Гостем шоу Week&Star стал путешественник, фотограф и блогер Арсений Котов! Читай интервью ниже или подписывайся на подкаст, мы есть в Apple Podcasts, Google Podcasts, Castbox, «Яндекс.Музыке».
Александр Генерозов: На Европе Плюс сегодня с нами парень, который ради задуманного кадра готов залезть на высокую трубу, ну или отправиться на локацию за пару тысяч километров от дома, а ещё он, конечно же, ведёт социальные сети, только что выпустил книгу, и я затрудняюсь определить кто он в первую очередь. Думаю, что это мы сегодня и узнаем – на Европе Плюс Арсений Котов! Привет, Арсений, и привет всем, кто с нами сейчас!
Арсений Котов: Привет!
Александр Генерозов: Ну так кто же ты сам для себя в первую очередь?
Арсений Котов: В первую очередь, я человек (смеётся), гражданин России, и бывает, что выбираюсь за границу, фотографирую и посещаю места, которые мне интересны.
Александр Генерозов: Ну а между какими проектами и поездками мы тебя застали?
Арсений Котов: Только что вернулся из Алтая, потом пару дней в Самаре провел и к вам приехал вот. А потом есть планы в Казахстан на месяц и потом ещё на юг, в Крым.
Александр Генерозов: Нет, ну всё-таки интересно. Вот живёт себе человек, живёт. Школа, вуз, работа. И в какой-то момент ты нажимаешь на красную кнопку «СТОП», после чего ты пишешь заявление, относишь HR, хотя скорее в реалиях завода это отдел кадров, и вот завтра ты не знаешь слова зарплата и у тебя самые туманные перспективы. Как скоро тебя тряхнула тревожность?
Арсений Котов: Должен сказать, что всё не так радикально, как ты описываешь, случилось. На самом деле, я увлекаюсь туризмом с институтских лет, хожу в походы и, бывает, путешествую по другим городам. И вот пока я работал на заводе, у меня был всего месяц отпуска, и мне это было маловато. В один момент просто работа так сильно надоела, начальник поменялся и все эти неурядицы… сидишь, ничего не делаешь, в потолок плюёшь – и я решил за свой счет взять месяц, не увольняться, а просто, чтобы погулять-посмотреть. И так загулялся, что потом и заявление подал – гуляй, Вася. И квартиру сдал в аренду в Самаре, чтобы был хоть какой-то доход, ну и уехал жить в Сочи.
Александр Генерозов: Сейчас у тебя есть какая-то устоявшаяся форма существования, но тогда насколько ты быстро воткнулся в этот ритм?
Арсений Котов: Должен признаться, что и сейчас у меня время перемен каких-то в жизни и всё меняется.
Александр Генерозов: А насколько сильно ты зависишь в своей жизни от фактора доброты людей? Ну из серии «кто-нибудь да подвезёт», «где-либо да усну»?
Арсений Котов: На самом деле я стараюсь по поводу ночёвок всё заранее организовывать, или через каучсёрфинг искать, был такой сервис популярный, где можно путешественнику найти, где переночевать в гостях, за истории и печеньки, условно говоря. Или же у подписчиков в соцсетях, у меня там 290 000. Народ добрый, заранее договариваешься и приходишь в гости, всё!
Александр Генерозов: Ты можешь себе позволить жить в долгах, есть же у всех такие знакомые с огромной кучей долгов и не меньшим запасом оптимизма?
Арсений Котов: Вот должен признать, что никогда ни у кого не брал деньги в долг и никому не был должен, я всё время за свой счёт всё, и стараюсь, чтобы мои доходы превышали расходы каждый месяц, и это удаётся (смеётся).
Александр Генерозов: Ну ты конечно крутой, ты знаешь что ты крутой реально?
Арсений Котов: Ну я стараюсь не зазнаваться всё-таки.
Александр Генерозов: Ну и давай об этом экспириенсе, я держу её в руках сейчас – это сборник фотографий с авторским текстом и это первый твой авторский опыт?
Арсений Котов: На самом деле, это мой уже третий книжный авторский опыт, но первый с российским издательством, до этого я с британцами работал, у меня было две книги: Soviet Cities и Soviet Seasons про архитектуру советскую.
