Это успех! Первое ощущение от премьеры?
Ренат Давлетьяров: Спасибо. Оно всегда волнительно. Годы не помогают справиться с волнением. Мне кажется, как только это чувство пройдет, нужно немедленно завязывать с этой профессией, если уже не волнуешься ни о чем.
Лена: У «Чистого искусства» в графе «год» везде стоит 2014. Долгая дорога к премьере! Почему?
Ренат Давлетьяров: Это техническая проблема. Мы снимали этот проект раньше, но другой проект – «А зори здесь тихие…» – поглотил все пространство, все время. А так как у меня группа не меняется, я имею в виду создателей картин: операторов, художников-постановщиков, гримеров, художников по костюму – это все одна команда, которая много лет у меня не меняется. Картину нужно было закончить к 9 мая, и мы все были увлечены этим, а работа над «Чистым искусством» была отложена и завершена, как только мы выпустили предыдущую картину.
Саша: Нам, как работающим на Таганке, было ужасно приятно видеть самые динамичные моменты кино, снятые здесь, на улице Станиславского! Жителей не шокировали погонями?
Ренат Давлетьяров: Постановщик этого трюка, трижды обладатель «Оскара» – Виктор Иванов, наш легендарный каскадер, он занимается автомобильными погонями. Он ставил ее, а я в это время отсутствовал на съемке.
Саша: Три сценариста, один из которых итальянский журналист. Зачем столько?
Ренат Давлетьяров: Итальянский журналист Марк Франкетти, периодически снимающий документальные фильмы, мы могли видеть его фильм «Большой театр» на Первом. Марк – итальянец, нужно было поправлять стилистически, это во-первых. Во-вторых, в это время я стал ухаживать за своей будущей женой, и роли, которую она сыграла в «Чистом искусстве», не существовало, поэтому были вызваны еще два сценариста: Юрий Коротков, который написал много сценариев («Стиляги», «Страна глухих»), и Артем Виткин. Вот они поправляли стилистику, дописывали роль для моей тогда еще невесты.
Саша: Для тех, кто не знает, это Евгения Малахова, очаровательная актриса и певица.
Лена: Ну как после такого можно было отказать? Вы просто подкупили будущую супругу.
Ренат Давлетьяров: Я не остановлюсь ни перед чем.
Лена: Ренат, каков бюджет такого блокбастера, как «Чистое искусство»?
Ренат Давлетьяров: Он очень скромный. Примерно около 80 млн рублей. Вот, к примеру, бюджет одного фильма «Выживший» больше, чем бюджет всего российского кино вместе взятого.
Саша: В сюжетную линию тесно вплетены персонажи из спецслужб. Чекисты интересовались, в каком ракурсе вы их представите?
Ренат Давлетьяров: Я надеюсь, те времена, когда искусствоведы в штатском наблюдают за производством фильмов, они далеко в прошлом. У меня нет проблем с этим ведомством. История, криминальный фон которой является правдой, а вся история – это история любви, она вся выдумана.
Саша: Есть ли прокатные перспективы вне России? Перевод на английский?
Ренат Давлетьяров: Такие случаи периодически происходят, это не является системным. Я не считаю, что это главное. Существует огромная, для нас во многом смешная и забавная, индустрия Болливуда, индийская, 600-700 картин в год. Они не очень озабочены прокатом в Бельгии, Голландии, потому что это отдельная субкультурная организация. Они штампуют свои фильмы, народ счастлив, они такая замкнутая экосистема. Я считаю, во многом наша ментальность схожа. Мы про свое, на своем языке.
Лена: Анна Чиповская – отличная актриса, исполнительница главной роли в фильме «Чистое искусство». Как нашли? Почему именно она?
Ренат Давлетьяров: Она не должна была сниматься в этой картине. Была утверждена другая актриса, Анастасия Микульчина. И я ей сказал, не вздумай сесть за свой мотоцикл. За два дня до съемок она попала в аварию, у нее страшная история с ногой, а это означало, что картину мы должны были остановить и закрыть. Эти два дня судорожно искали новую исполнительницу, куча актрис, которые приходили на кастинг, так пришла Аня Чиповская. Грех говорить, но я не жалею, что Настя сломала ножку. Настя потом сыграла у меня главную роль в фильме «А зори здесь тихие…», она играла Риту Осянину.
Саша: Тяжело ли сейчас вообще открывать новых актеров?
Ренат Давлетьяров: Я не люблю открывать новых актеров. Пускай их кто-нибудь откроет, потому что это очень трудоемкий процесс. Артист должен быть готов, открыт, быть профессиональным, а мне только ставить ему задачи. У меня была картина «Однажды», там я снимал только подростков. Мне пришлось за 2 месяца до начала съемок полностью прорепетировать всю картину за столом. Это мучительный процесс, не люблю это делать.
