30 марта в студию шоу Week&Star приходила основательница лейбла Velvet Music, продюсер, медиаменеджер Алёна Михайлова! Читай интервью ниже или слушай подкаст в Apple Podcasts, Castbox и «Яндекс.Музыке».
Александр Генерозов: Сегодня с нами на Европе Плюс этот вечер проводит одна из дуэта основательниц крутейшего лейбла, о контракте с которым мечтают множество начинающих и уже состоявшихся артистов – Velvet Music. Продюсер, медиаменеджер, Алёна Михайлова! Добрый вечер, Алёна, и всем привет-привет-привет!
Алёна Михайлова: Всем добрый вечер! Я знаю, так как мы обращаемся иногда к статистике, сколько миллионов вас слушают, радиостанцию №1! И всем добрый вечер!
Александр Генерозов: Ну и что ж, меньше месяца нас отделяет от дня рождения Velvet Music, и вам исполняется 21 год. Вы уже не тинейджеры. Как себя чувствуете – в бодром, ярком настроении?
Алёна Михайлова: Вы знаете, нам в прошлом году было 20 лет, и мы начали справлять этот свой юбилей большими проектами весь год. И это было настолько интересно, что мы втянулись, и сейчас вот этот год празднования подходит к концу, а мы уже остановиться не можем (смеётся). Были и специальные альбомы, и коллаборации между артистами, ну и одной из таких больших частей подготовки и масштабирования всего этого празднования – был наш фестиваль. Мы делали его впервые, это Вельветфест, в саду «Эрмитаж». Это семейный фестиваль, это наша идеология на протяжении 20 лет. Мы начали, когда еще лупило солнце, и можно было загорать, а закончили уже под фейерверки, плакали и пели песни Преснякова, примерно так. И это нонсенс, фестиваль, чтобы он собрал в первый же раз солдаут – я такого не слышала. А у нас так было. И в этом году мы решили масштабироваться, поэтому будет фестиваль проходить два дня, 16-17 августа. Это тоже будет сад «Эрмитаж». И про второй день – спецпроект родился сам по себе, группа UMA2RMAN, им тоже 20 лет, и мы делаем трибьют. Притом это все родилось вот только что, но с таким азартом все артисты откликаются на эту идею! В общем, в воскресенье у нас будет день трибьюта UMA2RMAN.
Александр Генерозов: Не хочется, конечно же, торопить лето, но хочется уже попасть туда! Слушайте, ну а всё-таки магия цифр она есть? Хочется уже, наверное, планировать что-то на пятилетку или на десятилетие, как у вас? Или это опасный путь?
Алёна Михайлова: Мы живём моментом. «Я в моменте», песня такая есть. Конечно, если брать бизнес-сторону – у нас есть некое планирование. Но это же скучно о нем говорить? Что «через лет еще десять мы уже соберем Парк Горького»? Да нет, конечно! Вы понимаете, что весь смысл этого фестиваля и вообще нас – это контакт со зрителем, и эти эмоции в масштабах вот такой огромной площадки, они не прочитываются на самом деле. Вот я не люблю концерты в Лужниках, вот их терпеть не могу! Когда там 60-70 тысяч, какие еще там рекорды были –невозможно, ни один артист не сможет обнять каждого своего зрителя! А мы за то, чтобы тепло существовало.
Александр Генерозов: Ну мы проводили Европа Плюс Live там же (смеются). И мы там как-то умудрялись обнимать, как мне кажется?
Алёна Михайлова: Ну у вас были другие цели и задачи. Вы же не про семейный фестиваль? Поэтому да, я помню, конечно же, я была на Европа Плюс Live, везде и всегда, каждый год!
Александр Генерозов: Да, ну и давайте для разгона послушаем одну из самых успешных ваших артисток, Maри Краймбрери, «Мне так повезло», погнали!
Александр Генерозов: А кому, кстати говоря, больше всего повезло, как вот поёт она, Velvet с Мари или Мари с Velvet? Или тут «win-win», как говорят?
