Артур Далалоян: о подготовке к Олимпиаде, рецепте хорошего настроения и своей диете

14 февраля гостем шоу Week&Star стал трёхкратный чемпион мира и пятикратный чемпион Европы по спортивной гимнастике – Артур Далалоян! Читай интервью ниже или подписывайся на подкаст, мы есть в Apple Podcasts, Google Podcasts, Castbox, «Яндекс.Музыке» и Podbean.

Александр Генерозов: На Европе Плюс замечательный спортсмен, он трижды становился чемпионом мира и пять раз чемпионом Европы по гимнастике, заслуженный мастер спорта России – Артур Далалоян! Привет, Артур! И привет всем-всем, кто с нами сейчас!

Артур Далалоян: Всем привет!

Александр Генерозов: Артур, в этом и прошлом году и Олимпиаду, и чемпионат мира то ли отменили, то ли перенесли. И теперь так и не понятно, то ли она будет, то ли нет – всё равно сомнения какие-то остаются. Что было сложнее: принять отмену в первый раз, или сейчас осознавать, что всё так до сих пор и не понятно?

Артур Далалоян: Я согласен, что это очень сложный момент, как раз вот эта тема, когда мы прошли весь 2020 год, и он был очень шаток, постоянно в ожидании соревнований, в неведении – пройдут ли они, и получалось так, что соревнования отменялись. И в этом году тоже есть какие-то опасения, постоянные мысли о том, что это ещё не всё, что может быть ещё хуже. Но мы надеемся, работаем только на будущее, и верим, что пандемия пойдёт на спад, и что сейчас начнется уже нормальный человеческий спорт со зрителями. Хотя, конечно, так быстро всё не отступит, но мы верим!

Александр Генерозов: Шаг за шагом и приблизимся, конечно, к обычной жизни, да.

Артур Далалоян: Самое главное, что у нас есть наша работа, которую мы обязаны выполнять.

Александр Генерозов: Итак, Олимпиада. Ну она, скорее всего, состоится, и власти Японии даже дают нам какие-то намеки – как оно всё будет. Скажи, как продержались этот год в натянутом состоянии – спортсмены же четыре года упорно набирают свою форму к олимпийскому циклу, и вот надо удерживать её. Это абсолютно новая реальность, или – ну что вот сделаешь, держи её?

Артур Далалоян: Ну я могу сказать, что всё это, конечно же, дело привычки. Когда ты всю жизнь был спортсменом, привычка тренироваться, привычка держать себя в форме никуда не девается, и даже во время пандемии, во время локдауна, в домашних абсолютно условиях получалось тренироваться по два раза в день. Дом даже оборудовал снарядами какими-то тренировочными, и неплохо получалось, могу сказать! Поэтому всё это дело привычки!

Александр Генерозов: И всё же непонятно – будет ли она со зрителями, или, как я видел на ток-шоу некоторых, да и соревнованиях – картонки вместо зрителей. Для Олимпиады это будет действительно драматичная история, как мне кажется?

Артур Далалоян: Это точно! Я думаю, что на олимпийских играх найдут определённый выход, определённую систему – как допустить зрителей на соревнования. Потому что олимпийские игры без зрителей – это очень тяжело для спортсменов, болельщиков. Есть же ярые болельщики, они живут тем, что поддерживают и болеют!

Александр Генерозов: Я вот смотрю, что из свежих новостей. МОК сказал, что будет между всеми дистанция соблюдена два метра, спортсмены даже в номерах обязаны соблюсти её, ты в это веришь?

Артур Далалоян: Это тяжело! Но, опять же таки, приведу пример, как проводили недавно соревнования в Японии, каждый спортсмен жил по отдельности, но суть в том, что, конечно же, передвигаться нужно всей делегацией, то есть утром здороваешься, каждое утро, кстати, мы сдавали экспресс-тест! Потом завтракали, ехали на тренировку в одном автобусе, то есть каждому спортсмену отдельный автобус они же не могут предоставить? Соответственно, и вот эта «причуда», назовем это так, жить по одному – ну такое себе.

Александр Генерозов: Непривычно! Некоторые журналисты уже успели обозвать эти игры «первой олимпиадой без секса»!

