Евгений Чебатков пояснил, зачем сделал стендап на английском языке

5 февраля гостем шоу Week&Star стал стендап-комик Евгений Чебатков! Читай интервью ниже или подписывайся на подкаст, мы есть в Apple Podcasts, Google Podcasts, Castbox, «Яндекс.Музыке».

Александр Генерозов: На Европе Плюс сегодня с нами стендап-комик, который проделал огромный путь к своей популярности, он диджеил по клубам, фристайлил на баттлах, пожил даже в Штатах и Канаде, и я рад представить всем – Евгений Чебатков! Привет, Женя, и привет всем, кто с нами сейчас!

Евгений Чебатков: Привет! Очень приятно, всем здравствуйте!

Александр Генерозов: Ну слушай, вот ты человек, максимально живущий в своём ритме. Ты не сидишь на месте, и гастроли и стендап тут даже могут быть вторичны. И я подумал, что с точки зрения человека, работающего по пятидневке, ты, скорее всего, непонятен, твой график и твоя жизнь. А вот в обратную сторону, люди, которые живут от пятницы к понедельнику, их отдых, ожидания длинных выходных – они для тебя ещё с одной и той же планеты? Ты не потерял связь с ними?

Евгений Чебатков: Ну точно нет! Потому что моё ближайшее окружение, я бы сказал, мои друзья очень многие – они как раз живут в режиме «нормальных» людей. И общаясь со стендап-комиками, с большим количеством их, я тоже всё-таки понимаю, что стараюсь окружать себя ребятами, которые работают экономистами или юристами, потому что не хочется замыкаться на какой-то одной своей сфере. Это чревато, как результат, какими-то очень уже узкими приколами, потому что вся моя работа – это прикол. Поэтому я очень ценю своих друзей, которые честно трудятся 5/2, и они меня тоже всегда возвращают в реальность.

Александр Генерозов: Ну а раз я тебя уже приписал к кочевникам, так ты знаешь, лихо, одним жестом, тебе самому вот эта философия «номадов», людей, которые принципиально заявляют: «У меня не будет никакого жилища, не будет никакого имущества» – она близка? Тебя успели в Казахстане ей заразить? Хотя в Казахстане, так-то, люди с нормальным имуществом!

Евгений Чебатков: Да-да, я знаю в Казахстане очень много людей с нормальным таким имуществом, скажем так (смеётся), да, наверное, есть определенный дух, это стремление перемещаться, путешествовать. Но я бы не сказал, что это выражается в каких-то «у меня ничего не будет на постоянно, я все время буду где-то находиться в пути» – такого, наверное, нет. Но я очень люблю перемещаться, это правда. То есть если у меня есть возможность потратить деньги на путешествие или на какое-то имущество, я, конечно, предпочитаю путешествие.

Александр Генерозов: Он вырос в плавильном котле самых разных культур на севере Казахстана, Евгений Чебаков на Европе Плюс. Ты сделал «фейспалм» – что, в смысле: «Да хватит уже про Казахстан»?

Евгений Чебатков: Да не-не-не, я Казахстан очень люблю, и про него говорить готов все время, просто – ну неожиданное представление немножко. Но если говорить уже конкретно, то я, конечно, с восточного Казахстана.

Александр Генерозов: Хорошо, точно. Ну а вот сам по себе стендап, на мой взгляд, для русскоязычной аудитории – это несколько такая импортная история. Потому что если посмотреть на «местный» юмор – это ближе к миниатюрам во всех их проявлениях: КВН, Comedy Club, СТЭМы, что-то ещё там. И тебя вот эта «миниатюрная» история абсолютно мимо прошла, получается? То есть не был ни в КВН, ни в других проектах?

Евгений Чебатков: Ну да, не был, выходит, что мимо. Но я это не отрицаю как явление, просто как-то вот именно в моей жизни этого никогда не было, и поэтому для меня это довольно далёкая какая-то штука. И я не могу даже ничего об этом говорить, так как изнутри я никогда не видел, как это происходит.

Александр Генерозов: Ну то есть ты со стендапом, получается со стендапом как частью нашей культуры, если угодно, ты был с ним практически сколько себя помнишь, для тебя это не казалось никогда чем-то таким пришедшим? Или на твоей памяти это взяло и появилось откуда-то?