Алёна Михайлова: Ну не очень принято, когда ты имеешь столько детей – это я про своих артистов, в том числе – кого-то восхвалять. Но, с другой стороны, я хочу восхвалить каждого и Мари Краймбрери в отдельности, потому что у меня всё-таки с ней какая-то особенная связь. И она любит, и каждый раз меня удивляет! Это всегда треки «на разрыв», которые от меня скрываются, которые один раз были в исполнении с Ёлкой, ещё разные, и которые доводили меня до слёз на её больших сольных концертах. Всю эту подготовку от меня тщательно скрывают, им нравится смотреть, как я плачу (смеётся). И сейчас, слава богу, я услышала не из альбома, сейчас Мари, вот кто думает, что у неё декретный отпуск, а она сидит в студии круглосуточно и пишет альбом! Она на этом своём эмоциональном подъёме за последний месяц написала альбом за месяц. Сейчас она его делает. Недавно я услышала песню, от которой опять ревела. А это такие слезы счастья, наверное. И всё это услышат все, скорее всего, первая неделя июня – это уже выход этого альбома. Вот такие кратчайшие сроки, с этим сюрпризом для меня, соответственно, для каждой мамы, наверное, с сюрпризом для людей, которые понимают, что такое искренность, что такое чувства, которые и любят её за эту невероятную искренность и эмоциональность, с ними мы и зайдем в очередной наш новый сезон!
Александр Генерозов: Ну а всё-таки раскройте немножко секрет. ЕР-шечка или может быть на LP даже замахнулась Мари, нам хочется эксклюзива!
Алёна Михайлова: Сначала мы говорили о десяти треках, но, по-моему, двенадцать уже в загашнике. Дело в том, что она поехала некоторое время назад дописать припев и привезла новую песню, понимаете? Так что сколько в финале будет пока не известно.
Александр Генерозов: Мне кажется, так только Мари умеет делать!
Алёна Михайлова: Но это не EP, конечно, это полноценный альбом.
Александр Генерозов: Ух ты, класс. Слушайте, а я никак не могу разобраться в ваших «семейных» с ней отношениях. То ли мама, то ли сестра. В книге, о которой мы тоже поговорим сейчас, вы так хорошо про сестринские вспоминаете, а она – «мама». Как это, к чему ближе в итоге?
Алёна Михайлова: Ну, в общем и целом, меня все там зовут мама. Но, наверное, так активно началось с Мари. Хотя, предполагаю я, что первой была Ёлка. Я стараюсь давать им чуточку материнского тепла, в том числе. Меня хватает, если вы об этом (смеётся).
Александр Генерозов: Класс. Ну и у вас в руках книжка, «Точно продюсер». И это биографическая история. Думаю, каково это вот читать о себе в книге?
Алёна Михайлова: Вообще, эта книга изначально была сборником неких интервью со многими людьми, которые прошли со мной этот 30-летний путь. И ко мне попал сигнальный экземпляр, я его прочитала и поняла, что как будто бы несправедливо. Во-первых, меня все хвалят, я вот это не люблю. И я предложила взять со мной интервью для того, чтобы ситуацию сделать более документально правдивой. И вот здесь нет ничего вымышленного. Это события, люди, которые существовали и существуют до сих пор. Я подумала, кому может быть интересна эта книга? И поняла, что моим таким долгим путём, а начинала я во времена Советского Союза, дальше была перестройка, и потом разрушилось всё! Улетели в никуда физические носители, мы встретили, хлопая и аплодируя, интернет. Мы, наконец-то, начали на нем зарабатывать. И вот до сегодняшних дней, как у нас не существовало никаких университетов, продюсерских курсов, так и не существует, честно говоря. Проходили мы все только путем собственных проб и ошибок, набивая эти шишки. И мне кажется, книга будет интересна тем людям, которым вообще интересен наш бизнес, с точки зрения такого чутка хрестоматийного учебника. Несмотря на то, что там нет ни статистики, ни бизнесовых предложений и решений, а все-таки у нас такой особенный бизнес. Он строится на эмоциях, на «чуйке». А артисты – это совершенно особенные люди. И, наверное, об этом эта книга. Наверное, прочитав её, вам будет больее понятно, как вообще выстроен этот странный, непонятный, очень в головах людей обросший большим количеством огромных клише, которые не соответствуют, в основном, действительности, шоу-бизнес. Вот книга об этом!