Артур Далалоян: И также я хочу заметить – для спортсменов ведь очень важна поддержка, даже на арене, когда мы выступаем – мы друг друга подбадриваем, руки жмем, обнимаем, что-то ещё там… А на этих соревнованиях всё запретили. То есть мы даже не могли поздороваться за руку на арене с парнями из других стран, кто представлял Японию, Америку, Китай и Россию – эти четыре страны присутствовали там.

Александр Генерозов: Мы вспомнили страны-конкуренты только что, и в гимнастике это, конечно же, Китай и США – какой сюрприз, да?

Артур Далалоян: Абсолютно всё так, как в гимнастике, так и вне её!

Александр Генерозов: Вот да, с мировым положением это отлично совпадает. Любопытно, если нашим гимнастам сейчас, очевидно, есть куда расти, то в каком состоянии находятся гимнасты этих двух стран, они на максимуме своей формы, или у них тоже есть перспектива, пока мы подрастем – они ещё уйдут вперед? Как думаешь?

Артур Далалоян: Определенно нам всем есть, куда расти, и никто не идеален, я не могу сказать, что какая-то из этих стран в идеальной форме, всегда есть, куда расти, всегда есть, над чем поработать, и после чемпионата мира 2019 года мы в этом на сто процентов убедились. Когда мы сделали просто свою работу и победили, и стали сильнейшими в мире, и это о многом говорит!

Александр Генерозов: С Олимпиадой понятно, она в конце лета, но всего через пару месяцев после этого всех гимнастов ждёт следующее состязание, чемпионат мира по гимнастике, не слишком ли короткий вот этот промежуток, я думаю? Можно ли протянуть ещё и до него на пике формы?

Артур Далалоян: Я могу сказать, что это впервые вообще в истории, когда Олимпиада и чемпионат мира проходят в один год, потому что, как правило, у нас чемпионаты идут три года, а на четвертый замещаются олимпийскими играми, то есть чемпионата нет вообще. Но этот год, он обещает быть жарким как никогда, потому что у нас уже буквально через месяц стартует чемпионат России, через три недели после него чемпионат Европы, потом там ещё буквально через месяц-полтора – кубок России, потом олимпийские игры и затем чемпионат мира. И это очень насыщенный график, конечно, сил нам всем и терпения. Надо продержаться, зато, мне кажется, интересно так. За двадцатый год отыграться, да (смеется)?

Александр Генерозов: Артур, насколько вообще это дорогой спорт по другим расходам? Вот сами снаряды, а они же где-то должны находиться, нужен зал – или в принципе они более или менее одинаковые, на любительском уровне?

Артур Далалоян: Нет, снаряды очень разные могут быть, и снаряды, которые на чемпионатах мира, Европы – это, конечно же, самый высший класс, который только может быть, и да, гимнастические снаряды стоят немалых денег. И в плане затрат это далеко не бюджетно всё.

Александр Генерозов: Ну хорошо, а для того чтобы начать, на уровне какого-то местного ФОКа или даже спортзала в школе, можно ли в них понять – твоё это или не твоё? Или этого мало?

Артур Далалоян: Если мы говорим о высших достижениях, то этим же, конечно, надо заниматься с детства. И именно в юности просматриваются уже, и можно сказать – добьётся спортсмен какого-либо результата, дойдёт он до высшего уровня, или нет. Потому что очень важны, конечно, природные данные: ловкость, гибкость. Это важные качества. Но если мы говорим про любительское отношение, то я могу сказать, что даже в любом любительском зале можно прийти и получить удовольствие от гимнастики, и почувствовать ту вот эйфорию, те какие-то новые ощущения… Это очень классно! Когда ты даже в 25-30 лет приходишь и будешь про себя узнавать что-то новое, это классно, и это не футбол, не хоккей, это что-то другое, отдельное, что нужно обязательно почувствовать на себе.

Александр Генерозов: Вопросы покороче, а ответы абсолютно в любом размере! Разминка перед тренировкой – сколько, вот в твоем случае?