Евгений Чебатков: Ну мне сложно в такой категории об этом говорить, честно. Потому что, мне кажется, что с масштабным появлением интернета, и вообще в тот момент, когда интернет начал появляться, и он теперь присутствует в любой деревне, грубо говоря, ты можешь, находясь где угодно, запросто поглощать любую культуру. Если тебе это интересно, если для этого открыт, если ты открыт для мультикультурализма, то тогда для тебя нет границ. И в этом понимании, мне кажется, и существует стендап. То есть, если ты это можешь увидеть, посмотреть, почувствовать, то неважно, где ты находишься физически, это все равно часть мировой культуры, и ты к ней можешь приобщиться и делать это. Не знаю, я думаю, что говорить о том, что стендап – это какая-то инородная составляющая…

Александр Генерозов: Уже не инородная, всё-таки, уже нет! Что ж, думаю, на такой высокой ноте не часто говорят о стендапе (смеются)! А я вот посмотрел, в 2022 году ты отметился новым, свежим, скажем так, амплуа – камерным чтением литературных классиков. Что эти проекты значат для тебя, некая такая образовательная функция?

Евгений Чебатков: Да. Ну это довольно забавная история. Вообще, это началось со Стаса Старовойтова, и он году, кажется, в 2017-м предложил вместе просто провести чтения, и почитать, что нам вообще угодно. Собрать людей, чтобы просто почитать книгу. Я такой: «Ну интересно», подумал, а что, зачем, в чем смысл… Ну ладно, попробуем, и когда мы это сделали, я получил неимоверное удовольствие. И так это дошло до того, что мы в итоге с моим хорошим другом, с которым вместе работали, с Мишей Хмелевым – мы сделали это в Российской государственной библиотеке. И «Ленинка»… Ну мне как-то неловко на самом деле так называть, мне нравится «Российская государственная библиотека» – звучит классно! И вот РГБ предоставила нам возможность делать эти чтения вживую, и это потрясающе атмосферно работает, когда ты, особенно, можешь увидеть оригинальные рукописи писателей, тут же послушать, пообщаться, и для меня это какой-то больше иммерсивный театр с элементами аудирования и погружения. Вот это реально что-то из какого-то театрального опыта для меня.

Александр Генерозов: Ну а ты себя как-то ассоциируешь с авторами? Все равно приходится по-разному, наверное, читать Гоголя, Булгакова и, скажем, Сэлинджера, то есть у тебя какая-то при этом сверхзадача, давай такими вот пафосными словами спрошу?

Евгений Чебатков: Да, да, если уж слово «театр» прозвучало. Я бы сказал, что, конечно, надо по-разному, но я не претендую на профессиональное звание чтеца, я делал это как умею, но я очень стараюсь. И это стремление, наверное, оно иногда важнее профессионализма. Если говорить о сверхзадаче – я чувствую определённую миссию. Она кроется в том, что я привлекаю на эти мероприятия свою аудиторию, которая пришла ко мне из стендап-комедии, и которая, зачастую, просто и не знала таких произведений.

Александр Генерозов: А где это всё происходит, в самом вот этом красивом здании библиотеки, со скульптурами на крыше? Там же, если не ошибаюсь, дом Пашкова тоже к библиотеке относится?

Евгений Чебатков: Дом Пашкова, да, он фантастический! Последние разы мы делали там.

Александр Генерозов: Я ни разу там не был вот.

Евгений Чебатков: Это ты очень зря! Дом Пашкова – это даже на момент, когда ты находишься снаружи дома Пашкова и смотришь на него, – это как декорация кинофильма: «Это не настоящее здание!» И ты заходишь внутрь, и оно настоящее, и атмосфера зала, когда там, представь, гасят свет, остается свет только за столом, где я сижу с книгой, зеленые классические лампы подсвечиваются, второй этаж, потрясающая атмосфера!

Александр Генерозов: Артистичный, огненно-рыжий, с прекрасным английским языком, да ещё и стендап-комик, Евгений Чебатков на Европе Плюс!

Евгений Чебатков: Thank you so much (смеются)!