Александр Генерозов: Знаете, я перед этим читал замечательную книжку. Вот у меня прямо совпало, две продюсерские книги, это Рик Рубин «Из ничего, искусство создавать искусство». Это такая немножко медитативная история, в стиле Рика Рубина вполне себе. А вам никогда не хотелось вот такого свойства сделать книгу? Вот поток такой, менторский немножко: «Так вот, и так надо, если не пришло вдохновение, то отпустите. И наоборот, хватайте его, когда есть», ну в таком ключе? Написать учебник от Алёны Михайловой?
Алёна Михайлова: Нет, конечно. Потому что я вообще никого не собираюсь обучать. Я вообще считаю, что главная книга – это жизнь. Но вот кому-то давать советы вот эти скучные – не моя тема. Я хочу жить, когда кому интересно – те рядом. Вот и всё!
Александр Генерозов: А после книги как-то на саму себя внутренний взгляд не поменялся немножко, да? Знаете, вот, «а я же вот такая, оказывается», да?
Алёна Михайлова: Да вот я больше уже 30 лет работаю с артистами. Я знаю, что такое звёздная болезнь, как с ней бороться. И у меня нет признаков звёздной болезни, даже если вышла книга. Я слишком давно с этим знакома!
Александр Генерозов: Классно. Сейчас «Вельвет» – крупная компания. А был момент, когда вы вдвоем действительно с Лианой Меладзе и UMA2RMAN, которых вы вспоминали, они были единственным артистом в вашей обойме, в какой-то момент. Что было проще тогда, и что сейчас?
Алёна Михайлова: Слушайте, ну тогда было немного страшно, потому что мы резко закончили свою карьеру. Я возглавляла компанию «Real Records». Это была компания номер один в стране, мы сделали революцию в музыке, это точно. И тогда, когда в какой-то момент у меня вдруг замолчал телефон. Вот, вы понимаете, я там, предположим, вчера была всем нужна, а тут как будто бы никто не звонит. И очень здорово, это было время, когда определились друзья настоящие и те, которые называли себя друзьями. Это было прекрасное, великолепное время проверки. И ты начинаешь с нуля, у тебя уже за спиной такой долгий путь, но ты начинаешь прямо с чистого листа, вот вообще ничего нет. Нет ничего до такой степени, что первый офис, в котором мы сидели несколько месяцев, это в полуразрушенном здании, нам друзья дали бесплатную комнату. Вот с такого мы начинали. И группа UMA2RMAN, которая появилась, которая приняла решение, что они за этим нашим азартом и энтузиазмом готовы идти. Они же видели, у них были альтернативы, конечно, более благополучные компании. Но, видимо, мы так горели, это было главным двигателем, и мы так вместе жили. Парни – мы их расположили в съемную квартиру, на заемные буквально деньги, и питались они пельменями из соседнего магазина. Вот такие были времена. Но это же дико интересные времена преодоления! Которые были так ярки, и, конечно же, остались в памяти. И ничего не изменилось! Сейчас есть трудности, есть победы. Только мы сидим в большом красивом офисе. У нас на сегодняшний момент 18 артистов, всю стену увешали, чтобы просто все были на виду, никого не забыть (смеётся). И с удовольствием продолжаем проходить всё тот же интересный квест. Вот и всё! Просто другого масштаба.
Александр Генерозов: Ну а есть какие-то такие «антибронзовые», так сказать, мероприятия? Структуры – они же образуются внутри компании, неизбежно отлаживаются, обкатываются. Нет такого, что немножко «так, давайте проще, давайте упростим это все»?
Алёна Михайлова: Ну вот нас спасает то, что мы живём семьёй, единым организмом, и, наверное, мы не забронзовели из-за этого. Если вы попадете в наш офис, будет все понятно. У нас тёплая домашняя атмосфера. Мы вообще живём даже в шоу-бизнесе на своем острове. Мы на многие тусовки не ходим, потому что нам неинтересно. Мы в шоу-бизнесе, и немного нет. То есть, есть такой остров «Вельвет».
Александр Генерозов: Здорово! Ну я даже у Максима, нашего музыкального редактора, спрашивал перед этим. Говорю: «Вот расскажи, точно «Вельвет» такой, семейный»? «Абсолютно, — говорит, Саша, — абсолютно». Так что все слова подтверждаются. Но мне было интересно услышать это из первых уст. Ускорим быстрыми вопросами, ответы – в любом формате. Свои ошибки легко признаете, или это роняет авторитет?