Лена: Время блицопроса на Европе Плюс, короткий вопрос — короткий ответ.
Хлопушка с дублями уже в музеях или?..
Ренат Давлетьяров: Она все время висит в кабинете у моего заместителя. Их штук 30 уже, с разных фильмов.
Ваша главная слабость?
Ренат Давлетьяров: Вспыльчивость.
Состояние нашего кинематографа по 10-бальной шкале? А мирового?
Ренат Давлетьяров: Нашего – 4. Мирового – 5. А американского – 8.
Вы суеверный человек? И какие приметы работают?
Ренат Давлетьяров: Я страшно суеверный. Приметы работают все, ни одну примету я не нарушаю.
Самые дефицитные специалисты в нашем кино? Мы слышали, что сценаристов маловато.
Ренат Давлетьяров: Да, сценаристы. И, может быть, режиссеры.
Если бы вам выпала возможность пообщаться с любым из когда-либо живших людей, кто бы это был?
Ренат Давлетьяров: Александр Македонский.
Нужны ли квоты на наше кино? Или налоги на иностранное?
Ренат Давлетьяров: Квоты – не знаю, налоги – не знаю, но что-то делать надо, иначе не выжить российскому кино.
О чем больше всего сожалеете?
Ренат Давлетьяров: Ни о чем.
Один из персонажей «Чистого искусства» говорит «хочешь сделать хорошо – сделай сам». Вы как руководитель легко делегируете полномочия?
Ренат Давлетьяров: И также легко их забираю обратно. Если не справляются или делают лучше, чем я. И в том и в другом случае. Зачем меня подсиживать.
Вы экономный?
Ренат Давлетьяров: Нет. Я расточительный, к сожалению.
Жанр кино, с которым ещё не работали, но очень хотелось бы?
Ренат Давлетьяров: Биографический роман. Большой русский роман, вот что бы я снял.
Верите в любовь с первого взгляда?
Ренат Давлетьяров: Да.
Машина времени. Мы можем отправиться на любую съемочную площадку. Куда бы вы отправились?
Ренат Давлетьяров: На съемочную площадку фильма «Однажды в Америке».
Саша: Расскажите, как создавался саундтрек к фильму «Чистое искусство»?
Ренат Давлетьяров: У нас на студии есть открытый сайт, куда заходят наши почитатели или недруги и пишут всякую ерунду, или полезные вещи. Пришла сотрудница и рассказала, что пришло письмо, что автору нравятся фильмы нашей студии, но музыка не нравится. Как мне надоели эти всезнающие писаки, если он такой умник, пускай принесет что-нибудь. Он что-то присылает. Пошлите ему 3 минуты фильма, пускай он что-то придумает. Ему отправляют по почте 3 минуты монтажной склейки фильма. Приходит какая-то приличная музыка. Я говорю: «Ну хорошо, пригласите его сюда». Сижу я в своем кабинете, секретарь мне говорит: «Пришел композитор. Запускать?» Я: «Запускать». Секретарь: «Одного или с мамой?» Я: «Пускай заходит один». Заходит школьник, 14 лет, Денис Суров зовут его. Сейчас он студент музыкального училища. На студии мы прозвали его Моцарт. Он написал музыку к фильму «Чистое искусство».
Лена: А что дальше стало с Денисом Суровым? К нему выстроилась очередь, завалили творческими предложениями?
Ренат Давлетьяров: Он также точно спровоцировал американских продюсеров, написал им наглое, вызывающее письмо, и они взяли его писать музыку, и он сейчас пишет к какой-то американской картине.
Саша: Я каждый раз, когда смотрю детективные триллеры, задумываюсь: а что, если не делать хэппи-энд, не делать открытый финал, а вот взять и дать злодею откровенно победить. Что будет? Провал? Фиаско в прокате? Есть такие опыты в мировом кино?
Ренат Давлетьяров: У меня есть теория на этот счет. Кино – это немножко религия, ты утешаешься чужой любовью, чужой историей. Кино дарит вечную жизнь и вечное счастье. Хэппи-энд этому способствует.
Лена: Фильм вышел на экраны. Есть ли какие-то сожаления, желание исправить, перемонтировать? Вам свойственна рефлексия?
Ренат Давлетьяров: Честно – нет. Не потому что она идеальна, потому что проект перестает быть интересен тебе. Когда ты отработал, пережил, пропустил через себя, и все, у тебя новый проект, и ты живешь другими красками, другими реальностями. Иногда хочется поменять актера или актрису, но не в этой картине. «Чистым искусством» я доволен, не счастлив, но доволен.