Александр Генерозов: Ты из Казахстана, и вот смотри, есть классные истории: Imanbek получил «Грэмми», парень из-под Павлодара, Аксу. Нурлан Сабуров – без комментариев, Скриптонит, Dose, Гена Головкин – боксёр замечательный, и у вас образовался практически такой крутой кластер артистов, спортсменов, музыкантов, комиков. А с другой стороны, это выглядит как всё-таки сообщество одиночек, вы как будто все сами по себе. Так оно и есть действительно?

Евгений Чебатков: Интересно, конечно! Я думаю, что… ну сложно, знаешь, представить, что Гена Головкин протягивает Асху Принца. Ну я имею в виду, это и разные сферы, во-первых, ну а во-вторых, да я не знаю, я думаю, что у всех, то есть во всех перечисленных сферах очень важна твоя индивидуальность. И поэтому она, наверное, и формирует твой подход вообще к делу. Что ты такой больше индивидуалист, наверное. Я вот рассуждаю на ходу сейчас, ответа четкого не знаю. Но при этом я могу сказать, что да, хотя и нет у нас на всех общего чата в Телеграме, но мы, я думаю, все друг на друга, так или иначе, смотрим – кто, где-то, когда-то оказывается на виду, и с большой симпатией, я думаю, относимся. Ну я могу про себя только говорить, конечно! Я вот с огромной симпатией отношусь ко всем ребятам, кто из Казахстана, и где-то что-то делает масштабное – это очень круто!

Александр Генерозов: А вот у музыкантов логичным развитием карьеры почти всегда является появление какого-то лейбла. И они вокруг себя начинают свою тусовку собирать, единомышленников. А вот думаю, что в случае со стендапом такого, ну на моей памяти вот такое не подтягивается из воспоминаний. Или не лейбл, а, может быть, как у спортсменов тренерская школа или что-то такое. Что может быть, школа стендапа? Давай пофантазируем и по поводу этого тоже?

Евгений Чебатков: Ну честно сказать, не очень мне такое интересно! Я бы просто хотел заниматься стендапом. Потому что одно дело добиться известности и узнаваемости, это одно дело. А другое дело – добиться действительно новых горизонтов в стендап-комедии – а они, если смотреть на западных представителей жанра, – ох, как далеко! Нужно двигаться, и ох, как много можно и нужно делать! Поэтому я точно не расслабляюсь в плане стендапа, у меня нет, я не живу в таком мире внутреннем, что я думаю: «Хм, ну и что теперь?», что следующий шаг уже учить других – нет, точно нет! Я хочу научиться сам, поэтому, наверное, у меня именно такой подход. Я – слабый ментор, я не особо хороший наставник, я не думаю, что я хорошо могу кого-то взять, наставлять и обучать. Поэтому – нет, надо заниматься.

Александр Генерозов: Ох, как же сильно и хорошо сейчас прозвучало: «Я – слабый ментор»! Это очень сильно звучит, не знаю, так ли оно на самом деле, но с точки зрения шоу – звучит отлично! Меньше слов, больше информации, вопросы покороче, а ответы – в любом формате. Ты за шнуровой микрофон или может, как британец Джек Уайтхолл, мог бы с гарнитурой походить, для движения, для пластики?

Евгений Чебатков: Не-не, я за классический шнуровой!

Александр Генерозов: И, кстати, как он тебе – Джек? Или британский стендап – это не то что бы?

Евгений Чебатков: Я, честно сказать, не большой поклонник британской стендап-сцены, это дело вкуса исключительно, но мне как-то ближе другие немножко представители.

Александр Генерозов: Хорошо. Твоя шутка, и ты тащишься от неё, а другие не понимают. И вот бывает такое, что ты ещё раз пытаешься предложить, продать: «А может сейчас поймут?»

Евгений Чебатков: Ну у этого всегда есть определенное количество попыток – два-три раза, и после этого, как бы она мне ни нравилась, она должна «уехать».

Александр Генерозов: Рыжих сравнивают с викингами и с ирландцами. Тебе что более комплиментарно из этого?