Алёна Михайлова: Мне кажется, легко. Я легкая в принципе!
Александр Генерозов: А вам самой играть или петь? Когда вы столько с музыкантами общаетесь, никогда не хотелось?
Алёна Михайлова: Слава богу, нет. И как когда-то говорил Константин Меладзе: «Алёночка, как же хорошо, что ты не знаешь музыкальную грамоту». И то, как я общаюсь с аранжировщиками – это отдельный язык, вид искусства. У меня никогда не было амбиции встать на место музыканта. И в этом большой плюс. Я всё-таки могу не закопаться в этом, и адекватно оценивать что-то, основываясь только на своей интуиции и на большой опыт.
Александр Генерозов: Дефицита артистов, музыкантов никогда не испытывали? Что их маловато. Как помните, был один момент, что у нас не было поп-музыки. Её пришлось создавать.
Алёна Михайлова: У нас вообще никогда, нигде никакого дефицита с артистами не было. Желающих попасть в компанию Velvet Music гораздо больше, чем мы можем принять. Мы не хотим превращаться в монстра, как раз для того, чтобы не потерять нашу возможность дарить семейное тепло. У нас ювелирная компания, поэтому нам нельзя расширяться, мы не хотим этого делать. Но! Каждый раз, когда мы это решение между собой принимаем, «надо остановиться, потому что никого больше не берём», случается так, что в ближайшее время мы в кого-то влюбились! Влюбились в человека, влюбились в музыку. И вот так опять у нас появился новый артист. Поэтому «не зарекайся», но мы не хотим масштабироваться, это точно.
Александр Генерозов: Цитата из вашей книги от Максима Швачко: «Мне всегда казалось, что в музыке она понимает немного, но умеет слушать окружающих» Я чуть сократил её, видоизменил. Максим правду говорит?
Алёна Михайлова: Абсолютно! И на этом в том числе основывался этот многолетний опыт и та самая интуиция. Слишком разбираться в музыке мне не надо.
Александр Генерозов: То есть всё это на внутренней чуйке стоит, и на умении слушать команду, которая рядом?
Алёна Михайлова: Да, в том числе.
Александр Генерозов: Ну а раз уж вспомнили казанских друзей, в «Слове пацана» честный получился, на ваш взгляд, слепок эпохи?
Алёна Михайлова: Абсолютно честный! Это моё детство, я жила в этом Татарстане.
Александр Генерозов: Сделать идола по корейскому образцу из нашего артиста – пустая затея, как думаете?
Алёна Михайлова: Сейчас, мне кажется, уже время другое. Вообще не время продюсерских проектов. Вот оно было когда-то, когда было много продюсерских проектов, очень успешных. Те же Иванушки тогда возникли и до сих пор существуют радостно. Но сейчас все-таки большинство артистов, которые выстреливают при том потоке при существовании интернета, это авторы. Это люди, которые могут сказать своё авторское слово, наверное. Непохожие, выделяющиеся другие. Поэтому кого-то лепить, искать репертуар, вот мне, например, уже не интересно.
Александр Генерозов: Слушайте, а вот продюсер – это магическое слово. И вот вы говорите, что этому, действительно, не учит. А как стать? Это все приходится через A&R, «артисты и репертуар», вот через эту функцию, как вы и пришли, собственно?
Алёна Михайлова: Да! Ну, собственно, продюсер – это тот человек, который умеет создать что-то. Но для этого должны быть компоненты. В данном случае это должна быть талантливая музыка, это должен быть человек, который по-настоящему хочет, верит в себя, в дело, в свою музыку, готов там лбом стены пробивать. И это обязательное условие. Вот если этого нет, если он там ещё сомневается или мимо проходил, то ничего не получается обычно. Даже если талантлив. Вот, он должен быть особенный. И вот из этих ингредиентов дальше масштабнейшая работа по созданию того, чтобы это услышала аудитория, чтобы это было востребовано. То есть ты живёшь жизнью этого артиста вместе с ним. И одно дело там взлетели на каком-то первом хите, а другое дело – держаться годами, обретать большую и большую аудиторию, расти и уметь энергетически эту огромную аудиторию принять. И за всем за этим стоит огромная работа команды. То есть продюсер еще, он же не один, он должен эту команду создать, он должен ей управлять точно так же, как и всем процессам. Это стратегическое видение проекта в целом. Куда мы идём? Зачем?