Саша: Ренат, я не увидел ни одного рекламного ролика про фильм. Это я такой невнимательный, или в самом деле на ТВ нет рекламы «Чистого искусства»?
Ренат Давлетьяров: Денег нет, вот и вся проблема рекламной кампании.
Саша: В основе сюжета лежит действительно произошедшая история? Можете просветить, что было в реальной жизни?
Ренат Давлетьяров: Все действие фильма происходит на криминальном фоне. За последние 20 лет резко возросли цены на русских классиков-живописцев: Шишкин, Репин,.. Как только появился такой дикий спрос, картин стало не хватать. Умные люди придумали следующее: стали покупать пейзажи в Бельгии, Голландии, в Европе. Европейскую школу живописи выдавать за Шишкина, Петрова, Коровина,.. И втюхивать нашим людям за огромные-огромные деньги. Там, где есть афера, там всегда кормится какой-то криминал рядом. Это является сюжетом. Фильм начинается с того, что погибает такой художник-реставратор, его девушка – главная героиня – не знает ничего, бежит и не знает, кто хочет ее убить.
Саша: Ренат, неделя заканчивается, и мы предлагаем пройтись по основным событиям. Мы зачитаем взволновавшие нас новости, а вы дадите свой краткий комментарий, поехали?
Наша сборная вырвала ничью у англичан на первом матче Чемпионата Европы по футболу. Мне кажется, такая ничья дороже иной победы. Смотрели? Болеете?
Ренат Давлетьяров: Я прыгал от радости с женой до потолка. Я обожаю футбол за эти чудеса, которые происходят иногда.
Онлайн-кинотеатр Netflix разделил сериалы на «смакуемые» и «проглатываемые». Других рейтингов сервис, который доступен и в России, но у которого нет русской озвучки, не ведет. Как вам кажется, продажа стримингового видео имеет будущее у нас и уведет ли зрителя из кинотеатра?
Ренат Давлетьяров: Не уведет. Интернет не увел. Кинотеатры – это социальный досуг, вы приглашаете девушку и ведете ее в кинотеатр. Это не изменится никогда.
На выставке в Москве покажут картины Рафаэля, ранее не покидавшие Италию, заявил посол Италии в России. Приедут ли к нам оригиналы? Случится ли аншлаг, как на выставку Серова?
Ренат Давлетьяров: Я думаю, да. Это большое событие. Не хотелось бы, конечно, чтобы психопатический эффект был от выставки. Я пытался четыре раза подъехать на Серова и решил, что посмотрю все в альбоме.
Саша: Вы сценарист, продюсер и режиссёр. Справедливо ли утверждать, что сейчас продюсер – более значимая фигура на съёмочной площадке?
Ренат Давлетьяров: Ну не на площадке, а в кино – конечно, да. Продюсер отвечает за все, от начала придумывания истории до завершения фильма. Он не ограничивается только съемками фильма. Продюсер – безгранично любящий кино человек, который вкладывается своей душой, своей жизнью, рискует деньгами, репутацией, всем-всем-всем, чтобы снять фильм.
Лена: Если фильм неудачный, в этом виноват не актер, не режиссер, а именно продюсер?
Ренат Давлетьяров: Поражение – всегда сирота, у побед много лиц.
Лена: Сейчас всплеск интереса к неигровому кино. Люди ходят на него в кинотеатры. Почему? Не планируете сами заняться этим жанром?
Ренат Давлетьяров: Не знаю, не знаю. Что они с ума сошли? Они должны покупать билеты на игровое кино «Чистое искусство», которое идет с 9 июня, а не только на американское и неигровое. На игровое пускай все идут.
Лена: Над чем работаете сейчас, что снимаете?
Ренат Давлетьяров: Мы работаем над сказкой, киносказкой. Очень маленьким, малобюджетным проектом, фильмом для детей. Недавно утвердили на главную роль девочку, которую зовут Ева Тимуш, вы могли ее видеть в проекте «Голос. Дети».
Саша: Ренат, спасибо огромное! Приходите к нам ещё! Хороших сборов и звонких премьер! Друзья, этот час с нами провёл режиссёр, сценарист и продюсер Ренат Давлетьяров. «Чистое искусство» уже на больших экранах, смотрите и наслаждайтесь.
Лена: Напомню, что вы можете слушать шоу Week & Star в подкастах. Качайте их через iTunes, а также загружайте через интернет-портал Chameleon.FM.
Саша: С вами были Александр Генерозов и Лена Родак. Встретимся ровно через неделю, пока!