Александр Генерозов: Ну и могу предположить, что там всё это имело такой отклик хороший?
Арсений Котов: Да, они хорошо продавались и продаются по всему миру.
Александр Генерозов: И ты решил: «А почему бы не попробовать и у нас?»
Арсений Котов: Мне предложили её выпустить, и я не отказываюсь никогда. Да и денег лишних не бывает.
Александр Генерозов: А насколько ты параноидален в вопросах передачи оттенков, верстке, спуске полос – выносил мозг полиграфистам?
Арсений Котов: Была проблема с цветопередачей, с цветокоррекцией много намучились.
Александр Генерозов: Заброшенные города – а по каким причинам эти места оказались заброшенными? Распад СССР? Или многое просто естественным образом опустело, как кабинки таксофонов в городах – ну были, ну исчезли, так и города стали не нужными.
Арсений Котов: Скорее дело в изменениях в экономике. Советский Союз был достаточно закрытым и самообеспечивал себя. А сейчас многие ресурсы гораздо выгоднее покупать, ну вот тот же молибден в Индии, чем покупать у себя, и поэтому сначала завод закрывается – добыча, переработка. Потом сам город, народ разъезжается и со временем бывает, что вообще никого не остаётся, если это происходит, например, на севере. С угольными шахтами так было в Воркуте, в Норильске – там просто уменьшение добычи никеля и закрытие одного завода, строительство нового микрорайона, там тоже пустые дома теперь стоят. Военные тоже разбегаются, везде реформы, реформы. Что-то к лучшему меняется, что-то к худшему. Что-то становится невостребованным, люди настроили много городов и поселков, они становятся часто просто не востребованными.
Александр Генерозов: Ну тебе не бывает жутковато, ты практически один в поселении. У людей дискомфорт, а тебе норм?
Арсений Котов: Эмоционально, наверное, уже потом переживаю, а когда я на месте, мне интересно исследовать, я в восторге почти. Главное, чтобы под снег никуда не провалиться там, в колодец присыпанный, бывало такое, на руках повис просто.
Александр Генерозов: Привычно думается, что основные заброшки – это север. Там и подход к жизни утилитарнее, и желающих прихватить не так много. Так и есть, или Средняя Азия тоже тут в конкурентах?
Арсений Котов: Там то же самое, можно сказать. Так во всех бывших союзных республиках. Где-то что-то закрывается, но на севере всё-таки гуще. Просто там ещё и суровые условия. В Центральной Азии ты вполне можешь жить в пятиэтажке и без коммуникаций, а на севере ты просто не переживёшь зиму.
Александр Генерозов: Уволился с завода и сдал в аренду свою квартиру – для полноты образа дауншифтера не хватает пары лет жизни в Таиланде или на Гоа! Ну чтобы добить эту тему – ты себя к дауншифтерам не причисляешь?
Арсений Котов: Упаси господи от Таиланда меня (смеётся)! Я там бывал, и мне не очень понравилось, слишком жарко и влажно, и народу многовато.
Александр Генерозов: Как ты к ним вообще относишься – к дауншифтерам? В таком вот именно набившем оскомину типаже с манговым смузи?
Арсений Котов: Да я просто с ними не контактирую – пусть живут, что уж!
Александр Генерозов: Ну ладно, вернемся к более близким локациям. Целая серия фотографий у тебя с космической тематикой, планета Байконур. Я читал от военного, который там служил, что сама по себе обстановка десятков заброшенных ещё в 60-х стартов очень психоделична, люди с непривычки в трансе пребывают. Гектары бетонных столбов, о которые должна разбиться ракета при неудачном пуске, непонятные баки и танки. Как тебе там чувствовалось?
Арсений Котов: Особенно запомнилось вот это впечатление, что воздух прямо дрожит, чувствуется мощь разума человека, который способен запускать ракеты в космос.
Александр Генерозов: Да, да. А потом не может втулки смывающиеся от туалетной бумаги повторить. А видел ли ракетные пуски?
Арсений Котов: Я специально рассчитал время визита так, чтобы посмотреть на запуск ракеты, и всё удалось.