Александр Генерозов: То есть что-то такое вроде бы главный конструктор, главный инженер и архитектор заодно, да?
Алёна Михайлова: Да, именно так.
Александр Генерозов: И, ко всему и психолог, да? Потому что нужно понимать их?
Алёна Михайлова: Обязательно. Психиатр даже, зачастую психиатр. Психолога недостаточно!
Александр Генерозов: Вы пролечиваете вот эти вот, какие-то незакрытые гештальтики своих подопечных?
Алёна Михайлова: Артисты – особенные люди. От этого, по моему многолетнему опыту, зависит, в том числе, и степень таланта. Вот если уж совсем нормальный, то такого не бывает. И поэтому понимание того, что ты работаешь с человеком с особенностями, с особенностями обязательно. Вот, собственно, и за годы ты уже умеешь маневрировать, умеешь разговаривать, умеешь раскрывать, убеждать.
Александр Генерозов: Ну а как вот сочетать тогда эту стальную и пушистую хватку одновременно с ними? Да они же обидчивы ещё ко всему.
Алёна Михайлова: А тут сталь должна быть не в слововыражениях, а сталь должна быть внутренняя. Тебе же не обязательно доносить стальную мысль «стально». Но ты же эту мысль можешь облачить в ту самую мягкую форму, потрудиться объяснить. И это искусство. Потрудиться объяснить так, чтобы человек понял, что вообще это его была мысль на самом деле, никто ничего не навязал. Вот, собственно, и в этом искусство переговоров с артистом.
Александр Генерозов: Это точно. Пора ещё одного вашего музыканта услышать, Звонкий, «Снова в тебя влюблюсь» .
Александр Генерозов: И мы послушали не звонкий, конечно же, а вкрадчивый голос Андрея. Ну и вот счастливый момент, когда об исполнителе можно поговорить с его продюсером, глава Velvet Music, Алёна Михайлова на Европе Плюс. И вот думаю, что Андрей – один из тех артистов, на которого музыкально вообще не пришлось влиять. Мне кажется, он сам по себе. А вам, возможно, только нужно было его заставить поверить в свои силы? Или я это придумал?
Алёна Михайлова: Это правда! Андрей Звонкий – совершенно культовый артист. Когда-то он начинал как рэпер. Проект назывался «Дерево жизни». И потом Андрей с головой ушел в студийную работу, достиг в ней невероятных высот. И мы познакомились, когда он работал саунд-продюсером в нашем проекте Burito и показал несколько треков, в которые я влюбилась. А он уже всё, он закопался в студии. Я говорю: «Давай мы попробуем выпускать твои песни, потому что они невероятные. Ты не похож ни на кого, ты отдельный». И дальше мы приблизились к треку «Голоса», в который он не верил абсолютно. Он прислал мне две демки. Я захлопала в ладоши, сказала, «Голоса» – это то, что разорвет! Он говорит: «Да нет, конечно, это вообще не то, может быть, вот тот второй мы выпустим?»
Александр Генерозов: Легко представить Андрея, как он это говорит (смеётся)!
Алёна Михайлова: Да, бубнит такой, да. И да, удалось его убедить. Трек порвал, он звучал из каждого вот этого вот всего. И Андрей тот человек, треки которого не подлежат никогда никаким правкам, мало того, он мне их не показывает. То есть, обычно, всё-таки, мне присылают, я говорю: «вот тут надо расфигачить припев, вот тут надо обрезать бридж», это вот я сейчас культурно выражаюсь, как я обычно с аранжировщиками или в принципе по поводу песни договариваюсь. Ну а Андрей – тот человек, который показывает трек уже полностью готовый, причем студия находится на нашей территории. Мы его там пытаем, прижимаем к стенке, просим: «Ну пожалуйста, ну охота же, ну интересно, ну пожалуйста, можешь поставить?» Нет! Такой вот перфекционист, пока он не доточит последнюю ноту – а про эту последнюю ноту от предыдущей версии понимает только он – то он ни за что не покажет! Один раз было такое, что мы выпускали его EP, и мы услышали только когда он отгрузил его. Но степень доверия, конечно, высочайшая, он делает такой продукт, который, ну не то, что правкам не подлежит, он уникален тем, что он один человек, который пишет музыку, её продюсирует, саундпродюсирует, сводит, мастерит! Весь функционал, который обычно делает несколько человек, делает только один – Андрей Звонкий. И это всегда высший класс!