Артур Далалоян: И в моём случае, и я отвечу за всех спортсменов, кто причастен как-то к спорту – разминка это самое ценное, самое важное, что может быть, именно от неё зависит и результат тренировки, и проделанная работа, и послевкусие, так скажем. Если ты уделяешь достаточное внимание разминке, растяжке, то и дальше твоя работа будет очень хороша. А в моем случае – я уделяю разминке примерно 30 минут, то есть сначала это какие-то легкие упражнения маховые, для растяжки немножко, побегать, чтобы чуть-чуть вспотеть, немножко прокачаться обязательно, потому что такие моменты как спина, плечи – это всё очень уязвимо, особенно в гимнастике. Поэтому нужно чтобы мышцы были достаточно хорошо размяты, и прокачаны. Всем советую, говорю, кричу, что самое главное – разминаться, а потом уже подготовленными выходить и пробовать что-то.

Александр Генерозов: Ты сказал про послевкусие, а я даже знаю, какое это послевкусие. Если оно неправильное, то это будет послевкусие от молочной кислоты в твоих мышцах.

Артур Далалоян: (смеется) Это да, это правильно абсолютно!

Александр Генерозов: Завтрак чемпионов? Чтобы было правильное послевкусие перед выступлением? А надо вообще что-то есть, или ты выходишь аскетично, натощак?

Артур Далалоян: Я могу сказать, что мой день, когда я готовлюсь, начинается с того, что я иду в зал. У меня разминка, подкачка часовая, после этого я иду завтракать, позавтракаю, и потом только основная тренировка, где-то полтора-два часа. Но перед основной работой обязательно нужно позавтракать и немножко отдохнуть. Тогда твой организм подготовлен и будет давать хороший результат.

Александр Генерозов: Зрителей допустили на трибуны, они кричат, шумят. Ты всегда это слышишь, даже в самый сложный момент? Или всё выключается?

Артур Далалоян: Чем больше зал, чем больше трибуны, тем меньше это всё слышишь. Вот это на самом деле так. Когда ты работаешь на снаряде – ты абсолютно отключаешься, ты работаешь на автомате, делаешь свою комбинацию, то что ты уже 500 раз проделал, и всё что вокруг – тебе вообще важно научиться абстрагироваться от того, что происходит, и делать свою работу. Это полезно, и это, наверное, просто даже заложено в голове человека, когда ты сконцентрирован сильно, то всё, что по сторонам – ты не обращаешь внимания.

Александр Генерозов: Машина времени перед тобой, в любое время, в любое место – жми кнопку.

Артур Далалоян: Наверное, на необитаемый остров. В последнее время всё больше хочется именно какой-то такой экзотики и уединения, в моральном таком качестве.

Александр Генерозов: Каждый спортсмен должен быть готов к поражениям, и не только к этому, но и в том числе, к поражению, которое ты не заслужил. Конечно же, не могу забыть афинскую историю с Алексеем Немовым, и знаешь, что интересно – вы как-то к этому готовитесь, к тому, что тебя могут обидеть, а ты должен это выдержать?

Артур Далалоян: Конечно, я думаю, что каждый спортсмен должен быть готов к тому, что какой бы он великий не был, какой бы он недосягаемый не был, каждый спортсмен должен знать и понимать, что такое проигрыш, и что такое бывает, что ты не всемогущий. И, наверное, проигрывать в каких-то моментах бывает полезнее, и больше смысла в этом есть. Это даст тебе какой-то опыт жизненный, научит чему-то, что не получишь, когда выигрываешь. Ты выигрываешь – это легко, а когда легко – это неинтересно. И на себе я тоже почувствовал это в 2019 году. 18-й у меня прошел настолько отлично – я на всех соревнованиях, по пять медалей там, на чемпионате мира два золота было, на чемпионате Европы четыре было, и так гладко прошел этот год, что думаешь – а что дальше? И, когда наступил 2019 год, прошел чемпионат Европы, я второй в индивидуальной программе, чемпионат мира – точно так же. И я понял, что проигрыш – дает намного больше ясности в голове, намного больше мотивации и стремления работать.

Александр Генерозов: Когда тебя вот вывели, когда тебя специально может даже выводят, и ты чувствуешь чью-то недобрую волю, и спортсмен ведь как взведенная пружина – бывают случаи, что кто-то не справляется с гневом? Или вы настолько уже «отполированы», что это просто нонсенс для спортсмена?

