В гостях у шоу Week & Star побывали писатели Анна и Сергей Литвиновы! По их романам снимают крутые детективные сериалы, а сами книги переводят на многие языки. А недавно вышел их новый роман-головоломка «Мертвые не лгут». Читай интервью или подписывайся на подкаст для iOS и Android.
Александр Генерозов: Детектив по литературным меркам жанр совсем молодой. Ему всего-то полтора столетия. Но за эти годы утекло столько воды! Была придумана и уже позабыта пишущая машинка, дефицит книг сменился книжными развалами. Бумажную книгу потеснила электронная, а ее потеснил смартфон с вечно разряженной батарейкой и бесценной летописью наших селфи. Но авторы остросюжетных романов спокойны, и не без иронии смотрят на эту битву трендов, пишут, издают и затем отлично продают свои новые романы.
Друзья, на Европе Плюс творческий дуэт, писатели, чей суммарный тираж книг превысил 10 млн экземпляров, – Анна и Сергей Литвиновы. Добрый вечер!
Сергей: Здравствуйте, дорогие товарищи, господа радиослушатели!
Александр Генерозов: Комплексно всех поздравили, и товарищей, и господ. К надвигающемуся столетию октябрьских событий неплохо было бы вспомнить. Слушайте, по поводу всех конкуренций с новыми медиа. Вы и в самом деле не боитесь их?
Сергей: Люди читают. и люди будут читать, поэтому наша задача заключается в том, чтобы народ читал не стихийно, а организованно. Потому что то, что читать будут, это да. Но наша задача, чтобы читали не глупо и пусто, так как в большинстве своем авторы глупые и непрофессиональные. Давайте читать профессионалов.
Александр Генерозов: Котики, конечно, не могут сравниться, хоть бы они были и трижды красивые, с полноценным романом, в котором есть фабула, сюжет. И плавно перетекаем к вашему новому роману, который еще не вышел, но должен выйти. И у него хлесткое название «Мертвые не лгут». Я прямо вздрогнул. Кто же из вас придумал это название? Анна? Вы?
Сергей: Бывает, что придумываю я, бывает, что придумывает Аня, бывает, что придумывают в издательстве, бывает, что придумываем мы все вместе путем мозговых штурмов. А бывает, что придумывают наши родные и близкие, дети, родители, жена, муж и так далее. Мы, если кто не знает, с Аней не муж и жена, мы брат и сестра.
Александр Генерозов: По-моему, вы часто оправдываетесь в этой истории.
Сергей: Да, да. Поэтому, кстати говоря, мы и приехали не вместе, Аня чуть попозже из одного конца Москвы, я из другого. Так вот, насчет названий. Бывает так, что эти названия приходят во сне. У меня даже рядом с кроватью тумбочка, на ней лежат клеящие бумажки желтого цвета и карандаш обязательно. Ночью проснешься, что-нибудь запишешь, как в свое время Маяковский записал ночью «отрубленную ногу», а потом очень долго вспоминал...
Александр Генерозов: Гадал, к чему это, да?
Сергей: Что же это имеется в виду.
Александр Генерозов: Пойду встречать сейчас Анну, Сергей Литвинов уже здесь, на Европе Плюс!
Александр Генерозов: «Убийца – дворецкий»! Хотя эта шутка достаточно точно описывает логику доброй половины детективов, к роману «Мертвые не лгут» она не применима. Насколько я понимаю, все гораздо сложнее и запутаннее. Анна и Сергей Литвиновы, его авторы, на Европе Плюс! Привет вам, друзья!
Анна: Добрый, вдохновляющий всем отличный осенний вечер!
Александр Генерозов: В вашем романе «Мертвые не лгут» происходит общение с умершими людьми, я так, по крайней мере, это понял. И мне сразу вспомнился мэтр детектива Артур Конан Дойл, который во второй половине жизни своей стал глубоким и убежденным спиритуалистом. И, насколько я знаю, он таким и остался. Вы по его следам?
Сергей: Совершенно точно. Когда мы над романом работали, мы изучали вопрос, и даже пытались почитать книги Конан Дойла, которыми он гордился больше всего. Больше чем своим Шерлоком Холмсом знаменитым, книги о спиритизме.