Александр Генерозов: Артефакты с собой прихватил? Или это опасная идея как раз-таки?
Арсений Котов: Я стараюсь с собой вообще ничего не брать и оставлять как есть, ну может иногда книжки, открытки какие-то.
Александр Генерозов: А насколько там огромные площади?
Арсений Котов: Это сотни квадратных километров, но сами площадки достаточно компактно расположены. Стартовая площадка, монтажно-испытательный комплекс, вибростенд, там, где ракеты собирают, ну и прочие сооружения.
Александр Генерозов: И ты при этом умудрился ничего не нарушить?
Арсений Котов: Ну может что-то и нарушил, но я просто шел ночью. Там идёшь, 30 километров по ночной степи проходишь «без палева» – ну и всё нормально тогда.
Александр Генерозов: Ускоримся короткими вопросами, ответы в любом размере! Самая северная и самая южная точки Арсения Котова?
Арсений Котов: Норильск, Петропавловск-Камчатский, Воркута, Мурманск – это что севера касается. А на юг – Памир, Душанбе, Ташкент, Бишкек, Алма-Ата, если по странам бывшего СССР смотреть. Ну а так – Таиланд и Малайзия, ну это давно правда было… и неправда (смеётся).
Александр Генерозов: Маша спрашивает: «Каким видом транспорта вам больше всего нравится путешествовать, и где вы еще не были, но хотели бы побывать?»
Арсений Котов: Обожаю поезда, если честно, но зачастую в те места, в которые я хочу попасть, поезда не ходят, потому что они сильно отдалены, и добираться лишь самолетом можно. Есть планы на Новую Землю, по самым северным городам – Диксон, Тикси и Певек, на Чукотку и Курилы.
Александр Генерозов: Что по географии было в школе? Любил ее? Мог бы стать учителем?
Арсений Котов: Четверка. Очень любил эту дисциплину.
Александр Генерозов: Книга-альбом есть. А в художественной не пробовал себя литературе?
Арсений Котов: Мне лучше фотография удаётся, поэтому я делаю то, что у меня лучше получается.
Александр Генерозов: Кругосветка была бы интересна?
Арсений Котов: Должен признаться, что в определенное время, пока я был ещё невыездным после работы на заводе, я хотел кругосветку совершить, когда только загранник получил. Но со временем понял, что такие длинные путешествия очень утомляют. Два месяца – просто предел для меня, а как целый год путешествовать или больше не представляю. Всё воедино сливается.
Александр Генерозов: Сколько субъектов России осталось посетить?
Арсений Котов: Ой, ну тяжело сказать, у меня нет такой карты, чтобы вычеркивать там…
Александр Генерозов: Ну вот правда, охранники и сторожа – у нас же есть целый термин «синдром вахтёра». Как ты с ними решаешь вопросы?
Арсений Котов: А я стараюсь не натыкаться, если ты наткнулся – то вопрос уже не решить, я просто ухожу (смеётся)! Да и вообще, людей с фотоаппаратом никто не любит, поэтому я его прячу, как следует, как сделал кадр – сразу убираю.
Александр Генерозов: Тебя не останавливает сам тот факт, что объект охраняется? То есть, ты пройдёшь лишний десяток километров и зайдёшь или ты ищешь полностью заброшенные такие объекты?
Арсений Котов: Всё зависит от охраняемости объекта, бывает, что завод стоит с девяностых просто законсервированный уже 30 лет, и там ничего нет, никому не нужен он, просто охранник сидит – тогда можно обойти с другой стороны, и где-нибудь через дырку пролезть, не идти через КПП внаглую, а дать круга.
Александр Генерозов: Ну а в Припяти как было? Такая, стрёмная уже всё-таки история, да?
Арсений Котов: Там была своя специфика, народ там вообще очень подозрительно относится, когда слышит какую-то незнакомую речь, но мы просто ночью шли, ночью вброд речку перешли, вода ледяная, кстати, была, градусов пять, прошли где-то 55 километров за сутки, это мой рекорд был. И попали туда.
Александр Генерозов: Скажи, а у тебя вот было это ощущение, что природа отдохнула от человека на этой территории, знаешь, многие это описывают, как там всё хорошо растёт, сколько там зверья всякого бегает?