Артур Далалоян: Абсолютно нет, я опять же повторюсь, что все мы неидеальны, что все мы не машины и не роботы. Любого человека можно вывести, и морально, и как-то даже это может быть непроизвольно, так тоже часто очень бывает, какие-то обстоятельства, ещё какие-то моменты, и тяжело, тяжело, когда наваливается, особенно со стороны если. На соревнованиях главное отбросить всё в сторону. Вот ты вышел на арену – ты должен все проблемы, все заботы, всё откинуть, и делать свою работу. Только так.

Александр Генерозов: Открываем твой инстаграм и видим: 27 января ты на кольцах, и такая интригующая подпись: «и всё же в этом что-то есть». Ты про кольца или про вид спорта?

Артур Далалоян: И про кольца, и про фотографию, и про момент, в который она была сделана, на самом деле это вот то стремление, хватка, та атмосферность, наверное, которую я чувствую на фотографии – я именно это подчеркнул.

Александр Генерозов: А сами по себе кольца как снаряд для тебя скорее к любимым относятся? Или к малопредсказуемым?

Артур Далалоян: На кольцах, если ты правильно провел подготовку, тяжело допустить ошибку. Только если на приземлении – это важный момент, где нужно устоять, особенно устоять «в доскок», то есть без шагов, без отпрыжек, без всего этого, а по своей сути, как мне кажется, силовые элементы – это выглядит очень красиво, когда такие линии видны, в этом и сила есть. Красивый снаряд!

Александр Генерозов: 9 января ты с таким загадочным видом потягиваешь чашечку кофе… скажи, а кофеин, вот сколько надо выпить чашек кофе, чтобы это могло бы зачесться как допинг? Может выпить десть чашек кофе?

Артур Далалоян: Ну насчет этого не знаю, я такие эксперименты не проводил, 10 чашек кофе, конечно, сильно! У меня, на самом деле, есть лимит – три кружки кофе в день я выпиваю спокойно, то есть это утром, чтобы просто проснуться вообще, перед основной тренировкой и перед вечерней также – я пью кофе. Это для меня норма, и я не считаю, что это какая-то там излишняя порция, доза, мне нравится кофе, и я люблю его, ну а именно по поводу фотографии – это другой момент, это когда ты завтракаешь, спокойно, когда семья рядом, вот напротив меня там жена сидит – это, кстати, она фотографировала!

Александр Генерозов: 31 декабря. Вы у ёлочки с семьей. Как и где встречали-то?

Артур Далалоян: Ну могу сказать, что этот Новый год мы встречали вообще спокойно абсолютно, дома, у нас даже ёлочка в этом году небольшая была, потому что дочь подрастает только ещё, не совсем даёт четко отчет своим действиям, и мы подумали, что если поставим огромную елку дома в этом году, то её обязательно кто-нибудь свалит (смеется).

Александр Генерозов: А что такое «долгие праздники» для спортсмена? Вот мы это считаем до 10 января, а у вас как?

Артур Далалоян: Неделя – это уже очень много прямо! Я стараюсь всё равно, даже когда праздники, когда есть время, дома находиться – всё равно утром просыпаюсь и в первую очередь еду на тренировку, и только после этого я оживаю и уже способен как-то хорошо проводить время!

Александр Генерозов: Хотел поинтересоваться у тебя о таких активностях, которые сейчас очень популярны, которые, как мне кажется, имеют какие-то точки пересечения с гимнастикой. Это, конечно же, воркаут – это схоже с гимнастикой, вообще, на твой взгляд?

Артур Далалоян: Воркаут, я думаю, что похож по своей сути, но немножко отстает именно в плане исполнения каких-то элементов, мне кажется, они не совсем задумываются о красоте, об артистизме, это именно воркаут. Такая работа. Она красивая, я не говорю, что она некрасива, они тоже в своем отношении, в своих взглядах молодцы большие, и сейчас это направление двигается с очень большим успехом! И нельзя это не заметить.

Александр Генерозов: А если они достигнут когда-то вожделенного для любого вида спорта олимпийского статуса – это перейдёт, скорее всего, в какую-то часть гимнастики? Или они идут сами по себе, и у них какие-то свои будут федерации?

Артур Далалоян: Я думаю, что однозначно воркаут войдёт в международную какую-то систему, где и спортивная гимнастика находится. У нас есть такая федерация международная, FIG – это международная федерация всех акробатических видов спорта. Туда входит и художественная гимнастика, и спортивная гимнастика, акробатика, батут, и всё, что связано с этим. Парная акробатика, ещё что-то, и мне кажется, что воркаут войдёт именно в эту систему.