Анна: Плюс были какие-то случаи из практики. Я могу показать справку, что у меня все в порядке с головой. Никто мне не является, и я человек достаточно адекватный. Единственный раз в жизни, когда я была очень сильно на перепутье, продолжать ли романное дело или уйти куда-то в сторону, лет восемь назад, я сидела в кресле на юге, смотрела в небо. По небу плыли облака. И я увидела бабушку, с которой у нас были отличные отношения. Такой размытый образ, и в ухо голос: «Ты все правильно делаешь!» И меня это очень убедило. Вот что это такое? Возможно, это была галлюцинация.
Александр Генерозов: Я еще раз уточню: в целом вы мистики, да?
Анна: Ну, больше я ничего такого необычного в своей жизни не встречала.
Александр Генерозов: То есть это такой эпизод, который случился и более не повторялся. Интересно, конечно, да?
Сергей: Коллективное бессознательное, подсознательное, это ведь, вообще говоря, интересная тема – спиритизм и так далее. Есть замечательный, например, способ найти решение какого-то запутанного и тяжелого вопроса: вызвать в себе как бы управляемое сновидение. То есть думай, перед тем как заснешь вечером, на эту тему. И тебе во сне что-то такое явится. Я, например, очень хорошо помню, это было еще лет, наверно, 15, а то и 18 назад, когда мы только с Аней начали писать романы. И они продавались, но пока совершенно не давали нам возможности более или менее нормальной жизни. Примерно на эту тему, что Анечка рассказывает, были и у меня сомнения. Все-таки семья, надо кормить и так далее. Я думал мучительно, уже зная эту вещь, что возможны управляемые сновидения. И снится мне сон. Я еду по кольцевой дороге на своей машине. У меня была такая маленькая французская машинка. Еду в крайнем левом ряду. И впереди меня едет «ГАЗель», за которой я не вижу, что там происходит где-то. И вдруг в какой-то момент эта «ГАЗель» отворачивает в сторону и прямо в лоб мне мчится фура. И в этот момент я просыпаюсь. Вот из этого я делаю абсолютно такой же вывод, как Аня из истории с бабушкой.
Анна: Да. То есть мы будем продолжать мучить вас своими книжками.
Александр Генерозов: Ну, не мучить, а доставлять удовольствие.
Сергей: Да, будем продолжать.
Александр Генерозов: Писательские дуэты не редки, но единственный известный тандем в формате «брат и сестра», это, конечно же, Анна и Сергей Литвиновы. И они сегодня здесь, на Европе Плюс! А вы всегда писали вдвоем? Или у вас есть раздельные произведения?
Сергей: Конечно же есть раздельные произведения. Так как я старший брат, то я большее количество, да, Анечка, написал все-таки соло? У меня даже есть из советских времен своя собственная книга. Книга! Под названием «С именем Ильича». И с подзаголовком «Опыт работы Малинской бумажной фабрики».
Анна: Но прошу заметить, что я тоже как-то поучаствовала в этой книге, потому что маститый 20-летний тогда писатель, он ленился сам записывать. И он ходил по комнате, заложив руки за спину, а его младшая сестра...
Александр Генерозов: «Литературным негром» была...
Анна: Да, да, работала, подрабатывала. Он мне заплатил не как негру. Он мне заплатил полной горстью, хватило не помню на что, но хватило.
Александр Генерозов: Честное деление обязанности – это всегда благородно. Как делите сейчас обязанности? Поглавно, потемно, интересно же? Наверно, вас замучили этими вопросами.
Анна: Над планом мы работаем всегда вместе, потому что это разумнее. Две головы всегда эффективнее произведут продукт, чем одна голова. Мы никогда не работаем вместе в одной комнате. Пробовали. Поняли, что бессмысленно, потому что каждый умеет и сам писать, зачем сидеть вместе. Раньше было какое-то разделение, мужское-женское. То есть Сергей Витальевич больше по дракам, я больше по магазинам и прочему. Но за годы успешной работы совместной, он уже так изучил наш бедный слабый пол, что недавно написал от первого лица «мои соски напряглись...»!
Сергей: Это от женщины, да.
Анна: Да.