Арсений Котов: Да, я оценил это – я был там дважды, первый раз в 2014-м году, а потом в 2019-м. Да, там и волки воют, лоси бегают, лисицы, зайцы – очень много всего.
Александр Генерозов: Сейчас мы все скажем так не богатеем, и поэтому ультрабюджетные темы более чем интересны. Правильно ли я понимаю, что самый сложный и решающий момент – это транспорт?
Арсений Котов: Ну я могу сказать, что это не самый массово-применимый способ путешествовать, автостопить не все пойдут, и не все будут путешествовать так по-нищебродски как я (смеётся). Всё-таки какие-то жизненные ожидания есть у народа, о том, как жить, как питаться, ночевать в гостиницах. Я в то же время могу просто ночевать в палатке или даже просто спальник бросить на голой земле, если время года позволяет. По поводу транспорта – да, действительно, это самый главный расход у меня, потому что зачастую самолётом путешествую, или же рассчитываю маршрут так, чтобы в одну сторону долететь, а в обратную автостопом поехать, в каждом городе останавливаясь. Тогда да, удается и деньги, и время сэкономить.
Александр Генерозов: Ну а вот «непритязателен к питанию», ты говоришь. И я тут сразу вспомнил, что на Форуме Винского, кажется, читал, что главный друг всех путешественников – это пакетик с овсянкой. Потому что всё, что для неё нужно – просто кипяток, а его ты везде найдёшь. Насколько действительно с продуктами питания всё просто – в смысле, самые простые бюджетные продукты, которые ты можешь в карман положить, нужны?
Арсений Котов: Ну, овсянку я с собой беру, только если у меня есть газовая горелка, то есть скорее в поход, потому что тот же кипяток у людей спрашивать надо, кружку надо иметь с собой. А я же просто с бутылкой воды и хлебом скорее пойду – тоже удобно.
Александр Генерозов: То есть в самом прямом физическом смысле на хлебе и воде, да?
Арсений Котов: Ну да (смеётся), ну может колбасу с собой возьму, чтобы она просто была, пока есть (смеётся).
Александр Генерозов: Хорошо, ну вот ты прибыл на локацию. Как долго ищешь вот эти кадры, которые остаются потом для альбомов? Ну вот какой-нибудь радиотелескоп, да – ты практически сразу понимаешь, как ты его будешь фотографировать?
Арсений Котов: Ну я стараюсь просто побольше ходить, с разных ракурсов фотографировать, и потом просто отбираю то, что понравилось. Просто делаю кучу кадров, а потом всё удаляю остальное. Хотя бывает, что и заранее знаю, с какого ракурса буду фотографировать, потому что стоит один объект какой-то, стрела такая, и его по-другому никак не сфотографируешь.
Александр Генерозов: Я подумал, что вот для того чтобы постеры потом делать, или фотоальбомы, фотокниги – тут на смартфон же не нащёлкаешь, всё-таки, да? Качество потом не вытянет, то есть ты с фоторюкзаком постоянно?
Арсений Котов: Нет, конечно, на смартфон не сфоткаешь, но фоторюкзака у меня нет, у меня обычный рюкзак, я просто ношу с собой сменные объективы. Я обычно снимаю на старую советскую оптику через переходники и ношу с собой «Юпитер-3» – это на 50 мм, на 28 мм ещё, и длиннофокусный на 135.
Александр Генерозов: Ну если старая оптика, так может и на плёнку ещё снимаешь, для такого винтажного эффекта?
Арсений Котов: Нет-нет, плёнка – это очень накладно, и вообще с ней очень много мороки и не видно сразу результата, так что я выбираю цифровые современные камеры самые лучшие.
Арсений Котов: Я знаю, что ты находишь интересным стиль архитектуры, который принято называть «брежневским», а на самом деле это вполне четко укладывающийся в рамки термина «модернизм», не путать с модерном. Что тебя привлекло? Эти здания традиционно считались малопопулярными, и любой мэр охотно пачками сносит их, чтобы какой-нибудь ТЦ поставить, и никто не будет по этому поводу возмущаться.