Александр Генерозов: Когда он сделал фит с Евой Польна «Реконкиста», я спросил каждого из них про взаимодействие. Ну и Андрей ожидаемо сказал «да предложил, что-то пошло, да, покатилось, и вот оно получилось». А Еву стал расспрашивать, она говорит: «Андрей так умеет, вот он такие вот умеет, вот эти вот микроакцентики делать», она долго и хорошо мне разъясняла это все. И я услышал нотки зависти в её голосе, что вот «я так не умею». А вы понимаете хорошо, о чем она говорила?
Алёна Михайлова: Наверное, разница в том, что Ева понимает и делает совместно с аранжировщиком свою музыку, какой она хочет видеть результат, а Андрей Звонкий садится и своими руками делает. И ведь всегда проще сделать самому, чем кому-то объяснить. Я думаю, что об этих нюансах, ну и плюс, конечно, в Андрюхе есть такое, что в каждом треке, то ли слово какое-то выпало специально и не специально, то ли музыкальный есть акцентик, то есть его треки «вкуснятина», а вот этой вкуснятиной обладают редко.
Александр Генерозов: Ну ладно, Андрей, Мари, ну что мы вот действительно, у вас 18 артистов! И не только ведь они крутятся, вот Daasha, она была у нас на «Живом завтраке» нашем, и у вас ещё есть артист, который у нас не играет, Venera. Вот как вам новое поколение это зумерское, альфовское, вообще? У вас есть какие-то фокус-группы отдельные для них?
Алёна Михайлова: Ну вот это та когорта молодняка, которая как раз каждый раз, когда мы говорим себе «больше никогда», появляется тот самый новый молодой артист. Что касается Даши, мы подписали контракт с ней в наше 15-летие, и ей как раз исполнилось 15 лет, причём у нас почти в один момент День рождения, и мы с ней вместе два года в школе учились, собственно, то есть мы идем по этому долгому пути, и видим уже серьёзный результат. 20 лет «Вельвету», 20 лет Даше, вот так всё это получается. А в год своего 20-летия мы позволили себе ещё один подарок. Проект Venera – это Дарья Янина, который существовал, она была ещё когда-то «фабриканткой», самой маленькой, ей было 14 лет. Потом происходили трагические события в её судьбе, и она не могла посвятить себя музыке настолько, насколько она талантлива, у неё есть два фита с Васей Баста, она была в «Газгольдере», но и там она не могла полноценно работать. И какое-то время назад, а она человек фантастических и голосовых данных, и человеческих, что немаловажно, потому что мы дружим, и это время мы дружили, и просто в какой-то момент и её события к этому подвели, и нас отщелкнуло, и мы поняли, кто она, куда, для кого, и так возник проект, который называется Venera. Это планета, мы только её запустили, это год Венеры сейчас, и мы уверены в успехе. Она у вас не играет, потому что мы недавно начали, и мы видим этот её яркий путь с глубиной, с особенностью, с тем, что она невероятно выглядит, и с той энергией, которой она обладает, с тем, что она за эти годы накопила, и ей точно есть что сказать, поэтому ожидайте вспышки Венеры.
Александр Генерозов: Ох, ну она очень магнетичная, это и по визуалу, и по музыке, это точно можно сказать.
Алёна Михайлова: То есть, когда она заходит, оборачиваются все, и девушки, и мужчина в особенности.
Александр Генерозов: Алёна, спасибо огромное за то, что нашли время к нам приехать, это невероятно приятно и почётно для нас, а у меня осталось столько вопросов, что я беру с вас слово, что мы ещё как-нибудь встретимся.
Алёна Михайлова: Обязательно, огромное спасибо, страна, Европа Плюс, благодарю!
Александр Генерозов: Алёна Михайлова, глава Velvet Music провела с нами этот воскресный вечер вместе на Европе Плюс, ну а я, Александр Генерозов, прощаюсь со всеми ровно на семь дней, встретимся в следующем воскресенье в 17:00 с новым выпуском Week&Star. Будет звёздно, будет интересно, всем пока!
Алёна Михайлова: Всего доброго!