Сергей: Это внутренний монолог женщины.
Александр Генерозов: Нет, подождите, это можно еще описать. Но неужели психологию женскую, вот вы потом карандашиком не правите? Что вот это не так, это немножко, ну, так не должно быть?
Сергей: Изначально да, лет 15 назад мы, конечно, друг друга сильно поправляли. Например, когда-то Анечка написала следующее, как бы внутренний монолог мужчины, что он увидел ее в ресторане, и ему понравилась ее осанка, ее изысканные манеры. На что я, по-моему, совершенно справедливо высказал: мужики – это примитивные создания. Они обычно не смотрят ни на манеры, ни на изящный маникюр, ни на осанку. Ну, куда смотрят мужчины? На ноги, грудь и попу. Извините меня, феминисты.
Александр Генерозов: Анна и Сергей Литвиновы, мастера остросюжетного романа на Европе Плюс! Больше фактов о гостях узнаем из серии быстрых вопросов. Ответы же традиционно принимаю в абсолютно любом формате. Поехали! Самый быстрый написанный вами роман?
Анна: Самый первый «Отпуск на тот свет», – два с половиной месяца.
Александр Генерозов: А, казалось бы, первый должен быть как раз долгим, болезненным.
Анна: А мы его просто писали внаглую, и почему-то...
Сергей: Все летело.
Анна: Все летело. Это у меня был абсолютный рекорд, больше он не повторялся, – 38 страниц за день. Никогда больше я не могла ничего такого повторить.
Александр Генерозов: Тридцать восемь страниц за день даже напечатать-то трудно. Номер один в детективах для всех времен и народов по вашей версии? Писатель или писательница?
Сергей: Все-таки Конан Дойл.
Анна: А я считаю, Агата Кристи. Агата Кристи более витиевата. Конан Дойла немножко можно просчитать, а Агата Петровна, ну так завернет, что не догадаешься.
Александр Генерозов: Петровна! (смеется)
Анна: Это Серёжа ее так называет.
Сергей: По-нашему.
Александр Генерозов: Айзек Азимов нелегко воспринимал компьютер. Но все-таки он как-то так его потом одолел. А каковы ваши отношения с IT? Легко?
Анна: А как иначе, без компьютера? Я вообще не представляю, как можно писать рукой. У меня туннельный синдром, запястье сводит. И даже тут недавно я заметила, что никто не учил печатать, а не смотрю на клавиатуру. Оказалось, что каким-то таким загадочным образом само собой освоился слепой десятипальцевый метод.
Сергей: Да, да, это удивительная вещь.
Александр Генерозов: Специально не обучались этому?
Сергей: Да, на балконе работал. Стемнело, а буковки, шрифт...
Анна: Именно десятью пальцами, да!
Александр Генерозов: А в каком редакторе пишите? Интересно, неужели все всё равно в Word?
Сергей: Конечно, а другого-то нет! Я еще начинал в Lexicon, Анна Витальевна тогда была еще мала.
Анна: Меня миновала чаша сия. Но когда-то у меня полетел Word, я пробовала...
Александр Генерозов: Без Word никуда!
Анна: В txt не удобно.
Александр Генерозов: Сергей, в один день с вами, 17 января, родились такие люди, как Аль Капоне, Станиславский, а из ныне живущих Семён Альтов, Игорь Николаев, Джим Керри. Кого бы из них позвали к себе на праздник?
Сергей: Ой, вы знаете, на самом деле, ведь 17 января родился Антон Павлович Чехов...
Александр Генерозов: Ага! Пропустил.
Сергей: Да. Я очень долго равнял себя по нему. Сейчас-то уже становится ясно, что....
Александр Генерозов: Анна, а с вами 12 апреля празднует день рождения певица Ольга Серябкина, актриса Елена Корикова, Энди Гарсиа, актер, и два Юрия – Гальцев и Куклачёв. Кого выберете себе?
Сергей: Главное, что это День космонавтики! Вот что!
Анна: Да, можно я Серёжиного… Аль Капоне с его дня рождения приглашу? (Смеется).
Александр Генерозов: О, гангстеры! Это вам, наверно, в профессиональном смысле, да? Поинтересоваться.