Евгений Чебатков: Ха! Ну не знаю, очень не хочется мимикрировать под всё равно чуждую культуру, и плюс, я считаю, что я не такой уж прямо рыжий, я считаю, что у меня рыжая только борода (смеётся). Это я себя убеждаю всегда, что я не совсем рыжий прямо. Ну… не знаю, хотелось бы быть человеком в первую очередь. Ну тут такое, как буддист ответил, но не хочется, короче, под кого-то косить.

Александр Генерозов: Три точки силы на карте от Евгения Чебаткова?

Евгений Чебатков: Так, это, значит, Восточный Казахстан, это Ниагарский водопад и это Карелия.

Александр Генерозов: 13 сентября в один день с тобой родились Дэйв «crush ’em» Мастейн из Megadeth, певица Элис «No Roots» Мёртон, ну и упомяну для контраста Александра Розенбаума. Кого вспомнил бы на своем стендапе с поздравлением?

Евгений Чебатков: Ну Александра Розенбаума, конечно. Тем более в детстве жил в Восточном Казахстане тоже, у него такая была страница биографии. Ну вот есть уже какая-то связь у нас.

Александр Генерозов: Да, точно! Кроме стендапа и образовательных проектов, он периодически выпиливает то по хип-хопу, где он так называется CHBTKV, то по электронке, где уже KILLTHEMALL, Евгений Чебатков на Европе Плюс. А ты так как-то удивился, что-то не так?

Евгений Чебатков: Да, просто в электронной музыке – это не я, это мой менеджер и мой хороший друг Александр Пингус. Это его никнейм KILLTHEMALL, Kill-the-Mall – «убить супермаркет». Там ещё есть Андрей FUBU, они из Томска оба. И вот Андрей живёт в Томске, Саша сейчас живёт в Москве, и это их объединение, и вот они выпускают крутую электронную музыку. Я иногда выкладываю треки, которые записываю и просто подписываю CHBTKV, ну а сейчас мы готовим такой релиз, просто получаем большое удовольствие, записываем, и там я уже подписываюсь как персонаж из сериала «В ритме колбасы» KickShot, и KickShot скоро выпустит альбом, и это UK-Garage, и мы вот экспериментируем с этим, но это тоже опять же про удовольствие.

Александр Генерозов: Ну а хип-хоп, просто для удовольствия, тебя в клубе можно за этим выловить?

Евгений Чебатков: Ну у меня бывают такие моменты, просто вряд ли это произойдет, типа, что я вот пришел в какой-то клуб, такой подхожу к диджею: «Дай микрофон» – такого нет, конечно, но если где-то выдается возможность, с большим удовольствием вырываюсь, конечно.

Александр Генерозов: В плеере англоязычный хип-хоп, или русских тоже послушаешь?

Евгений Чебатков: Много, много разного, много. Я в последнее время сильно кайфую от того, что делает мой земляк Асха, это алматинский рэпер Асха Принц, вот мне очень нравится его подход. Но и много, конечно, американского рэпа. Да разное, я вообще очень разную слушаю музыку.

Александр Генерозов: И всё же, для себя музыку как запасной аэродром никогда не примерял?

Евгений Чебатков: Не, ну музыка – она как-то где-то всегда рядом, мне очень нравится рэп, и у меня, мне кажется, всё в порядке с чувством ритма, и у меня есть хорошее какое-то ощущение, иногда я могу прикольно понабрасывать текст, ещё что-то. Но для того, чтобы быть музыкантом именно, вот я не могу назвать себя музыкантом, точно. Я не музыкант вообще, то есть я не пишу музыку, никогда её не писал. Есть люди рядом со мной, которые прямо вот занимаются этим, поэтому я это разграничиваю. И… ну нет, я никогда не думал, все-таки стендап дает так много для меня, так что сильно с этого кайфую.

Александр Генерозов: Читает в пижаме сказочки 18+ на ночь, разъезжает с концертами по залам и клубам, сегодня он на Европе Плюс – Евгений Чебатков у нас в гостях. А что, кстати, с «Историей на ночь»? Давно не обновлялось, поклонники беспокоятся.

Евгений Чебатков: Ха-ха-ха, «сказочки 18+»!