Арсений Котов: Ну меня в значительной степени в этом стиле привлекла его обильность, в том смысле, что очень много зданий этого типа строилось, и очень много зданий этого типа ещё осталось, хотя такое уже и не строят. То есть, с одной стороны, это уже прошедшее, но при этом ещё хорошо сохранившееся до наших дней.
Александр Генерозов: Это ведь к нему относятся вот эти вот огромные панно, мозаики, которые так любили в свое время везде ставить? И вот именно он под ударом сейчас, да? Его сносят?
Арсений Котов: Его много, и поэтому – да, его сносят сейчас активно. И вот по поводу панно ты упомянул – у меня как раз следующая книга выйдет через пару месяцев «Советское монументальное искусство» – она будет как раз про вот эти панно, мозаики, барельефы.
Александр Генерозов: Ну и тогда не совсем про модернизм, хотя и рядом. Вот я упомянул в самом начале, что ты вдохновляешься панельными и хрущевскими домами, их эстетикой. Но на самом ты деле, люди в основном их как минус преподносят, в том смысле, что вот ты будешь из города в город переезжать, и ты не увидишь какой-то разницы между Чертаново и каким-нибудь сибирским городом, если брать их массовые жилые районы.
Арсений Котов: Должен признаться, что в этом есть доля правды, потому что действительно они выглядят все слегка однообразно. Но в этом же и плюс, потому что всё хорошо стандартизировано, и жить везде было в значительной степени одинаково тогда, будь ты в Москве, или где-то в глухом посёлке на севере. Люди одинаковые удобства получали тогда благодаря этим домам. И да, по поводу вдохновения – они очень однообразны и скучны, но при этом очень интересно зачастую расположены были. То есть если ты находишь где-то точку съемки сверху, то ты видишь хорошо замысел архитектора, каков он был. Это интересно фотографировать.
Александр Генерозов: Ты говоришь «точку зрения сверху». Ты, стало быть, и коптер с собой носишь всегда?
Арсений Котов: Нет, я стараюсь всегда с каких-нибудь высоток фотографировать, а с коптером у меня был опыт этим летом, я его купил и через пару недель убил.
Александр Генерозов: Ну это ты не один такой, пока пару-тройку их не ухлопаешь – не научишься. А вот всё-таки к архитектуре. Насколько справедливо, на твой взгляд, наблюдение, что мы по определению не можем ценить то, что было изготовлено недавно, построено недавно. Ну вот тот же самый конструктивизм, дом Наркомфина небезызвестный – он же стоял, разрушался и никому не был интересен до поры до времени. Просто потому что конструктивизм тогда не ценили. Или тот же модернизм, он просто сейчас переходит уже в глубокое прошлое, и поэтому становится интересным. А что потом – также будем за современными «лужковскими» 16-этажками охотиться, а там и за монолитными ЖК?
Арсений Котов: Знаешь, на самом деле все так приблизительно и есть. Архитектуре нужно какое-то время, чтобы её начали ценить. И должно пройти 50 лет, чтобы здания признали памятниками архитектуры.
Александр Генерозов: То есть, ты хочешь сказать, что именно в этих 50 годах и заключаются наши стадии гнева, депрессии и принятие самых спорных даже объектов, да?
Арсений Котов: Да, именно так (смеётся)!
Александр Генерозов: Аня: «Стороны света – что притягательнее? Куда компас тянет?»
Арсений Котов: Компас… на север, конечно!
Александр Генерозов: Димка: «Компаньон на патрике нужен?» – это на «Партиоте», похоже…
Арсений Котов: Ой…нет, не знаю, не нужен, наверное (смеётся)!
Александр Генерозов: Спрашивают, сталкивался ли с грозой в путешествиях?
Арсений Котов: Конечно, не раз, просто пережидал.
Александр Генерозов: Арсений, спасибо огромное за то, что нашел время для нас, путешествуй, фотографируй и заходи как-нибудь ещё! Арсений Котов – путешественник, фотограф, блогер и просто интересный собеседник провел с нами свой воскресный вечер на Европе Плюс! Александр Генерозов, жду всех ровно через неделю в 17:00 с новым выпуском Week&Star, будет звёздно, будет интересно, пока!
Арсений Котов: Всем пока!