Анна: Мне и в личном смысле гангстеры всегда симпатичны. Они уверены в себе.
Александр Генерозов: Смотрите, Хемингуэю приписывают рассказ из шести слов: «For sale: baby shoes, never worn» – «Продаются детские ботинки, никогда не ношенные». Как насчет столь же короткого произведения в детективе? Вы подумали о такой нановерсии?
Сергей: О, слушайте, надо, вообще, попробовать. Надо попробовать обязательно. Я, не знаю, в одно предложение можно уложиться?
Анна: Я думаю, что нет. Все-таки наше чтиво, оно...
Сергей: Страница, в страницу.
Анна: Оно должно хватить на рейс хотя бы… а что одно предложение?!
Александр Генерозов: Ну, так, для истории. Книг о машине времени много, но будь у вас настоящая живая машина времени, с кнопками, с шестеренками, куда бы отправились просто прогуляться?
Сергей: У нас герой отправился в предпоследнем романе в 1957 год. Замечательное было время для советских людей, великолепное.
Александр Генерозов: Instagram, блоги, стрим и Let's Play на YouTube, – все это неотъемлемая часть жизни на исходе второго десятилетия XXI века. И все-таки книга – электронная, бумажная – никуда не делась. Она жива и неплохо себя чувствует. Анна и Сергей Литвиновы, – одни из самых успешных авторов в современном детективе в шоу Week & Star на Европе Плюс! Здравствуйте, еще раз.
Сергей: Добрый вечерочек всем.
Александр Генерозов: Мне все интересна ваша механика. Как придумываете роман? Мне кажется, сначала должен flowchart, да? Графическая схема. Без этого никуда? Как это зовут? Я совсем по инженерному смотрю.
Сергей: Нет, смотрите. Наш деловой материал, это слова. Причем, слова написанные. Поэтому мы, в общем, обходимся без каких-то графических символов. Но со словом работаем тщательно и плотно.
Анна: Единственное, бывает таблица, то есть список героев и, соответственно, какие-то основные вехи: что хочет, чего скрывает и чего добивается в итоге. Я для себя так делаю, мне это помогает.
Сергей: Да, потом, что называется, тайм-менеджмент. Разбивка по дням, а иногда даже, когда развязка, по часам, по минутам, что, вообще, происходит, что каждый герой в данный момент делает.
Александр Генерозов: Подсмотреть персонажа на улице, среди знакомых, это даже, наверно, правильно? Потому что люди таким образом живее получаются. Во-первых, используете ли вы этот прием, и если используете, то не обижаются ли потом люди, узнав себя?
Анна: Мы стараемся его не использовать, потому что...
Сергей: Обижаются.
Анна: И потому что первый, кого мы использовали, мы его высмеяли. И он был узнаваем. Это было в нашем первом романе. И этот молодой человек взял и умер от сердечного приступа. Поэтому мы решили, что...
Александр Генерозов: Живой человек, не персонаж?
Анна: Да, да. В книги он, извините, штанишки обмочил, он там был мафиозной шестеркой. И когда начали штурмовать здание, он перепугался и вот это сделал. С тех пор мы крайне осторожны, потому что мы не хотим никому приносить зла.
Александр Генерозов: А многие писатели используют фантастику, мистику, детектив как сладкую оболочку для горькой таблетки. Горькой таблеткой я разумею философское зерно. Вспомним того же Умберто Эко с «Именем Розы», где он свои умствования обличал в такую шерлок-холмсовскую оболочку. У вас нет такой мысли, сделать именно что-то такое, вложить философское зерно? Или все-таки «Бель Летр» и в этом ничего особого?
Анна: Ну, у нас есть некоторые писательницы, которые это делают. Но настолько это скучно, потому что покупаешь детектив, а тебя начинают учить жизни. Причем с каждым годом эта писательница учит все больше и больше. Я уже не знаю, куда деться от ее поучений. Поэтому мы просто развлекаем, мы не учим никого.
Александр Генерозов: Все, кажется, узнали. На самом деле, это очень честно, и вопрос был такой, с подвохом. И вы здорово ответили.