Александр Генерозов: Ну потому что там похоже по антуражу на сказки, хотя это «История», конечно.

Евгений Чебатков: Не, ну они у нас не совсем уж «18+», у нас там никакой вульгарщины, ни мата, ничего нет.

Александр Генерозов: Ну извини, братан, ты сам поставил такую плашку там, да и у тебя, пока проглядишь твои дисклеймеры все, вот там и думаешь, сейчас уже жесть пойдёт, а ты действительно там: «Махатма Ганди».

Евгений Чебатков: Дело в том, что я это делаю, конечно же, не один. Там у нас там большая команда Medium Quality, мы с Томасом и с Расулом. Да, «История на ночь» будет, очень многие спрашивают: «Что там, что там с ней?», кто следит, кому нравится – это очень приятно, и мы, конечно, будем продолжать снимать, просто пока такой небольшой взяли перерыв. Но вообще, всё планируется, всё делается, «История на ночь» – это наше большое удовольствие.

Александр Генерозов: Ну а вы как-то представляете себе, что нужно удержать внимание – он там где-то больше часа длится, подкаст. Или вы просто находитесь в своём «потоке», и кто останется на это время, тот останется?

Евгений Чебатков: Нет, у нас вообще нет задачи удержать внимание. Мы иногда говорим «Выключайте!», но если человек повёлся на это – он, значит, не из нашего круга, не из секретной организации! А люди, которые сейчас вот это слушают, и которые смотрят «Историю на ночь», они всё знают! То есть для них мне даже сейчас говорить ничего не надо, они всё поняли, они все понимают, это наша секретная организация. Если кто-то такой: «Чего? Что, чего? Я не понял, чего?» – этот проект не для вас.

Александр Генерозов: Понятно. То есть они должны знать, что Индира Ганди – это не дочка Махатмы Ганди?

Евгений Чебатков: Они должны, они… суть не в этом, они должны знать, вообще, они должны понимать самое главное, что все не просто так. Вот, больше подсказок не будет.

Александр Генерозов: Хорошо, а со спортивными подкастами не хотел попробовать поработать? Мне кажется, с твоим драйвом это бы неплохо получалось, и, глядишь, тебе бы сейчас Кокорин рассказывал про то, что каждому нормальному пацану нужно побывать сам знаешь где?

Евгений Чебатков: Да нет, я люблю спорт очень, мне нравится спорт, но как-то спортивный журналист… Мне кажется, там настолько покрывает Дмитрий Губерниев всё, что абсолютно нереально вклиниться. Да нет, если серьезно говорить, я люблю футбол, очень люблю хоккей, мне нравится баскетбол – такой стандартный набор мне кажется довольно. Но вот слежу, болею, смотрю и сам играю – но нет, не более.

Александр Генерозов: Слушай, я не могу не коснуться очень такой любопытной для меня темы – это твой англоязычный концерт Slavic Values, если я правильно для себя это перевёл – «славянские ценности». Для кого ты его всё-таки делал, для русскоязычных, кто будет смотреть в переводе, или это для реальных американцев и канадцев? Зачем тебе это надо было в общем?

Евгений Чебатков: Ну это крутой новый опыт, очень большой, и это большое испытание для себя в первую очередь. Для кого это делал? Да у меня вообще не стоит передо мной такого вопроса, это немного задача других людей, понять для кого это и как продвигать. Понятно, что у меня есть мысли об этом, но когда я выступаю в роли все-таки творца, я старательно из себя эти мысли выдавливаю, потому что они могут лишь вредить. Мне важно было сделать это в тот момент, когда это сделал, на тот момент мне было важно так вот пошутить на этом языке, так сформулировать. И вот так это и получилось. Английский язык, как ни крути, что бы ни происходило, до сих пор остается языком международного общения, и поэтому он имеет определенную возможность расширить вообще географию того, что ты делаешь. Если есть какой-то человек русскоговорящий, и ему это понравилось на английском, он посмотрит, он покажет своим друзьям, которые не говорят по-русски, и они вместе с чего-то прикольнутся. Ну почему бы и нет? Классно, хотя вот люди пишут: «Вот зачем на английском, я не понимаю английский». Ну, во-первых, есть субтитры, ну, а если: «Да я не хочу читать, зачем мне это?» – были некоторые такие комментарии. Ничего не понимаешь – пожалуйста, ну посмотри из русскоязычного стендапа, его море! Посмотри другой, но это своего рода тоже определенное какое-то сито, что ли, чтобы быть с теми людьми, с которыми тебе максимально комфортно на одном языке.