Александр Генерозов: И есть ещё одна активность, которая в моём, сугубо непрофессиональном видении, брейк-дансеры и их субкультуры. И их способность владеть телом, балансировать – насколько это всё-таки далеко от спорта?

Артур Далалоян: Что касается брейк-данса – я абсолютно точно считаю, что это больше танец. Но всё же, всё же я знаю, что и он стал олимпийским видом спорта не так давно, а на взрослые олимпийские игры пока всё-таки не вносят брейк-данс как олимпийский вид спорта. До сих пор идут какие-то споры.

Александр Генерозов: Скажи, у тебя кроме гимнастики есть спортивные увлечения?

Артур Далалоян: В школьные годы в девятом классе я даже участвовал в олимпиаде от школы в команде по волейболу. Я был всегда самый маленький в классе, самый маленький вообще среди всех, кого я знаю, и при этом я участвовал в олимпиаде по волейболу, и мне даже там присваивали «лучшего игрока», потому что благодаря гимнастике, благодаря верткости своей у меня получалось доставать нереальные какие-то мячи, ну и к тому же это были первые наши состязания по волейболу. И тоже адреналина какого-то добавляло – я вот это как сейчас помню, это очень круто! И даже игровые виды спорта – наверное, в них больше какого-то азарта, не зря они более популярны! И это тоже очень здорово, очень классно!

Александр Генерозов: Давай-ка я у тебя разузнаю и спрошу что-нибудь ценное и практичное. Каждому хочется, например, быть на хорошей энергии. Есть у тебя рецепт? Что надо для этого сделать?

Артур Далалоян: Хорошая энергия – она, конечно, связана, как мне кажется, напрямую с легкостью, это как ты себя чувствуешь, а хорошо ты себя чувствуешь, когда правильно питаешься, не позволяешь себе каких-то лишних «гадостей» – определенно, ты будешь легок и свеж!

Александр Генерозов: Ну вот что – жир это всё-таки «гадость»? Знаешь, его же сейчас пытаются реабилитировать многие, да, что «не только вредно, но и полезно»?

Артур Далалоян: Есть, конечно же, определенное количество, и свинины кусочек скушать, которая содержит жир хорошо, или, не знаю, кусочек сала. Но вообще советую всем придерживаться двух-трехнедельных марафонов и держать себя в эти недели, конечно, в обойме, стараться распределять питание на целый день и не выходить за эти рамки. Можно раз в неделю себе устраивать какие-то приятные сюрпризы и съесть что-то сладкое, если ты на это падок. Или там бургер какой-то, но, когда ты три недели выдержишь этот марафон, ты почувствуешь легкость и начнешь стремиться двигаться дальше в этом направлении.

Александр Генерозов: Хорошо, если у нас натянулась пуговичка на рубашке, что в первую очередь делать – с питанием решать, или этого мало?

Артур Далалоян: Могу сказать, что, когда ты занимаешься, но при этом неправильно питаешься, результат очень слабый будет. А когда ты берешь каждый из этих спектров и работаешь над ним, то это дает невероятный результат недели уже через две. Поэтому, тренироваться можно даже в домашних условиях, какие-то простые упражнения, подкачку пресса, подкачку ног, приседать, и это очень полезно и очень хорошо сказывается на вас! А ещё очень важный фактор – это найти тот вид спорта, который тебе в удовольствие, который тебе нравится, от которого ты будешь получать удовольствие. И от этого ещё больше вырастет твой результат и успех!

Александр Генерозов: Как красиво сказано! Артур, спасибо огромное за интересный разговор, желаю участия в новых соревнованиях, и, конечно же, блистательных побед в них! Приходи к нам ещё, хорошо?

Артур Далалоян: Обязательно!

Александр Генерозов: Артур Далалоян, заслуженный мастер спорта России, трижды чемпион мира и пять раз чемпион Европы по гимнастике провел свой воскресный вечер вместе с нами на Европе Плюс. Александр Генерозов, Week&Star, встретимся через неделю, пока!

Артур Далалоян: Пока-пока!

Загружается ...