Александр Генерозов: По общему мнению, их романы способны держать в напряжении даже самых искушенных читателей, вплоть до последней страницы. Анна и Сергей Литвиновы, авторы более 65 остросюжетных романов и сборников рассказов в шоу Week&Star на Европе Плюс! Слушайте, давайте вернемся к вашему новому роману. Кстати, когда он выйдет?
Сергей: Он выйдет в ноябре. Точная дата не известна, но спрашивайте в книжных магазинах. А в декабре появится электронная версия этой книжки.
Александр Генерозов: А бумажная книга... Я в одном из ваших интервью услышал, что вы сказали, что она возвращается, ее популярность, ее тиражи растут. Это, действительно так? Эта тенденция сохраняется или пока это очень робкие надежды?
Анна: Нам издатели наши сказали, что года два назад был полный провал. То есть все в стране так ярко и пиками, вот вдруг перестали читать...
Александр Генерозов: Перестали читать всё или именно бумажные?
Сергей: Бумажные.
Анна: Бумажные, да. И недальновидные люди начали кричать, что книга мертва. А где-то год все поиграли с гаджетами, и стали возвращаться потихонечку. То есть бумажная книга не отыграла позиции. Но она немножечко, в общем, опять пришла в наш мир.
Александр Генерозов: Перестала падать хотя бы, да? Давайте так скажем.
Анна: Да.
Александр Генерозов: Вот изобретение Петра Остужева, это главный герой, это тот самый ученый. Его стали использовать как средство повышения рейтинга, в том числе, и ток-шоу, и медиа. Мне, как работнику медиа, мне стало даже немножко обидно, с одной стороны. А с другой стороны, может, действительно, все так плохо, вот мы такие циничные. Это как-то вы так из реальной жизни взяли?
Сергей: Вы знаете, мне кажется, что люди, которые работают в бумажных и в радиосредствах массовой информации, это все-таки еще пока настоящая журналистика. А вот телевидение нынешнее, все-таки...
Александр Генерозов: Но им там плохо, на самом деле, конечно.
Сергей: Им, возможно, плохо. Но на потеху публике говорят все, что угодно.
Александр Генерозов: Продукт просто более дорогой.
Сергей: Готовы сделать все, что угодно. И если мы возвращаемся к этой книге
«Мертвые не лгут», в самом деле, поставлено на службу почтеннейшей публике изобретение нашего ученого, который может общаться с духами.
Александр Генерозов: А ученый, он такой...
Сергей: Вот он ученый. Вот он ученый.
Александр Генерозов: Он enfant terrible такой? Ученый, который изобретает что-то ужасное?
Сергей: Нет, это такой Паганель из «Детей капитана Гранта».
Александр Генерозов: Ага, чуть- рассеянный.
Сергей: Да, да-да, такой вот, очень такой, вот такой вот, как из фильма «Назад в будущее», наверно…
Александр Генерозов: Я так и думал, док с белыми волосами.
Сергей: Да, с белыми волосами всклокоченными.
Александр Генерозов: Сорок третья неделя 2017 года готовится уйти в историю. Посмотрим, что любопытного случилось за эти семь дней и сделаем мы это вместе с нашими гостями писателями Анной и Сергеем Литвиновыми на Европе Плюс! И вот новость такая, околорелигиозная, можно сказать. Папа Римский спросил, что такое любовь. И спросил не у кого-нибудь, а у космонавтов на МКС в рамках телемоста, по-моему, да? Правильно я называю? Как вам вот эта идея общения...
Сергей: Замечательно! Замечательно!
Александр Генерозов: Небесного и небесного?
Сергей: Замечательно! Небесное и небесное, да. И, кстати говоря, я увидел этот ответ нашего космонавта. Молодец! Хорошо он сказал, хорошо! Советую, всем советую. Ну, школа! Их же не в радиожурналисты готовят, так что...
Александр Генерозов: Календарь майя, северокорейский кризис, все это не то. Самый актуальный сценарий апокалипсиса – это йеллоустонский вулкан, который может проснуться и всех нас снести. Анна, вы боитесь? Вы, мне кажетесь, более такая, мистичная, в сравнении с вашим братом, боитесь таких сценариев?
Анна: Я не верю.
Александр Генерозов: Супервулкан нас просто уничтожит.