Александр Генерозов: А как это, тебе кажется, смотрелось со стороны? Вот подставим себя сейчас на место англоязычных зрителей, и это что-то подобное тому, как комик Майло Эдвардс, британец, который здесь на русском читал в «Открытом микрофоне»? Или у тебя настолько хорошее произношение, что ты не отличим там от локальных комиков?

Евгений Чебатков: Нет, отличим, и ещё как отличим, но нет задачи, у меня не было задачи спрятаться и казаться таким: «Посмотрите, я такой же, как вы!» Наоборот, весь Slavic Values как раз о том, что мы все разные, но при этом – ну странно как будто на этом фоне выстраивать какие-то конфронтации. Вот это то, что внутренне меня наполняло в тот момент.

Александр Генерозов: А вот у меня были в гостях стендап-комики, которые вне шоу Stand Up на ТНТ. Это Дима Романов, который откололся оттуда и Наташа Краснова, которая и не «прикалывалась» туда. И оба, не знаю уж насколько искренне, говорили: «Как прекрасно, свобода, когда ты не зависишь ни от какого шоу!» И я аккуратно так спрошу: тебе ещё не тесно в этом шоу?

Евгений Чебатков: Мне? Нет, конечно! Нет. Да это странный подход, и у всех он свой, но Stand Up на ТНТ – это огромная школа. Стендап-ремесло ты должен всё время оттачивать, всё время! И если ты в какой-то момент сам себе даешь полную свободу, и ты сам свой единственный цензор, и сам единственный свой такой хозяин: «Вот так прикольно, а вы не смеетесь – вы не понимаете». Ну это тоже путь, почему нет? В Stand Up на ТНТ никогда не сможешь расслабляться, и так уж организован проект, как его организовал Вячеслав Дусмухаметов, так он всё время и создает новые и новые стендап-единицы. И поэтому для меня, пока я нужен этому проекту – я буду там.

Александр Генерозов: У тебя в телеге увидел недавние свежие морские пляжные фото. Поделись что, как и где?

Евгений Чебатков: А, это Восточный Казахстан… Ну что ты смеёшься, мне кажется так бы и поверили. Ну иногда вот так вырываюсь куда-то, когда есть возможность, потому что скоро у меня будет довольно много гастролей, поэтому если есть возможность куда-то потише выбраться, пописать материал…

Александр Генерозов: То есть ты и там работаешь?

Евгений Чебатков: Ну конечно!

Александр Генерозов: Ну вот… Ладно, тут мои друзья говорят, что даже на проверочный концерт к тебе не попадёшь, нереально, билеты выкупаются. То есть ты артист-soldout, это так?

Евгений Чебатков: Ха, ну что я могу сказать – ну слава богу, что так происходит, и это лишь для меня на самом деле повод ещё сильнее напрягаться! То есть это не повод кайфовать, это повод ещё сильнее работать, потому что когда я вижу какой отклик происходит, как они с удовольствием приходят, и я такой: «Ну всё! Значит, надо ещё в два раза, в три раза больше усилий прикладывать!»

Александр Генерозов: Жень, спасибо огромное за то, что нашел время зайти к нам, мы это ценим и нам очень приятно, жду в гости, всегда рады, считай, инвайт уже у тебя в личке!

Евгений Чебатков: Спасибо большое, мне очень приятно, и очень круто у вас!

Александр Генерозов: Евгений Чебатков, стендап-комик, музыкант, ведущий подкастов, чтец классиков, да и современников, провел с нами вечер первого воскресенья последнего месяца зимы. Ну а я, Александр Генерозов, прощаюсь с вами на семь дней и жду всех в следующее воскресенье в 17 с новым выпуском Week&Star! Будет звёздно, будет интересно, пока!

Евгений Чебатков: Пока-пока! А ещё я рэпер!

Загружается ...