Анна: Я не верю в такие сценарии. Я даже в глобальное потепление не верю. Мне кажется, что...
Александр Генерозов: Откуда оно, вон, снег на улице!
Анна: Вот именно, да, я к тому и веду.
Сергей: Глобальное потепление выражается глобальным похолоданием.
Александр Генерозов: А, да, правда – это ложь, война – это мир, кто-то писал это уже, да? (смеется). «Матильда», о перипетиях которой не написал разве что вестник «ЗОЖ», все-таки в прокате. А вам бы хотелось такого острого, шумного, яркого PR, который госпожа Поклонская устроила этому фильму?
Анна: А, вообще, хороший PR, мы уверены. И я, как выпускник факультета журналистики, могу сказать: он стоит очень недешево. Ну, да, мы хотели бы хорошего PR.
Сергей: То есть ты думаешь, что Поклонской заплатили? Учитель заплатил Поклонской?
Анна: Я не могу это комментировать. Но никакая шумиха не бывает на пустом месте. За любой шумихой лежит какая-то инвестиция. Это я гарантирую, как специалист.
Александр Генерозов: Ну, а нервы! Нервы-то потраченные! Машины жгут там, кинотеатры отказываются. Это надо стальные нервы иметь, чтобы так пропиарить свое произведение на грани запрета!
Анна: Зато как оно работает теперь!
Александр Генерозов: Ну, да. Будем надеяться, что сходят. Единственный российский пилот «Формулы 1» Даниил Квят покидает королевские гонки. То есть мы остаемся с автодромом в Сочи, но без своих пилотов. А вас когда-нибудь увлекала вот эта эстетика с пит-стопов, Green Girl, вот этих больших скоростей и сумасшедших каких-то...
Анна: Меня раньше очень увлекало. Но с тех пор, как все обвешали камерами, и за любую гонку тебе потом приходит десяток «писем счастья», я как-то умерила свой пыл.
Александр Генерозов: Литература, детективы и книги на стыке множества жанров. Анна и Сергей Литвиновы на Европе Плюс! Давайте немножко по вопросам наших слушателей. Светлана спрашивает: у вас много различных серий книг. Какой персонаж самый любимый?
Анна: Таня Садовникова, авантюристка, красотка.
Александр Генерозов: Сергей?
Сергей: Ну, я думаю, что парочка у нас Дима Полуянов, такой журналист без страха и упрека, и его постоянная спутница, вечная невеста Надя Полуянова, библиотекарша.
Александр Генерозов: Лена говорит, что «Отпуск на тот свет» как-то все очень пессимистично.
Сергей: Что пессимистично?
Анна: Она не читала.
Сергей: По названию судит, или с кем-то нас путает. Наверно... Нет, не буду говорить.
Александр Генерозов: А ваши книги относятся к жанру все-таки такому, размытому, но все-таки его называют как беллетристика.
Сергей: Конечно.
Александр Генерозов: Для вас это не является каким-то обидным штампиком?
Сергей: Да, ну, что вы!
Анна: Мы горды носить звание...
Сергей: Конечно.
Анна: Беллетристов.
Александр Генерозов: Ну, что, это – «прекрасное слово» в переводе.
Сергей: Конечно. И заходите к нам на Facebook, я в Facebook фигурирую как беллетрист. Род занятий.
Александр Генерозов: О! Ну, тогда вопрос снимается. Друзья, сегодня воскресенье, день легкий, простой и приятный. А завтра понедельник, и его почему-то все считают тяжелым. Может, посоветуете, как хоть чуть-чуть его полегче встретить?
Анна: Нужно, чтобы кто-то был рядом, кто принесет тебе кофе в постель. Особенно в понедельник.
Сергей: О, Господи!
(Смеются).
Александр Генерозов: Анна и Сергей, спасибо вам огромное за увлекательный книжный час. Хороших тиражей и новых романов! Приходите к нам с ними еще!
Сергей: Спасибо большое. С вами был я.
Александр Генерозов: Друзья, Анна и Сергей Литвиновы, одни из самых успешных российских писателей, провели воскресный вечер с нами на Европе Плюс! Александр Генерозов. Встретимся через неделю. Пока!
Анна: Пока!
Сергей: Спасибо!